Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Книжное дело в России в первой половине XIX в



В начале XIX века в России продолжается процесс постепенного разложения крепостничества и развития капиталистических элементов в хозяйстве страны. Реформы, проводимые правительством Александра I, коснулись не только промышленности, но и культуры, народного образования, книгоиздания. В первое десятилетие XIX века был принят ряд мер по ослаблению цензуры: был отменен запрет на ввоз иностранной литературы, разрешено открытие частных типографий. Кратковременный период относительной свободы печати дал толчок развитию книгоиздания. В 1801—1805 гг. в России были напечатаны 1304 книги на русском языке и 641 книга на иностранных языках. Таким образом, в это время в России в среднем выходило около 260 книг на русском языке и около 130 книг на иностранных языках: всего немного менее 400 книг в год.

Важную роль в развитии книгоиздания сыграло усовершенствование техники печати, новые изобретения и открытия, внедренные в процесс книгопроизводства.

В 1816—1818 гг. на набережной реки Фонтанки в Петербурге под руководством инженера А. А. Бетанкура была образована Экспедиция заготовления государственных бумаг, включавшая бумажную фабрику и типографию, которая играла значительную роль в совершенствовании полиграфической техники.

Переход к стереотипии, способу получения цельных копий наборной печатной формы, позволял увеличить тираж изданий.

В начале XIX века книги печатались преимущественно в казенных типографиях: Академии наук, Сенатской, Университетской, Синодальной и др.

С 1802 г. в связи с разрешением открывать «вольные типографии» растет число типографий, принадлежащих частным лицам. Если в Петербурге в 1801 г. было всего 12 казенных типографий, то в 1807 г. во всей России было уже 54 казенных и 12 частных типографий.

Еще большее оживление типографского дела началось после издания указа 1807 г. об открытии типографий во всех губернских городах. Создаются типографские предприятия на периферии.

Печатня герцогов Курземских после присоединения Курляндского герцогства к России стала Курляндской губернской типографией, а впоследствии частным издательством. Это была одна из лучших типографий России.

В первой трети XIX века вошли в моду альманахи, так как на этот своеобразный тип издания — что-то среднее между журналом и непериодическим изданием.

Основным способом иллюстрирования книг в первой половине XIX века оставалась углубленная гравюра на металле. Доминировала гравюра на меди, изготовленная в резцовой технике по офортной подготовке. В начале XIX века на первое место выдвигается не «украшение», а «иллюстрация», не виньетка, а «картинка», связанная с содержанием, с идеей, с текстом книги.

Оформление русской книги соответствует тому благородному и сдержанному стилю, который называется русским классицизмом. Менялся и формат книги — он становился больше по размеру.

Издательская деятельность Смирдина

Bo многом установлению коммерческих отношений между писателем и издателем, профессионализации писательского труда способствовала деятельность выдающегося петербургского издателя 30-40-х гг. XIX в. Александра Филипповича Смирдина (1795—1857). Смирдин наследовал после смерти своего патрона Плавильщикова его книжное дело и развил широкую книготорговую и издательскую деятельность. Успех Смирдина-издателя начинается с выпуска в 1829 г. «нравственно-сатирического романа» Ф. В. Булгарина «Иван Выжигин». Огромный по тем временам тираж, около 4 тыс. экз., разошелся за три недели. Это был один из первых в России романов, написанных на материале русского быта, и воспринимался поэтому современниками чуть ли не как первый «русский» роман. Процветанию Смирдина содействовало издание поэмы А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан», имевшей небывалый успех у читателя. В конце 1831 г. Смирдин перевел книжную лавку и библиотеку для чтения в новое роскошное по тем временам помещение на Невском проспекте. Это событие было расценено как резкий скачок в истории русской книжной торговли и даже литературы. Смирдин предпринял также три выпуска сборника «Сто русских литераторов» (1839—1845). Издание предполагалось в 10 томах, но не было завершено!

Смирдин поощрял деятельность русских писателей, выплачивая им высокие гонорары, способствуя тем самым превращению труда писателей в профессиональный труд. Смирдинская «эпоха» впервые делает гонорар закономерным явлением.

В разорении Смирдина немалую роль сыграла группа реакционных литераторов (Сенковский, Греч, Булгарин). Они издавали на средства Смирдина журнал «Библиотека для чтения» (с 1834 г.) и газету «Северная пчела» (с 1835 г.). Покупка «Северной пчелы» обошлась Смирдину слишком дорого и принесла ему лишь одни убытки. В 1842 г. Смирдин разорился.

Во второй половине 40-х гг. Смирдин делает попытку восстановить издательство. Было выпущено массовое издание «Полного собрания сочинений русских авторов». Совершенно разоренный, доведенный почти до нищеты, Смирдин отошел от книжного дела и в 1857 г. умер.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1861 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...