Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В ветхозаветное время



а) клялись в делах судебных:

Если не найдется вор, пусть хозяин дома придет пред судей и поклянется, что не простер руки своей на собственность ближнего своего. О всякой вещи спорной, о воле, об осле... дело обоих должно быт доведено до судей... Клятва пред Господом да будет между обоими ” (Исх. 22:8-11). Жена, заподозренная своим мужем в измене, должна была принять установленную присягу пред священником в доказательство своей невиновности (Чис 5:12-22[1291]).

б) клялись в верности царю:

Иодай... привел их к себе в дом Господень и сделал с ними договор, и взял с них клятву в доме Господнем, и показал им царского сына ” (4 Царст. 11:4).

И отвечал Еффей царю и сказал: жив Господь, [1292] и да живет господин мой царь; в жизни ли, в смерти ли, там будет и раб твой ” (2 Царст. 15:21).

в) клялись в верности Богу:

И собрал (царь Аса) всего Иуду и Вениамина... и клялись Господу громогласно ” (2 Парал. 15:9,14).

Обряды при клятвах:

а) клянущийся, по примеру Господа (Втор 32:40[1293] и др.), поднимал правую свою руку кверху, к престолу Бога, призываемого им во свидетеля истины и карателя лжи и обмана (ср. Быт. 14:22;[1294] От 10:5-6[1295]).

б) на суде формулу присяги произносил священник, а присягавший свидетельствовал принятие ее (присяги) словами: аминь, аминь (Чис 5:22[1296]).

Разрешая в потребных случаях употребление клятвы именем Своим и присяги, Бог этим самым давал людям, в виду их собственного блага, средство сообщать их показаниям наибольшую достоверность в глазах других, а обещаниям — наибольшую обязательность и полное доверие.[1297] При этом Он запретил:

а ) призывать имя Свое напрасно: не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит безо наказания того, кто произносит имя Его напрасно (Исх. 20:7[1298]), т.е. ложно или с нарушением благоговения.

“Эта заповедь, во-первых, учит нас, чтобы мы имели в глубоком и великом уважении имя Господа Бога, не употребляя оного в шутке или маловажном и несправедливом деле. Во-вторых, учит, чтобы мы не произносили имени Божия для подтверждения лжи нашей и не клялись ложно; в-третьих, чтобы не подавали кому-нибудь случая и не принуждали другого делать ложную клятву. В-четвертых, чтобы дающие обеты пред Богом приводили их в исполнение.”[1299]

“Божественный закон, — замечает блаженный Феодорит, — повелевает не произносить Божия имени, разве только для научения или в молитве или по другой какой необходимой потребности; потому что некоторые привыкли, и шутя, и смеясь, без нужды произносить устами досточтимое Имя.”[1300]

б) клясться именем Своим ложно: “ не клянитесь именем Моим во лжи ” (Лев. 19:12;[1301] ср. Зах 8:17[1302]).

в) клясться именем ложных божеств: “ как же Мне простить тебя за это? Сыновья твои оставили Меня и клянутся теми, которые — не боги ” (Иер 5:7).





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 227 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...