Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Место и роль России в процессе глобализации



Основными векторами внешнеэкономической политики России в последние годы были либерализация экспортно-импортных и валютных операций, тесное сотрудничество с международными экономическими организациями, преимущественная ориентация экономических связей на создающиеся интеграционные сообщества, прежде всего на Европейский союз. Сопоставление динамики и структуры отечественной внешней торговли товарами и услугами с данными по мировой торговле и экспорту наглядно показывает, что по своей структуре внешнеторговый оборот России кардинальным образом отличается от международного экономического обмена. В мировой торговле значительный удельный вec приходится на готовую продукцию и услуги, в которых воплощены достижения научно-технического прогресса. В структуре российского экспорта преобладают базовые товары и простейшие виды услуг, в импорте заметное место занимают товары и услуги, связанные с удовлетворением потребительского спроса.

Будучи отягощенной значительным внешним долгом Россия умудряется при этом финансировать другие страны через утечку капитала, составляющую, по некоторым оценкам, 10% годового ВВП. Чтобы в ходе дальнейшей интеграции России в мировое хозяйство были бы должным образом защищены интересы отечественного бизнеса, стране необходима устойчивая и эффективная политическая власть. Это подтверждается и мировым опытом. Успешные и продолжительные периоды развития всегда происходили в государствах с сильными правительствами, будь то послевоенная Германия или Япония, Южная Корея, Малайзия или Китай.

На нынешнем этапе развития России, видимо, не обойтись без усиления защиты отечественного производителя и потребителя. Это нужно для того, чтобы помочь встать на ноги потенциально способным выдерживать конкуренцию предприятиям, секторам и отраслям экономики. Речь, конечно, никоим образом не может идти о возведении государством непреодолимых тарифных и нетарифных барьеров на пути проникновения иностранных товаров, услуг и капитала на российский рынок. В этом случае неизбежны консервация технической отсталости и высокой ресурсоемкости отечественного производства, сохранение непригодных в рыночных условиях форм управления и организации хозяйственной деятельности. Защитные меры, естественно, не должны препятствовать выбраковке неэффективных производств, полной либо частичной замене импортом отдельных видов отечественной продукции и услуг.

Включение в систему мирохозяйственных связей в условиях глобализации сопряжено для нашей страны с необходимостью решать широкий комплекс экономических, правовых и организационных проблем, что требует постоянного анализа последствий реализации курса России на открытие экономики и корректировки путей ее адаптации к глобальной системе мирохозяйственных связей.

38. Социальные изменения.

Социальное изменение - это происходящий с течением времени переход социальных явлений, элементов, структур, связей из одного состояния в другое.

Социальные изменения могут происходить на макроуровне (международные системы, нации, государства), на мезоуровне (корпорации, социальные институты, ассоциации), на микроуровне (семья, сообщество, группа, индивид).

Социологии выделяют четыре вида социальных изменений:

1 )Структурные, т.е. изменения касающиеся структур различных социальных образований -государства, корпораций, социально-классовых образований, соц. слоев, массовых общностей, малой группы, семьи и т.п.;
2) Процессуальные, т.е. затрагивающие социальные процессы, отражающие отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности между различными субъектами социальных взаимодействий;
3) Функциональные, касающиеся функций различных соц. систем, структур, институтов, организаций и т.д.;
4) Мотивационные, происходящие в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности.

Все виды социальных изменений, и прежде всего — социального развития, по характеру, внутренней структуре и степени влияния на общество можно разделить на две большие группы — эволюционные изменения и революционные изменения.

Эволюционные изменения — это частичные и постепенные изменения, осуществляющиеся как достаточно устойчивые и постоянные тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо свойств, качеств, элементов в различных социальных системах, и приобретающих, в связи с этим, восходящую или нисходящую направленность.

В ходе эволюции принято выделять 2 процесса:

  1. Формирование инноваций (процесс зарождения, появления, укрепления новых свойств, качеств, элементов, процессов в социальной системе.
  2. Отбор инноваций — процесс, в следствие которого сохраняются одни инновации и отбрасываются другие.

Инновация — комплексный процесс создания, распределения и использования какого-либо нового средства для удовлетворения социальных или индивидуальных потребностей, а также сопряженные с этим новшеством изменения в социальной и вещественной среде.

Революционные изменения в отличие от социальной эволюции, которая принимается всеми школами социологии и рассматривается как естественное состояние общества, в отношении понятия революции, его определения и значения для развития общества, в социологии нет единого мнение.

Можно выделить три подхода к определению революции:

  1. Делает акцент на масштабности и радикальности изменений ("революция — неожиданные, радикальные изменения в политической, экономической и социальной структуре общества" — Алан Буллок)
  2. Делает акцент на насильственности, производимых изменений ("революция — фундаментальные социально-политические изменения, осуществляемые насильственным путем")
  3. Делает акцент на предпосылки и обусловленность ("революция — это захват насильственными методами государственной власти лидерами массовых партий, и последующее использование ее для проведения крупных реформ" — Энтони Гидденс)

Обобщим все имеющиеся концепции, можно выделить характерные особенности революционных изменений, отличающих их от эволюционных:

№41
Общество. Типология обществ.

1.Общество — обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы социального взаимодействия и формы объединения людей, способных создавать орудия труда и пользоваться ими в процессетруда.

Огюст Конт: " Общество — это органическое единство всего человечества, связанного общим согласием, характеризующееся согласованностью функций всех его структурных элементов".
Карл Маркс: " Общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе совместной деятельности".
Макс Вебер: " Общество — это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий".
Толкотт Парсонс: " Общество — это тип социальной системы, которая как система достигает по отношению к окружающей среде наивысшего уровня самодостаточности".

Признаки общества по Э. Шилзу

· объединение не является частью какой-либо более крупной системы;

· браки заключаются между представителями данного объединения;

· пополнение объединения происходит главным образом благодаря деторождению;

· объединение имеет собственную территорию;

· у объединения есть свое название и своя история;

· объединение обладает собственной системой управления;

· объединение существует дольше средней продолжительности жизни человека;

· объединение скрепляет общая система культурных норм, образцов и ценностей.

Системные параметры, характеризующие общество как социальную систему:

· Иерархичность

· Саморегуляция

· Открытость

· Информационность

· Cамодетерминированность

· Самоорганизация


2. Типологии общества.

В современной социологии выделяются различные типы (образец, модель, формирующаяся на основе целостной совокупности принципов) обществ.
1) Если в качестве главного признака выбрать письменность, то общества делятся на дописьменные и письменные;
2) Все общества делятся на простые и сложные. Простые: нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных (первобытные племена). Простые общества возникли 40 тысяч лет назад. Сложные: несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов. Возникновение сложного социального института – государства (6 тысяч лет назад) привело к появлению сложных обществ.
3) В основании третьей типологии лежит способ добывания средств существования, т. е. способ производства. Самый древний – охота и собирательство (общество первобытных охотников и собирателей). Далее общества скотоводов; огородников; земледельцев.
4) В середине XIX века К. Маркс предложил свою типологию: основанием которой служат два критерия – способ производства и форма собственности. Общества, различающиеся языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенные этими признаками, составляют общественно-экономическую формацию. По Марксу, человечество последовательно проходит различные стадии в своем развитии: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую
5) По Даниелю Беллу (американский социолог) развитие человеческого общества последовательно проходит три стадии, соответствующие трем главным типам общества: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную.
6) На рубеже XIX-XX вв. трудами О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, А.Тойнби утверждается идея о двух этапах общества: традиционном (военном) и индустриальном (промышленном).
7) В конце XX века западные социологи Р.Арон, Ж.Фурастье, Дж. Гэлбрейт выделяют типы обществ: аграрно-ремесленное, индустриальное и постиндустриальное.

42
Основные конфликтологические парадигмы.

В собственно социологической теории сложилось два основных подхода к пониманию сущности конфликта: функциональный и конфликтный.

Основоположником функционализма считается Спенсер, чьи идеи явились мощным стимулом развития органистической школы. В органицизме наряду с идеями, подчеркивающими структурно-функциональное единство социальной системы и зависимость её составных частей от целого, широкое распространение получает и теория конфликта. Представители этого направления прежде всего фиксируют внимание на противоречиях общественной жизни, столкновениях интересов и борьбе различных социальных групп.

Дюркгейм, испытывая несомненное влияние биоорганического направления в социологии, тем не менее проповедовал идею «коллективности»: «Точно так, как частные конфликты могут сдерживаться только регулирующими действиями общества, заключающего в себе индивидов, так и нитерсоциальные конфликты могут сдерживаться только регулирующими действиями одного общества, заключающего в себе все другие. Единственная сила, способная умерять индивидуальный эгоизм, это сила группы; единственная сила, способная умерять эгоизм групп, - это сила другой, охватывающий их группы».

Современные функционалисты – Парсонс, Мертон и др. выступают последователями Спенсера и Дюркгейма. Парсонс пытается ответить на вопрос «Как возможен социальный порядок?». Основу его концепции составляет положение о стремлении системы к сохранению равновесия, сбалансированности частей (тенденция к «поддержанию границ»). Изменения и конфликты интерпретируются им в понятиях эволюционного приспособления различных подсистем по отношению друг к другу. Для Парсонас конфликт деструктивен и разрушителен. Слову конфликт он предпочитает термин «напряжение.

Социологи этой генерации были ориентированны на обеспечение поддержания порядка, «равновесия», «сотрудничества». Анализ конфликта начинает подменяться изучением неэффективного функционирования и психологической неприспособленности.

Наиболее сильным выразителем конфликтной модели в социологическом дискурсе явились Маркс и Зиммель

Причины социальных конфликтов Маркс видит в делении общества на антагонистические классы.Маркс рассматривает конфликт и консенсус как альтернативы, абсолютизируя роль конфликта в качестве стержня всего политического процесса.Зиммелю, считающемуся одним из основоположников современной социологии приписывают авторство самого термина «социология конфликта», а также приоритет в её основании. По выражению Зиммеля, «конфликт очищает воздух». Зиммель полагал, что конфликт в обществе неизбежен и считал одной из его основных форм конфликт между индивидом и обществом. В отличие от Маркса,Зиммель проявлял интерес к более широкому спектру конфликтных явлений, описывая конфликты и между этническими группами, и между разными поколениями людей. Главное отличие социологии конфликта Зиммеля от идей Маркса – это вера в то, что конфликт может приводить к социальной интеграции и, обеспечивая выход враждебности, усиливать социальную солидарность. Конфликт,по Зиммелю, не всегда и не обязательно приводит к разрушениям; напротив но может выполнять важные функции сохранения социальных отношений и социальных систем.Зиммель сформулировал ряд положений, связанных с функциями конфликта, касающимся участвующих в конфликте сторон, а также социального целого, в рамках которого развивается конфликт.Если многие положения Маркса в большей мере отвечают понятию борьбы (классовой, экономической, политической), то у Зиммеля уже наблюдается четкое различие борьбы и конфликта. Проблема конфликта пронизывает все основные направления немецкого социолога Вебера. Теоретические позиции Вебера имеют явно выраженную конфликтологическую направленность. С точки зрения Вебера общество – это арена действия борющихся между собой статусных групп, каждая из которых имеет свои экономические интересы, амбиции, понимания мира и других людей. Внимание к постоянной борьбе между различными социальными группами было сердцевиной веберовского мировоззрения.

Билет №43
Марксистская социология

Особое место в истории социологической мысли занимает учение Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895), основой которого служило диалектико-материалистическое понимание исторического процесса. Вычленение собственно социологического аспекта марксизма представляет известную сложность, ибо труды этих мыслителей, как правило имеют междисциплинарный характер и содержат немало идеологических и оценочных суждений. Вместе с тем некоторые их работы (например, «Анкета для рабочих» К. Маркса, «Положение рабочего класса в Англии» Ф. Энгельса) опираются на большой эмпирический материал и, по сути, являются социологическими исследованиями.
Несмотря на философскую и идеологическую ориентацию марксистской теории общества, следует признать, что она, безусловно, содержала немало ценных идей, обогативших общественную мысль XIX в. Наиболее существенные положения социологической теории марксизма сводятся к следующему:

понимание общества как социальной системы, включающей ряд подсистем (экономическую, политическую, правовую, моральную и др.) при определяющей роли в конечном счете экономической. При этом способ производства рассматривается как системообразующий компонент социальной системы, определяющий ее качественную характеристику;

интерпретация социальной истории как естественноисторического процесса, основанного на последовательной, поступательной и закономерной смене общественно-экономических формаций - первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Каждая из них отличается присущим ей способом производства и прежде всего системой производственно-экономических отношений. Этим в конечном счете определяются особенности социальной структуры, политической системы и духовной жизни общества каждой формации;

обоснование диалектического взаимодействия общественного бытия и общественного сознания. Последнее выступает как отражение социальной практики людей, различных видов их совместной деятельности. Тем самым объясняется природа, сущность и содержание общественного сознания;

объяснение социального конфликта в качестве источника общественного прогресса, поступательного развития общества. В марксистской интерпретации социальный конфликт - это не временное или локальное явление, а постоянный и органический компонент общественной жизни. Показав положительную роль конфликтов в жизни общества, Маркс и Энгельс, по сути, заложили основы конфликтологического направления в социологии;

в рамках социологической теории марксизма возникла одна из первых концепций социальной стратификации. Выделив в качестве главного фактора социальной дифференциации собственность на средства производства, Маркс и Энгельс представили социальную структуру общества как систему отношений между экономическими классами;

важное методологическое значение имело марксистское положение о личности как носителе общественных отношений. Маркс и Энгельс показали, что личность:- это не только объект воздействия социальной среды, но и активный субъект ее преобразования. Изучая механизм взаимодействия личности и общества, они раскрыли его исторически обусловленный характер.

Отмечая роль марксизма в развитии социологической мысли, нельзя в то же время не указать его слабые стороны. Среди недостатков марксистской теории многие социологи прежде всего выделяют присущий, ей экономический детерминизм, который привел к игнорированию роли культурных и духовных факторов в жизни общества. К существенным недостаткам марксизма относят также преувеличение значения классовой борьбы, революционного насилия в истории, недооценку реформ, механизмов социальной интеграции, поиска согласия в обществе.

Не подтвердились на практике и многие прогнозы марксистской социологии, в частности утверждение о неизбежности всемирной победы социализма в обозримом будущем, о неуклонном росте численности пролетариата и возрастании его революционной роли, об усилении абсолютного и относительного обнищания трудящихся при капитализме, о сокращении средних слоев населения и др.

Таким образом, в социологической теории марксизма необходимо отделять научное знание от различных идеологизированных и политизированных положений. Многие ценные идеи Маркса и Энгельса питали научное творчество таких крупных социологов, как М. Вебер и Э. Дюркгейм. Марксизм оказал значительное влияние на развитие целого ряда школ и направлений современной социологии.

46. Социология Вебера и Зиммеля

Позитивизм во второй половине XIX века позволил социологии утвердиться в качестве самостоятельной науки, разработать собственный категориальный аппарат и методику исследования. Однако, к концу XIX века стало очевидно, что позитивизм уже не может дать социологии ничего нового и начинает постепенно тормозить ее развитие.

Тогда же среди немецких философов зарождается антипозитивизм, представители которого считали, что социология должна порвать с методами естественных наук и дальше развиваться самостоятельно. Новую методологию предложили немецкие ученые Геогр Зиммель (1858–1918) и Макс Вебер (1864–1920).

Георг Зиммель – создатель “чистой социологии”. Цель социологического метода, по его мнению, – выявление в совокупном предмете социальных наук чистых форм “социации”, или общения, за которым должны последовать их систематизация, психологическое обоснование и описание в историческом развитии.

Наряду с “чистой социологией”, Зиммель разработал “социологическую теорию познания”, то есть учение о природе социальных фактов, “социальную метафизику”, представляющую собой по существу философию истории и культуры.

Предметом социологии, по Зиммелю, являются социальные отношения в их динамической и противоречивой природе, то есть не общество как таковое, не стабильные социальные системы, структуры и институты, а динамичный момент их становления, который он обозначил термином “обобществление”.

Георг Зиммель в своей теории определил, что должна изучать социология и отметил, что существующая методология позитивизма непригодна для изучения форм социаций, однако предложить собственную методологию не сумел, ограничившись критикой. Эту проблему решил другой немецкий ученый - Макс Вебер.

Центральное место в его методологических конструкциях занимает концепция понимания.
Сущность понимающей социологии, по Веберу, заключается в том, что социолог должен понять и объяснить: 1) посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления; 2) какие последствия имели их стремления для поведения других людей.

Важным вкладом Вебера в социологию было введение понятия “идеальный тип”. “ Идеальный тип” – искусственно логически сконструированное понятие, позволяющее выделить основные черты исследуемого социального феномена.

Социология Вебера оказала решающее воздействие на западную социологию середины и второй половины XX в. Она до сих пор служит источником полемики по основным теоретико-методологическим проблемам социологического знания.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1057 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...