Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Гомосексуальной идентичност и



Процесс, в ходе которого человек в нашем обществе начинает считать себя гомосексуально ориентированным, имеет порази­ тельно много общих черт у разных людей. Этому процессу, который стали называть «формированием гомосексуальной идентичности», посвящено несколько широкомасштабных ис­ следований (в ходе которых были проинтервьюированы тыся­


Формирование гомосексуальной идентичности 217

Формирование идентичности будет сильно упрощено, если его считать процессом, в ходе которого человек признает, что ему или ей соответствует определенный ярлык. Хотя многие стараются не разносить других людей по категориям, в чело­ веческой личности, по-видимому, живет необычайный интерес к исследованию самой себя. Если вы возьмете один или два номера любого популярного журнала по психологии, вы обя­ зательно найдете там сколько-нибудь «тестов», претендую­ щих на то, что они дают читателям глубокое понимание самих себя, в том числе часто помогая им решить, относятся ли они к тому или иному «разряду». Люди отмечают варианты отве­ тов на вопросы о том, что они делают на вечеринках, или какие домашние животные у них есть, или какие цвета им нравятся, чтобы определить, «интуитивный» их ум или «ана­ литический», «эмоциональны» они или «рациональны», а за­ тем интересуются, как им применить полученные знания. Кто из нас после обеда в китайском ресторане не читал «китай­ ский гороскоп» на обратной стороне меню, чтобы узнать, с кем мы «совместимы»? Поскольку различные наименования для сексуальной ориентации людей существуют уже на протяже­ нии тысячелетия, нас не должно удивлять, что самоидентифи­ кация в такой важной области, как сексуальная жизнь, явля­ ется, по выражению историка Джона Босуэлла, «неотъемле-

» «/- ° 214

мои, интуитивной и глубоко значимой»

Этот процесс начинается с усвоения наименований и по­ нимания категорий. Совершенно очевидно, что при формирова­ нии сексуальной ориентации первое происходит прежде второ­ го: дети усваивают определения из этой области гораздо раньше, чем они оказываются способны понять, что такое сексуальная ориентация. К сожалению, первыми выученными ими словами, как правило, оказываются обидные прозвища. Можно услы­ шать, как ученики начальной школы обзывают друг друга та­ кими словами, как sissy («девчонка» в отношении мальчика), tomboy («девчонка-сорванец») и даже queer и faggot (клички


чи геев и лесбиянок), и о нем много писали отдельные ученые.


Boswell J. Sexual and Ethical Categories in Pre-modern Europe // Homosexua­

lity/ Heterosexuality: Concepts of Sexual Orientation. New York, 1990. P. 15.


218 Тип ы сексуальной идентичности

гомосексуалистов), за несколько лет до того, как у них появятся зрелые сексуальные чувства и представления о сексуальной ориентации.

Хот я дети пользуются словами из области сексуальности, они делают это иначе, чем взрослые. Посетив любой школь­ ный двор, можно убедиться, что дети, предоставленные самим себе, разделятся в игре на группы по половому признаку. На игровой площадке, полной детей, девочки будут играть с де­ вочками, мальчики — с мальчиками. Исследования подтвер­ дили, что это происходит во многих культурах. Такж е отме­ чалось, что вид игры, в который вовлекаются дети, зависит от их пола. Мы уже упоминали о детской «возне»: мальчики, как правило, оказываются более активными и задиристыми. Суще­ ствуют различия и в выборе игрушек: если мальчикам предо­ ставить возможность выбора, они выберут «мальчишеские» иг­ рушки (например, игрушечные грузовики). Девочки играют как с куклами, так и с игрушками мальчиков, но они проявляют большую склонность к «материнскому» поведению в своих играх (например, нянчат кукол), чем мальчики. Хотя дети в ран­

нем возрасте обычно не проявляют сексуального поведения, многие из форм детского поведения могут быть классифициро­ ваны по полу. Таким образом, игры детей раннего возраста гендерно дифференцированы.

Несмотря на то что дети не знакомы с взрослыми сексу­ альными понятиями, они с раннего возраста исключительно чувствительны к половым ролям, часто высмеивают и дразнят тех, кто не проявляет ожидаемого гендерно дифференцирован­ ного поведения. Зачастую в качестве словесного оружия ис­ пользуются эпитеты, применяющиеся к гомосексуалистам. За ­ тем у детей формируются ассоциации между такими словами, как sissy и queer («чудик»), и особыми поведенческими черта­ ми: формами гендерно не согласованного поведения. Также они начинают связывать эти слова с положением непохожего на других и не любимого другими человека.

При опросе многие (хотя и не все) взрослые гомосексуали­ сты рассказывают о том, что в раннем возрасте они чувствовали себя «непохожими» на других детей. Нередко в более подроб-


ормирование гомосексуальной идентичности 21 9

ом собеседовании выясняется, что чувство «непохожести» про- зошло у них оттого, что в детстве они интересовались играми ротивоположного пола. Мальчики могут обнаружить, что их меньше, чем сверстников, привлекает спорт и больше нравятся единенные занятия — музыка и чтение. Девочки замечают, что они сильнее и независимее других девочек. В данном возрасте все это происходит совершенно за пределами области сексуаль­ ности, в мире друзей, игр и школы, который может быть назван социальным миром ребенка. Ричард Айси, психиатр, много написавший о психотерапии гомосексуалистов, утверждает: «Все гомосексуальные мужчины, которых я знаю, рассказывают, что с трех- или четырехлетнего возраста они чувствовали себя

„непохожими" на своих сверстников. Описывая это чувство, они говорят, что были более чувствительными, ранимыми, легче начинали плакать, также у них были эстетические интересы и они были менее агрессивны, чем их сверстники. Эти отличия заставляют детей чувствовать себя чужими среди сверстни­ ков и часто даже в своей семье» 215. Сейчас многие полагают, что данный тип детских интересов и социализации явля­ ется неэротическим выражением формирования гомосексуаль­ ности.

Но здесь, как и во всех выводах, делающихся относитель­ но гомосексуальности, существует много исключений. Различия между упомянутыми моделями игрового поведения гомосексуа­ листов и гетеросексуалов не являются универсальными. Неко­ торые люди, считающие себя гетеросексуалами, вспоминают, что в детстве переживали чувство «непохожести» на других и уча­ ствовали в играх противоположного пола. А некоторые из тех, кто считает себя гомосексуалистами, утверждают, что в детстве не испытывали подобных чувств и не вели себя таким обра­ зом. И все-таки описанный поведенческий стереотип является довольно убедительным: по данным одного из исследований,

72% гомосексуальных мужчин сообщили, что чувствовали себя

«в чем-то или даже во всем непохожими» на сверстников

Isay R. Psychoanalytic Theory and the Therapy of Gay Men // Homosexua- lity/Heterosexuality... P. 283.


220 Тип ы сексуальной идентичности

одного с ними пола, тогда как только 39 /о мужчин в конт­ рольной гетеросексуальной группе рассказали о подобных чув­ ствах216. (Пр и описании чувства неполной принадлежности к группе используется термин маргиналъностъ.)

Ричард Тройден, социолог, писавший исключительно о про­ цессе формирования сексуальной идентичности у гомосексуа­ листов, стал называть эти детские чувства «непохожести» «пе­ риодом сенсибилизации» в процессе формирования гомосексу­ альной идентичности, приходящемся на возраст между шестью и двенадцатью годами217. Он использует термин «предгомо- сексуальный», чтобы подчеркнуть, что эти дети обычно не счи­ тают себя сексуально отличными от других, и термин «гомосек­ суальный» не имеет для них никакого значения. Они предпо­ лагают, что, когда вырастут, тоже станут мамами и папами, как их родители, — то есть гетеросексуалами.

В эти годы такие дети «чувствительны» по отношению к двум вещам: к чувству «непохожести» на сверстников одного с ними пола и к получаемым кличкам и проявляемому к ним отношению. Их могут снабдить ярлыками «гомосексуалиста»,

«гея» или «лесбиянки», но, кроме того, присвоить клички queer, faggot, dyke (сленг, «лесбиянка») и так далее. Чт о касается отношения, то оно может выражаться в презрении, антипатии и даже отвращении. Антигомосексуальная настроенность наше­ го общества передается детям, включая «предгомосексуальных» детей, в очень раннем возрасте. Термин «усвоенная гомофобия» обычно подразумевает, что антигомосексуальная настроенность воспринимается от родителей и сверстников и проникает глубоко в развивающуюся психику, иногда накапливаясь в течение мно­ гих лет, прежде чем неожиданно прорвется в отрочестве или юности (подробнее об этом в следующей главе).

Многие гомосексуалисты и лесбиянки часто вспоминают, что детьми испытывали влечение к сверстникам одного с ними пола, которое хоть и не являлось сексуальным, было сильным

2, 6 Bell A., Weinberg M., Hammersmith S. Op. cit.

21 7 Troiden R. Т. The Formation of Homosexuality Identities // Journal of

Homosexuality. 1989. Vol. 1—2. P. 43—73.


Формирование гомосексуальной идентичности 221

и непреодолимым: «О, чего бы я только не дал, чтобы стать лучшим другом Томми. Господи, как я хотел быть похожим на него, быть таким же непослушным и своевольным, иметь такие же мускулы и светлые волосы и улыбаться, как он... только чтобы быть с ним, как мальчики Харди, двумя кровными бра­ тьями, двумя ковбоями — вот именно, двумя ковбоями». Еще проведено недостаточно исследований, чтобы определить, имеется ли значимое различие между подобными отношениями и крепкой детской дружбой со сверстниками, о которой упоми­ нают и гетеросексуалы. Как бы то ни было, свидетельства о разных видах подобного обожания хорошо представляют и другой аспект «сенсибилизации» «предгомосексуалов» к одно­ полому влечению в более зрелом возрасте.

В подростковом возрасте человек впервые начинает раз­ мышлять над тем, что его или ее чувства могут быть сочтены гомосексуальными. Впервые чувство непохожести на сверст­ ников одного с ними пола начинает включать в себя и чувство сексуальной непохожести. Примерно к двенадцати годам под­ ростки начинают осознавать сексуальные сигналы, поступаю­ щие из окружающего мира.

Мой бывший профессор в качестве иллюстрации этого переходного периода приводил следующий случай. Однажды он вместе с сыновьями заехал в автомастерскую, чтобы что-то отремонтировать в семейной машине. За местом хозяина к стене была прикреплена эротическая фотография молодой женщи­ ны. Младший сын профессора, которому было семь лет, заметил снимок, но, по-видимому, не нашел его особенно интересным. Напротив, его старшему двенадцатилетнему сыну фотография показалась необычайно занимательной. Он увлеченно принял­ ся расспрашивать смущенного отца о том, кто была эта жен­ щина, почему она была без одежды и почему эта фотография висела на самом видном месте. Хотя дети постоянно окруже­ ны сексуальными знаками, содержание этих знаков не затраги­ вает их лично и тем более не вызывает у них непреодолимого интереса, пока они не достигнут пубертатного возраста.

Reid J. The Best Little Boy in the World. New York, 1973


222 Тип ы сексуальной идентичности

Подростки замечают физические изменения, происходя­ щие с их телом и телами сверстников, и сопоставляют резуль­ таты процесса формирования. Повышенное внимание к одежде и внешнему виду отражает личный интерес к формированию груди и мускулатуры, появлению растительности на лице, лоб­ ковых волос, развитию гениталий. Подростки постоянно оце­ нивают прогресс, достигнутый сверстниками, сопоставляют его с собственным и делают из этого выводы. Чувства и манеры поведения сопоставляются ими наряду с деталями внешности. Мальчики замечают восхищение, которое проявляют их сверст­ ники в отношении привлекательной девочки. Девочки об­ суждают, кто из мальчиков является «симпатичным». Разго ­ воры скоро принимают откровенно сексуальный характер, и мальчики с увлечением рассуждают о привлекательности особых сексуальных отношений с отдельными избранницами. Вскоре самые развязные из них уже хвастаются своим сексу­ альным опытом.

Некоторые подростки начинают замечать несоответствие между собственными чувствами и теми, о которых рассказыва­ ют их сверстники. Это несоответствие может принимать форму недостаточного интереса к противоположному полу или осозна­ ния интереса к представителям своего пола или обоих полов. Но, уже обладая к данному времени определенными знаниями о гомосексуальности, подростки приходят к пониманию, что это явление, возможно, имеет к ним непосредственное отношение. Этот второй период формирования половой идентичности на­ зывается «замешательством идентификации»219. «Вы не уве­ рены, кто вы. Вы не знаете точно, что вы за человек и куда идет ваша жизнь. Вы спрашиваете себя: „Кто я?", „Гомосексу­ алист ли я?", „На самом ли деле я гетеросексуал?"»220.

Исследования, проведенные в 1970-е годы, показали, что подростки вступают в этот период до пятнадцати лет221, причем,

21 9 Cass V. С. Homosexual Identity Formation: A theoretical Model // Journal of Homosexuality. 1979. Vol. 3. P. 219—235.

22 0 Ibid. P. 233.

22 1 Troiden R. T. Op. cit. P. 54.


Формирование гомосексуальной идентичности 223

по данным современных работ, этот возраст, по-видимому, умень­ шается, что, возможно, связано с повышением доступности ин­ формации о гомосексуальности 222. Неуверенность, пережива­ емая в данном возрасте, вызывается рядом факторов, которые мешают человеку легко разрешить возникающие вопросы. Многие тинэйджеры испытывают влечение, зачастую сопро­ вождаемое половым возбуждением, к представителям обоих полов. Это может привести их в замешательство, поскольку они полагают, что гомосексуальное и гетеросексуальное вле­ чения являются взаимоисключающими. Подростка может оза­ дачить случайно полученная им информация о гомосексуаль­ ности вроде утверждения, что «все гомосексуалисты любят носить платья и хотят быть женщинами». Однако главной причиной их состояния является конфликт между возникаю­ щими гомосексуальными чувствами и прежде усвоенным убеж­ дением, что они такие же гетеросексуалы, как и «все осталь­ ные».

Стигма, сопровождающая гомосексуальность и с детства усваивающаяся людьми, придает эмоциональную окраску этой дилемме. Подросток сталкивается с тем, что ранее созданный им образ самого себя как «нормального» человека может ока­ заться неправильным и он или она на самом деле являются ужасно «ненормальными», «извращенными», «греховными»... Или ему соответствуют любые другие негативные характерис­ тики, основой которых служит усвоенная стигматизация гомо­ сексуальности.

Когда человек сталкивается с двумя противоречивыми фактами, каждый из которых кажется ему в равной степени истинным, возникает психологическое состояние, которое назы­ вают «когнитивным диссонансом». Это состояние замешатель­ ства и дезориентации обычно сопровождается сильной трево­ гой и страхом, чувствами, которые заставляют искать быстрый выход из ситуации. Столкнувшись с новыми и неожиданными сексуальными чувствами, человек вынужден проанализировать

22 2 Herdt С. Children of Horizons: How Gay and Lesbians Teens Are Leading a New Wa y Ou t of the Closet. Boston, 1993. P. 181.


224 Типы сексуальной идентичности

ране е сложившийс я обра з самог о себ я в свете ново й инфор ­

мации.

Дл я некоторы х подростко в разрешени е ситуации проис ­ ходит ка к вспышк а прозрения, когда год ы смутной тревог и п о поводу своей необъяснимо й непохожест и на сверстнико в выли ­ ваютс я в осознани е того, чт о он или она являютс я гомосексуа­ листо м или лесбиянкой:

Я был в школьной раздевалке и готовил декорации для пьесы, которую мы репетировали, когда в комнату вошел дру­ гой ученик в одних шортах. Словно удар молнии, меня прон­ зила дрожь возбуждения, раньше я никогда не чувствовал ничего подобного — я не мог отвести от него глаз. Он был пловцом, гимнастом или кем-то вроде этого, я никогда еще не видел такого широкоплечего, мускулистого, красивого парня; возможно, я просто никогда раньше так не смотрел на пар­ ней. Это было потрясающе. Я хотел сказать: «Посмотри­ те — вот это да!» — но понял, что никто вокруг не замечал того же, что и я. Другие парни в комнате не чувствовали абсолютно ничего похожего, так что я просто сделал вид, что смотрю в сторону. Прошло несколько дней, и я начал искать встречи с Джоном, стараясь «столкнуться» с ним в коридоре, и стоило мне лишь увидеть его или услышать его «привет», как я снова испытывал то же волнение. Та к продолжалось пару недель. Я как будто наслаждался своими чувствами и мыслями о том, как потрясающе сложен этот парень, как здорово быть таким красивым, но по-настоящему я не пони­ мал ни своих новых чувств, ни их глубины, конечно. Потом я как-то ехал в метро домой из школы, рядом со мной смеялись какие-то парни, один из которых назвал другого «гомиком». Я уже слышал это слово десять тысяч раз, но сейчас оно как-то по-новому прозвучало в моем сознании. «Так вот оно что, — подумал я, — вот в чем дело! Я — гей». Все стало на свои места 223.

То, что описывает это т юноша, Исэ й называет «ага!-момен­

том», который переживаю т многие гомосексуалисты и лесбиян - Из архива автора.


Формирование гомосексуальной идентичности 225

ки — «к-ак будто части головоломки, на д которо й долг о раз -

мышлял, встаю т на свои места»

Однак о други е подростк и веду т изнурительну ю борьбу, главны м образо м подсознательную, чтоб ы н е дат ь отнест и себ я к категори и гомосексуалистов. Оди н и з механизмов, ис ­ пользующихс я дл я этого, психолог и называю т «отрицание». Люд и прост о отказываютс я признавать, чт о испытываю т подобны е чувства. У них происходи т разры в мыслительны х и эмоциональны х компоненто в психологическог о функцио ­ нирования, и неприемлемы е чувств а отбрасываютс я созна ­ ние м всяки й раз, ка к возникают, — психологически й экви ­ вален т попытк и страус а избежат ь опасности, пряч а голов у в песок.

В само м начале период а смешанно й идентичности, когда подростк и тольк о начинаю т осознават ь возникающи е гомосек­ суальны е мысл и и чувства, они могут старатьс я уклонитьс я от необходимост и делат ь вывод ы относительн о самих себя, уходя о т дальнейшег о размышлени я на д это й проблемой. Он и могут намеренн о посвятит ь себ я занятиям, которы е ими ассоцииру ­ ются с гетеросексуальностью, и избегать ассоциирующихся с го­ мосексуальностью. Мальчи к може т резк о прерват ь заняти я музыко й и стать членом школьной бейсбольно й команды; де ­ вочка — уйти из женско й бейсбольной команд ы и занятьс я танцами. Могу т произойти изменени я в их социально м поведе ­ нии. З а подчеркнуты м вниманием к противоположном у полу може т стоят ь борьб а с относительны м отсутствием интереса к нему, свидетельствующи м о гомосексуальности. Юнош а бу­ дет лихорадочно умножат ь число своих гетеросексуальных свя ­ зей, а девушки могут даж е забеременеть, чтоб ы «доказать» себе собственную гетеросексуальность. Злоупотреблени е алкоголем и наркотикам и такж е способствует достижени ю двух целей, отвлека я индивидуума от неприемлемы х чувст в и обеспечивая оправдани е тому, что эти чувства вообще появились. («Эт и сумасшедшие мысли появляются у меня, лиш ь когда я по д кай ­ фом».)

22 4 hay R. Op. cit. P. 295.

8 Гомосексуальность


226 Типы сексуальной идентичности

Кто-то, стремясь «исцелиться» от этих мыслей и чувств, обращается за помощью в их искоренении к врачам или кон­ сультантам. Развернутая сеть «групп поддержки» и консуль­ тантов, появившаяся в последние годы, почти исключительно спонсируется консервативными религиозными организациями, которые с радостью принимают таких людей и обещают испол­ нить все их надежды. («Репаративная терапия» будет рас­ смотрена в главе 15.)

Даже те люди, которые в подростковом возрасте имели сексуальные контакты со сверстниками своего пола, могут при­ бегать к различным уловкам, чтобы отсрочить гомосексуальную самоидентификацию. Чувства и даже поступки могут расцени­ ваться ими не как гомосексуальные, а как-нибудь иначе. Фор ­ мируется сценарий «особого случая», когда люди стремятся пред­ ставить свои чувства и поведение как уникальную реакцию на экстраординарную личность. Они убеждают себя, что при лю­ бых других обстоятельствах у них бы не возникло гомосексуаль­ ных чувств. «Амбисексуальная стратегия» проявляется в том, что человек, признавая наличие у себя определенных чувств и мыс­ лей, которые можно отнести к гомосексуальным, тем не менее утверждает, что «может быть и гетеросексуалом, если захочет»225. Он или она находят утешение в теориях, которые акцентируют наличие «бисексуального потенциала» в каждом. Столкнувшись с необходимостью отвечать на слухи о своей гомосексуальности, певец Элтон Джон в течение нескольких лет утверждал, что является «бисексуалом», и только гораздо позже в телевизион­ ном интервью откровенно назвал себя «гомосексуалистом». Хотя в случае Джона эта попытка избежать представления о себе как о гомосексуалисте может отражать, а может и не отражать нали­ чие у него подобной внутренней борьбы, она, несомненно, иллю­ стрирует полезность переименования явлений для уклонения от неприемлемых выводов.

Подобные механизмы подмены могут быть выработаны и усвоены индивидом, борющимся со своими гомосексуальными чувствами в течение долгого времени. Иногда процесс приня-

Cass V. С. Op. tit. P. 227.


Формирование гомосексуальной идентичности 227

тия идентичности бесконечно затягивается. Подобный опыт индивидов Вивиан Касс называет «отсрочкой идентификации», остановкой развития226. Человек может развиваться в других отношениях, но процесс формирования сексуальной идентично­ сти останавливается. Значительная психическая энергия с не­ обходимостью продолжает расходоваться на отрицание, пре­ дотвращение или маскировку гомосексуальных мыслей, чувств, иногда и поведения, чтобы помешать их встраиванию в лично­ стную идентичность. Вместо приобретения все большей уве­ ренности в собственной идентичности и ее принятия в каче­ стве необходимой основы для здоровых отношений, он или она продолжают упорно оставаться (Фрейд, возможно, сказал бы

«фиксироваться») на стадии непримиримых конфликтов и про­

тиворечий, требующих постоянного самообмана и подтасовок.

Необходимо подчеркнуть, что формирование гомосексуаль­ ной идентичности и принятие решения вступить в однополую связь являются довольно независимыми процессами. Человек может вступать в гомосексуальные отношения с самыми разны­ ми целями. Кинси показал, что многие из опрошенных им людей имели хотя бы один гомосексуальный контакт. Гомосексуаль­ ный контакт в отрочестве как выражение сексуального экспери­ ментирования является обычным явлением. Гомосексуальная проституция среди тинэйджеров, распространенная повсеместно в Соединенных Штатах и во всем мире, является примером того, что может быть названо «экономической» проституцией. При­ чем многие из этих юношей (возможно, большинство) считают себя гетеросексуалами. Гомосексуальность в закрытых сообще­ ствах, таких как тюрьмы или школы-интернаты, называется «си­ туативной гомосексуальностью». Когда гомосексуальная бли­ зость является единственно возможной формой сексуального удовлетворения, в гомосексуальные отношения вступают многие индивидуумы. Для этих людей гомосексуальное поведение яв­ ляется чем-то вроде обходного маневра в процессе формирова­ ния гетеросексуальной идентичности. Часто гомосексуальная близость сопровождается гетеросексуальными фантазиями.

22 6 Cass V. С. Op. tit. P. 220.

8-


228 Тип ы сексуальной идентичности

Некоторым мальчикам-тинэйджерам случайно появляю­ щиеся у них фантазии об оральном или анальном сексе с дру­ гим мужчиной кажутся чуждыми и зачастую доставляют мо­ ральные страдания. Другие подростки хотя и испытывают дис­ комфорт от этих непрошеных мыслей, обнаруживают, что фантазии о сексе с мужчиной возбуждают их и часто возникают у них во время мастурбации. У большинства индивидуумов сексуаль­ ные фантазии в период отрочества все более концентрируются либо на мужчинах, либо на женщинах и осмысление их с точки зрения процесса поиска сексуальной идентичности происходит независимо от физической сексуальной деятельности.

Многие, и даже, возможно, большинство, гомосексуали­ стов проходят через короткий период когнитивного диссонан­ са и «психологической гимнастики», прежде чем принимают или хотя бы смиряются с ярлыком «гомосексуалист» в отно­ шении самих себя. Но когда эта точка достигнута, возникает другая проблема — позволит ли человек и другим считать себя гомосексуалистом? Теперь индивидуум вступает в со­ вершенно другую фазу формирования идентичности. Если первая часть этого пути характеризуется главным образом внутренними психологическими процессами, то вторая в боль­ шей степени связана с внешними силами, обществом и культу­ рой. Для понимания этого этапа становления идентичности нам необходимо твердо разобраться в другом явлении. В сле­ дующей главе мы поговорим о стигме и умении справляться с нею.

Глава 12.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 377 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.03 с)...