Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Именем Божиим клялись в Новом Завете



Господь Иисус Христос неоднократно удостоверял истинность Своего учения, ссылаясь на Бога Отца, как на вернейшего Свидетеля правдивости Своих слов: “ свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня ”(Ин. 8:18; ср. 16:26-29;[1307] 5:37[1308] и др.). Выражение Иисуса Христа “ Истинно, истинно говорю вам ” (Ин. 1:51; 5:19,[1309] 24-25;[1310] 6:26,[1311] 32-47,[1312] 53[1313] и др.) есть клятва.

“Когда Он, — замечает святой Иоанн Златоуст, — клянется тою же самою клятвою: истинно, истинно говорю вам, — то не ясно ли, что это за неимением никого выше, кем бы клясться? Как клялся Отец, так Сын клянется Самим Собою.. Так как род человеческий недоверчив, то (Бог) нисходит к тому, что свойственно нам; Он клянется для нас.”[1314]

Господь свидетельствовал под присягой на суде у первосвященника Каиафы. Первосвященник сказам Ему: “ заклинаю (έξορκιζω — обязываю клятвою, заставляю поклясться) Тебя Богом живым, скажи нам: Ты ли Христос, Сын Божий? ” (Мт 26:63). Иисус Христос не осудил первосвященника за его требование клятвы, а наоборот, доселе молчавший, ответил: ты сказал (ст. 64), т.е. истинно, Я есть воплотившийся Сын Божий. В виду того, что сказанное под присягой признавалось безусловно достоверным, то лишь только Господь клятвенно исповедал Себя Богочеловеком, свидетельские показания признаны были излишними (ст. 65[1315]), и судьи вместо того, чтобы уверовать и преклониться пред Ним, произнесли смертный приговор: повинен смерти (ст. 66[1316]).

Апостол Павел допускал клятвенные удостоверения в истинности своих слов: “ свидетель мне Бог... что непрестанно воспоминаю о вас ”(Рим 1:9; ср. 9:1;[1317] 2 Кор 1:23;[1318] 11:11,[1319] 31;[1320] Гал 1:20[1321]).

“Конечно, — объясняет святой Иоанн Златоуст, — это — изречение апостольского духа и сердца, выражение отеческой попечительности. Но что именно значат эти слова и для чего Павел призывает во свидетели Бога? У него речь была о привязанности, а так как он еще не видел римлян, то и призывает во свидетели не кого-либо из людей, но Испытующее сердце.”[1322]

Бог — свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа ” (Фил. 1:8). “Павел, — замечает святой Иоанн Златоуст, — призывает Бога во свидетели не потому, будто не имели к нему доверия, но делает это по великому расположению, а также для большего убеждения и ободрения.”[1323]

Заклинаю вас Господом” (ορκίζω υμάς τον Κύριον — беру клятву с вас именем Господа) прочитать сие послание всем святым братиям ” (1 Фес 5:27). “И не просто он повелевает, — говорит святой Иоанн Златоуст, — прочитать послание всем, но с заклинанием, делая и это по влечению пламенного своего сердца, чтобы они, если бы и не захотели обратить внимание на его просьбу, ради заклятия исполнили то, что было им заповедано.”[1324]

Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными ангелами заклинаю (διαμαρτύρομαι ενώπιον του Θεοΰ свидетельствую, призываю во свидетели, утверждаю, умоляю, заклинаю в присутствии Бога; слав. “засвидетельствую пред Богом”) тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию ” (1 Тим 5:21; ср. 2 Тим 4:1[1325]).

“Два дает повеления, — замечает блаженный Феодорит, — не осуждать, положившись на достоверность обвинителей, или не делать сего по враждебному расположению прежде личного исследования; и после явных обличений не откладывать приговора из милости к судимому, нарушая справедливость. В ряду с Богом, и со Христом апостол поставил ангелов не как равночестных, но как рабов; потому что и мы нередко в один ряд с высшими ставим низших; в присутствии вместе рабов и господ и иереев и мирян говорим: всеми ими свидетельствуюсь тебе. Так и блаженный Павел говорит: свидетельствую тебе при Боге и Сыне Его и при Служителях Его.”[1326]

Люди клянутся высшим, и клятва в удостоверение оканчивает всякий спор их ” (Евр 6:16). Так как апостол не исключает современных ему христиан из состава клянущихся — что он сделал бы, если бы клятва была запрещена, — то, следовательно, в апостольское время клятва употреблялась среди христиан.

“Подобно тому, как люди клянутся, поклялся и Бог Самим Собою. Люди клянутся Им, как большим, а Он клялся не как большим, и, однако, исполнил.”[1327]

В Послании к Тимофею (1 Тим 1:10[1328]) апостол, относя клятвопреступников к числу тяжких грешников, тем самым удостоверяет дозволенность клятвы в надлежащих случаях и обязательность исполнения ее.

Святой тайнозритель пишет: “ поднял (ангел) руку свою к небу и клялся Живущим вовеки веков ” (От 10:5-6). Следовательно, клятва Богом, с поднятием руки к небу, не отменена в Новом Завете.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 253 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...