Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Buenos Aires 9 страница



Берар Жан–Батист. Композитор и гитарист. Родился в Лунеле в 1710 г. В 1736 г. был певцом парижской Гран–опера. Затем отошел от театра, чтобы посвятить себя преподаванию пения и гитары. Особенно был известен как преподаватель гитары. В парижском издательстве Ришо вышло его "Попурри" для гитары и скрипки (упоминается Боне). В Библиотеке Парижской консерватории хранятся "Мелодии в сопровождении гитары" Берара. Умер в Париже 1 декабря 1772 г.

Бергардицкий Рокус. Мюнхенский камерный исполнитель–гитарист. В монастыре Кремсмюнетера в манускриптах для лютни хранятся куранта, сарабанда, томбо (могила), гавот, жига и рондо. Кокриц в книге "Музыкальные памятники Австрии" включил "Могилу" как хорошее сочинение медленного характера. Упоминается Эйтером.

Бергаса Годофредо. Испанский гитарист–любитель, проживает в городе Логроньо, где работает архитектором. О его хороших исполнительских качествах нам рассказал известный гитарный исполнитель Франсиско Кальеха. Аристократическое поместье Бергасы в часы отдыха – крепость, храм и кафедра гитары.

Берггрин Андрес Пуро. Композитор и гитарист. Родился в Копенгагене 2 марта 1801 г. По свидетельству Р.Боне в книге "Гитара и мандолина" у Берггрина было опубликовано несколько сочинений для гитары соло и собрание песен с гитарным аккомпанементом. Берггрин занимал высокие посты в музыкальных организациях, был, в частности, инспектором по музыке в Национальном колледже Дании. Умер в городе, где родился 9 ноября 1880 г.

Бергер Луис. Немецкий гитарист. Родился в Берлине 18 апреля 1777 г. Был известен как певец и исполнитель. Выступал в крупных городах Центральной Европы и в России. Из сочинений его в издательстве Андре–де–Оффенбаха вышла "Соната опус 8" для гитары, флейты и виолы. Это издание вышло на литографии в 1808 г. Кроме того, вышло много его песен для гитары с голосом. Бергер выступил также как преподаватель и писатель, опубликовав свою автобиографию. Умер в столице Германии 23 февраля 1839 г. Упоминается Риманом и Лейпцигской ежедневной музыкальной газетой.

Бергман Энрике Кристиан. Гитарист, композитор и преподаватель, упоминается Мануэлем, Вольфом и Эйтером. В городе Галле в 1802г. вышла его небольшая "Школа игры на гитаре".

Бергонци Карло I. Родился в Кремоне в 1686г. известный лютнист. Прославился как скрипичный мастер и любимый ученик знаменитого Страдивари. Умер в городе, где родился.

Бергонци Микель–Анхель. Известный исполнитель на лютне. По наследству после отца изготовлял скрипки и гитары. Его внуки, Николас (1740 – 1782 гг.) и Карлос II (1780 – 1820 гг.) продолжили дело своих предков и были виртуозами–любителями и знаменитыми изготовителями сложных инструментов.

Беренгер Хайли Бруно. Преподаватель гитары, проживающий в Барселоне в первой половине 19 века. Известны в рукописи несколько его тетрадей, из которых в нашем архиве хранится тетрадь №7, имеющая широкую форму, размером 22x32, со следующей надписью на обложке: "№7. Шесть дивертисментов. Переложенные для гитары доктором Фернандо Сором и опубликованных д–ром Хайлес Бруно Беренгером, преподавателем гитары, с указанием позиций для чистого и легкого исполнения трудных пассажей пьес первого гитариста Европы, в соответствии со Школой, созданной Беренгером. Цена 12 реалов. – Объяснение знаков, имеющиеся в механизме гитары можно купить в следующих местах: в музыкальном магазине д–ра Франсиско Эспанья, ул.Эскудильер. И в доме с–ра Бакады Сан Мигель № 7, 3 этаж".

Берингер Г. Композитор и гитарист. Автор дуэтов и других сочинений для гитары соло и с другими инструментами; эти сочинения не трудны для исполнения, имеют правильную фактуру.

Берлиоз Луи Гектор. Знаменитый французский композитор, родившийся в Коте–Сен–Анре 11 декабря 1803 г. Памятники этому великому музыканту и писателю поставлены в двух местах: в его родном городе и в городе Париже. О нем можно прочесть в любом словаре. Он был страстным поклонником гитары, о которой говорит в "Трактате о гармонии". Инструмент, на котором он немного играл, ранее принадлежавший Паганини, хранится как реликвия в музее Парижской консерватории. Фотография этого инструмента приведена в книге Фелине Х.Боне "гитара и мандолина". Если бы этот великий музыкант увидел сочинения Торроба, Сирия Скотт и др., он непременно бы бросил им вызов в сочинении для гитары. Знаменитый Берлиоз умер в Париже 8 марта 1869 г.

Бермудо Фрай Хуан. Вершина скалы, созданной из славных виуэлистов 16 века (был первым среди лучших). Перенесемся на несколько минут в те времена и прочтем то, что написал известный музыковед Р.Педрель в биографико–библиографическом словаре и в музыкальном каталоге Депутации Барселоны.

Из ордена монахов миноритов, предсказатель и очень опытный музыкант, уроженец Эсихи (Андалузия), где родился, очевидно, в начале 16 века. В 1548 году вышло редчайшее первое издание его книги объявления (своего рода рекламы или описания. Прим.ред.) инструментов, которое состоит только из первой части.

Вот выходные данные этой книги:

Начинается книга /первая в объявлении инструментов/ направленная снисходительнейшему и могущественнейшему /дону Хуану III/ королю Португалии. Все это обведено виньеткой. На обороте обложки Привилегии и Лицензия (Разрешение); на следующей странице начинается письмо Фигероа, маэстро Гранадской капеллы, которое заканчивается на обороте стр. XI; далее начинается общий пролог, заканчивающийся на обороте листа XI, где начинается второе письмо Фигероа, заполняющее пространство следующей страницы, на обороте которой примечание авторов, упомянутых в книге; заканчивается следующим текстом: Данная книга /под названием Первая книга объявления/ инструментов в благородном и верном городе Эсиха /оттуда автор родом/. Год тысяча пятьсот сорок восьмой /воплощения нашего Иисуса Христа/ Данное сочинение напечатано в городе Оссуна благородным Хуаном–де–Леон, печатником /Университета его высочества сеньора Дона Хуана/ Тельеса Хирона, графа Уреньи/. Закончено 17 сентября 1549 г. Это первое издание было ин–кварто, шрифт готический, с музыкой, 11 страниц с предисловием и текстом.

Через два года был опубликован трактат под названием Искусство трифарии:

Начинается искусство трифарии /посвященное/ благородной и уважаемой /Доне Исабель Пачеко, настоятельнице монастыря Святой Клары Монтильской/, составленное уважаемым падре Фраем /Хуаном Фернандо/ монахом ордена миноритов /в провинции Андалузия/. (Две фигурки выполненные из дерева с надписью Санкта Клара–Санкта Чени и виньеткой вокруг заглавного листа. (В конце). Заключение /Было напечатано в городе Оссуна/ в доме Хуана–де–Леона, печатника./ Предварительно было просмотрено и изучено Королевским советом/. Закончено в день блаженного святого Бернардина /в месяце мае 1550 г./ Печать с францисканской надписью Soli Deo in glorja и ниже Sjla fides sufficit). Сочинение ин–кварто из XI листов. (листы, обратная сторона не пронумерованы).

Фотолитографическую копию этого представляющего исключительный интерес, редчайшего и неизвестного широким кругам, свода музыки для монахинь монастыря Святой Клары Монтильской сделал маэстро Барбьери. Одна из 15 сделанных копий, которые не были в продаже, попала в Берлин к владельцу музыкального магазина Линмансону и он внес ее в каталог XXYII названного издателя ценой 80 марок.

Отставив в сторону путанные сведения, собранные из изданий Бермудо Фетисом, не сумевшим разобраться в противоречивых данных Истории Сориано Фуэртеса, 1559г., неправильно указанный каталогом королевской библиотекой Португалии (изд–во Кресбека) и данные, почерпнутые или из Библиотека Испанка Николаса Антонио, я утверждаю, что фрай Хуан Бермудо не только самый методичный, самый полный и ясный из всех авторов трактатов по музыке на испанском языке и восхищает не только этими своими качествами и ясностью идей, но и всеми силами старается следовать в своем искусств примеру самых мужественных, смелых и талантливых попыток реформаторов того времени, и "убрать из музыки всякую софистику", как это сделал ученейший и очень любознательный падре фрай Франсиско Тительман в логике и физике, ученейший падре фрай Луис де Карвокаль, настоятель Святого Франсиска Севильского в Теологии и как делают все мудрецы в своих сочинениях. В свои книги, добавляет он, я хотел вложить все, что я нашел по музыке (слова и идеи, напоминающие Тонсало Мартинеса–де–Бискарги), переводя это на наш язык, чтобы певцы поняли некоторые греческие или латинские оригиналы".

Из этого превосходного трактата еще не разу не были приведены отрывки, и я впервые делаю это с уверенностью, что теории этого реформатора 16 века еще привлекут внимание исследователей.

На листе и обороте заглавного листа написана Привилегия, а также Разрешение, датированные "Оссуна 1 августа 1549г. и подписанное Фратер Томес–де–Льянос, министр провинции. Затем следует: Письмо благородной и уважаемой сеньоре донье Исабель Пачеко, настоятельнице монастыря Святой Клары Монтильской: Франсиско Сервантес–де–Салазар, профессор риторики университета г.Оссуна.

Далее: Пролог автора. В прологе фрай Бермудо нам сообщает, что настоятельница Санта Марии "имеет честь быть дочерью маркиза, сестрой маркизы Плиего, теткой графа Ферия и графини Аркос и связана родственными узами со всей испанской знатью", и что он узнал "волю (госпожи аббатисы) по отношению к сеньоре донье Тересе, дочери графа Осорно, чтобы она (поскольку собирается стать монахиней) в короткое время научилась петь для церковной службы и играть для этой цели; этому она должна научиться по четырем книгам по музыке, составленными автором пролога и автором сочинения; в том, что он решил осуществить то, что его официально не просили сделать, но о чем он знает, что аббатиса хотела сделать; т.е. три кратких сочинения, одно о церковном пении, второе об органном пении, и третье о том, как играть на органе".

Что "все, что можно было сократить, он сократил и написанного достаточно, чтобы дать представление о музыке, главным образом монахиням, которые прилежны и интересуются только тем, что относится к церковной службе": и наконец, что он предпринял эту работу во славу нашей Испании с верой в Бога" и если вам понравится новый способ исполнять музыку, вам понравится также эта краткость".

Постепенно в Прологе читателя вводят в технику церковного пения, объясняя 16 его букв и знаков и их расстояние; упоминается, что при исполнении на инструментах знаков больше, и т.д., разницу между тоном и полутоном. Затем автор объясняет все это более подробно, что заставляет предположить, что Бермудо публиковал другие сочинения, совершенно неизвестные до нашего времени и говорит: "Главный совет, который мы хотим дать начинающим заниматься музыкой, и что я делаю во всех своих книгах, – это способ их изучения. Некоторые певцы, не умевшие пользоваться этими книгами, утверждают, что их трудно понимать и что я писал их только для себя. Если бы они читали прологи и особые советы, которые я в них даю, не надо было бы снова повторять совет в этой книге". Автор повторяет: "О музыке я написал 4 книги, и чтобы их понять, певец не обязательно должен быть очень образованным: "тот, кто познакомится с музыкой по этим книгам и начнет заниматься на инструменте, поймет все мои книги при их изучении...". Все четыре книги – одно сочинение. Иногда вы встретите одну и ту же главу в двух книгах. "Я сделал это, чтобы начинающему не пришлось покупать книгу из–за какой–то одной вещи".

После гравюры, интересной несмотря на ее грубое исполнение, автор приводит пример Трех свойств, Пяти выводов и Ладов. Затем следует первая глава под названием: "О буквах и знаках церковного пения: объясняет – iij и ij. О голосах и знаках церковного пения (ключи, пентаграммы, точки, запятые, репризы и т.д.) Глава iiij. О дедукции свойств. В двух следующих главах объясняет мутансы и дизъюнкты. "Дизъюнкты в церковном пении, говорит он, четыре квинта, секста, септима и октава. Кварта не является дизъюнктой, т.к. ее всегда можно построить с обычной мутансой".

В главе vij под названием "О созвучиях" объясняет: "в церковном пении используется 12 интервалов, и все они простые: унисон, полутон, тон, полудитон, дитон, диаписарон, диапенте, минорный трикорд, большая мажорная трикорда, минорный гептакорд, мажорный гептакорд и диапазон".

Глава viij посвящена музыкальным жанрам (объясняет только диатон церковного пения), глава – ix деление ладов (лады главные и вспомогательные, регулярные и нерегулярные, завершение, содержание и расстояние ладов, композиция, диапазон, фразы и т.д.): x – определение ладов, xi – когда петь бемолированные ноты; xii – конъюнкты, xiij определение фигуры (таблицы) примеров конъюнкт в конце главы под этим названием.

В главе xiij под названием “О некоторых вещах, которые начинающий должен уметь петь”; заканчивается искусство церковного пения, и в следующей – "Начинается искусство органного пения, краткое и достаточное для начинающих". Вот порядок глав этого трактата: Хr. Что такое органное пение. Xri – О фигурах. Xvij – О связках. Xrij О знаках, используемых в органном пении для инструментов. Вот выдержка из этой главы: "На инструментах, на которых я играю, используется 28 значков", т.е. 28 белых или диатонических клавиш. В книге определения инструментов (1555) включает Бермудо отрывок: "Инструменты, которые изготовляются для нас, имеются 28 знаков, хотя на органе Баэса 29, на инструментах, поступающих из Фландрии", стр. Xxv и оборот. Далее следуют главы xix:: О такте органного пения. – xx: О совершенном темпе. – xxj: О несовершенном темпе. Xxii – О пропорциях. Xxiij: Какая разница между ладом и темпом. – xxiiij: Для тех, кто не исполняет точки; и на этом заканчивается трактат об органном пении.

Начинается кратко изложенное искусство для переложения в монаккорд: сочинение того же автора.

Глава xxv: что должен знать начинающий для переложения в монаккорд. Первое, что необходимо, чтобы ученик мог уверенно переложить органное пение на монаккорд, это уверенность в органном пении.... Второе –иметь хорошо поставленные руки, чему учатся у хороших исполнителей. Те же, кто этим пренебрегают с самого начала, на всю оставшуюся жизнь останутся с плохим звуком. Потому что лучше заплатить двойную плату хорошим исполнителям, а не зависеть от милости варваров. За три или четыре месяца вы поставите руки. Под термином поставить руки, я имею в виду чтобы ученик знал, какими пальцами брать созвучия, какими повторять, на каких клавишах, какие способы существуют для повторений (трели, морденты и т.д.) и уметь их исполнять. Потому что все это я описал в другом месте, и маэстро это будут с легкостью преподавать, и здесь я не буду повторять этих вещей. И третье необходимое условие – уметь выбирать музыку для переложения. Тот, кто хочет быть настоящим исполнителем, не должен перелагать ударную музыку – кошмар старых правил, а только ту, что исполняется в наши дни. И по прошествии времени, меняется и музыка, так что перелагают ту, о которой музыканты говорят, что она хорошая. В наше время можно перелагать музыку дона Хуана, Грегорио Сильвестре (знаменитого поэта и органиста, Грегорио Сильвестре Ридригеса–де–Меса, искусного математика и автора Искусства обозначения, которое мне до сих пор не удалось прочесть), музыкантов на клавишных инструментах Гранады, – Вильенды, распределителя церкви в Севилье, Антонио Кабесона, музыканта Его Величества, Бернандино–де–Фигероа, маэстро Королевской капеллы в Гранаде в Гранаде, Кристобалл Моралеса, маэстро часовни Господа нашего Аркосского, и Томберта. Возможно, хороша будет для исполнения музыка других исполнителей, но поскольку я не знаю их и не видел их музыку, я на них здесь не указываю".

Глава XXVI – О том, как понимать монаккорд, используемый в наше время, включает два музыкальных типа, диатонический и хроматический. Все белые клавиши диатонического типа, а черные – хроматического. В число белых клавиш я включаю две первые черные обычного монаккорда, потому что они диатонического типа и выполняют роль белых. Обычный монаккорд включает 27 клавиш диатонического типа и 15 – хроматического. Таким образом, монаккорд включает 42 клавиши. Монаккорд, приведенный падре фраем Бермпудо на листе iij следующий: До (две дополнительные линейки ниже ключа "фа") Ре–Ми–Фа–Соль–Ля–Си бемоль–Си–До, и от этого "До" хроматически до "ля" с дополнительной линейкой выше ключа "соль".

Глава xxvij. О ладах обычных и случайных.

Глава xxvuj О знаках (... и бемоль).

Глава xxix. О составе ладов. – Глава xxx. О принципах и содержании ладов. – Глава xxxj Как менять звуки или лады – Глава xxxj – О другом способе изменения лада. В этой главе, посвященной изменению или транспозиции вокальных партий, есть интересная вещь, на которую мы хотим обратить внимание: если все три голоса не могут быть сыграны левой рукой, контральто можно поднять на одну октаву. Когда контрабас (бас) поднимается близко к тенору, его можно опустить на октаву; и если три голоса нельзя сыграть правой рукой, тенор опускается еще на одну октаву. Тот, кто захочет воспользоваться этим приемом, так поднимает или опускает один или несколько голосов, и не связывает себе руки исполнением повторов и может играть некоторые такты измененными. Я хочу сказать, что изменить один или два такта не даст положительного результата, если не меняют одновременно много тактов. Произведения указанного музыканта Бальтазара Тельеса (неизвестного) хороши для такого рода изменений, потому что в этой музыке мало точек и она хороша. Тот, кто заинтересовался бы выполнить вышеуказанное, принес бы большое удовольствие желающим играть на всех клавишах".

Глава xxxiij. О третьем способе изменения ладов.

Глава xxxxiij. О различиях между естественными и случайными ладами.

Глава xxxv – В этой главе речь идет о тех, кто мешает первый лад с четвертым и рекомендует для этого некоторые сочинения "Гомберта", в которых "вы много раз встретите эту смесь". В конце автор заявляет, что к этому и другим смешиваниям настолько пристрастились исполнители, особенно к диапазону и клаусулам чистого лада, что во всех ладах (за исключением четвертого) их используют. Музыка при этом смешении не считается хорошей, потому что в простых ладах достигается лучший эффект.

Глава xxiij (из–за ошибки в печати нумерация главы такая же, как в предыдущей).

Какие голоса имеет каждый знак в монаккорде.

Глава xxxix. Для переложения (обозначения) в монаккорде.

В настоящее время мне известны три способа переложения (обозначения).

Первый перелагать по цифрам. Использовать много цифр.

Я бы использовал следующие цифры. Объясняет такого рода обозначение, состоящее в том, чтобы поставить цифру, соответствующую 42 клавишам или нотам монаккорда, начинал с цифры I до 42 следующим образом:

I 2 3 4 5 6 7 8 9

До–Ре–Ми–Фа–Соль–Ля–Си бемоль–Си–До и т.д.

("до" I указывает на расположение на двух дополнительных линейках ниже ключа "Фа"), следуя хроматически до 42 или "Ля" на дополнительной линейке выше ключа "Соль".

Говоря об обозначении белых клавиш, на которых диез и бемоль обозначаются той же цифрой, что и белая, с добавлением соответствующего вспомогательного знака: "Существуют другие способы обозначения, – добавляет автор, –описанные в третьей книге. Этого же способа обозначения достаточно для начинающих".

Он принимает первый способ обозначения и перелагает на два голоса (голос и бас) известную песенку: "Где эти горлянки, они как полет орла". "Музыка приведенного примера – говорит автор, не получилась такой, как мне хотелось и что можно было сделать, из–за трудности и опоздания впечатления? Я не знаю, почему ее так упорно играют, наверное только для того, чтобы их повторяли. Эти цифры служат для переложения большого количества музыки на небольшом листе бумаги, не затрачивая особого труда".

Глава xi. Заключение этой книги. "Вы должны извинить меня за то многое, что из музыки я поместил в эти три книги, но поскольку они уже написаны, сказанного достаточно... Если начинающий захочет воспользоваться моими четырьмя книгами описания инструментов (Трактаты или книги описания инструментов были, прежде всего, как мы знаем; так называемая книга первая, принадлежавшая к изданию 1548 г. И затем "Искусство трифария", издание 1555 г. Тогда возникает вопрос, не издал ли он до этого другое неизвестное до настоящего времени издание, состоявшее из четырех книг, о которых он неоднократно упоминает в тексте "Искусство трифария") вначале должен упражняться по этой книге, которую я считаю введением во все остальные. Я очень ценю трактат о переложении в монаккорд. Изучив все изложенное в нем, начинающий не станет опытным исполнителем, однако в нем описаны общие правила, четкие и проверенные на практике, которые вы не встретите во многих книгах. В заключение я описал все, что знаю о монаккорде". Затем, он обращается к учителям и ученикам с извинением за возможные ошибки и краткость: – " Начав с этой книги, вы закончите, достигнув совершенства на четырех книгах описания музыкальных инструментов ".

Также не был исследован капитальный труд фрая Бермудо, дополнение к " Искусству трифария. Я имею в виду знаменитую книгу под названием "Описание музыкальных инструментов". Я постараюсь сделать это, не упустив важных вещей с точки зрения техники и истории нашей национальной культуры. На заглавном листе книги в форме большой виньетки имеется герб, возможно семьи графа Миранды, окруженный надписями из книги 150 псалмов (in jono tuke in psalterio... laudate Deum) и второй надписью из книги 25 пословиц. У основания герба – название книги.

Начинается книга под названием "Описание музыкальных инструментов, посвященная благороднейшему сеньору (дону Франсиско де Суньига графу Миранда и владельцу домов Авельянеды и Баса и т.д.), составленная падре фраем Хуаном Бермудо из ордена миноритов: в которой вы найдете по музыке все, что необходимо и состоит из 6 книг; на следующей странице вы увидите, что она изучена и одобрена известными музыкантами Бернардино–де–Фигероа и Кристобалем де–Моралесом 1555 г." (В конце) "Конец пяти книг описания музыкальных инструментов, написанных уважаемым падре (фраем Хуано Бермудо из ордена миноритов (из провинции Андалузия, родом из благородного и верного города Эсиха) в архиепископстве Севильи, напечатанная в городе Оссуна Хуаном де Леон, печатником Университета благороднейшего сеньора дона Хуана Тельеса (Хирон–де Уреньи и закончено было из печатание 13 июля накануне дня Святого Буэнавентуры) год MДLV (1555). Курсивом 8 вводных страниц и 142 страницы. Музыка в виде текста и изображение инструментов, выгравированное на дереве.

В конце сочинения автор сообщает, что написал "шестую книгу (данный том включает пять книг, о чем предупреждает в конце несмотря на объявленное на заглавном листе), в которых хотел исправить некоторые ошибки испанских музыкантов и не печатал ее по другим причинам: во–первых, он хотел подождать некоторое время и посмотреть, не исправятся ли они "после выхода трактата, восприняв его как отеческие упреки", и во–вторых, "Из–за недостатка и дороговизны бумаги, которая подорожала настолько, что раньше страница с напечатанным текстом стоила треть того, что сегодня стоит лист чистой бумаги": автор обещает, что с "Божьей помощью, когда будет достаточно бумаги благодаря пожертвованию прихожан, выйдут седьмая и шестая книги". Несмотря на это сообщение, эти две книги так и не были изданы.

Сочинение Бермудо включает:

Каталог (указатель) книг, включенных в этот том.

Сумма привилегии... для печати других книг по музыке, не уточняется каких. Два сонета с похвалой музыке и этой книге, написанные другом автора. Благороднейшему сеньору дону Франсиско де Суньига графу Миранда и т.д. Пролог в форме письма, в котором говорится: "проявление доброты – способствовать бедному монаху святого Франсиска, чтобы он мог продолжить писать другие сочинения, которые почти закончил и изучать как должно эту книгу". Затем следует:

"Рекомендательное письмо настоящего сочинения (сеньора Бернардино де Фигероа) маэстро королевской капеллы Гранады.

Желающим познакомиться с искусством с целью как практического владения им, так и понимания.

Первый пролог для внимательного читателя.

Упрекает испанских маэстро в том, что в один прекрасный момент погибнут великие секреты музыки из–за того, что тот, кто владеет ими, старается, не передавая их никому...".

Второй пролог для внимательного читателя:

"После того, прилежный читатель, как была напечатана первая книга определения музыкальных инструментов, в которой, наряду с искусством трифарии я обещал, что напечатаю некоторые книги; я решил изменить свои намерения и напечатать все свои сочинения в одном томе, разделенном на книги... Стремясь, чтобы мой труд и ночные бдения не были напрасными, я поменял свои первоначальные намерения и заказал эту книгу, в которой печатаю не только то, что должен был напечатать, но также уже изданное, изменив многое.

Из–за того, что пришлось бы напечатать на полях, в это издание изменения не вошли, как они существуют в оригинале. И как были напечатаны в первой книге. В Прологе описывается, что было бы включено в книги шестую и седьмую, которые, как мы знаем, не были изданы. “В последнем трактате шестой книги я пишу против... потому что вначале я включил то, что используется в старых инструментах и в старом искусстве для тех, кто хочет ими пользоваться, а затем продолжаю дальше для прилежных и любознательных...

Посмотрите первые четыре трактата шестой книги, где я пишу против четырнадцати способов пения...". Автор обращает наше внимание, для того чтобы его не заподозрили в высокомерии, что "хотя неизвестный и воспитанный с 15 лет в лоне французской религии, где не практикуется музыка", и музыка не является его профессией, он осмелился так широко писать о ней. Он повторяет, что "у него еще есть что напечатать, и что он обсудил свои сочинения с самыми знаменитыми испанскими маэстро. Из превосходных сообщений и сочинений этих мастеров я написал сочинение из 7 книг. Изучившие ученые музыканты их одобрили, как видно из письма ученого и скромного сеньора Бернардино де Фигероа, маэстро Королевской капеллы Гранады, избранного в епископстве и известного музыканта Кристобаля де Моралеса. В этих книгах вы встретите 12 новых понятий, стоивших мне огромного труда, т.к. я нигде не находил упоминания о них. Первое – это семистройная виуэла. Хотя некоторые, возможно, и играли на семистройной гитаре, но не на такой принципиально новой. Она отличается от шестистройной тем, что те пятнадцать, которые на ней в пустоте, на семистройной – на расстоянии. Второе мое открытие – введение в трактат второй виуэлы. Третье – натянуть на арфу струны одинаковой толщины и одинакового натяжения... Четвертое – создание нового музыкального жанра". (речь идет о настройке квинт). Пятое – то, что можно сделав орган – отрезав точно и равномерно трубы... и это можно сделать не только на придуманном мной органе, но и на других применяющихся органах. Шестое – это то, что в моем способе изготовления органов есть особенности в верхней части и сокращение по способу бумена. Седьмое – установить смесь десятков (читатель, уже, очевидно, догадался, что речь идет о сравнении органов, способных давать полные созвучия посредством использования консонантных звуков), которые никто из–за неполного созвучия не осмеливался установить, а я установил. Восьмое относиться к инструментам, – это сделать диапазоны для них и для диатоника, из хроматического монаккорда и другого – энгармонического. Девятое – научить играть на струнных инструментах диатонически. Десятое – сделать инструменты, на которых бы игрались все полутона. Вот, в основном, все, что я открыл в музыке. Одиннадцатое – это то, что существует способ на всех имеющихся до настоящего времени инструментах настраивать все полутона. Для осуществления всего перечисленного выше в конце шестой книги я даю общие рекомендации. Для тех, кто это точно хочет выполнить, сообщаю, что в городе Баэса им может показать маэстро Хуан Мартини Лечуга, он очень сильный в этих вещах. И последнее новшество – это способ игры на этих новых инструментах и способ записи исполняемой на них музыки новыми знаками (цифрами) на клавишах, которые до сих пор не использовались.

Пролог заканчивается следующими знаменательными словами: "Если в грядущем веке музыканты откроют новое в музыке, которое не будет согласовываться с описанным в этих книгах, пусть они не осуждают меня... Музыка – не аксиома веры, которая не меняется: она претерпела большие изменения: умные люди будут судить о том, что написано о музыке с учетом того времени, когда это было написано...".

Затем: Начинается первая книга определения инструментов, и посвященная прославлению музыки в 20 главах.

В главе I. Почему я начал писать о музыке. Автор рассказывает, что раньше он считал музыку второстепенной вещью, и душа его была закрыта для этого искусства. Но заболел тяжелой и изнурительной болезнью, заставившей его оставить службы и стать настоятелем и проповедником. Видя, что в этом ему отказывали силы, он занялся чтением книг по музыке; писать же побудили его сознательность и служение Богу.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 247 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...