Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Гомофильское движение



События середины XX века, которые уничтожили гомосексу­ альное освободительное движение в Германии, создали почву для его зарождения в Америке. В результате мобилизации десятки тысяч мужчин и женщин оказались оторванными от своих семей и круга общения. Многие из них сначала попали

3, 7 Впервые опубликовано в 21-м томе «Ежегодника для людей промежуточ­ ной сексуальной ориентации», выходившего под редакцией Магнуса Хирш­ фельда. Цит. по: Slreakley J. Op. cit. P. 76.


312 Сексуальная политика

в большие города, где часто жили в окружении почти исключи­ тельно лиц своего пола. Тот, кто ранее боролся с гомосексу­ альными чувствами наедине с собой, ведя изолированное суще­ ствование в глуши, неожиданно обнаруживал, что он не одинок. Так, один мужчина вспоминал: «На флоте у людей была воз­ можность близкого общения, например в комнате отдыха. До ­ вольно скоро вы знакомились с одним или двумя ребятами и продолжали заводить все новых знакомых. Неожиданно у вас появлялся целый круг гомосексуальных друзей»318.

Гомосексуальным женщинам мобилизация давала особен­ ный шанс обнаружить свою сексуальную ориентацию, что вряд ли было бы возможно в гражданской жизни. Подобно тому, как главная героиня романа «Колодец одиночества» Рэдк - лифф Холл, лесбиянка Стивен Гордон, в Первую мировую войну вступила в Британский медицинский корпус, так и во Вторую мировую войну тысячи лесбиянок вступили в Женский армей­ ский корпус, что сделало его, по словам одного историка, «наи­ более типичным лесбийским институтом»3|9. В условиях воен­ ного времени ослабив обычное строгое преследование гомо­ сексуализма, командование инструктировало офицеров избегать

«преследования и давления» и проявлять «беспристрастность и терпимость» в отношении лесбийской любви 320. Лесбиянки, которые не вступили в армию, также получили возможность общения с другими. Женщины были необходимы на заводах для замены мужчин, что делало возможным и даже социально приемлемым уклонение от брака и отношений с мужчинами, а также отъезд из дома без одобрения родителей.

После войны большинство мужчин и женщин вернулись в родные места, но многие геи и лесбиянки остались в порто­ вых и больших городах, где у них образовался круг гомосексу-

31 8 Stephenson A. Th e Homosexual: Another Untold Story: An Oral History of Bob Ruffing. Цит. по: D'Emilio }. Sexual Politics, Sexual Communities: The Making of Homosexual Minority in the United States, 1940—1970. Chicago,

1983. P. 26. Эта книга представляет собой отличное описание расцвета

и заката гомофильского движения.

31 9 D'Emilio J. Op. cit. P. 28.

320 Ibid.


Объединение порождает силу 313

альных друзей. В нескольких крупнейших городах появились небольшие местные организации, подобные Благотворительной ассоциации ветеранов — нью-йоркскому клубу геев из числа бывших военнослужащих. Эти организации давали гомосексу­ алистам возможность дружеского общения. Было предпринято несколько попыток основания печатных изданий, распростра­ нявшихся, правда, в довольно узком кругу. Так, например, некто, скрывавшийся под псевдонимом Лиза Бен, выпускал лесбий­ скую газету «Vice Versa» (Наоборот).

Самым важным «институтом» формирования гомосексу­ ального сообщества был гей-бар. Хот я любовники, партнеры, друзья составляли частный круг общения, для настоящего ощу­ щения сопричастности к сообществу необходимы были пуб­ личные институты. В барах, в полностью гомосексуальном окружении можно было сбросить гетеросексуальную маски­ ровку и свободно общаться друг с другом. К 1950-м годам в любом американском городе средней величины можно было легко обнаружить местный гей-бар и сразу же получить доступ в местное гомосексуальное сообщество.

Однако положение публичных институтов было уязвимым. Законы против гомосексуального поведения часто и грубо на­ поминали о себе в виде полицейских налетов, и многие бары продолжали существовать только потому, что ими владели пре­ ступники, дававшие взятки полиции и другим чиновникам. Сообщения в газетах о налетах полиции на гей-бары имели рекламный эффект, информируя население — включая, конечно, и других гомосексуалистов — о существовании гомосексуаль­ ной субкультуры. По иронии судьбы усилия, предпринимае­ мые полицией для подавления развития гомосексуального со­ общества, стимулировали его. Один из таких полицейских рей­ дов против гомосексуализма подтолкнул к действию группу людей, основавших первую влиятельную правозащитную орга­ низацию гомосексуалистов в Соединенных Штатах — «Об­ щество Маттачин» (Mattachine Society).

В 1952 году человек по имени Дэйл Дженнингс был аре­ стован за «непристойное и развратное» поведение, когда тай­ ный агент полиции спровоцировал Дженнингса пригласить его


314 Сексуальная политика

к себе домой. За несколько лет до этого Дженнингс и не­ сколько других мужчин во главе с Гарри Хэем образовали тайное общество по борьбе за права гомосексуалистов «Мат- тачин». «Маттачинами» называли придворных шутов эпохи Ренессанса, которые, по мнению основателей общества, также были гомосексуалистами. Члены общества, как и Карл Уль- рихс, отвергали мнение общества о себе как о дефектных или испорченных людях и считали себя меньшинством, притесняе­ мым большинством. Дональд Уэбстер Кори в своей книге

1951 года «Гомосексуалист в Америке» ясно сформулировал эту позицию: «Мы, гомосексуалисты, представляем меньшин­ ство — не только количественно, но и потому, что общество делает из нас касту... Наше положение во многих отношениях напоминает положение угнетенных народов, религиозных и этни­ ческих меньшинств: отсутствие гражданских свобод; правовая, дисциплинарная и квазизаконодательная дискриминация; низ­ шее общественное положение; изолированность от основного потока жизни и культуры» 321.

Маттачины поставили своей задачей просвещать других гомосексуалистов в вопросах, связанных с их положением при­ тесняемого меньшинства, и утверждать ценность гомосексуаль­ ной идентичности. Осознав, что жизнь, основанная на «самооб­ мане, лицемерии и фальши», неизбежно приводит к «неуравно­ вешенному, неадекватному и нежелательному» собственному образу, маттачины одними из первых подняли проблему психо­ логической подавленности, которую они переживали из-за не­ обходимости скрывать свою сексуальную ориентацию. При­ знание гомосексуальности обществом позволило бы сформи­ ровать «развитую гомосексуальную духовность», что помогло бы геям и лесбиянкам «вести уравновешенную, нравственную и продуктивную жизнь». Маттачины одними из первых заго­ ворили о гордости геев — «гордость принадлежностью, гор­ дость причастностью к культурному росту и социальным дости­ жениям... гомосексуального меньшинства» 322. На одном из пер-

32 1 Цит. по: D'Emilio J. Op. cit. P. 33.

32 2 Цит. по: Ibid. P. 65—66.


Объединение порождает силу 315

вь л х собраний общества один из его основателей, Чак Роуленд, предсказал: «Наступит время, когда мы шеренгой в десять ряДОВ будем идти по бульвару Голливуд, свидетельствуя о том,

» 323

чт -о гордимся своей гомосексуальностью»

Именно с помощью общества «Маттачин» Дженнингс на- н^ л адвоката, выступившего в суде с речью о том, что хотя его подзащитный на самом деле гомосексуалист, но он не вступал

в сексуальный контакт с офицером, а быть гомосексуалистом — не: преступление. Присяжные не смогли прийти к единому мне­ нию, обвинение было снято. Благодаря этому ошеломляющему

уСпеху организация оказалась в центре внимания, число членов общества удваивалось каждый месяц: «Мы оказались на зали-

т0 ' й солнцем равнине, полной легионами жаждущих борьбы геев.

^(Эбщество Маттачин" неожиданно стало популярным!»324

Слово «гомофилия» часто использовалось в публикациях

«(Общества Маттачин» и других первых правозащитных орга­ низаций гомосексуалистов в качестве альтернативы «гомосек­ суализму», поскольку акцентировало гомосексуальную привя­ занность и любовь, а не секс. Гомофильское движение расши­ рилось по мере того, как появлялось все больше организаций и ^периодических изданий. В 1953 году Филлис Лайон и Дэйл IVf артин, а также еще три лесбийские пары основали общество

«Дочери Билитис». Название заимствовано из эротической пс)эм ы Пьера Ауи «Песни Билитис». Первоначально это был к>уб, который должен был стать альтернативой гей-барам, но за 1Те м число членов общества умножилось, задачи стали разно­ образнее, начала издаваться газета «The Ladder» (Лестница), ко ггорая, будучи поначалу собранием стихов, прозы, биографи­ ческих рассказов, помогала одиноким лесбиянкам ощутить свою св $язь с лесбийским сообществом. Группа членов общества

«[Маттачин» выпускала журнал «ONE», в котором обсужда­

лась теория и политическая стратегия общества. Позж е ими бь>'ло организовано общество «ONE, Inc.» — единственная

323 Цит. по: Marcus Е. Making History: The Struggle for Gay and Lesbian

Equal Rights, 1945—1990: An Oral History. New York, 1992. P. 34.

324 Ча к Роулэнд. Цит. по: D'Emilio J. Op. cit. P. 71.


316 Сексуальная политика

организация, в которой было значительно представительство лиц обоих полов.

Гомофильские общества никогда не перерастали из мест­

ных групп активистов в национальные организации. Когда

«Маттачин», «Дочери Билитис» и «ONE, Inc.» расширялись, общества начинали разъедать споры по вопросам постановки их целей и особенно тактики действий. Ряды таяли, терялись ориентиры, распри между лидерами различных группировок на многие годы делали организацию недееспособной.

Хотя гомофильским организациям не удалось достичь мно­ гих из поставленных задач, они, тем не менее, заложили необхо­ димый фундамент для следующего этапа освободительного дви­ жения гомосексуалистов. Несколько гомофильских организа­ ций продолжали работать в 1960—1970- е годы и послужили основой для резкого подъема движения после Стоунволлского бунта. Периодические гомофильские издания, такие как «The Ladder», «Mattachine Review», «Homophile Studies», поддержи­ вали чувство уверенности в тысячах геев и лесбиянок, которые имели к ним доступ. Самое главное то, что гомофильские орга­ низации сделали гомосексуальность и гомосексуалистов более заметными, чем это было свойственно американской культуре раньше. Несчетному числу геев и лесбиянок, которые не жили в больших городах и не могли достать экземпляр «The Ladder» или «Mattachine Review», появляющиеся в обычных средствах массовой информации сообщения о судебных процессах с уча­ стием гомофильских организаций, пресс-конференциях и мар­ шах протеста давали чувство солидарности и причастности к со­ обществу. Со временем десятилетия напряженной работы обя­ зательно должны были принести свои плоды. Никто не мог знать, что это произойдет так бурно.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 305 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...