Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Поздняя поэзия БП



Биографический факт - не подптсывал смертные приговоры, которые подписывали другие члены совета писателей.

В поэзию входит этикофилософская проблематика. Проблема столкновения человека с роком истории ("Стих-я о ВОВ"), обнаружение трагизма человеческого существования в истории - тема Гамлета и Христа. Програмным чвляется стихотворение "Гамлет": идея жизни, идущей путём жертвенности. В концепции БП человек приходит в мир исполнить волю небесного отца. Сюжетная линия доктора Живаго, актёра, исп-го роль Гамлета, сам автор, путь любого человека, потому что завершается текст пословицей "жизнь прожить - не поле перейти". Гибель ЛГ.

В зрелом творчестве БП в большей мере входит бытова яэмпирическая конкретность, которая связана с вниманием к людям и к другому.

Автобиографизм поэзии БП ("В больнице", "Нобелевская премия"). Цикл "Переделкино". Особое понимание БП своего места в истрии ("Рассвет" - я как все). Обожать - пастернаковское слово (Божий) - идеальное начало.

"Когда разгуляется" написана после романа. Входят стихи 56-59 гг., написана в период оттепели. Отразился и трагизм судьбы поэта, в то же время присутствует вера в изменение погоды, потому что будущее - это и есть изменение климата. Это самая философская книга БП. Историософия ("Нобелевская премия" - мысть: "Верю я придёт пора..." - вера в дух добра).

Появление новых моментов в изображении природы. В этой книге то же изображение природы, но трагические ноты снимаются, потому что созерцани природы даёт успокоение. Радость первооткрытия. "Тишина", "По грибы", "После грозы". ЛГ обнаруживает духовное родство с природой. Она - носительница сакрального духа. Созерцание даёт соединиться с вечным. Открытие природы позволяет герою открыть новое в себе. Природа даёт толчок к открытию сознания героя. Завершается стихотворением "Единственные дни" - оксюморон (день м.б. одним). "И дольше века длится день...". Ставится проблема смысла человеческой жизни. Смысл жизни в концепции БП многозначен. Он прост - нужно всё пережить и всё пройти.

"Снег идёт" (течение времени и есть человеческая жизнь), "Трава и камни". Наиболее частотны образы дороги, поездки. Жизнь - ичаться вперёд и вдаль. "Откроется как свет в лесу другое время..." - эти строки связаны со ситихотворением "Гамлет".

Концепция творчества.

Эстетическая рефлексия поэзии на протяжении всей его деятельности. "Определение поэзии".

Проблема творческого ознания эволюционирует. Есть принципиальные положения.

Поэзия рождается через напряжённый контакт. Искусство - субъективное переживание объективного мира. Искусство было всегда. Но каждый раз это по-новому увиденный всё тот же мир.

Поэзия - это знакомая незнакомица. "Всё опять впервые" - по-новому увиденное старое. "Тебе молился Поликлет... ты мне знакома издавна".

Закон развития искусства - это преемственность. Каждый поэт - это 2е рождение искусства. Оно может состояться только, если вырастает из предшественников. Художник - тепло, плавит непогоду. Подготавливает состояние мировой мысли.

В представлении о художнике входят христианские коннотации.

"Рождественская звезда".

Художник, живя в своё историческое время, обгонят его, постигая. Очень важное лицо в постижен мира. Он отражает эйдосы - первофеномены, которые существуют в релаьности, но не отражены.

В зрелом тв-ве в поэзии БП важны этические координаты. "Быть знаменитым некрасиво". Художник скрывается, прячется на чердак. Его вытаскивают из его тайников на свет.

Ключевой текст - музыка. БП остаётся художником, который видит в творце главного человека. Искусство - не профессия, а призвание или самая жизнь. "Я стихов не люблю и в поэзии не рразбираюсь...". Творче тво - способ сущесьвования, за то, что написал художник расплачивается своей судьбой. Поэзия - это обнажение себя, самовыражение.

Роман "Доктор Живаго"

Главное произведение. Послевоенное (46-55). "Это 1я моя настоящая работа". Всегда мечтал создать роман как главный жанр русской литературы. Роман - это поступок, акт мужества самого БП. Как ответ перед теми, кто погиб в войну. Слово правды о времени. Всё предшествующее - это наброски и эскизы к роману, в котором выражены правда о поколении и судьбе страны. В 57г. выходит в Италии. Начтинается травля БП. Лев Ошанин, Борис Полевой, Леонид Мартынов, Симонов, Федин участвовали в травли. Подчёркнуто идейное отщепенство и дух романа. Изгоняют из союза писателей.

Впервые напечатали в 88г.

Роман ДЖ по жанру лирико-философский роман. Лир. - потому что есть общий лир. ценрт - ДЖ (проекция духовного мира БП). Вместо статьи о Блоке получился ДЖ.

Нет причинно-следственныз связей, мотиваций поступков, действий. Герои случайно появляются и случайно исчезуют. Пример: Евфграф. Сюжет движим случайностями. Сюжет движим логикой вторской мысли. Нет полноты характера. Это монологический роман в том смысле, что центральное место в нём зантимает самосознание героя. все герои говорят совершенно одинаковым языком. И Лара, и Вдееняким, и ДЖ, и Громеко, и Сима Тунцева говорят одинаково. Это не характеры. Главная проблема романа - проблема самоопределения личности в истори, проблема существования человека в земной истории, земной жизни. Главный герой дан многоаспектно.

ДЖ есть в 3х планах: его жизнеописание; план духовной жизни героя, роман-сознание; герой присутствует как создатель текстов (стихи, дневник, записи). Образ перенасыщен, перегружен образ. Он воплощает судьбу интеллигенции. ДЖ представлен как врач-диагност. Он поэт - носитель культурного духа. Универсальная личноситт. ПРинципиально утверждается феномен человеческой жизни. Неповторимость и частность чел-й жизни. С этой т.зр. ДЖ противопоставляется в эпоху коллективных ценностей, стадности. Истину ищут в одиночку. Эта идея наглядна в письме Тони.

Человекоцентризм романа связае с историософией БП.

16.12.09г.

Антипа не можт спасти даже самого себя. Завершается его линия самоубийством, что говорит о несостоятельности пути, который он избирает. Оба героя саязаны тем, что им противостоит Лара. Лара в романе - образ конкретный и образ философский. Лара и доктор Живаго - люди разных характеров, но они духовно воспринимают мир. У них близкие судьбы в том, что оба они сначала плывут по течению (женитьба на Тоне, Лара становится жертвой Комаровского, однако, она и сама поддаётся пороку, но пытается вешаться в свою судьбу - попытка убийства Комаровского, преждлжене Паши Антиповап жениться на ней). ДЖ тоже в принципиальных обстоятельствах не подчиняется. Однако, их любовь, встреча связаны с их душевной избоанностью. Тема любви главных героев имеет в романе философский смысл - философия женского образа и концепция любви БП.

Философия женского образа. Лихачёв видвинул идею, что Лара - это Россия, униженная до революции и растоптанная после. Лара - жизнь Евап в ромапне. Многочисленые восприятия её главным героем. Сцена, когда ДЖ стоит перед выбором (Тоня/Лара). "Чем является она для него? На этот вопрос у него всегда был готов ответ...". Лара -связь с Россией, есть представительница. В рамках такой фс-ии женского образа толкует БП и любовь. Их любовь имеет провидциальный смысл. Они любили друг друга не потому, что хотел сами, а потому, что так хотело всё кругом (природа). Можно сказать, что ДЖ предчувствует встречу с Ларой. Их любовь обретает смысл - малый космос. Поселяются в доме Антипова. Они спасают жизнь свою, жертвуя, обретают истинное спасение. Любовь - соединение быта и бытия. Это дар неба, второе рождение. Дар свыше, который нельзя не принять. Аналогом к любви становится стих-е "Зимняя ночь" (мело, мело по всей земле...). Любовь ниспослана свыше, кем-то предопределена. Любовь становится единственным способом спасения человека. Любовь противостоит социальной системе и вольчьим законам этого мира. 2я строфа (метель - символ революции, гибелная стихия). "Чертила на стене кружки - мишень и стрелы". Свеча горит, которая символизирует любовь. "На свечку дуло из угла..., ангел и два крыла" поразумевают, что благославляема эта любовь. Крест как спасение. Почему ДЖ отпускает Лару, потому что он жертвует собой ради её спасения (убеждён, что Комаровский хороший). ДЖ понимает, что это их последняя встреча. Ситуация трагическая для героя, почти смерть, её отъезд - конец жизни. В пограничной ситуации и рождается поэт, пишутся стихи "Разлука и свидание". С др. ст., разлуа здесь подразумевает иную встречу. Поэзия, творчество дают второе родение в искусстве, поэтому искусство воскресительно. БП изобраает историю России за 20 лет. По БП горе в России началось с революции и гражданской войны. ГВ выжгла Россию, опустошила мир и разрушила все предшествовавшие ценности. Выселяют семью ДЖ заграницу, дети его остаются сиротами. В конце романа появляются Танька Безочерёдова (дочь Лары и ДЖ). Она не знает вообще своих родителей, она существует вне прошлого. Она бельевщица - связана с идеей чистоты. Интеллигенция выселена, нет места специалистам. ДЖ не может найти место в Москве. После революции количество жерт не уменьшается. Лара погибает в концлагере.

20е гг. у БП - это период фарисейства и лжи русской истории, эпоха духовного насилия над человеком. Бывшие дузья БП стали профессорвами средней руки. Для них фальш и двуличие стало нормой. Они нашли своё место, чтобы его найти надо идеологически принть. ДЖ не хочет стать такими же как они. Ещё более стращными являются 30е гг. - поиски спасения, это ложный вариант выхода. Человек сущестсует как подтверждение готовы лозунгов. В логике концепции истрии 20го века ВОВ - концепция свободы, это благо и освобождение. Она научила людей самостоятельно мыслить. Очистительная буря.

Завершение судьбы ДЖ. Безусловно, жизнь главного персонажа соотносиима с истопей жизни Христа (умирает в 39 лет - светская версия). Стихотворение в цикле стихов называется "6 августа" (примерно) - о смерти и воскресении. ДЖ в то же время, врачует. Смерть ДЖ с другой стороны - он не исполнил своего предназначение (жизнь у Маркела и его 3я женитьба). Вместе с тем, эта ситуация отказа существования главного героя концептуальна. Он не хочет быть человеком, каким он понимается в 20х гг. Вместе с тем, он остаётся верен своим принципам - исчезает из дома, тайно селится и оформляет рукописи - приводит в порядок все свои записи. Он уходит от мира и реализуется в статусе поэта. Усилена вне временная сущность героя. Смерть героя романа не в конце очень значима, потому что БП показывает и жизнь героя и смысл этойм жизни. Смерть ДЖ - это и есть его воскресение. Только в конце войны Гордон и Дударев читают книгу ДЖ. ДЖ выразил о житзни то, что откроется только в будущем. Воскресение ДЖ проговорена в акте его смерти (плач Лары - это и есть обозначение смысла его жизни). Отражение плача в микроцикле "Магдалина". Только рядом с ним она обретала глоток свободы. Воскресение его присходит в стихотворениях, после себя он оставляет тексты, рукописи. Этот цикл БП имеет особое место в романе и в торчестве БП. Он связан с романом, и имеет самостоятельные смыслы, есть нумерация стихов - единая связь стихов. Основные темы: любовь, творчество, природа, христианвские тексты - истрря рождения Христа (На страстной, Рождественская звезда, Чудо, Дурные дни, Магдалина, Евсиманский сад). Выстроенность важна, что любой человек не может быть равен Хритсу. Человек живт в ориентации на образец.

Сам роман - это завершение тем и мотивов РЛ 19 века. Здесь мы встречаем и поэзию дворянских гнёзд (Громеко), жертвенность героини (Тоня), лишние герои (ДЖ), ж/д, свеча, Достоевский, Толстой, Тургенев, Пушкин (Таня Ларина дочь). По БП Пущшкин посторил здание русской жизни. "ДЖ" включает смысловое ядро русской культуры (об этом пишет Кондаков). Есть книги Баевского, Альфонсова о поэзии БП, о романе Лейдерман.

Эволюция поэтического мира Анны Ахматовой (1889-1965)

Значение её поэзии велико в 20 веке, она была связана с продуктивной культурной парадигмой - акмеизм. Акмеизм в перспективе развивается и трансформируется. Акмеизм не изчезает. Акмеиз остаётся почти до конца века. Вл. Ходасевич, Б. Поплавский, Г. Иванов, И. Бродский, О. Седакова.

Под акмеизмом следует понимать 2 момента:

1. Внимание к земной реальности, телесно-чевственной основе мира и к истории, значимость исторических тем, культурная ассоциативность. АА создаёт ретроспективный миф, создаёт значение культуры как основы, онтологии истории. Мышление образами культуры - культура - это и есть реальность для неё. Образы культуры становятся языком, с помощью которого она размышляет о мире. Жанры исчезают в начале 20 века.

Элегия, сонет, песенка, песня, эпиграмма, сказка, создаёт новый жанр - тост. Сохранияется полигенетическая и полисемантическая цитата. Полигенетическая - от слова генезис, много источников нанизано. Поисем- - пучок смыслов в одной цитате. Творчесво АА - это ребус. Ориентация на чужое слово.

Периодизация творчества АА.

3 этапа:

1. 10е гг. "Вечер", "Чётки", "Белая стая".

2. 20е-30е гг. "Anno Domini" (в лето Господне), "Реквием". Разряжённый период.

3. 40-60е гг. "Седьмая книга".

1й этап связан с тем, чо ЛГ АА выступала героиней любовног романа. Содержание этих книг - исследование текучести духовной жизни человнека. Тема нереализованности героини, драматические коллизии. Формирование мифопоэтической парадигмы, где значимо христманское мироощущение. Мифопоэтика остаётся. В этих 3х книгах героиня рисутствует и в варианте исторической личности. Выступает как выразительница анционального историчесого сознания. Она существует на границе, слышит скрытый ход вещей. Мировоззренческий сдвиг происходит в стихах 14г. во время первой мировой войны. АА усматривает в 1й мировой войне провидциальный смысл - это события нге только земные, а знаменатьельные, которые указывают на события жизни, трактует первую мировую войну в категории апокалипсиса. Война и революция и есть наказание России.

[допечатать]

18.12.09г.

Книга Анно Домини - трагическая удьба нации и поэта в ситуации раскола (После всего, Голос памяти).

Основные темы:

1) осквернение "божьего мира".

2) тема соц. и дух. выбора; путь искупления как избранничества. "Не с теми я, кто бросил землю".

3) Мужественнрое приятие судьбы и неучастие в социальном эксперименте. Утверждение общечеловеческих ценностей. "Библейские стихи".

Житийная модель поведения героини, вырабаатывается новая этическая парадигма.

Отказ от страстей.

"Земной отраой сердце ге томи": декларация этических принципов:

1) нельзя материальные ценности ставить во главу угла;

2) любви ближнего как себя самого;

3) воздюби врагов своих;

4) идея абсолютного равенства всего живущего;

5) не проси у Бога ничего.

В 3м пункте отках от отражения в поэзии советских реалий.

"Библейские стихи" - это ветхозаветный канон.

Стихи "Рахиль", "Лотова жена", "Мелхола". Будет показана любовь как высшая ценность в жизни, трагедия личности в истории. В сюжете "Рахиль" Иаков полюбил Рахиль, но её отец не хотел выдать замуж, потому что не выдана старшая. Заставил 7 лет работать. 7 лет как 7 дней. Коварный цаоь обманывает.

"Лотова жена". Была обращена в столб за то, что оглянулась на родной дом и не исполнила божественный закон. АА делает главной герриней жены, потому что она ослушалась, осмелилась утвердить общечеловеческие ценности.

Новый этап начинается в 1940 - 1960. Молчит до середины 30х гг., потому что в 35г. был арестован её сын Лев Гумилём. Она создаёт поэму "Реквием" (35-40гг.). Сначала цмкл, который потом становится лиро-эпической поэмой.

В раннем творчестве героиня выступала от собственного имени. В Анно Домини от имени многих ("Многим").

В "Реквиеме" ЛГня выступает от имени всего народа. Поэма стала антитоталитарной поэмой. Трагедия нации, уничтожаемой

сталинской диктатуры. Бесчеловечная сущность советского строя, здесь царят произвол и беззаконие, жертвой может стать любой. Проблема бесправия и обречённости человека. В полной мере показан конфликт народа и власти. В то же время сохраняет особенность АА, пересекаются несколько сюжетных планов. 1й план поэмы связн с переживаниями ЛГ - арест сына, 2й этап - история жизни сына, невинной жертвы. Названия имеют только 3 текста: "Приговор", "К смерти", "Распятие".

все эти три части срепляет христианский сюжет. Евангельский сюжет свидетельствует о пути невнных жертв. Главными фигурами становятся мать и сын. Распятие России. Ужас слчившегося не отменяет веру в божетсвенный закон. ЛГня в цикле присутствует как новая богоматерть, т.к. она выступает заступницей всех детй, котрый ожидает та же участь, что и её сына. Она заступница всех пострадавших. Ткёт покров, из слов складывает песню, молитву. Она от своего имени пишет. Это индив-й текст и одновременно молитва всех женщин. Мотив утраченного списка - святцы. Безымянная всеголосность.

"Седьмая книга". Философскся лирика: бытийные противоречия человеческого существованя.

Темы Времени - Творчества - Культуры - Памяти - Любви.

"Тайны ремесла".

становится поэтом бытийных тем. Высступает не от имени народа, становится выразительницей противоречий человеческого рода. Бытийные противоречия - это 2я мировая война. Цикл в 40 г. "24ю драму Шекспира пишет...".

Осознание неумолимого хода времени. Испытывает метафизический ужас перед ходом времени.

"Вереница четверостиший", "Приморский сонет", цикл "Смерть".

Тема творчества трактуется и серьёзно и иронически. В "Белую стаю" входит важные моменты концепции её творчества ("Нам свежих слов и чувства простоту..."). Проблема поэта поставлена.

7я книга - дальнейшее развиие. Весь этот цикл, который наз. Тайны ремесла, осмысление процессов творчества.

Ситаация предтворчества. Знаками, сидетельствующими о приближающемся вдохновении становятся голоса голоса и гром. Творчество АА и зеной и потусторонней природы. Творчество - процесс непостижимый. Оно имеет метафизическую природу.

АА доказывает власть поэтического дара над человеком. Беззащитность человека перед музой. АА ставит проблему драматизма проблемы творчества.
Это 6е стихотворение, которое наз-ся последнее стихотворение. Муки творчества связаны с материалтзацией слова.

Идея поиска читателя. Проблема читателя и диалогизма. Поиск собеседника - главная цель и смысл творчества. Другой этот более важен даже, чем сам поэт. В коллизии поэт-читатель важен читатель. ЧЧитатель - закопанный вклад. Цель - стать собеседником любому. О месте творчества в развитии жизни. Творчесто меняет и саму ЛГню.

Одна из ведущих тем АА - тема памяти. С этой темой связан цикл "Северные элегии". Тема памяти становится важной уе в Анно Домини (я часть). Потом пишет большой цикл тростник. Миф о дудочке - хранит голоса ушедших.

В Северных элегиях (6) героиня становитсчя биографом 20 века. Есть план истории 20в. (1 - Россия Достоевского, 2 - 20е-гг.), второй план - история собственной жизни на фоне трагических событий 20 века. Третий план - размышления о символической судьбе поэта. Мотив тени. Роль АА - стать тем, кто связует жизнь земную и вечную. Это образ тени. Образ зеркала и зазеркалья. Это мир теней, это социальная история - тот ужас, который проходит десятилетия. Это творчество.

Образ Прозерпины. АА есть Прозерпина, живущая в 2х мирах. В цикле Сев. элегии выражена мысль, что история 20 века изменяет человека. 6я элегия - это и есть философия памяти. Речь идёт о трёх эпохах воспоминаний.

Память - это живая вода, которая воскресает жизнь. Память имеет аналог живой воды - воскресает жизнь. АА будет говорить о том, что память противоречива, потому что, присутствующая изнь в сознани приносит человеку муки, накопление груза памяти приносит боль.

Три эпохи воспоминаний.

1. Вчерашний день, когда всё свежо в сознании и живо в деталях. Второая эпоха - непонятно кто есть кто ("кто отмывал от крови руки"). Третья эпоха, когда вообще исчезает пмять, но самое страшное, что она ему и не нужна.

Есть три вида памяти:

1) индивидуальная;

2) историческая (архитектура);

3) культурная память - единственная помогает сохранить прошлое.

"Венок мёртвым" символизирует сплетение живых и мёртвых. Сюжет построен таким образом, что голос АА наполнен голосами других поэтов. Стихи посвящены: Анненский (Учитель), Мандельштам, Пильняк, Цветаева, Пастернак, Елена Булгакова. Всем текстам предшествует эпиграфы.

Выводы:

1. Культура выступает по АА в роли антологической ценности. Культура образует ось истории. Второй аспект связан с тем, что культура логоцентрична. Это молитва, противостоит хаосу. Это единственное, что может противостоять миру зазеркалья.

2. Тема любви. Метафора невстречи (Полночные стихи, Шиповник, Cinque). Сущностью любви стала невстреча, невозможность реальных земных отношений. Ситуация встречи в сознании - встреча во сне. Сложные аллюзивные зашифрованные сюжеты.

25.12.09г.

К концу 30х гг. был построен новый идеологический космос, мифологический. В 20е гг. его ещё не было. Именно в 30е гг. получает развитие литература экзистенциального ощущения. Ахмтова - альтернативная литература Происходит изменение эстетических парадигм. Существует соцреалзм. Не только присутствует лит-ра трагедийного мироощущения (Шолохов - тоненькая ниточка). Все эти особенности и структура литературного процесса резко меняется в литературе ВОВ. Новое мироощущние исторической ситуации, новый периолд лит-ры. Частные колизии внутри общества. Литература 40х гг. как ситема - жанровая перестройка литературы. Она подразумевает другие формы освоения реальности и воздействия на неё.

Можно выделить три рода лит-ры:

1. Поэзия и поэмы. Они часто маленькие по объёму. Поэиа "Василий Тёркин" возникает как стихи. "маргарита Оливьер", "Сын".

2. Проза. На 1й план выходит публицистика, малые жанры. Основные авторы: Шолохов, Оренбург, Платонов, Толстой, Леонов, Борис Горбатов, К. Федин. За очерками следуют малые и срдние жанры прозы - рассказы и повести - А. Фадеев "Молодая гвардия", "Непокорёный" Горбатов, "Взятие Великошуйска" Леонов, А. Толстой "Русский характер", "Дни и ночи" повесть Симонов.

3. "Нашествие", "Лёнушка", "Фронт", Розов "Вечно живые", "Русские люди" К. Симонов.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 253 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...