Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
N. А. Мининков
2.13. Кого можно отнести к правящей элите Киевской Руси?
Под правящей элитой обычно понимается узкий социальный слой, имеющий высокий статус и связанный общими интересами и ответственностью, который обладает правом принимать и реализовывать решения в области государственного управления.
Применительно к Киевской Руси можно говорить о двух моделях правящей элиты. В IX—X вв. правящая элита языческой Руси не представляла собой системной целостности, так как шел сложный процесс борьбы и вместе с тем синтеза системы управления периода союзов племен, «военной демократии» и формирующегося государственного управления. Суперэлитный слой составляли великий киевский князь и дружина. Важную роль в нем играли ксено-кратические элементы — варяги, что облегчало формирование самостоятельной «надплеменной» публичной власти, ослабляло межплеменные противоречия в соперничестве за власть. Варяги сыграли важную роль в объединении двух основных центров древнерусской государственности — Новгорода и Киева в 882 г. Великий князь соединял в своих руках военную, административную и сакральную власть. Свои государственные функции князь выполнял вместе с дружиной. Князь и дружина были нераздельны, их солидарность проявлялась в «доле и недоле». Дружина делилась на старшую («большую», «лучшую»), состоявшую из княжих мужей, бояр, и младшую — отроки, детские, милостники. Варяжская по происхождению династия, но иноэтническое ядро дружины ославянилось уже во втором-третьем поколениях, княжеско-дружинная элита обеспечивала социально-
Раздел 2. Киевская Русь — цивилизация и государство
политическую жизнедеятельность древнерусского обшества и получила общественное признание. Русь в IX—X вв. представляла собой «федерацию» государственных образо- ваннЙ и союзов племен восточных славян. Великому киевскому князю подчинялась региональная элита — местные племенные князья («светлые и великие князья», «великое княжье» и др.), а также «старцы градские» — родоплемен-ная знать, выполнявшая судебно-административные функции. Эти региональные элитные группы периодически выступали с сепаратистских позиций и постепенно вытеснялись членами великокняжеской династии или старшей дружины, из состава которых назначают наместников и посадников на основе кормлений.
В конце X—XII вв. в связи с укреплением государственности и принятием христианства в правящей элите происходят изменения. С правления Владимира I суперэлитным слоем становится великокняжеская династия Рюриковичей, полностью вытеснившая родо-племенную аристократию. Только за Рюриковичами закрепляется княжеское достоинство. При этом отдельные члены княжеского рода имели значение не сами по себе, а как составная часть родственной генеалогической цепи князей. Семейные отношения во многом совпадали с вассальными: князь-отец — сюзерен, княжичи-сыновья — вассалы. После Любечского съезда 1097 г., принявшего решение о превращении княжеских владении в вотчины, начинается формирование региональных династий из различных ветвей Рюриковичей.
В этот период идет процесс разложения великокняжеской дружины. Старшая дружина все более активно включается в деятельность Совета князя и выполнение административных функций, превращает земельные владения в вотчины. В связи с развитием княжеских доменов складывается дворцово-вотчинная система управления, которую возглавляли огнищанин, тиуны, старосты. По согласованию с вечем, агентам вотчинного управления поручают выполнение исполнительных и судебных функций, и верхушка вливается в древнерусскую правящую элиту, хотя могла состоять как из свободных, так и лично зависимых от князя (в том числе рабов).
Происходит разделение светской и духовной власти. Духовную православную элиту составляли митрополит, епископы, настоятели крупнейших соборов и монастырей.
\
История России в вопросах и ответах
Высшее духовенство, как правило, было греческим по происхождению. Духовная элита не вмешивалась в государственное управление, но оказывала влияние на воспитание и поведение князей, выступала за мирное разрешение княжеских междоусобиц.
В. В, Черноус
Литература
1. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и великая степь. М, 1989.
2. Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизации на Вос-
■ токе. М., 1990.
3. Запад и Восток. Традиции и современность. Курс лек
ций для негуманитарных специальностей. М., 1993.
4. Земцов Б. Н. «Откуда есть пошла... российская циви
лизация»// Общественные науки и современность.
1994. № 4.
5. Кулышн Э. С. Социально-экономический кризис XV
века и становление российской цивилизации//
Общественные науки и современность. 1995. №!.
6. Новосельцев А. П.* Пашуто В. Т., Черепния Л. В. Пути
развития феодализма (Закавказье, Средняя Азия, Русь, Прибалтика). М., 1972.
7. Платонов О. А. Русская цивилизация. М., 1992.
8. Жильцова 3. В., Щапов Я. Н., Гутнова е. В., Новосель-
цез А. П. Древняя Русь — зона встречи цивилизаций//
Вопросы истории. 1980. № 7.
9. Флиср А. Цивилизация и субцивилизации России//
Общественные науки и современность. 1993. № 6.
10. Фроянов И. Я. Киевская Русь. М., 1974.
Раздел 3
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 181 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!