Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

И немилосердно наказывать



IV. Но и в меньших наказаниях, например, в избиении рабов, следует придерживаться справедливости и даже милосердия. "Итак, не угнетай его, не повелевай им сурово"5, - говорит божественный закон о еврейском рабе, это ныне ввиду расширения понятия ближнего должно распространяться на всех рабов (Второзаконие, XV, 17, 45, 53). К процитированному месту дает такое пояснение Филон6: "Рабы, хотя по своему состоянию они и ниже господ, по природе равны им, и в законе божием есть правило справедливости, предписывающее не то, что соответствует состоянию, но то, что сообразно природе. Оттого господам не следует пользоваться надменно своей властью над рабами, не следует тут проявлять гордость, беспечность и дикую жестокость. Это - проявление души не спокойной, а неуравновешенной (напрасно здесь вставили слово "безобидной"), свирепствующей тираническим господством над подвластными". "Разве справедливо. - спрашивает Сенека, - повелевать людьми с большей жестокостью и суровостью, нежели повелевают бессловесными животными" Ведь опытный конюх не раздражает лошадь, которую он объезжает, частыми ударами, ибо она станет пугливой и упрямой, если ве успокоить ласковым поглаживанием" И далее еще: "Что может быть безрассуднее, чем вымещать свой гнев на вьючных животных и собаках, когда наихудшим является положение человека?".

Отсюда проистекает то, что по еврейскому закону не только за выбитый у раба или у рабыни глаз7, но даже за зуб, выбитый в виде оскорбления, полагается отпускать их на волю <Исход, XXI, 26, 27).





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 217 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...