Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Татуировка для обозначения социального статуса индивида



Теперь перейдем к вопросу нанесения татуировок, обозначавших для конкретного человека авторитет, возраст, социальный статус, смелость в бою или на охоте.

Можно не сомневаться, что общественное мнение в части отношения к старым людям всегда было неодинаковым и зависело от времени и места. Вероятно, из‑за утраты трудоспособности и невозможности добыть средства существования в охотничьих племенах стариков бросали или убивали. С другой стороны, есть много примеров татуировок, показывающих, что возраст – основание для особого обращения, и все исследования в австралийских племенах показывают важное социальное положение стариков. Доктор Нассау, говоря о племенах Западной Африки, подчеркивает уважение к старикам, к которым молодежь не должна приближаться на расстояние меньше нескольких ярдов. А у племени масаи есть обычай, согласно которому юноши салютуют старому человеку, который в качестве ответного приветствия плюет на молодого человека. В Австралии пожилые люди имеют много привилегий в еде и браке, которых нет у молодых. Не прошедший инициацию юноша должен искать лучшую еду, чтобы потом отдать ее старому человеку. А после инициации какое‑то время молодой человек должен служить молодой женщине, как правило являющейся женой старика.

В своем повествовании о Таити Чарльз Дарвин рассказал, что у многих мужчин старшего возраста ноги покрыты маленькими фигурками, расположенными так, чтобы напоминать носок. Этот несмываемый знак не позволяет зрелому мужчине вести себя как юноша. А наблюдения за жителями береговой части Новой Зеландии 1769 г. показывают, что в тот период для обоих полов было принято окрашивать себя в одинаковой манере. Черное красящее вещество использовалась женщинами для окраски губ, но мужчины обычно заходили дальше и наносили краску на разные части тела, добавляя понемногу каждый год, в результате чего тела некоторых старых людей становились совсем черными.

Женщины калифорнийских племен татуировались тремя синими линиями, тянущимися перпендикулярно от центра и уголков нижней губы по подбородку; в некоторых племенах региона такие же линии добавлялись на руки и тыльную сторону ладоней. С возрастом линии делали шире, окрашивая более ярко, чтобы обозначить возрастающую социальную значимость.

Женщины айну татуируют усы: операцию начинают в раннем детстве, усы удлиняют каждый год до замужества. Кроме того, количество круглых меток на руках женщин должно увеличиваться каждый год – это считается указателем их возраста. На Адмиралтейских островах старых женщин отличает слой черной краски, а на Новой Зеландии любой уважающий себя старик делает себе депиляцию, потому что, если его моко‑татуировка на лице покроется бородой, он получит оскорбительное прозвище E‑weki (старик). В этом случае речь идет не о получении дополнительных знаков, а о сохранении шрамов юности. В племенах «плоскоголовых» (сэлиш) для нанесения знаков на тело широко используют красную и желтую охру, белую глину и гематитовую пыль. Помимо выражения ранга и профессии, у них тоже есть знаки, характерные для определенного возраста. Молодые женщины обычно красят щеки красной краской, и нельзя сказать, что это им не к лицу, если только слой тонкий. Зрелые женщины наносят краску на все лицо до уровня глаз. Только зрелые мужчины и женщины острова Трежери из группы Соломоновых островов делали себе шрамирование, помещая на свою кожу тонкие щепки, которые потом поджигались.

Мы уже подчеркивали, что знаки племени во многих случаях наносятся во время инициации. На таких церемониях делают и другие татуировки, которые считаются магической помощью для придания молодому человеку определенного статуса. Подобные знаки на теле можно было бы отнести к тем, что служат для магических и религиозных целей, но в данном случае татуировка больше отражает социальный аспект инициации. А магические и религиозные практики (нанесение краски на тело, кручение ревуна и др.) лишь помогают осуществлять социальную функцию обряда посвящения молодых людей в разряд взрослых.

В Меланезийском районе Британской Новой Гвинеи мальчики проходят инициацию на церемонии, называемой aruaru, которая проводится, когда кандидаты достигают возраста двенадцати лет. Ей предшествует период их уединения продолжительностью десять месяцев, во время которого подросткам делают ножные браслеты и пояса. В это время мальчика с ног до головы покрывают красной краской, что является пережитком существовавшей некогда идеи о крови как обязательном дополнении к обрядам плодородия. Краска – магическая помощь перехода от детства к зрелости, а кровь символизирует новые жизнь и силу. У сакаев же существует обычай брызгать на юношу соком папоротника – только после этого он становится мужчиной и может жениться. На Туту, что в Торресовом проливе, инициированные покрываются сажей, причем новый слой добавляется каждый день (мужчины постарше сидят на циновках своего клана, и, если кто‑то из них сядет на другую циновку, его тело окрасят черной краской). Снадобье из коры, считающееся любовным зельем, наносят юноше за ушами, на живот, ладони, нос, колени и ступни. Зелье должно привлечь девушек к вступившему во взрослую жизнь юноше.

Жители Мабуиага действуют немного иначе. До инициации брат матери покрывает тело мальчика с ног до головы куби – обуглившейся скорлупой кокосового ореха, на лбу вдоль линии волос проводит красную полосу. Еще одна красная линия спускается по центру носа и встречается с широкой красной полосой, проведенной через все лицо на уровне ноздрей. Одновременно подростку даются следующие наставления:

«Если ты хочешь что‑нибудь сказать, говори правду, не говори лживых слов, ложь вредна, и если ты будешь плохим мальчиком, то быстро умрешь. Не трогай ничего, принадлежащего другому мужчине, иначе он назовет тебя плохим мальчиком. Если мужчина пошлет тебя куда‑нибудь, иди быстро». Далее следуют советы в том же духе. В племенах мыса Йорк мужчины, которые собираются принять участие в церемонии инициации, красят свои поперечные шрамы на животе красной и белой краской. Каждому мальчику называют клан, в котором ему следует найти невесту, после чего ему смазывают «зельем буша» впадины на бедрах, пах и ключицы, чтобы он быстрее рос. На Соломоновых островах подростки постарше подвергаются операции татуировки – только после этого они считаются взрослыми. X. Гаппи сообщил, что, пока делается татуировка, мальчиков держат в изоляции, но после ее завершения они могут жениться.

Важность использования краски или другой формы знаков на теле иллюстрирует описание довольно сложной церемонии инициации племени бова. Рисуется два круга, причем на внешнем краю наружного круга могут присутствовать женщины. Мальчика, которому предстоит таинство, с ног до головы покрывают красной краской. Считается, что в таком «одеянии» он может войти во внутренний круг, когда видны лики богов и где красная краска служит магической защитой. После завершения священных церемоний юноша смывает красную краску, а затем наносит на себя слой белой.

Мужчина, публично продемонстрировавший презрение к физической боли, имеет все основания собой гордиться. Для этого, а также для получения более высокого социального статуса, например, североамериканский индеец или тамил из Южной Индии могут в течение долгого времени висеть на крюке, вонзенном в плоть. Иногда татуировка никак не связана с магическими аспектами инициации, а является лишь проверкой того, может ли кандидат продемонстрировать твердость и мужество, которые оправдывают его принятие в ряды мужчин. Имея это в виду, а также надеясь на повышенное внимание девушек, юноши с радостью идут на весьма болезненные операции. Достопочтенный сэр Джозеф Бэнкс отметил позитивную взаимосвязь между степенью распространения атоса у маори и плотностью населения в районах, где практикуется татуировка. Чем более населена страна, тем больше число татуированных людей. Сэр Джозеф Бэнкс придерживался мнения, что процесс вызван тенденцией к соперничеству в способности выносить боль. Там, где населения мало, атоса практически отсутствует – нет стимула завоевать более высокий социальный статус, продемонстрировав мужество во время болезненной операции. Тот же автор утверждает, что на Таити татуировками на теле очень гордятся и мужчины, и женщины, но считают они их украшением или доказательством способности выносить боль, не уточняется. Очень полезными являются наблюдения 1769 г., но ясных причин появления этих практик тогда не знали, а научные методы этнологических исследований еще не были развиты. На островах Общества, упоминал Бэнкс, операция татуировки начиналась после достижения возраста четырнадцати лет и заканчивалась к восемнадцатилетию. Он также утверждает, что не видел там ни одного зрелого человека без татуировки. Бэнкс был озадачен универсальностью имевшихся у них татуировок, считая, что с ними связан какой‑то предрассудок.

Юноша шанов считается достигшим возраста мужчины, когда ему делается татуировка. Но до этого он должен доказать свою способность выдерживать боль. Обычное изображение тату похоже на бриджи [4] – от пояса до колен, предпочитаемые цвета – красный и синий. Иногда пациенту для облегчения боли давали опиум, а татуировщик подбадривал его словами: «Если ты будешь слишком много ерзать, люди подумают, что ты еще маленький мальчик». А сидевшие вокруг друзья говорили: «Если ты испортишь тату, ни одна девушка не станет восхищаться тобой». Эти замечания показывают, что для шанов операция татуировки была результатом проявления эготизма и желания иметь основания для чувства гордости. Работал и сексуальный инстинкт, который, собственно говоря, вместе с исконной тенденцией к самоутверждению и объяснял принятие некоторых церемоний, которые повышали социальный статус и улучшали отношения с противоположным полом. Лесли Милн утверждает, что ни одна девушка не признает мужчину брачного возраста, если на его ногах нет татуировки. Это заявление соответствует независимым наблюдениям, которые проводил и сэр Г. Скотт.

Для Полинезии характерен не менее интересный пример. Юный вождь восемнадцати лет возглавляет процессию в хижину, специально выбранную для операции татуировки, за ним идут юноши четырнадцати – восемнадцати лет. Родственники женского пола удерживают пациента, и, если он стонет, это считается недостатком мужества. Когда тату наносится на ладонь одной из его рук, в хижину допускается другой пациент. Когда все татуировки заживают, устраивается большой праздник. Юноши танцуют, демонстрируют татуировки и получают поздравления от прекрасного пола. Европейцы, наблюдавшие эту практику, утверждают: юноши были полностью уверены в том, что стали мужчинами. Сегодня подобная практика также существует, хотя почти все татуировки уже прикрыты одеждой.

Одно время на Юкатане и в Никарагуа наносили татуировки, делая надрезы каменными ножами и натирая раны угольной пылью или черной землей. Любимые изображения – полосы, змеи и птицы – делали очень медленно. Этот болезненный процесс требовал от человека немалого мужества.

С давних времен у большинства народов мира существовало разделение общества на вождей, свободных людей и рабов, и одним из многих приемов выражения социальных различий между этими группами всегда была татуировка.

Ограничения, связанные с сохранением конкретного тату для обозначения определенного социального статуса, сейчас не так строго навязываются, как было раньше, к примеру, у каянов: жены и дочери татуировали только бедра, а остальным было позволено украшать свои лодыжки и икры. Тем не менее даже сегодня можно различить знаки представителей знати и низов. Женщина, принадлежащая к низким слоям общества, татуируется без предварительного нанесения рисунка на кожу, и, естественно, работа получается не слишком аккуратной и сложной. На сгибе руки дочери вождя обычно татуируются такие знаки, как полная луна, голова птицы‑носорога, нос лодки, спирали, на супинаторной поверхности – пересекающиеся зигзаги – листья ротанга, заканчивающиеся клубневидным корнем.

Маори по имени Тупаи‑Купа объяснил Фробениусу значение разных кривых моко – каждая завитушка имеет свои название и смысл. Вождь дал описание конкретных рисунков и набросал изображения, принятые для высокородных семейств. Д’Урвиль подтвердил аналогию моко‑тату маори и европейской геральдики, с той разницей, что герб повествует о заслугах предков, а татуировка моко – о достоинствах человека, ею украшенного. Один вождь маори, рассмотрев печать британского офицера, спросил, является ли изображенный на ней герб моко семьи офицера. Иными словами, одна из основных функций моко – выражение социального статуса. Рабам она не наносится, а женщине высокого ранга делается на ноге – начиная от пятки вверх по икре до места, где она закрывается короткой юбкой.

Исследования татуировок для обозначения социального статуса в Полинезии провел Ратцел. На островах Общества, Маркизских и Каролинских островах простые люди делают татуировку только в паху, а у знатных эрри или араки – большие круглые знаки по всему телу. На островах Гилберта бедный человек, имеющий татуировку, пользуется большим влиянием на общем совете, чем богач без тату. Народ ротума обозначает социальные или кастовые различия с помощью татуировки, но представляется странным, что вождь лишь слегка украшен, а представители низших слоев общества имеют татуировку по всему телу. А жители Маршалловых островов, наоборот, оставляют татуировку только для вождей. На острове же Мортлок (Микронезия) показателем статуса является татуировка ног.

Среди негров Гвинеи для свободных женщин существует обычай татуировать одну, две или три узкие полоски, начиная от запястья вверх по тыльной стороне каждой руки и затем вниз по спине. Цалисены Формозы используют татуировку для украшения тел представителей обоего пола, но среди мужчин она разрешена только вождю и мужчинам его семейства. Намек на тотемизм найден у красных каренов Бирмы – каждый член этого клана носит символ своей знатности, татуированный на спине в виде восходящего солнца.

Хотя татуировка может быть меткой раба, как сказано выше, но, по утверждению Геродота, по крайней мере в одном случае она считалась знаком освобождения от рабства. Раб, бежавший в храм Геркулеса в Египте и там татуированный, больше не мог быть востребован хозяином. Хотя тату для него стало скорее не символом свободы, а знаком связи с храмом.

Еще до того, как в Японии появились документальные свидетельства существования тату, в начале христианской эры китайские путешественники заметили, что японские мужчины татуируют свои лица и украшают рисунками тела. Различие в ранге показывали положение и размер рисунка. В результате изменения тенденций с древних времен до Средних веков татуировки делали только представителям низших классов.

Кохерис утверждает, что обитатели Маркизских островов имеют ничуть не менее примечательные тату, чем новозеландцы. По прихоти природы они сложены так, что могли бы стать моделями для скульпторов, и, чтобы усилить свою естественную привлекательность, островитяне покрывают свои тела цветными рисунками. Татуировки обозначают не только племя того или иного индивида, но также касту и официальное положение: «Il‑у‑а des signes pour les guerriers, les nobles, les mercenaires, les artisans et les veufs».

В записках A. фон Гумбольдта указывается, что южноамериканские индейцы Ориноко выражают состояние бедности и лишения фразой: «Этот человек так нищ, что не может даже окрасить половину своего тела». Для Северной Америки примеры знаков на теле для обозначения ранга приводит Бэнкрофт. Он уточняет, что при татуировке цвет наносится протягиванием нитки под кожу или прокалыванием ее иголкой. Разные племена и социальные слои одного племени имеют различные формы тату. Женщина из плебеев в некоторых группах имеет право украсить свой подбородок одной вертикальной линией по центру и одной, параллельной ей, – с любой стороны. Богатые женщины наносят две вертикальные линии от каждого уголка рта. У кадиаков чем больше татуирован подбородок у женщины, тем более респектабельной ее считают.

На Юкатане окраска лица и татуировка рук была привилегией, дарованной храбрым. Однако большинство известных примеров относится к знакам, показывающим социальное различие по рождению. Майя получали тату как почетный знак. Джойс вкратце изложил свидетельства Сахугана и Ланда относительно татуировки в Мексике. Так, чем больше татуировок имел ацтекский мужчина, тем более уважаемым он считался. Обычно татуировка для украшения делалась по случаю его вступления в брак – рисунки сначала наносились краской, потом накалывались. Женщины тоже покрывали тело татуировками – от талии вверх – за исключением грудей. Обычай нанесения тату, вероятно, уходит корнями в глубокую древность, потому что подобные украшения можно часто видеть на лицах монументальных скульптур.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 788 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...