Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Опровержение возражений. 1) Молитвы за умерших бесполезны: богач умолял Авраама облегчить его страдания, но получил отказ, так как переход из ада в рай невозможен (Лук 16:26[1208])



Сектанты говорят:

1) Молитвы за умерших бесполезны: богач умолял Авраама облегчить его страдания, но получил отказ, так как переход из ада в рай невозможен (Лук 16:26[1208]).

В приведенном Евангельском повествовании говорится не о молитве живых за умерших, а о молитве умершего о себе и о живых (братьях). Молитва богача была безрезультатна, потому что для самих умерших, как и верует Православная Церковь, нет места ни для покаяния, ни для заслуг. До крестной смерти Иисуса Христа не было перехода из ада в рай, “ куда предтечей за нас вошел Иисус ” (Евр 6:20), и все души, даже ветхозаветных праведников, сходили в ад. Господь, как имеющий “ ключи ада и смерти ” (От 1:18[1209]), извел из адовых темниц всех, кто был того достоин (1 Пет. 3:19-20;[1210] 4:6[1211]), и переход из ада стал возможен. “Хотящие” сами не переходят из ада в рай, а Господь по Своему милосердию, по молитвам Церкви и за благотворения в память умерших Сам возводит (1 Царств. 2:6[1212] и др.). Выражение “ у них есть Моисей и пророки ” показывает, что в Евангелии (Лук 16:20-21[1213]) изображается состояние умерших в ветхозаветное время, когда действительно не было выхода из ада. “Сколько бы не просили и не умоляли отшедшие отсюда с грехами, все слова их,” — учит святой Иоанн Златоуст — “будут тщетны и напрасны. И пять дев просили елея у своих сверстниц, но не получили (Мт 25:9[1214]); и скрывший в землю талант, хотя много оправдывался, однако был осужден (Мт 25:28[1215]). Отсюда ясно, что нам ничто не поможет там, если не будем иметь добрых дел, но станем ли мы умолять и просить или молчать, одинаково постигнет нас наказание и мучение. Послушай, как и этот богач, обратившись к Аврааму с двумя просьбами, не успел ни в одной из них. Сперва он о себе словами “пошли Лазаря,” потом уже не о себе, а о братьях; но не успел ни в той, ни в другой просьбе. Первая была неисполнима, а вторая, о братьях, была излишня.[1216] Так велико зло – неблаговременность и злоупотребление временем жизни, которое дано нам Божиим человеколюбием на дело нашего спасения… Сказав богатому: Ты воспринял в настоящей жизни все, что считал благом, а Лазарь воспринял то, что ты считал злом, — Авраам присовокупил слова “сверх всего того,” внушая ему, что сверх всего сказанного каждый из них достиг соответственного: ты – скорби, тесноты и неугасимого огня после наслаждений тем, что почитал благом, а он – отрады наслаждения благами и пребывания со святыми после борьбы в течение всей жизни с тем, что ты считал злом…”Между нами и вами, — говорит, — пропасть велика утвердися.” Многое, говорит, разделяет нас, не просто пропасть, но великая, потому что действительно, велико расстояние и велико различие между добродетелью и пороком, и столь велика эта пропасть, что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Видишь ли великость пропасти? Видишь ли ответ более тяжкий, нежели геенна?[1217]

2). Господь воздает не по молитвам за умерших, а по делам их: “ соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое ” (2 Кор 5:10; ср. Рим 2:6;[1218] Гал 6:7;[1219] От 20:13[1220]).

В указанных местах речь идет о всеобщем суде, на котором все услышат последний приговор, и участь каждого определится на всю вечность (Мт 25:46[1221]), и когда действительно, никакая молитва не принесет пользы. До наступления же страшного суда мздовоздаяние грешникам и праведникам неокончательны, а только предначинательны, и милосердный Бог дарует время для развития по молитвам Церкви тех зачатков добра, с какими скончались покаявшиеся грешники, чтобы и они сделались достойными воскресения к блаженной жизни.

3). “ Что посеет человек, то и пожнет ” (Гал 6:7), следовательно, молитвы за умерших излишни.

Молитвы за умершего и есть то, что он посеял; ведь молятся за людей, делавших добро (ср. Лук 16:9[1222]). Когда молятся дети за родителей, пасомые за пастыря, облагодетельствованные за благодетеля, то обнаруживает возрастание семян, посеянных в сердцах их умершими, пожинающими за это от Бога помилование.

4). “ Человек никак не искупит брата своего ” (Пс 48:8).

Пророк Давид говорит не о молитве за умерших, а о неизбежности для всех смерти (стих 10-12[1223]), от которой человек не искупит (не избавит) брата своего, “ но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня ” (стих 16).

5). “ Какой выкуп даст человек за душу свою? ” (Мр 8:37). Между тем богатые дают деньги на поминовение.

Денежные приношения за молитвы об умерших не есть “выкуп” за душу, потому что в мире нет ничего ей равноценного, а есть или дар Богу (Лук 21:4[1224]), или вознаграждение за труд (Лук 10:7;[1225] 1 Кор 9:7-14[1226]) тем, которые молятся. Когда богатые делают пожертвования в пользу церкви или служителей ее, то они, по слову Божию, приобретают себе друзей богатством неправедным (Лук 16:9[1227]) и не подлежат за это осуждению.

6). Мы не знаем участи умерших, о которых молимся: быть может, некоторые из них уже получили от Бога прощение и изведены из ада, а другие отвержены навек, почему молитвы за умерших бесплодны.

В доме Отца Небесного обителей много (Ин. 14:2[1228]), соответственно различному нравственному достоинству человека, и молитвы Церкви за удостоившихся прощения от Бога не бесплодны, а могут содействовать их дальнейшему совершенствованию. Если грешникам, отверженным Богом, молитвы живых не приносят облегчения, то и не вредят им. Для самих молящихся молитвы их, как выражение любви, есть дело душеспасительное, подобно тому, как люди ценят самоотверженную попытку спасти утопающего, хотя бы и оказалось невозможным спасти его жизнь.

7). Для чего молиться за тех умерших, которые перед смертью покаялись?

Но кто из человеков знает, что в человеке? ” (1 Кор 2:11). Каково было их предсмертное покаяние? Хотя умершие и принесли покаяние полное и глубокое, но не успели на деле совершить свое раскаяние (Мт 3:8[1229]); молитвы и благотворения в память усопших способствуют возрастанию зачатков добра, с коими они перешли в загробный мир.

8). Если молитвы и благотворения в память усопших благотворны им, то значит, что богатые могут надеяться на молитвы, а бедные лишены этой возможности.

Церковь всегда молится о всех “прежде почивших отцах и братиях зде лежащих и повсюду православных,” следовательно, и о бедных; кроме того, установила она и особые дни для поминовения всех усопших. “Но что, скажешь, если кто беден? Опять скажу,” — замечает святой Иоанн Златоуст, — “что о достоинстве милостыни судится не только потому, что дается, но и по усердию. Не давай только меньше того, сколько можешь, и исполнишь все. Α если кто, скажешь, одинок, чужой и никого не имеет? Α почему он никого не имеет, скажи мне? За то самое он и подвергается наказанию, что не имеет никого, так близкого, так добродетельного. Поэтому, если мы сами не добродетельны, то должны стараться иметь добродетельных товарищей и друзей, жену и сына для того, чтобы получить какую-нибудь пользу и через них.”[1230]

9) Если бы молитвы за умерших были спасительны для них, то все бы спаслись, и никто бы не лишился блаженства.

“Почему бы не так? О, если бы это исполнилось! Ибо того жаждет и хочет преблагой Господь,” — учит святой Иоанн Дамаскин, — “чтобы никто не лишился божественных даров Его, и этому бы возрадовался и возвеселился. Разве Он ангелам уготовал награды и венцы? Разве для спасения небесных духов Он пришел на землю, нетленно воплотился от Девы, сделался человеком и вкусил страдание и смерть? Разве ангелам Он скажет: “ придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира ” (Мт 25:34). Ты не можешь сказать этого, противник, потому что все это Он уготовал для человека, за которого и пострадал. Если кто учреждает званый для друзей пир, то не пожелает ли, чтобы все они пришли и насытились от его трапезы? Иначе для чего бы ему и пиршество готовить, если бы не имелось в виду угостить друзей своих! Если же и мы таким чувством руководимся, то что сказать о велико-даровитом, едином по естеству, преблагом и человеколюбивом Боге, Который, раздавая и подавая, более радуется и веселится, нежели тот, кто приемлет и приобретает себе величайшее спасение.”[1231]

“Церковь православная не учит, чтобы молитвы одинаково были полезны и спасительны для всех без исключения умерших, так как есть грехи не к смерти и грехи к смерти (1 Ин 5:16[1232]). Они полезны Для тех усопших, которые скончались с добрыми задатками, в покаянии, с верою во Христа, пребывая в союзе с Его Церковью.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 322 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...