Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Современная западная социология



2 направления - позитивизму и неопозитивизму, с одной стороны и понимающей социологии — с другой..

Структурный функционализм, основывающийся на том, что общество представляет собой единую многофункциональную систему, состоящую из множества подсистем. Автором ее является Т. Парсонс (1902-1979).Одна из центральных категорий учения Т. Парсонса-социальное действие, основными составляющими которого являются деятель, ситуация, ориентация деятеля на ситуацию и на других индивидов.

Т. Парсонс исходил из посылки, что любое общество-это система, состоящая из многих социальных подсистем, каждая из которых обладает набором из четырех основных функций:

адаптивность - любая система приспосабливается к среде;

целедостижение - определяет и реализует поставленные цели;

интеграция - связывает все элементы и их функции воедино;

удержание образца — создает, сохраняет и передает во времени образцы поведения индивидов, включая культуру, следующим поколениям.

Системный подход к социальным явлениям, концепция стабильности социальных систем — одно из ценных приобретений современной социологической мысли.

Общества, считал Т. Парсонс, бывают следующих типов: примитивные, промежуточные, современные. Их развитие носит эволюционный характер и описывается с помощью категорий дифференциация и интеграция.

В западной социологии существуют теории противоположные эволюционизму. Это теории конфликта. Они возникли в связи с обострением кризисов, как в жизни общества, так и социологической науке. Наибольшее влияние на формирование теории социального конфликта оказали взгляды таких ученых, как К.Маркс (революционная теория), Георг Зиммель (1858-1918) — автор термина“социальный конфликт”, Ральф Дарендорф (р. 1929), Льис Коузер (р. 1913), Т. Парсонс (1902-1979), Джон Бэртон (р. 1915) — представители эволюционных теорий разрешения социального конфликта.

В соответствии с теорией классовой борьбы К. Маркса любое классовое общество делится на два антагонистических класса, борьба между которыми завершается социальной революцией.

Второй подход, напротив, смещает центр своего внимания в сторону личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его побудительных мотивов и смыслов невозможно создать объяснительную социологическую теорию. Эта традиция связана с именем немецкого социолога М. Вебера. Среди современных теорий, соответствующих данному подходу, можно назвать: символический интеракционизм (Г. Блюмер), феноменологию (А. Шюц, Т. Лукман) и этнометодологию (Г. Гарфинкель, А. Сикурел). Третий подход сосредоточивается на изучении самого механизма процесса взаимодействия общества и индивида, занимая как бы «срединную» позицию между двумя первыми подходами. Одним из основателей этой традиции считается ранний П. Сорокин, а одной из современных социологических концепций — теория действия, или теория обмена (Дж. Хоманс).

(В отличие от марксистской теории, конфликтологическая эволюционная парадигма исходит из того, что в современном демократическом обществе возникает великое множество локальных социальных конфликтов между различными группами. Разнонаправленность этих конфликтов позволяет сохранять относительную стабильность в обществе, т. е. не ведет к социальным взрывам. Кроме того, в открытом обществе существуют легальные способы для сравнительно бескровного урегулирования конфликтов. Успешное разрешение возникающих социальных конфликтов свидетельствует о жизнеспособности общества (по Дарендорфу).

Заметен вклад в науку американского социолога Ч. Р. Миллса (1916-1962),положившего начало критической социологии действия. С его точки зрения центральной задачей социологии должно стать изучение людей, играющих важную роль в экономических,политических и военных институтах общества, т. е.изучение властвующей элиты, которая во многом определяет лицо современного общества. Ч. Р. Миллса можно назвать одним из создателей политической социологии.

Символический интеракционизм (от англ.interaction- взаимодействие),анализирующий взаимодействие людей, с помощью интерпретации символов (понятий), в лице наиболее ярких его представителей Дж. Мида, Герберта Блумера, Кули.

Теория символического интеракционизма получила свою модификацию в виде теории обмена Джорджа Хоманса, согласно которой поведение людей есть постоянный обмен ценностями. Предметами обмена может быть все, что имеет социальную значимость. В обществе устанавливается шкала ценностей, подлежащих обмену. И поведение человека находится в рамках этой шкалы.Центральная категория социологии американского исследователя Дж. Хоманса — категория социального действия.

Социальное действие - процесс обмена, который строится по принципу рациональности: участники стремятся получить максимальную выгоду при минимальных затратах. Для объяснения социального действия Хоманс выдвинул пять основных гипотез:успеха, стимула, ценности, голодания-насыщения, фрустрации-агрессии.

Гипотеза успеха. Действие, которое вознаграждается, имеет тенденцию к повторению. Если при повторении действие больше не вознаграждается, оно не воспроизводится (способ поведения “гасится”).

Гипотеза стимула. Действие разворачивается в конкретной ситуации. Ее характеристики Хоманс называет стимулами.Однажды усвоенное поведение применяется в сходных ситуациях.

Гипотеза ценности. Чем ценнее вознаграждение, тем выше вероятность повторения действия.

Гипотеза голодания-насыщения. Чем чаще получалось вознаграждение, тем быстрее развивается привыкание (насыщение).

Гипотеза фрустрации-агрессии. Не получив ожидаемую награду, личность возмущается. В состоянии негодования наибольшей ценностью для нее является само агрессивное поведение.

С помощью этих гипотез Хоманс пытается объяснить все социальные процессы: социальную стратификацию, политическую борьбу и пр.Однако психологического объяснения недостаточно при рассмотрении явлений макроуровня.

Феноменология -“понимающая” социология, рассматривающая общество как явление, созданное в духовном взаимодействии индивидов, их коммуникации,но воспринимающая мир в рамках научных знаний (Альфред Шюц).

Этнометодология — объясняющая окружающий мир повседневными чувствами, здравым смыслом, субъективными представлениями(Д. Циммерман, М. Поллнер).)

Особое местов мировой социологии занимает творчество выдающегося ученого Питирима Сорокина-россиянина по происхождению, в прошлом декана социологического факультета Петербургского университета автора первого учебника по социологии “Система социологии”, в 1922 г. высланного из России и поселившегося в США, где вышел ряд его фундаментальных работ.

Научные принципы социологической теории П. Сорокина: социология как наука строится по методу естественных науки должна быть объективной,точной, не сводящей любые явления к одному началу, а допускающая плюрализм.Главное в социологии — изучение процесса общественной жизни: социальные действия и взаимодействия двух и более человек. П. Сорокин разделял социологию на теоретическую и практическую — прикладную дисциплину, опирающуюся на теорию.

Значителен вклад П. Сорокина в разработку теории социальной стратификации и социальной мобильности, в которой общество делится на страты (слои), различающиеся между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т. д. Основные формы стратификации (расслоение общества): экономическая, политическая, профессиональная.

П. Сорокин пытался решить проблему социального равенства, создав теорию эгалитарной системы общества, в котором все равны перед законом, имеют равное право на образование и политические права (свобода слова, совести, политической деятельности и др.).)

25. Социологическое исследование: этапы, программа, методы.

Соц. исследование - Это система теоретических и эмпирических методов обследования социальной реальности с использованием методов статистической обработки данных.

Этапы социологического исследования:

1) Разработка программы и организация плана – опр-е предмета и задач исследования, рабочей гипотезы, методов исследования, исполнителей и срокой исполнения

2) Подготовка к сбору информации – разработка документов программного сбора информации

3) Сбор информации

4) Обработка информации – проверка, группировка и тд

5) Оценка результатов

6) Реализация результатов исследования.

Программа состоит из: а) методологического раздела; б) методологического процедурного раздела.

Структура программы исследования:

Методологический раздел:

1) Определение проблемы, объекта(сфера жизни, общность) и предмета(то, что изучается) исследования.

2) Опр-е цели и задачи

3) Преварительный анализ объекта исследования

4) Интерпретация основных понятий

5) Разработка гипотез исследования

6) Опр-е модели исследования

Процедурный раздел:

1) План исследования

2) Методы и процедуры сбора и анализа первичных данных.

Методы получения информации:

· Опрос (анкетирование, интервью, тестирование)

· Наблюдение

· Анализ документов (традиционный, формализованный, контент- анализ)

· Эксперимент (лабораторный, линейный, параллельный)

· Констатирующий или формирующий

· Выборочный

26. 44.Социология как наука: объект, предмет, структура, функции, метод.

Социология – наука об обществе как целостной системе и отдельных социальных институтах, процессах, соц. группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей.

Термин «социология» ввел О. Конт.

Объектом социологии является соц. жизнь общества, структуры взаимодействия соц. субъектов, соц. групп, институтов, общностей и тп, имеющие соц. различия между собой.

Предметом социологии можно считать закономерности функционирования социальных общностей как субъектов исторически определенных социальных отношений, совокупность которых образует социальную сферу жизнедеятельности общества.

Функции социологии:

9) Познавательная (гносеологическая) – познание процесса преобразовательной деятельности, разработка теории и методов социологической методики.

10) Управленческая – управление соц. процессами

11) Прогнозтическая – создание условий выработки и осуществления научно обоснованной перспективы развития личности, общности, соц. группы и тд.

12) Описательная

13) Критическая – выдача рекомандаций

14) Идеологическая – знания могут быть использованы различными социальными группами

15) Мировоззренческая – формируют мировоззрение в обществе.

16) Инструментальная – определение методов изучения социальной реальности.

Методы науки- совокупность приемов и способов, с помощью которого постигается ее предмет и получается необходимые знания.

1) Основопологающие теоретические положения – это всеобщие методы мышления, философские, мировоззренческие методы, которые выражают наиболее универсальные принципы.

2) Общенаучные методы – приемы: анализ, синтез, системный подход, функциональный подход и др.

3) Частнонаучные методы – опрос, биографический метод и тд.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 277 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...