Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 9. Можете не сомневаться, что на своей войне Владимир Петрович одерживает внушительные победы



Можете не сомневаться, что на своей войне Владимир Петрович одерживает внушительные победы. И вот вам показательный пример. Мой подопечный любит ходить по музеям. Понятное дело, нашлись и здесь некоторые чиновники, посмеивающиеся над «забавами» слепых людей. Я однажды собственными ушами слышал, как один начальник с запасным колесом вместо живота возмущался просьбой профинансировать экскурсию для группы слепых ребятишек:

– Вы что, издеваетесь надо мной? Какие экскурсии? Вы хотите, чтобы надо мной коллеги смеялись? Может, еще в кино их сводить? Вы сами хоть понимаете, что говорите? Слепых людей водить по экскурсиям! Совсем с ума посходили…

Удивленный товарищ так громко кричал в трубку телефона, что его, наверное, и на улице было слышно. Это из той же оперы, когда некоторые начальники выпучивают глаза и изумленно спрашивают: «А на фига слепому компьютер?»

Между тем сегодня есть организации, которые всем этим успешно занимаются. В Москве, например, работает благотворительный фонд «Живые сердца», который совместно с другими организациями Всероссийского общества слепых организовывает специальные тактильные экскурсии для групп школьников с проблемами зрения. Вы спросите, что такое «тактильные»? Тут все просто: во время такой экскурсии детям разрешается пощупать доступные предметы. Взрослые тоже посещают не только различные музеи, но и выставки, галереи и даже кино.

Крикливый чиновник говорил о кино для слепых, конечно, с сарказмом, но он даже не подозревает, что слепые люди теперь тоже могут ходить и в кино. Мой первый подопечный Иван Савельевич, если бы был жив, сказал бы: «Эх, до чего дошел прогресс!» Он такую присказку все время повторял после телефонных переговоров с друзьями, когда те заставали его звонками не дома, а в парке, трамвае, электричке и в других «нетелефонных» местах. Сильно мой старик удивлялся такому чуду и радовался, как ребенок. Наверняка вы слышали смешной рассказ о том, что если бы те или иные фразы произнес человек, к примеру, тридцать‑сорок лет назад, его могли бы отправить в психиатрическую больницу. Одна из таких фраз звучит так: «Я иду в лес по грибы, захочешь поболтать, позвони мне на телефон». Когда речь идет о современных достижениях и жизни, допустим, позапрошлого века, то это как‑то никого и не удивляет. Мы прекрасно понимаем: люди семнадцатого века и представить не могли, что из одного конца России в другой можно добраться в течение одного дня. Но когда речь заходит об изменениях на глазах одного поколения, это всегда вызывает восторг.

Так вот, расскажу вам вкратце о кино для слепых людей. В России решением этого вопроса занимаются артисты Сергей и Ирина Безруковы и певица Диана Гурцкая. И уже в этом деле есть успехи. Недавно мы с Владимиром Петровичем побывали в Доме кино на их совместной пресс‑конференции и презентации детского художественного фильма «Реальная сказка» с… чем вы думаете? С тифлокомментариями! Более того, Сергей даже подарил моему Петровичу диск со своим фильмом. Мы безруковскую «Сказку» смотрели уже несколько раз.

Наверняка и вам интересно узнать, что это такое – тифлокомментарий, или, как его еще называют, тифлоперевод. А давайте послушаем народного артиста!

– В этом вопросе, – начал Сергей Безруков, – не хватает прежде всего знаний. Даже здесь, согласитесь, собравшиеся журналисты не все понимают. Но большое спасибо вам за то, что вы пришли. В этом уже есть добрый поступок. Проблема, о которой мы сегодня будем говорить, решаема. Некоторые люди спрашивают у меня, мол, а зачем это нужно? Слепой человек может ведь и так «смотреть» кино, то есть слушать его, если пожелает. Я в таких случаях предлагаю собеседнику закрыть глаза и представить самому, что происходит в кино. Вы слышите только текст, который звучит с экрана. Что вы еще можете представить? Есть музыка, есть видеоряд. Здесь присутствуют специалисты, профессионалы, и они скажут, что в кино очень важны, кроме текста, долгий план, есть атмосфера, которую нужно визуально передать зрителю. А человек незрячий не понимает, что происходит в данный момент на экране. Он просто слышит музыку или какие‑то звуки. Так вот для этого существует тифлокомментарий. Когда говорит актер, тут ничего комментировать не нужно. Тифлопереводчик начинает говорить в тот момент, когда актер замолкает. И это нужно сделать четко, грамотно, ясно, нужно правильно донести до слепого зрителя, что происходит в данный момент. И вот это помогает незрячим людям увидеть, хотя это и парадоксально звучит, но именно увидеть кино. Так получилось, что в нашей стране на начало 2013 года всего три фильма с тифлопереводом. Господа, всего три фильма! Две взрослые картины и одна детская – «Реальная сказка». И это за двадцать шесть лет. Вы знаете, я не хочу сейчас никого упрекать и, наоборот, говорить о том, что вот, мол, смотрите, никто не делал, а мы это сделали. Нет. Еще раз подчеркиваю, это все от незнания. Думаю, каждый продюсер поддержал бы идею, например, при выходе DVD‑дисков, снабжать фильм тифлопереводом. Просто добавить в меню, в котором можно выбрать язык вещания, субтитры, еще и тифлоперевод. И я уверен, что любой продюсер будет только «за», просто он должен понимать, для чего и для кого это нужно. Вот и все. Что касается меня, я тоже не знал об этой проблеме, а когда узнал, что существует такая возможность, сразу же согласился, и в результате сегодня можно смотреть фильм на диске в обычном режиме и с тифлокомментарием…

Перед тем как нам отправиться в кинозал, Сергей еще долго отвечал на вопросы. Я лежал у ног моего подопечного и внимательно слушал людей. Люблю я такое занятие. Не могу не вспомнить один потрясающий момент. Неожиданно народ задвигал стульями, кто‑то умолял ответить на последний вопрос, словом, все подумали, что артист устал и на этом пресс‑конференция завершена. Я, вскочив и приготовившись к выходу, увидел, что Сергей Безруков действительно встал со стула. Но, как оказалось, он и не думал прекращать мероприятие и уходить. Сергей просто в какой‑то момент заметил, что его супруге Ирине стало зябко, и встал только для того, чтобы набросить ей на плечи шаль. Скажу вам, друзья, выглядело это очень галантно, красиво и по‑людски чрезвычайно трогательно.

После пресс‑конференции мы все отправились смотреть необычное кино для слепых. Очень интересно. Я слышал, как после выхода из кинозала одна женщина рассказывала своей подруге:

– Ирочка, у меня ведь есть остаток зрения, и, когда дома смотрю фильмы по телевизору, хочется «носом посмотреть», едва не клюю в экран. А вот здесь я просто не увидела необходимости смотреть носом – просто замечательно!

Разговоры о новинке слышны были везде.

– Такие фильмы интересны и зрячим людям, – говорит седовласый мужчина, – их можно слушать, когда занимаешься домашними делами или даже когда едешь в машине. Но главное, слепые люди обретают еще одну возможность почувствовать этот мир.

– Слабовидящие люди – чуткие люди, и если попытаться донести до них, что считаешь нужным, то они благодаря своим возможностям могут это раскрыть таким способом, который нам не доступен, – уверена тифлопереводчик Ольга Надпорожская. – Наша задача – обеспечить незрячим людям уже сегодня равные права на информацию и доступ к культурным ценностям.

Правильно говорят: на ловца и зверь бежит. После посещения Дома кино мы вдруг нашли по телевизору передачу о незрячих англичанах. Любопытно, как там у них? Слушаем!

– Аудиоописание (тифлоперевод) в кино – это фантастический сервис для людей с проблемами зрения. Саундтрек фильма передается через динамики кинотеатров в обычном порядке, а предварительно записанный рассказ объясняет, что происходит на экране – вовремя пауз в диалоге – через индивидуальные наушники. Это похоже на прослушивание футбольного или хоккейного матча по радио – то есть действия описываются для вас – но с добавлением объемного звука, что ставит вас в середину действия. Самые популярные кинорелизы теперь доступны с файлами аудиоописания, тифлопереводом. Более трехсот кинотеатров Великобритании оснащены специальным оборудованием. Около двадцати тысяч таких показов проходит по всей Великобритании каждый месяц.

«М‑да… С Россией, конечно, не сравнить!»

Вы представляете, а англичане еще и сетуют:

– Но большинство DVD‑релизов до сих пор не имеют тифлоперевода или аудиоописания, так что смотрите фильмы с тифлопереводом в кинотеатрах! Требуйте наушники для аудиоописания в билетной кассе кинотеатра. Аудиотрансляция идет через индивидуальные портативные наушники.

Далее телеведущая сообщила примечательную информацию:

– До того, как кино стало «доступным» для слепых и слабовидящих людей, подавляющее большинство слепых или слабовидящих не посещали кинотеатры. А если они и приходили в кино, то их другу или партнеру, как правило, приходилось объяснять им «на ушко», что происходит на экране, часто к неудовольствию других кинозрителей.

Да‑да! Вы же знаете, как реагирует публика на шушуканье в зале.

– Все изменилось с приходом в кино доступного цифрового оборудования, – продолжает телевизор. – Это по сути революция для людей с проблемами зрения, произошедшая благодаря киноиндустрии, индустрии кинопроката, технологическим компаниям, RNIB (Королевскому национальному институту слепых) и другим организациям, представляющим интересы инвалидов, а также самим людям – тысячи из которых, узнав о предложении Киносовета Великобритании профинансировать 50 % стоимости оборудования для тифлоперевода, – написали и высказали свое мнение по этому вопросу. Организация общенациональных кампаний и рекламы киносеансов с тифлопереводом помогла сделать это реальностью. Все эти отдельные лица и организации работали вместе, чтобы это произошло – и произошло без затяжек.

Вот они – англичане. Понятное дело, у нас теперь тоже занялись этим вопросом. Но посмотрим, как скоро это получится. Тут уже все зависит от людей. Конечно, на тех чиновников, о которых я рассказывал выше, надеяться нельзя, но зато у нас есть такие люди, как Сергей и Ирина Безруковы, Диана Гурцкая и многие другие.

В самом начале я заговорил о музеях, а потом переключился на кино. Конечно, в первую очередь хочу рассказать вам о собаках. И не только в нашей стране. Во всем мире столько интересного!

Вот вы знаете, где и когда был открыт первый в мире Музей собаки? Записывайте: в 1982 году в Америке. Мысль о его создании возникла еще десятью годами раньше у нескольких членов Вестминстерского клуба собаководства. Они мечтали собрать большую коллекцию произведений искусства и книг, посвященных собакам, и устраивать по всей стране передвижные выставки, чтобы как можно больше людей узнали о роли собак в истории человечества.

Какие благородные люди!

Вначале Музей собаки Американского клуба собаководства размещался в Нью‑Йорке, но постепенно его коллекция все увеличивалась, и музею потребовалось отдельное помещение. В 1986 году он переехал в отдельный особняк в городе Сент‑Луис.

Дальше – больше! В 1986 году Музей собак появился в Берлине. Находится он прямо в фермерском доме в окрестностях Берлина. В нем более двадцати тысяч различных экспонатов: это картины, статуэтки, книги и даже изделия из собачьей шерсти. Здесь можно увидеть призы, медали, почтовые марки с изображением собак, игрушечных собак, фарфоровые и деревянные фигурки, подсвечники в форме собак, брелоки и многое другое. Этот музей даже занесли в Книгу рекордов Гиннесса.

Если вы будете в Германии, обязательно посетите этот музей – впечатлений вам хватит на всю жизнь.

Англичане тоже отличились. В замке Лидс существует единственный в мире Музей собачьих ошейников. В его коллекции собраны ошейники, созданные за последние пять веков. В XV–XVI веках были популярны железные собачьи ошейники с острыми шипами. И это была не экзотика – просто такие ошейники защищали горло собак в схватке с волками, медведями и кабанами. Столетия спустя устрашающие шипастые ошейники уступили место вполне современным кожаным. Дорогие ошейники стали подбивать бархатом и украшать металлическими вставками. Еще в моду вошли серебряные ошейники с гравировкой, причем их заказывали лучшим граверам. Но так, конечно, щеголяли собаки знатных и богатых хозяев. А большинство домашних псов ходили в простых кожаных и медных ошейниках. В Англии они стоили недорого. Что примечательно, Музей ошейников ежегодно посещают полмиллиона человек. Раньше многие ошейники являлись собственностью частных коллекционеров, а в 1979 году были подарены замку Лидс.

Скажите, интересна вам эта информация? Если нет, переходите к следующей главе. А для любознательных читателей здесь будет еще много чего интересного.

Литва решила не отставать! В курортном городе Паланга тоже открылся необычный частный музей, посвященный собакам. В экспозиции музея находится две тысячи самых разных фигурок друга человека, которые уже более двадцати лет собирают супруги Витаутас и Вида Кусасы. Музей в Паланге – единственный во всех странах Балтии. Фигурки и статуэтки собак изготовлены из дерева, глины, фарфора, стекла, металла – всего более двадцати различных материалов. Вы удивитесь, но здесь даже есть скульптуры собак из соломы. Самый крупный экспонат – восьмидесятисантиметровый деревянный пес, а самый маленький – пятимиллиметровые серебряные серьги.

Справедливости ради необходимо отметить такой факт: Вида с Витаутасом своей счастливой супружеской жизнью обязаны именно собакам. Много лет назад они познакомились на собачьей выставке и сразу нашли множество тем для общения. Следом пришли взаимные чувства. А кроме всего прочего, они увлеклись коллекционированием небольших скульптурок, игрушек, брелоков, брошей, изображающих собак. За два неполных десятка лет коллекция Кусасов благодаря их собственным приобретениям, подаркам друзей, а позже и совсем незнакомых людей незаметно разрослась и в один из счастливых дней стала основой будущего музея.

Вообще, история этого музея очень интересная и необычная.

Витаутас Кусас – профессиональный художник. Он рисует выразительные, большие пейзажи и портреты, способные украсить любой интерьер, но специализируется на особых миниатюрных произведениях, используемых в оформлении книжек‑малюток размером в квадратный сантиметр или небольших, хитроумно подсвеченных, живописных миниатюр величиной с детскую ладошку. Художественная мастерская Витаутаса из нескольких смежных комнат, созданная много лет назад в цокольном этаже обычного современного жилого дома по соседству с квартирой Кусасов, давно стала неотъемлемой частью этого района Паланги. Сюда с удовольствием заглядывали не только друзья семьи и коллеги‑художники, но и просто знакомые, соседи, гости Паланги. Многие уносили художественные произведения хозяина, развозили их по белому свету. Постепенно мастерская стала настоящей галереей, и это был еще один шаг к созданию будущего музея.

Но однажды все изменилось. Помогло обычное объявление в газете, из которого Витаутас узнал, что республиканская Биржа труда помогает людям с недугами, а значит, теоретически и ему тоже (деликатно не станем уточнять подробности), создать себе рабочие места. И тут пришли на выручку верные друзья этой семьи – собаки. Вида с Витаутасом решили превратить домашнюю коллекцию в музейное собрание. К такой необычной идее на Бирже труда сначала отнеслись с удивлением, но, порывшись в законах и уставах, никаких официальных противоречий не нашли. Помогли составить бизнес‑план и получить подъемные средства для переоборудования части художественной мастерской Витаутаса в общедоступный городской музей.

Мне вот интересно, сколько сил и времени потратил бы на такую затею российский художник, задумай он создать подобный музей.

А вот в Литве такой музей действует с декабря 2009 года. Хотите адрес? Это на улице Тайкос, в доме № 8.Так что, если будете в Паланге, не проходите мимо. Поверьте, посмотреть в Музее собак действительно есть на что. Это и знаменитая мелкая пластика Ленинградского фарфорового завода, и произведения Каслинского чугунного литья, собаки из папье‑маше, металла, дерева, минералов, ткани, кожи, стекла, глины, бумаги, соленого теста, пластмассы, слоновой кости, печенья, шоколада, бисера – вплоть до изысканных фигурок, инкрустированных кристаллами Сваровски. Сегодня в музее Кусасов уже около трех тысяч экспонатов из сорока стран мира, которые тщательно атрибутируются, поэтому импровизированные экскурсии и разговоры в небольшом пока еще по размерам музее затягиваются порой надолго. Самой «старшей» собаке Кусасов, прибывшей от украинского антиквара, более двухсот лет, но рядом на полках есть и совсем «юные» создания. Или достаточно экзотичные – например, очень реалистичное изображение австралийской дикой собаки Динго. Один из жителей Паланги недавно принес Кусасам найденный им в поле местный номерной собачий медальон 1930 года – выходит, уже в то время здешних собак тщательно регистрировали. Словом, этот музей способен расширить кругозор даже очень любознательного человека.

Не удержусь и упомяну любопытный факт. Здесь вам могут показать бутылку специального голландского… (внимание!) собачьего пива. Ну, конечно же, пиво безалкогольное, хотя все равно детям этот экспонат здесь не демонстрируют.

В будущем Кусасы планируют создать познавательную фонотеку собачьих «позывных» на разных языках мира, ведь привычное нам «гав‑гав» португальцы или, к примеру, корейцы и японцы слышат и произносят совершенно иначе. Еще одно перспективное музейное направление, в котором, кстати, могут принять участие все желающие, – собрание развивающих интеллектуальных игрушек и головоломок для собак. На радость четырехлапым любимцам, их производят во многих странах, но в Литве о них пока мало известно.

А давайте мысленно перенесемся в Южную Америку!

Слышали о государстве Перу? Здесь, в древнем городе Пачакамак, в одном из музеев однажды была организована выставка, на которой демонстрировались останки древних доиспанских перуанских собак‑проводников. Посетителям предоставлена уникальная возможность увидеть захоронение мальчика времен империи инков, которое нашли рядом с пирамидой. Мальчик сопровождается в небесный мир сворой гончих собак – хороших и мудрых проводников в долгом путешествии. Исследователи определили, что это событие произошло шесть тысяч лет назад. Три собаки были обернуты хлопчатобумажной тканью и обвязаны веревками из растительного волокна. Три другие собаки очень хорошо сохранились и представляют собой тип древней перуанской прибрежной гладкошерстной собаки средней высоты, с длинным хвостом и короткими ушами. Сколько еще неизведанного и любопытного в истории взаимоотношений человека и собаки!

Хотите вы этого или нет, но нельзя обойти тему участия собак в различных войнах. Согласитесь, люди часто хотят иметь собак породистых, с богатой родословной. Но иногда бывают времена, когда обычная беспородная дворняжка становится в прямом смысле на вес золота.

Например, на Великой Отечественной войне далеко не все собаки были породистыми. Но тем не менее они без устали вывозили с поля боя раненых, бесстрашно бросались навстречу немецким танкам, старательно разыскивали мины, спасая сотни и тысячи солдат от неминуемой смерти, при этом стойко переносили все тяготы и лишения военного времени. Люди, вожатые собак, получали награды и звания, а те, кто служил человеку верой и правдой, в лучшем случае кусок сахара или ломоть хлеба. Впрочем, нам, собакам, часто и этого хватает, главное – чтобы хозяин был живой и здоровый.

Начало истории отечественной военной кинологии положило создание в августе 1924 года Центральной школы собаководства РККА. К началу 1941 года школа готовила собак по одиннадцати видам служб: саперы, санитары, истребители танков, связисты, разведчики, диверсанты‑подрывники, посыльные, сторожевые, конвойные, разыскные, ездовые. Даже немецкие захватчики с завистью констатировали, что нигде военные собаки не применялись столь эффективно, как в России.

На фронтах Великой Отечественной служило более шестидесяти тысяч собак. Они внесли неоценимый вклад в дело Великой Победы: доставили тонны боеприпасов и грузов, тысячи донесений и приказаний. Так, знаменитые собаки Норка и Рекс за 1942–1943 гг. доставили около четырех тысяч боевых донесений. Рекс не раз был ранен, трижды переплывал Днепр, но всегда добирался до своего поста. Более шести тысяч собак служили миноискателями. В общей сложности ими было обнаружено, а вожатыми‑саперами обезврежено, четыре миллиона мин и фугасов! Нет, вы только представьте, сколько было спасено жизней!

Выдающийся советский кинолог, боевой офицер, командир тридцать седьмого батальона собак‑миноискателей Александр Мазовер свидетельствовал, что на одного минера с собакой приходилось в среднем около трех тысяч мин, а отдельные «рекордсмены» имели на своем счету до двенадцати тысяч мин! Архивные документы военных лет свидетельствуют о контрольных проверках: идя уже за саперами, овчарка Рыжка обнаружила более четырехсот мин, а беспородный Бобик – более двухсот. Собаки‑минеры участвовали в разминировании сотен советских и европейских городов (триста три города), среди которых были Киев, Одесса, Харьков, Белгород, Курск, Полоцк, Варшава, Прага, Будапешт, Вена, Берлин.

В Святогорском монастыре хранится фотография четвероногого сапера, нашедшего взрывное устройство на могиле А.С. Пушкина: отступая, фашисты подготовили ее к уничтожению. С первых дней войны на всех фронтах воевали отряды собак – истребителей танков, уничтожившие на подступах к Москве и Ленинграду, на Курской дуге свыше трехсот немецких танков, а это две полноценные дивизии врага! Лишь в течение одного дня боев за Сталинград ими были подорваны двадцать семь фашистских машин.

Участник Великой Отечественной войны Сергей Соловьев вспоминал, как во время боев он нередко был свидетелем подвига четвероногих санитаров: «Из‑за плотного огня мы, санитары, не могли пробраться к тяжелораненым однополчанам. Им нужна была срочная медицинская помощь, многие истекали кровью. Между жизнью и смертью оставались считаные минуты… На помощь приходили собаки. Они по‑пластунски подползали к раненому и подставляли ему бок с медицинской сумкой. Терпеливо ждали, когда он перевяжет рану. Только потом отправлялись к другому. Они безошибочно могли отличить живого человека от погибшего, ведь многие раненые находились в бессознательном состоянии. Такому бойцу четвероногий санитар лизал лицо до тех пор, пока он не придет в сознание. Вы мне можете не верить, но собаки плакали над умершими…»

В период Великой Отечественной войны собаки‑санитары вынесли на себе с поля боя около миллиона тяжелораненых!

На Параде Победы в Москве в 1945 году в одном строю с пехотинцами, разведчиками, танкистами, саперами шли солдаты подразделений военного собаководства со своими четвероногими питомцами. Архивы военной истории хранят имена собак‑героев. Это истребители танков Дик и Налет, минеры Елик и Мальчик, разведчики Джек и Моряк. Все они погибли. Но память о беззаветно преданных человеку четвероногих соратниках, об их бессмертном подвиге должна сохраниться навсегда!

Наверное, будет несправедливым не сказать об участии в сражениях и других животных. Видимо, потому в современных музеях все чаще и чаще открываются выставки, посвященные использованию человеком животных в боевых действиях. Вся история человечества – череда непрерывных войн, в которых с древнейших времен бок о бок с людьми сражались их четвероногие товарищи по оружию.

Практически ни одно сражение не обходилось без лошадей. Регулярная кавалерия впервые была создана в Древней Греции. Высокими боевыми качествами обладала карфагенская кавалерия. В XIII–XIV веках лошади составляли основу войска монгольских завоевателей. В средневековой Европе главное значение в боях, ввиду отсутствия сильной пехоты, приобрела рыцарская конница. Появление огнестрельного оружия существенно отразилось на развитии кавалерии.

В качестве тягловой силы, для перевозки грузов и солдат, использовали не только лошадей, но и верблюдов, мулов, ослов и волов. Самыми грозными животными, использовавшимися в войнах со времен античности и до Нового времени, стали слоны. Своей мощью они были подобны «живым танкам», которые одним лишь своим видом производили смятение в рядах неподготовленного противника.

Более шести тысяч лет назад в военном деле стали использовать собак – для несения сторожевой и караульной служб, а также в качестве боевых животных. Римляне использовали собак для охраны важных государственных объектов, в качестве следопытов и для поиска беглецов. Во многих походах скандинавских викингов в VIII–XI веках сопровождали борзые, которые своей свирепостью обращали противника в бегство. С успехом применялась способность собак искать людей по запаховому следу, они также исправно играли роль телохранителей высоких особ, обеспечивали связь между военными подразделениями, овладевали и некоторыми другими специальностями.

Командование большинства армий мира содержало в строю значительное количество собак, возложив на них задачи по охране позиций и лагерей войск, используя в качестве подносчиков боеприпасов, связистов, санитаров и на других видах службы.

В русской армии собаки были активно задействованы во время Русско‑турецкой войны 1877–1878 гг. для обнаружения противника и своевременного оповещения.

Во время Второй мировой войны многовековой опыт использования собак в качестве транспортных животных широко применялся на всех фронтах от Белого до Черного моря. Собаки‑разведчики обеспечивали скрытность подхода нашей разведки к переднему краю обороны противника, помогали разведывательно‑диверсионным группам проходить через боевые порядки и способствовали успешным действиям этих групп в тылу врага. Широко использовались собаки и для поиска мин. Собаки‑связисты и собаки‑связные также внесли свой вклад в Победу.

Известны случаи, когда собак награждали боевыми орденами, назначали почетные пенсии, возводили им памятники.

С XVIII века в армиях многих стран широко использовалась отправка корреспонденции посредством голубей. Важность «военной службы» некоторых птиц была оценена очень высоко: так, английскому почтовому голубю № 888 за выдающиеся заслуги во время Первой мировой войны было вполне официально присвоено звание полковника британской армии.

Сохранились сведения об использовании и весьма экзотических для военных действий животных. Имеются свидетельства о невиданном оружии античного мира – ядовитых змеях. Известно об использовании полководцами древности против боевых слонов таких, казалось бы, мирных животных, как домашние свиньи.

Во время Великой Отечественной войны появилась идея использовать в качестве транспортного средства лосей, чьи следы не вызывали подозрений в отличие от лошадей, отпечатки подков которых были хорошо заметны в лесу.

В годы Второй мировой войны ученые в США разрабатывали проект создания «мышиной бомбы». Предполагалось, что носителями этих самых маленьких (17 граммов) в истории авиационных бомб будут сбрасываемые с самолетов в специальных самораспаковывающихся контейнерах летучие мыши.

В конце 1960‑х годов в Советском Союзе и США начались первые опыты по применению морских животных в военных целях.

Многие животные (их изображения, а также живые особи) становились символами того или иного полка. Многие были призваны нести почетную службу. В военных подразделениях армий стран Западной Европы и Северной Америки было традицией делать животное полковым талисманом. Чаще всего талисманами воинских частей выступали собаки и лошади, но были среди них также и куры, ослы, барсуки, овцы, даже орлы и медведи.

В заключение хочется сказать: если бы вы вдруг начали коллекционировать специальные собачьи законоуложения разных стран, тогда бы, например, вы с удивлением узнали, что в Финляндии нельзя завести дома одну собаку: для нормального психического и физического самочувствия каждое животное непременно должно иметь хотя бы одного достойного партнера.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 195 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.019 с)...