Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Борьб а с о стигмой



В 1963 году в эссе, которое сейчас считается классикой, соци­ олог Ирвинг Гофман описал явление предубеждения и про­ цесс дискриминации. Изложение своих идей он начал с рас­ сказа о происхождении слова «стигма»: «Древние греки, кото­ рые, очевидно, сильно полагались на визуальные указатели, изобрели термин „стигма" в отношении знаков на теле, кото-


Борьба со стигмой 229

рые должны были выявлять что-то необычное или плохое в душевном состоянии носителя знака. На теле человека вы­ жигался или вырезался знак, предупреждавший о том, что его носитель являлся рабом, преступником или предателем, то есть человеком с запятнанной репутацией, по обычаю презирае­ мым, избегаемым всеми, особенно в публичных местах» Индивидуумов, принадлежащих к группам людей, которые счи­ таются «необычными» или «плохими» в нравственном отно­ шении, до сих пор называют «носителями стигмы» или «стиг­ матизированными». Процесс отнесения их к особому классу и формирования отношения к ним, отличного от отношения к «нормальным» людям, называется «стигматизацией».

Гофман отмечал, что в некоторых случаях у личности от­ сутствует телесный знак особой стигмы. При неимении «визу­ ального указателя» стигма поначалу остается невидимой. В от­ личие от тех, кто стигматизирован цветом кожи или физиче­ ским недостатком, эти люди попадают в категорию презираемых только в том случае, если их невидимая стигма каким-то обра­ зом обнаруживается. В ряд стигматизированных состояний, не имеющих внешних знаков, входят «недостатки индивидуально­ го характера... непреодолимые и неестественные страсти, неус­ тойчивые и негибкие убеждения... психическое расстройство, судимость, зависимость от наркотиков, алкоголизм, гомосексу­ альность, отсутствие работы и радикальное политическое пове­ дение» 228.

За более чем тридцать лет, прошедших с момента напи­ сания этого эссе, многие из перечисленных в нем состояний стали значительно менее стигматизированными. Кроме суди­ мости, лишь гомосексуальность продолжает оставаться пово­ дом для «нормальных» людей избегать, исключать из обще­ ства и даже преследовать замеченных в этом индивидуумов. В настоящее время, хотя и в гораздо меньшей степени, чем всего несколько лет назад, стигматизация гомосексуальности

Goffman E. Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity. Englewood

Cliffs (N. J.), 1963. P. 1.

22 8 Ibid. P. 2.


230 Типы сексуальной идентичности

сохраняется: более чем в половине штатов нашей страны со­ вершаемый по взаимному согласию половой акт между совер­ шеннолетними людьми одного пола считается уголовно нака­ зуемым преступлением. Определенные.занятия остаются аб­ солютно недоступными для геев и лесбиянок, не скрывающих своей ориентации: служба в армии и в правоохранительных органах. Иногда гомосексуалисты открыто преследуются за­ коном. В других случаях, чтобы избавиться от выявленных гомосексуалистов, к ним применяются правила и установки, предназначенные для тех, кто представляет угрозу морали и дис­ циплине, или им даже выделяются «соответствующие рабочие места». Многие церкви осуждают гомосексуальность (неко­ торые из них не так давно встали на позицию осуждения только гомосексуального поведения и воздерживаются от об­ винения личностей). Причины и динамику стигматизации мы рассмотрим в главе 14. Сейчас достаточно сказать, что гомосексуальность продолжает у многих в нашем обществе вызывать неприятие, а гомосексуальная идентификация имеет негативные последствия.

И тем не менее, гомосексуальность невидима. Гомосексуа­ лист может избежать идентификации в качестве члена стигма­ тизированной группы, контролируя получение другими инфор­ мации о себе. Способность контролировать информацию ста­ вит ряд новых вопросов перед личностью. Снова процитируем Гофмана: «Говорить или не говорить, притворяться или не при­ творяться, лгать или не лгать в каждом отдельном случае, кому, как, где и когда?» 22 9

Вернемся еще раз к теме формирования гомосексуальной идентичности. После того как человек достигает этапа гомо­ сексуальной самоидентификации (стадия «принятия идентич­ ности», по определению Тройден и Касс), ему или ей приходит­ ся решать, как совместить эту информацию с другими аспекта­ ми жизни. Внешние препятствия, как и частично сохранившаяся внутренняя стигматизация гомосексуальности, делают этот про­ цесс трудным для некоторых людей.

Coffman E. Op. cit. P. 2.


Борьба со стигмой 231

Част ь гомосексуально ориентированных людей сталки­ ваются с тем, что они рискуют многим в своей жизни: поте­ рять работу, быть выгнанными из дома родителями, лишиться продвижения по служебной лестнице (так называемый «го­ лубой потолок»), быть исключенными из церковной общины. Но внутренняя стигматизация (так называемая внутренняя гомофобия) также причиняет страдания — это ожидание, что тебя отвергнут друзья, чувство, что ты исключен из «гетеро­ сексуального» мира свиданий с противоположным полом, брака, материнства и отцовства. Стыд и смущение от возможного раскрытия того, что ты гей или лесбиянка, являются самыми обычными проявлениями внутренней стигматизации гомосек­ суальности. Быть идентифицированным в качестве гея или лесбиянки при любых обстоятельствах означает не только столкнуться с возможными угрозами извне. Это рождает и бо­ лезненные переживания в душе. Чтобы противостоять этим внешним и внутренним угрозам и нормально жить, формиру­ ющаяся личность разрабатывает набор стратегий существова­ ния со стигмой.

Необходимо подчеркнуть, что модели формирования гомо­ сексуальной идентичности подобны картам недавно открытого континента: они неполны и упрощены. Огромное разнообразие, которое отличает людей, их семьи, общества, приводит к множе­ ству вариаций личного опыта. Многие люди быстро и легко сживаются со своей сексуальной ориентацией и сразу же кон­ фиденциально начинают раскрывать свою идентичность дру­ гим. Для других этот процесс протекает медленнее и труднее. В любой момент может произойти «торможение идентифика­ ции» — остановка процесса развития, которая происходит, если движение личности к формированию сексуальной ориентации прекращается, а вместо этого человек начинает тратить психи­ ческую энергию на то, чтобы уклониться от конфликтов и из­ бежать неприятных переживаний.

Некоторые люди могут решить, что последствия раскрытия их гомосексуальной ориентации являются настолько ужасны­ ми, что делают разоблачение абсолютно недопустимым. Такой человек предпочтет скорее демонстрировать «асексуальную»


232 Тип ы сексуальной идентичности

идентичность, чем столкнуться с последствиями собственной гомосексуальной идентификации, — стратегия поведения, кото­ рую можно назвать «капитуляцией»230.

Прятаться под маской гетеросексуала — другая стратегия обращения со стигмой. Такие люди сами считают себя геями или лесбиянками, но скрывают свою гомосексуальность от дру­ гих. Доводя этот процесс до крайности, они ведут двойную жизнь, делая все возможное, чтобы убедить окружающих в соб­ ственной гетеросексуальности, прибегая к маскировке и обману, если это необходимо. Они могут тратить огромное количество энергии, чтобы изолировать друг от друга свои гомосексуаль­ ную и гетеросексуальную жизни, постоянно принимая меры предосторожности, чтобы не быть увиденными не в том месте и не с теми людьми.

Перестав испытывать дискомфорт от своей гомосексуаль­ ности, люди вступают в период, когда они не просто смиряются со своей сексуальной идентичностью, но начинают оценивать подобное самоопределение как правомерное, значимое и фор­ мирующее их индивидуальность. К. этому этапу применимы такие термины, как принятие и предпочтение. На этом этапе становления идентичности большое значение для личности имеет общение с другими геями и лесбиянками. Только знание под­ робностей жизни гомосексуалистов, полученное через знаком­ ство с индивидуальным опытом других реальных мужчин и женщин, может помочь человеку прийти к принятию значи­ мости гомосексуальной идентичности. Перемены в нашем об­ ществе, произошедшие за последнее десятилетие, сделали по­ добное общение более доступным для молодого поколения. Если раньше единственным очагом гомосексуальной «куль­ туры» был гей-бар, то сейчас в больших городах во всем мире можно найти целые сообщества геев и лесбиянок с куль­ турными институтами любого типа. Антрополог Гильберт Херд т указывал на то влияние, которое оказывают эти сооб­ щества на формирование гомосексуальной идентичности у со­ временной молодежи:

Troiden R. R. Op. cit.


Борьба со стигмой 233

Профессиональные и политически активные группы геев [появившиеся в 1980-е годы и ранее] заявили о себе со­ зданием множества газет и других периодических изданий, некоторые из которых выпускались местными организация­ ми геев. Возникли новые религиозные группы. Были со­ зданы магазины, рассчитанные на клиентов из числа геев и лесбиянок... Стали появляться союзы, общественные клу­ бы, артистические сообщества, которых не было раньше, пре­ доставляющие беспрецедентные пути взаимодействия и рас-

пространения информации в городе и других местах.

Произошедшие изменения сделали более легким путь под­ ростков — геев и лесбиянок — к группам людей, с которыми они могли бы идентифицировать себя, избавляясь от ужасного чувства одиночества, которое мучит многих из них. Такж е улучшает ситуацию и рост числа изображенных с симпатией героев из числа геев и лесбиянок в кино и на телевидении. Эти внешние факторы позволяют человеку положительно от­ нестись к гомосексуальной самоидентификации и благопри­ ятствуют внутренним переменам. Происходит объединение сексуальных и романтических аспектов отношений, что по­ зволяет видеть в однополом сексе источник истинной любви и привязанности, а не только способ получения сексуального удовлетворения. Признание состояния «влюбленности» в че­ ловека своего пола является знаком глубокого принятия го­ мосексуальной идентичности (ведь гомосексуальность имеет отношение больше к любви, чем к сексу). Люди испытывают максимальное счастье и удовлетворенность и меньше страда­ ют от внутреннего конфликта.

Вскоре личность перестают устраивать рамки стигматизи­

рованного существования:

В нашем офисе был парень, который постоянно отпускал грубые шутки на тему гомосексуалистов — называл кого- нибудь «педиками» за их спиной, рассказывал анекдоты

1 Herdt С. Gay and Lesbian Youth // Journal of Homosexuality. 1989.

Vol. 1—2. P. 1—41.


234 Типы сексуальной идентичности

о голубых и розовых. Однажды, когда мы были в комнате для отдыха, другой парень сказал ему, что считает эти шут­ ки оскорбительными, и Дэн ответил: «В чем проблема, Тим, я думал, ты женат! Или тебе нравится успевать и там, и там?» И хотя я работала здесь только две недели и никогда рань­ ше со мной не происходило ничего подобного, прежде, чем я поняла, что делаю, я услышала свои собственные слова: «Нет, Дэн, Тим не гей, но я — лесбиянка, и если я услышу от тебя хотя бы еще одну подобную шутку, я обращусь в отдел кадров с жалобой на сексуальные преследования с твоей стороны». В комнате присутствовало шесть человек, так что количество людей на планете, которые знали о том, что я лесбиянка, только что удвоилось, но мне было на это наплевать. Я чувствовала себя великолепно. Неожиданно я поняла, почему люди принимают участие в демонстрациях сексуальных меньшинств. Это необыкновенное чувство!232

Когда сексуальная ориентация становится неотъемлемой частью представления людей о самих себе, они сталкиваются с другим противоречием: между положительным отношением к го­ мосексуальности, сформировавшимся у них, и часто критическим и пренебрежительным отношением общества. Скрытое суще­ ствование становится все менее и менее приемлемым. Посте­ пенно индивидуум избирает раскрытие своей гомосексуальности в качестве стратегии, позволяющей справиться со стигмой.

Иногда чувства гнева и гордости толкают некоторых лю­ дей к открытому сопротивлению и рождают у них желание борьбы (этап «гордости идентичностью», как его называет Касс). У этих людей может сформироваться нездоровый взгляд на мир, разделенный на «хороших» (геев) и «плохих». Такие ин­ дивидуумы в большом городе могут полностью раствориться в сообществе геев и лесбиянок и старательно избегать контак­ тов вне этой среды. Гетеросексуалы (которых порой называют хамским словечком breeder — «племенной скот») и гетеросек­ суальные институты, такие как брак, девальвируются, а гомо­ сексуальные институты идеализируются. У них формируется

Из архива автора.


Борьба со стигмой 235

мнение, что все гетеросексуалы — ограниченные люди, а един­ ственным истинным источником эмоционального удовлетворе­ ния являются другие геи и лесбиянки. Здес ь проявляется дру­ гой тип торможения процесса самоидентификации. Когда та­ кой человек сталкивается с гетеросексуалом, ранее имевшим гомосексуальную ориентацию, это создает противоречие в су­ ществующем у нее или у него четком разделении людей на

«хороших» и «плохих» по признаку их сексуальной ориента­ ции. Поддержание статус-кво требует рациональных обосно­ ваний и даже сопровождается небольшой паранойей («твой брат делает вид, что поддерживает нас, но побьюсь об заклад — он зовет тебя „мой брат-гомик" среди своих тупых друж­ ков!»). В городах, где существуют большие сообщества геев и возможно полное погружение в гомосексуальную субкуль­ туру, задержка на этапе «гордости» может продолжаться долгое время.

Когда гомосексуальная ориентация в процессе становле­ ния идентичности принимается личностью, гомосексуальность становится менее значимой частью представления о самом себе. С достижением зрелости непреклонные изоляционистские чув­ ства ослабевают. Любые проявления антигомосексуальной не­ терпимости, с которыми люди сталкиваются в обществе, прини­ маются ими не так близко к сердцу и не кажутся угрожающи­ ми, поскольку у них сформировался более богатый, сложный образ самих себя, в котором сексуальная ориентация является лишь одной из составляющих. Самораскрытие происходит с боль­ шей непроизвольностью и на самом деле постепенно перестает быть необходимым, поскольку гомосексуальность личности ста­ новится общеизвестным фактом в семье, обществе и на рабо­ чем месте. Слияние внутренней и публичной идентичности человека делает ненужными приемы приспособления. Суще­ ствование становится более счастливым и благополучным, так как психическая энергия, растрачивавшаяся на создание за­ щитных механизмов, освобождается для дальнейшего душевно­ го роста.

Не будет лишним подчеркнуть, что процесс формирования идентичности проходит с огромными различиями у разных


236 Тип ы сексуальной идентичности

индивидуумов и ни одна модель не может охватить практичес­ ки бесконечное разнообразие возможных вариантов челове­ ческого опыта. Например, требует специального рассмотрения вопрос о различиях формирования гомосексуальной идентич­ ности у мужчин и у женщин. По данным психологических и со­ циологических исследований, сексуальная идентичность у жен­ щин, по крайней мере у некоторых из них, является менее жест­ кой по сравнению с мужчинами233. В отношениях между женщинами эротическое влечение и сексуальное поведение, по-


Борьба со стигмой 237

и ориентацией. «Сделавшие выбор» лесбиянки считают свою сексуальную идентичность в большей степени результатом со­ знательного выбора, в детстве они, по их воспоминаниям, не чувствовали себя непохожими на сверстниц. Следовательно,

«врожденные» лесбиянки должны переживать те процессы и этапы формирования гомосексуальной идентичности, которые были рассмотрены выше, тогда как опыт формирования иден­ тичности у «сделавших выбор» лесбиянок будет гораздо более сложным и, возможно, более разнообразным и может не укла-


видимому, являются менее важными, а эмоциональная близость,

напротив, более значимой, чем в отношениях между мужчинами. Многочисленные исследования показали, что женщины имеют гораздо больше «нетрадиционных» сексуальных фантазий, чем

234 D

мужчины. Возможно, вследствие упомянутых, а также ряда неизвестных факторов процесс формирования сексуальной иден­ тичности у женщин подчиняется гораздо менее строгому распи­ санию, чем у мужчин, и в большей степени зависит от опыта отношений. В одном из исследований, когда большую группу испытуемых попросили оценить себя по шкале Кинси, женщи­ ны чаще, чем мужчины, относили себя к середине шкалы и сви­ детельствовали о более существенных перемещениях по шкале

73^

в течение жизни.

Один из психологов даже предлагал разделять женщин, идентифицирующих себя в качестве лесбиянок, на «врожден­ ных» (primary) и «сделавших выбор» (elective)236. «Прирож­ денные» лесбиянки считают, что сексуальная ориентация не поддается их контролю. Они чаще рассказывают о том, что испытывали чувства непохожести на других девочек в детстве, и уверенно связывают эти отличия с сексуальным влечением

Более глубоко эта проблема рассматривается в работе: Golden С. Diversity and Variability in Women's Sexual Identities // Lesbian Psychologies. Urbana,

1987. P. 19—34.

23 4 Bell A. P., Weinberg M. S. Homosexualities: A Study of Diversity among

Men and Women. New York, 1978.

23 5 Pillard R. C. Th e Kinsay Scale: Is It Familial? // Homosexuality/Hetero- sexuality... P. 88—114.

23 6 Golden С Op. cit. P. 25.


дываться в вышеупомянутую модель

Подростки, идентифицирующие себя в качестве гомосек­ суалистов, неизбежно сталкиваются с пугающими реалиями эпидемии СПИДа. К конфликтам, связанным с процессом самоидентификации у подростков, могут добавиться заблужде­ ния, связанные со СПИДо м (представление о том, что это исключительно «болезнь геев» или неизбежное следствие го­ мосексуальности), и привести к приостановке процесса форми­ рования идентичности. В одной из статей, посвященной гомо­ сексуальным подросткам, автор с беспокойством приводит сло­ ва тинэйджера: «Я никогда не хотел быть геем. Сейчас, с появлением СПИДа, у меня еще меньше причин положитель­ но воспринимать эту часть самого себя» 238. Склонность гомо­ сексуальных подростков к психологическому отказу от своей сексуальности делает их еще более уязвимыми для этого забо­ левания по сравнению с гетеросексуальными сверстниками. Отрицая или оправдывая свои гомосексуальные чувства на ранних этапах формирования идентичности, подростки могут не осознать реального риска своего сексуального экспери­ ментирования. Школьные программы по предотвращению СПИД а редко делают акцент на гомосексуальности, и, по­ скольку гомосексуальные подростки часто не идентифицируют

Хотя всестороннее рассмотрение трудностей лесбийской идентификации выходит за рамки данной книги, существует несколько других работ, под­ робно исследующих эту проблему. Отличным началом для знакомства с вопросом является книга «Lesbian Psychologies», упомянутая выше. Herdt G. Gay and Lesbian Youth, Emergent Identities, and Cultural Scenes at Home and Abroad // Journal of Homosexuality. 1991. Vol. 3—4. P. 32.


238 Тип ы сексуальной идентичности

себя с сообществами взрослых геев, им не помогают и образо­ вательные программы, программы по распространению презер­ вативов и другие профилактические акции, предпринимающие­ ся в этих сообществах. Вакуум знаний делает гомосексуальных подростков, и особенно юношей, подверженными особому риску заражения вирусом иммунодефицита человека. К счастью, на­ блюдается рост внимания к нуждам гомосексуальных учащих­ ся колледжей и средних школ. Понимание этих нужд застав­ ляет некоторые образовательные структуры разрабатывать для подростков, юношей и девушек гомосексуальной ориентации специальные программы по предотвращению заражения ВИЧ. Еще одним положительным моментом этих программ является внимание к специфике развития гомосексуальных подростков 239.

В ходе исследований также было продемонстрировано, что процесс формирования сексуальной идентичности значительно различается у членов разных этнических и социально-экономи­ ческих групп. Но при всех вариациях и различиях становле­ ния гомосексуальной идентичности у представителей разных групп довольно очевидно, что доступ к точной информации о гомосексуальности, наличие позитивных ролевых моделей и то­ лерантное окружение делают этот иногда болезненный процесс менее травмирующим. Наоборот, изоляция, знакомство исклю­ чительно с негативными представлениями о гомосексуалистах и стигматизирующее окружение замедляют и усложняют про­ цесс самоидентификации.

В течение многих лет выражением «выход из чулана» (coming out of the closet) описывался акт раскрытия личностью своей гомосексуальности окружающим. Выражения «в чула­ не» (in the closet) и «скрытый гомик» (closet queen) употреб­

им.: Treadway L., Yoakam /. Creating a Safe School Environment for Lesbian

and Gay Students // Journal of School Health. 1992. Vol. 7. P. 352—357.

24 0 Обзор культурных вариаций проблем формирования сексуальной ориен­ тации у латиноамериканцев, афроамериканцев, выходцев из Азии и пред­ ставителей коренных народов Америки с точки зрения психического здо­ ровья см.: Greene В. Ethnic-Minority Lesbians and Gay Man: Mental Health and Treatment Issues // Journal of Consulting and Clinical Psychology.

1994. Vol. 2. P. 243—251.


Борьба со стигмой 239

лялись в отношении тех людей, которые скрывали свою гомо­ сексуальную ориентацию. Сейчас выражение come out в зна­ чении «открыто заявить о своей гомосексуальности» заняло свое место в словарях, прессе, повседневной речи. В 1993 году в «Гарвард бизнес ревю» появилась статья, озаглавленная «Под­ ходящее ли время, чтобы перестать скрывать свою гомосексу­ альность?». В ней обсуждались проблемы, с которыми сталки­ вается консервативная корпорация, когда ее «ведущий сотруд­ ник является геем и хочет привести в компанию своего партнера в качестве сотрудника или клиента»241. Однако из сказанного выше очевидно, что «выход на свет» представляет собой не отдельное событие, а процесс. Причем (что характерно и для других аспектов формирования идентичности личности) этот процесс никогда не может быть окончательно завершен.

В старых учебниках по психиатрии при рассмотрении критических психических состояний упоминается термин «го­ мосексуальная тревога». Этим термином называется острый психический кризис, который переживают индивидуумы, когда неожиданно осознают возможность того, что являются гомо­ сексуалистами; этот кризис часто возникает после первого гомосексуального опыта. Утверждается, что неожиданный переход от «я гетеросексуал» к «я, должно быть, гомосексуа­ лист» вызывает острый кризис идентичности, распад пред­ ставления о самом себе, что делает индивидуумов склонными к суициду и даже психозу. Термин был изъят из обращения, когда исследования показали, что подобное открытие гораздо чаще является результатом многоэтапного процесса развития, протекающего в течение длительного времени. И даже когда этот сдвиг в понимании себя происходит неожиданно, то это случается с человеком, обладающим чувствами, а не в эмоцио­ нальном вакууме. Как отмечалось выше, «ага!-момент» часто сопровождается чувством облегчения. Исследование, проведенное в ЮА Р (где гомосексуальность гораздо более стигматизиро­ вана, чем в Соединенных Штатах) в начале 1990-х годов,

24 1 Williamson A. D. Is This the Right Time to Come out? // Harvard Busi­

ness Review. 1993. July — August. P. 18—27.


240 Тип ы сексуальной идентичности

показало, что менее 50 /о группы опрошенных гомосексуальных мужчин переживали «кризис беспокойства» в ходе процесса

" 74?

раскрытия своей гомосексуальности перед окружающими.

Мы рассмотрели процесс формирования гомосексуальной идентичности. Чт о же нового мы узнали о природе и причинах гомосексуальности? Трудно не заметить сходство моделей этого процесса, описанных различными исследователями. За пред- сексуальным этапом, когда происходит осознание своей непо­ хожести на сверстников, следует этап возникновения гомосек­ суальных эротических чувств в начале пубертатного периода, затем происходит преодоление внутренней стигматизации, са­ моидентификация и, наконец, «выход на свет». В различных моделях используются различные термины, часто варьирую­ щиеся в зависимости от того, из какой области науки — психо­ логии, социологии или антропологии — пришел автор, но сам процесс описывается ими практически одинаково.

Понимание уникального процесса формирования геев и лес­ биянок необходимо для того, чтобы мы могли ценить их инди­ видуальность и понимать их жизни. Понятия «внутреннее пре­ дубеждение против гомосексуальности», «преодоление стигмы»,

«раскрытие своей гомосексуальности» обозначают ключевые

аспекты понимания рассматриваемого явления. Нам также важно понять и то, чем не является гомосексуальность. В следую­ щей главе мы рассмотрим бисексуальную и трансгендерную идентичности.

Глава 13.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 336 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.02 с)...