Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Эдиция (от лат. editio издание) — научное издание текста (преимущественно сочинений классиков, исторических и лингвистических источников, документов).
Текстология — филологическая дисциплина, занимающаяся изучением и распространением в обществе научно-установленных текстов классических произведений, воспроизведением и описанием истории их создания, издания и функционирования.
С. Ф. Наковальнин первый занялся текстологическими исследованиями.
В 1928 году Б. В. Томашевский (текстолог, литературовед) ввел термин «текстология». Ранее применялись понятия «критика текста», «филологическая критика», «эдиционная филология».
Критика текста — решение вопроса о подлинности и соответствии документа во всех его частях тому, что он передает (критика от греч. — оценивать, обсуждать, осмысливать).
«Критика текста как синоним текстологии — совокупность приемов и методов оценки произведения, анализ его текста, источников этого текста, их подлинности и точности (а НЕ характеристика качества произведения или его смысла).
Под ошибкой в текстологии понимается нарушение аутентичности (от греч. подлинный) текста, а не его фактической правильности.
Предметом текстологии является текст.
Важно отличать текст от произведения как художественного целого. Эти понятия соотнесенные, но не тождественные. Текст — не произведение, а только запись его. Это письменная форма произведения, графическая структура, представляющая это произведение и позволяющая читателю это произведение воспринимать.
Объектом текстологии является и древнерусская литература, и литература нового времени, и народное творчество.
Метод текстологии — сравнительно историческое изучение источников. К разряду методов текстологии относятся: комментирование, конъектирование (исправление, восстановление исторического текста, не поддающегося прочтению, вносимое в текст при отсутствии необходимых документов (только на основании догадок) называется конъектурой), изучение типичных ошибок копииста и др.
Цель текстологии — изучение истории текста на всех этапах его существования: в руках авторов, переписчиков, редакторов, компиляторов, т. е. на протяжении всего пути его изменения.
Компиляция (ограбление) — несамостоятельная литературная или научная работа, основанная на использовании чужих исследований или произведений.
Контаминация — смешение текстов (например, комбинация эпизодов разных произведений и введение в рассказ событий из другого литературного произведения).
Сейчас основной принцип текстологии — сначала изучить историю текста, затем текст критически (научно) издать.
В XIX веке был характерен другой принцип — сначала издать, а потом исследовать.
Задачи текстологии:
1. установление основного текста;
2. организация и кодификация текста;
3. комментирование текста (необходимо сделать текст понятным для самых разных групп читателей).
Основной задачей текстологии как области эдиционной деятельности является создание критического (научно-установленного) теста классического произведения. Подобный текст моет быть получен в результате анализа всех известных источников текста: авторской рукописи; копий; черновиков; публикаций; материалов, связанных с историей написания и выпуска произведения (писем, дневников, записей, воспоминаний, цензурных материалов и др. документов).
Классическим текстом в текстологии принято называть все тексты ушедших из жизни авторов, независимо от их места и значения в творчестве писателя или в литературном процессе.
В результате проведения исследований устанавливается основной текст, который впоследствии будет репродуцироваться в массовых изданиях как наиболее авторитетный, раскрывающий творческую волю автора.
Синонимами понятия основной текст являются: канонический текст, аутентичный (аутентичный — подлинный) текст, дефинитивный текст (дефиниция — определение), стабильный текст).
Основные текстологические понятия
Источником текста классического произведения является любой его текст. Совокупность источников текста по времени создания делится на прижизненные и посмертные.
Автограф — текст, написанный рукой автора, напечатанный на пишущей машинке или компьютере.
Беловой автограф — автограф, отражающий завершающий этап авторской работы над рукописным вариантом текста произведения.
Черновики, планы, наброски — материалы, отражающие промежуточные этапы работы над произведением.
Список — рукописная или машинописная копия текста произведения, сделанная с копии, но не автором, а другим лицом.
Копия — рукописное или машинописное воспроизведение текста, сделанное с автографа (как с ведома автора, там и без его согласия).
И копия, и список могут быть авторизованными, т. е. просмотренными или проверенными автором.
Печатные источники — издания, публикации, корректуры. По уровню научной подготовки они могут быть прошедшими или не прошедшими её.
Авторская воля — понятие, обозначающее в текстологии абсолютность приоритета авторского текста.
Конъектура — исправление, восстановление исторического текста, не поддающегося прочтению, вносимое в текст, при отсутствии необходимых документов (только на основании догадок, по смыслу, по контексту).
Контаминация (от лат. смешение) — составление текста произведения по его различным источникам.
Атрибуция — установление авторства (вкл. в себя также понятие атетеза).
Атетеза — опровержение авторства.
Дубиа (Dubia) — произведение, принадлежность которого данному автору окончательно не доказана.
Датировка — установление времени написания, издания или публикации произведения.
Локализация — установление места создания произведения.
Текстовые различия:
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 2516 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!