Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Словарь терминов 4 страница



Нума Помпилий, согласно традиции, второй римский царь. Ему приписывается богатая законодательная деятельность.

Обида в римском праве – правонарушение (имело два смысла): 1) в широком смысле слова бесправие, любое действие, противоречащее праву; 2) в более узком смысле оскорбление. Законы XII таблиц устанавливали за членовредительство, если не было достигнуто соглашение между сторонами, мщение по принципу «око за око, зуб за зуб». В ходе дальнейшего развития римского общества эту регламентацию постепенно заменили специальными положениями преторского эдикта о публичном оскорблении, о злокозненном умалении доброй репутации, о посягательстве на целомудрие женщины или юноши, и, наконец, были введены общие положения, содержавшие уже разработанное понятие обиды как любого умышленного оскорбительного действия по отношению друг к другу. Обида могла быть совершена действием (реальная) или словом (вербальная), при этом она должна была выражать высокомерие действующего лица и неуважение к другому лицу, связанное с умыслом причинить ему телесный или нравственный ущерб. См. Повреждение чужого имущества.

Обнаружение клада – способ приобретения, который состоит в нахождении клада, т. е. какой‑либо ценной вещи (деньги, драгоценности), спрятанной где бы то ни было в незапамятные времена, так что установить ее собственника уже невозможно.

Общая собственность без договора – общая собственность, возникшая по причинам, независимым от воли участников; отсюда берут начало взаимные обязательства, которые реализуются в ходе судебного разбирательства о разделе общей собственности по иску о дележе общей собственности.

Общее право – см. Право общее в римском праве.

Обычай по римскому праву (привычка) – норма человеческого поведения, соблюдавшаяся долгое время; источник обычного права, который стал принимать более или менее определенный характер в сознании юристов в позднеклассическую эпоху, так как до тех пор возникавшие правовые обычаи впитывали в себя творческую деятельность правовой науки и практики судебных магистратов; юридическая норма, основанная на досрочном и частом ее применении; национальное право, совокупность этических, всеми признанных и сохраняемых, но юридически не обязательных заповедей в древнейшем римском обществе. Впоследствии обычаи стали образцом для поздних поколений и первоисточником многочисленных правовых норм и институтов, особенно в обычном праве. Обычное право как таковое вырастает из доправовой культуры, а позднее уже известны и полномочия, обязанности, санкции.

Обязательственные права в римском праве – чрезвычайно интересно развивались в обычном праве и создали целую переходную категорию между цивильным обязательством с полными юридическими последствиями и обычными нравственными обязательствами, находящимися вне пределов области права. См. также: Нравственные обязательства в римском праве. Право цивильное. Правоотношение.

Обязательство в римском праве – определяется термином «облигация». Содержание обязательства заключалось в совершении какого‑либо действия (дать, сделать, предоставить). Обязательство – это правовые узы, которые связывали должника и кредитора, это правоотношение, в силу которого определенный субъект (должник) обязан произвести в пользу другого субъекта (кредитора) определенные действия имущественного характера (предоставление). Это юридическая основа, в силу которой стороны должны выполнить определенные условия, под давлением которых обязательственная сторона вынуждена что‑то исполнить. Сущность содержания обязательств в римском праве: чтобы предмет стал чьим‑либо, необходимо связать его, т. е. чтобы что‑то сделалось или же предположилось. Основные реквизиты обязательства: правоотношения между двумя определенными лицами; основание для возникновения обязательства (договор, деликт); исполнение имущественного характера, которое мог требовать кредитор; обязанность должника исполнить должностное обязательство или предоставить денежную компенсацию. Для установления обязательства в римском праве было необходимо, чтобы «деньги» дающего перешли к получающему; чтобы делалось с намерением создать обязательство. Действие обязательства не может начинаться с наследника (Гай). Простое (голое) соглашение не порождает обязательства, а только эксцепцию (Павел). Главная роль обязательств – исполнение, к которому относилось обязательство. Исполнение не должно было быть: невозможным; недозволенным; безнравственным, неопределенным; оно должно поддаваться оценке в деньгах. Предмет обязательств в римском праве: объект, на который распространялось обязательство (вещи, деньги, услуга, работа). Обязательства в римском праве были: делимые (предмет поддавался делению без ущерба для его ценности); неделимые (неделимость предмета обязательства); альтернативные (когда должник обязан был совершить одно из нескольких действий, т. е. имелось право выбора); факультативные (когда допускалась замена другим предметом взамен обязательства); долевые (когда предмет дробился между несколькими участниками, например при наследственных долгах); солидарные (когда ответственность ложилась на каждого из должников во всем объеме или право требования принадлежало каждому из кредиторов во всем объеме); корреальные (они погашались при предъявлении иска кредитором к одному из совокупных должников или же одним из совокупных кредиторов к должнику). Прекращение обязательств: исполнение (характерно совершение противоположных действий: стипуляция – контрстипуляция) в точной форме, как было заключено; компенсация; зачет (новация); совпадение в одном лице. Хотя римская наука права довольно основательно проработала отдельные абстрактные элементы обязательств, в действительности существовали лишь определенные конкретные обязательства, строго связанные со своим специальным иском. Поэтому понятия обязательств и исков всегда точно соответствовали друг другу. Где не было обязательств, не могло быть и исков, и наоборот, не существовали иски без обязательств. Обязательственное право чрезвычайно интенсивно развивалось в обычном праве и создало целую переходную категорию между цивильными обязательствами с полными юридическими последствиями и обычными нравственными обязательствами, находившимися вне пределов области права. См. также: Безыменные контракты. Вещи. Нравственные обязательства в римском праве, новации. Ответственность продавца и исполнение обязательства в натуре. Право обязательственное в римском праве. Прекращение обязательства в римском праве. Стипуляция в римском праве.

Обязательство новое – см. Новация в римском праве.

Оговорка – см. Условие, оговорка в договоре в римском праве.

Октавен, малоизвестный юрист (рубеж I–II вв), отличавшийся остроумными формулировками. Очевидно, оставил после себя только теоретические труды, часто цитировавшиеся позднейшими юристами.

Опека – институт, функцией которого является восполнение полной или частичной недееспособности субъекта (подопечного) посредством подчинения его опекуну.

Опекун в римском праве – придавал юридическую силу своим согласием формально. Формировалось это в интересах наследника. Опекун назначался подопечному не только для управления имуществом, но и для руководства воспитанием. Опекун не должен был обогащаться за счет опеки; не должен был давать подопечному согласия на заключение сделки, в которой сам он участвовал в качестве одной из сторон. Юриспруденцией было выработано общее правило, в соответствии с которым «опекун рассматривается в качестве собственника имущества подопечного, когда он отправляет опеку, а не когда обирает подопечного». См. также: Брак матримониум.

Ответственность по римскому праву – юридическое положение, в котором пребывает совершившее незаконное действие лицо, принужденное подвергнуться соответствующей санкции (штраф).

Ответственность продавца и исполнение обязательства в натуре – в случае неисполнения продавцом обязательства по договору розничной купли‑продажи возмещение убытков и уплата неустойки не освобождают продавца от исполнения обязательства в натуре. См. также: Обязательство в римском праве.

Открытие наследства – возникновение у определенного лица права принять наследство. Открытие наследства может осуществляться по двум основаниям: 1) по завещанию, 2) по закону. См. также: Наследство в римском праве.

Относительное право – см. Права относительные в римском праве.

Отцовская власть – власть над детьми, произведенными отцом на свет в законном браке, которая начинается с момента их рождения. Считается, что он произвел на свет детей, рожденных женой (отец тот, на кого указывает законный брак), если они появились на свет не ранее 280 дней после заключения брака и не позднее 300 дней после его прекращения. Также отцовская власть может распространяться и на посторонних лиц, которые оказываются ему подчинены, – например, в качестве сына под отцовской властью посредством юридического действия (приемные дети). См. также: Патер фамилия в римском праве.

Отчуждение в ущерб кредитору – утрата или уменьшение имущества, в более узком смысле – отчуждение, передача собственности. По римскому праву – это мошенническая сделка должника по отчуждению своего имущества в ущерб кредитору; требовала умысла должника причинять ущерб кредитору, знание об обмане, действия должника по отчуждению, уменьшающего его имущество; это было ущемление кредитора.

Офилий А., ученик Сервия, друг Цезаря, ради занятий правом отказался от политической карьеры.

Ошибка в римском праве – плохое и неточное знание действительности; могла возникнуть в отношении существования или точного содержания юридической нормы либо существования или точного характера данного факта.

Павел, Юлий, ученик Сцеволы, самый плодовитый писатель из числа римских юристов. Тонкий, глубоко образованный теоретик, отличался критическим и бесстрашным духом, по стилю порой несколько тяжеловесен. У своих последователей пользовался большим авторитетом, отрывки из его сочинений составляют 1/6 Дигест. Написал различные изречения, которые охватывают все области права, особенно частного (обширные комментарии). В своих монографиях Павел разработал множество проблем из самых разнообразных областей публичного и частного права. Всего оставил 86 сочинений в 319 книгах (свитках).

Пакты в римском праве – деликты, юридической силы не имели. Это было согласие и соглашение двух сторон. Обязательства не создавали. Соблюдение только что заключенных соглашений требовало справедливости как права, так и самого дела. Как писал Гай, «частные соглашения, противоречащие принципам цивильного права, недействительны». Соглашения позорного содержания нельзя принимать во внимание (Павел). В римском праве были два исключения, они получали самостоятельную защиту, были связаны с основными контрактами: 1). Обещание уплаты существовавшего долга есть долг, который должен быть уплачен. Назначение его связано с основным контрактом; заключалось в изменении порядка обязанности должника. Главная особенность пакта – обещание не должно ухудшать положение второй стороны. 2). Дополнительный, к главному устанавливал новые правила, отсутствующие в договоре. Правило: юридическое положение должника не должно ухудшать положение должника. Исключение. 3). Рецептум. По нему несли особую ответственность хозяева кораблей, постоялых дворов, трактиров; особую ответственность в пактах несли без вины за казус. Цель – не допустить сговора преступников в отношении имущества постояльцев. Ценность – установление объема вины. См. также: Деликты в римском праве.

Папиниан, Эмилий, казнен по приказу Каракаллы, друг Септимия Севера, один из наиболее значительных римских юристов. Хотя отрывки его произведений дошли до нас в сильно искаженном виде, они свидетельствуют о его глубоких знаниях, понимании жизни, самостоятельности мышления, критических суждениях, творческом подходе к проблемам, остроумии решений и безупречной правовой технике. Своеобразен его слог, образец краткости (иногда чрезмерной) и точности. В послеклассический период Папиниан – наиболее почитаемый из всех римских юристов. Основные сочинения, это многочисленные отрывки, из которых были перенесены компиляторами в Дигесты. Наиболее характерные с точки зрения творческого подхода и формы. В них Папиниан уверенно анатомирует чисто правовую материю каждого случая по схеме: суть дела (состав преступления), вопрос, ответ – все это в манере, напоминающей староримских юристов. Это сочинение стало настолько популярным, что анализу его был посвящен весь 3‑й год обучения в школах права. Папиньян – острейший среди римских казуистов, блестящий стилист по сжатости, занимал выдающееся место по совершенству формы и точности приемов подведения отдельных случаев под соответствующие правила и нормы права. Был префектом претория. По приказу Каракаллы был убит в 212 году.

Партикулярное право – см. Право партикулярное в римском праве.

Патер фамилия в римском праве – домовладыка, отец семейства, самый старший член семьи мужского пола, единственное лицо в римской семье и ее глава. Он должен был быть римским гражданином. Вначале обладал пожизненной абсолютной властью (которую ограничивали лишь обычаи и нравы) над всеми членами семьи и над всем семейным имуществом. Впоследствии его власть ослабевает. См. также: Брак кум ману. Отцовская власть. Фамилия в римском праве.

Патрон в римском праве – покровитель и защитник; бывший господин отпущенного на волю раба; юридический консультант и защитник стороны перед судом; во времена Республики почетный покровитель и защитник города, избранный горожанами для представительства их интересов в Риме. При принципате поддержка патрона стала гораздо более интенсивной как в экономическом, так и в правовом, административном и военном отношении. Он улучшал условия жизни города, украшал и одаривал его, устраивал праздники – был его благодетелем. Сам принцепс, как правило, был патроном многих городов. При доминате покровительство патрона скорее было обращено против государства, которое в ответ на это стало устанавливать официального патрона. Как правило, это влиятельный член нобилитета, аналогичным образом защищал интересы провинции в Риме. См. также: Вольноотпущенник. Провинции.

Перегрины в Древнем Риме – свободные жители провинций, стран, находящихся вне Италии и завоеванных Римом, а также свободные граждане иностранных государств. Они прав римских граждан не имели, хотя получили возможность (III в. н. э.) иметь в Риме собственность и заключать сделки, т. е. вступать в имущественные отношения с римскими гражданами. Перегрины были лишены правовой защиты. Им приходилось искать покровителя. Некоторое время они жили по праву того государства, к которому относились. Они не были римскими гражданами, но и не были рабами.

Передача в римском праве – способ приобретения собственности, заключается в материальной передаче вещи от отчуждающего приобретающему при наличии правомерного основания передачи, пригодного для того, чтобы право собственности было передано.

Переработка в римском праве – один из видов приобретения собственности, который заключается в изготовлении за свой счет из материала, бывшего изначально чужим, такого изделия, которое в общественно‑экономическом восприятии рассматривается как новая и отличная от первоначальной вещь (ожерелье из чужого золота).

Период – промежуток времени, в течение которого происходит что– либо; этап общественного развития, общественного движения.

Периодизация в римском праве – прослеживание эволюции частного римского права; разделение на периоды, основанное на последовательности кризисов и следовавших за ними внезапных трансформаций римского общества в экономической, нравственной и духовной сферах, в его обычаях, его представлениях о семье. См. также: Право народов в Древнем Риме в классический период.

Пигнус в римском праве – не переносил права собственности, оно оставалось за залогодателем. Пигнус оставался собственностью у должника и только посессио переходило к залогодателю. Удобство пигнуса – должник мог пользоваться своей вещью лишь на правах арендатора.

Плавтий, современник Целия Сабина, видный юрист знатного рода. Его сочинения в основном посвящены гонорарному праву, широко использовались последующими авторами, однако названия их не сохранились.

Плиний Младший Г.П.Цецилий Секунд (примерно 61‑113), превосходный оратор, государственный деятель и писатель. Часто выступал на крупнейших процессах, особенно перед судом центумвиров. Сохранились письма Траяна, адресованные Плинию Младшему.

Плоды – плоды, полученные естественным путем: выросшие на фруктовых деревьях, плодовые культуры и т. п.; а также размножение животных.

Повреждение чужого имущества по римскому праву – противоправное повреждение чужого имущества относилось к обязательствам. Некоторые положения этого рода содержались в Законах XII таблиц и других законах, которые не дошли до нас. Основополагающая формулировка содержалась в законах Аквилия, где под выражением обида понималось только беззаконие. В субъективном плане из первоначального умысла развились низшие степени вины, однако при этом всегда требовалось реальное воздействие. В объективном плане наука права с помощью аналогичного толкования пришла от прямого телесного воздействия на вещь к косвенному воздействию на вещь и даже к вреду, причиненному без телесного воздействия на вещь или просто вследствие упущения. Юстинианово право преследовало этим путем и телесные повреждения, нанесенные свободному лицу.

Поклажа в римском праве (хранение) – передача движимой вещи от «поклажедателя» «поклажепринимателю» (депозитарию), с тем чтобы тот хранил ее и по требованию вернул. См. также: Хранение в римском праве.

Пользование – вещное право пользоваться чужой вещью, тесно связанное с личностью носителя, который называется «пользователем».

Пользование вещью – необходимость употребления вещи для своей надобности; получение нужного для удовлетворения своих интересов; осуществление желаемого при помощи соответствующей вещи, извлечение выгоды при обращении с вещью. См. также: Вещи в римском праве.

Помолвка в римском праве – древний обычай обмениваться от собственного имени или от лица своих детей торжественным обещанием заключить брак в будущем. Помолвка влекла за собой юридические последствия.

Помпоний С., ученик Юлиана, самый плодовитый из юристов П века, занимался исключительно преподавательской и литературной деятельностью в области частного права. Помпоний во многом зависит от своих предшественников и даже стремится обобщить результаты их творчества.

Понтий Пилат – римский наместник в Иудее, который, согласно Евангелию, приговорил к распятию Иисуса Христа, дав при этом понять, что не будет возражать против его помилования местной властью, после чего сказал свои знаменитые слова: «На том я умываю руки».

Понтифики в римском праве – особая жреческая каста (толкователи права, его творцы), имевшие большой авторитет и влияние в обществе. Понтифики – члены верховной жреческой коллегии в Древнем Риме, где почиталось множество богов в целях консолидации римского общества и завоеванных народов, исповедующих различные религии, поэтому для отправления религиозных обрядов были сформированы жреческие коллегии. На деревянном мосту через Тибр, который считался священным, понтифики совершали религиозные обряды. Они же толковали законы и обычаи, составляли и хранили сборники религиозных предписаний и судебных формул, составляли, исправляли римский календарь, вели ежегодные записи важнейших событий. Октавиан Август был избран членом многих религиозных коллегий Рима, а в 13 г. до н. э. он получил звание великого понтифика, ведавшего отправлением всех религиозных культов Рима. Впоследствии римские монархи обладали религиозной властью, поэтому часто выступали против христианства, видя в нем угрозу себе. С принятием императорами крещения они перестали быть великими понтификами.

Попечитель – официально назначаемое лицо для попечения о ком– нибудь.

Попечитель по римскому праву – придавал юридическую силу своим согласием неформально (не одновременно со сделкой). Практиковалось это в интересах наследника. См. также: Брак матримониум.

Попечительство в римском праве – устанавливалось в рамках заботы о лицах, которые из‑за своего физического недостатка или постоянной болезни не могли сами вести свои дела. Попечитель обязан был управлять имуществом вверенного ему лица и вести за него процессы; отчуждение, выходящее за рамки нормального управления делами, недействительно. Попечительство могло прекратиться, если безумный выздоровеет или расточитель исправится. Несовершеннолетний при заключении сделки должен был заручиться согласием попечителя. Различие между опекой и попечительством определялось не объектом регулирования, а скорее формальным методом: опекун, если считал нужным, разрешал и придавал тем самым юридическую силу сделкам формальным актом; для действия попечителя достаточно неформального согласия. Устанавливалось в случаях: над мальчиками (14 лет) и девочками (12 лет) до их полного совершеннолетия, т. е. до 25 лет; над лицами душевнобольными; над лицами с физическими недостатками; над имуществом несостоятельного должника; над имуществом зачатых, но не родившихся детей (когда речь идет о пользе ребенка); также и по другим основаниям.

Поручение – контракт, по которому одна сторона (доверитель) давало задание другой (поверенной), согласной на это, безвозмездно осуществлять какую‑либо дозволенную деятельность.

Посредник – см. Международный третейский суд.

Права абсолютные – права, в которых активный субъект способен осуществить собственный интерес без содействия других членов общества, так что все они являются пассивными субъектами по отношению к таким правам. К такой категории относятся так называемые вещные права.

Права относительные в римском праве – права, в которых интерес активного субъекта может реализоваться лишь при содействии одного или нескольких пассивных субъектов, и потому носитель права может осуществить свое притязание лишь по отношению к ним. Юридическое состояние пассивного субъекта определяется в общей форме как «обязательство».

Право вещное – право, направленное определенным образом на достижение благ носителем этих прав. Результат этих прав достигается непосредственно через признание прямых полномочий, которые субъект осуществляет над вещью и которые обходятся без активного содействия других субъектов. Вещное право ограничивается тем, чтобы притязать на проявление ими чисто негативного отношения: воздержания или невмешательства по отношению к объекту такого права. См. также: Владение в римском праве.

Право естественное в римском праве – надгосударственное, всемирное и идеальное право, свойственное всем людям; отрасль римского права (обычно рассматривалась как область цивильного права); главная цель – защищать интересы римлян в юридических сношениях с перегринами; по характеру своего возникновения это преторское право. По своему содержанию это право всесветной коммерции. Его прогрессивные принципы и институты свободны от какого‑либо формализма. Для него характерны были неформальность, письменные договоры, взаимное доверие и равновесие интересов сторон, простота производства с помощью письменных формул. Все это имело огромное значение для развития всего римского права, которое постепенно приспосабливалось к нему и в результате модернизировалось; римский юрист Ульпиан говорил, что естественное право присуще всем живым существам, а не только людям.

Право залоговое в римском праве – получило развитие в классический период. Редкой становится древняя форма, построенная на доверии (фидуция). С развитием товарного обращения стал использоваться пигнус, когда вещь передавалась кредитору не в собственность, а в держание, что облегчало положение должника. В императорскую эпоху распространилась другая форма залога (ипотека), при которой заложенная вещь оставалась у должника. См. также: Фидуция в римском праве. Ипотека в римском праве.

Право исключительное в римском праве – законоположение, предоставляющее преимущество лишь одному лицу или категории лиц, особенно солдатам. «Исключительная норма вводится решением авторитетных юристов в отступление от общих принципов для обеспечения каких‑либо особых интересов» (Павел).

Право квиритское в римском праве – система древнейшего римского права, окончательно сложившаяся в период Республики. Квиритское право получило свое название от племени квиритов (сабинян), которые считали своим покровителем бога Квирина (название квиритов распространилось на граждан римской общины). Основным источником квиритского права были Законы XII таблиц. Позднее квиритское право получило название цивильного права. См. также: Манципация в Древнем Риме. Право цивильное.

Право народов в Древнем Риме в классический период – правовая система, созданная для регулирования отношений с участием иностранцев (перегринов). Важную роль в создании права народов сыграли учрежденные в 242 г. до н. э. преторы перегринов. Будучи не связанными нормами цивильного права в своем правотворчестве, преторы перегринов обладали свободой усмотрения на началах «справедливости» и «естественного разума», использовали право других стран. Право народов являлось внутригосударственным, наиболее развитой и совершенной его частью, т. е. римским правом. См. также: Перегрины в Древнем Риме. Периодизация в римском праве. Цивильное право.

Право новое в римском праве – право настоящего времени, в противоположность прежнему праву.

Право общее в римском праве – право, действующее на всей территории государства и обязательное для всего населения.

Право обычное – см. Обычное право (правовой обычай).

Право обязательственное в римском праве – право, направленное определенным образом на достижение благ носителем этих прав. Это экономический результат, который достигается посредством признания правопорядком за носителем права (кредитором) полномочий притязать на то, что другой определенный субъект (должник) осуществит в его пользу деятельность имущественного характера. См. также: Обязательство в римском праве.

Право партикулярное в римском праве – право, действительное лишь для части государственной территории или только для некоторых категорий населения.

Право писаное в римском праве – согласно юстиниановой классификации, с точки зрения источников права, – право, установленное правовой нормой.

Право по римскому праву – наука о добром и справедливом. По определению Павла, «право» употребляется в нескольких смыслах: то, что всегда является справедливым и добрым (естественное право); то, что полезно всем или многим в каждом государстве, т. е. справедливость и законность определяется общественной пользой (цивильное право). Предписание права – честно жить; не чинить вреда другому, воздавая каждому свое. Право – явление общественное, причем одно из важнейших, оно развивается и меняется с развитием и изменением условий среды.

Право преторское в римском праве – система римского права, сложившаяся наряду с системой цивильного права. Преторское право создавалось деятельностью судебных магистратов, главным образом преторов, которые своими эдиктами и формулами (наставлениями судьям для рассмотрения конкретного дела), формально не изменяя и не отменяя законы, дополняли и исправляли правовое регулирование. Преторское право отвечало нуждам развивающихся общественных отношений, экономики, прежде всего торговли, ростовщичества, крупного землевладения. См. также: Деликты преторского права в римском праве. Претор. Преторская бонитарная собственность. Эдикт претора.

Право публичное в римском праве – первоначально все право, установленное государством и поэтому обязательное для всех; впоследствии его содержание изменялось. При Республике под ним подразумевалось главным образом всякое право, относящееся к делам государства. Оно охватывало право государственное, административное, финансовое, уголовное, процессуальное, культовое и международное. См. также: Дигесты в римском праве.

Право римское – юридическая система, установленная нравами и обычаями предков. Оно достигло кульминации своего развития в эпоху Империи: это была целая система отступлений, поправок, исключений, расширительных или ограничительных истолкований; эта система постепенно обновлялась, уступая в своем практическом применении неотступным потребностям движения вперед.

Право священное в римском праве – комплекс правовых принципов и институтов, касающихся религиозного культа.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 480 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...