Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Опровержение возражений. 1) Каяться нужно в душе перед Богом (ср



Сектанты говорят:

1) Каяться нужно в душе перед Богом (ср. Пс 31:5;[1566] 50:3[1567]), а не перед священником — грешным человеком..

В указанных псалмах говорится о покаянной молитве царя Давида, который, однако, каялся пред пророком Нафаном, посланным к нему Богом (2 Цар. 12:1-14[1568]). Таинства покаяния (разрешения грехов) в Ветхом Завете не было. Если и существовало тогда покаяние и исповедание грехов (Лев. 4-6 гл., 16:21[1569] и др.), то оно не давало прощения грехов, так как не было еще искупительной Христовой жертвы (ср. Рим 3:25-26;[1570] Евр. 10:1-4[1571]), а только ради этой жертвы каявшиеся избавлялись от наказаний, определенных судом Божиим (ср. 2 Цар. 12:13;[1572] 3 Цар 21:27-29;[1573] Ион. 3:10[1574] и др.). Человека безгрешного никогда не было на земле, нет и не будет (ср. 1 Ин 1:8,[1575] 10;[1576] Иак. 3:2[1577] и др.), только один Бог без греха (От. 15:4[1578]). Совершив искупление Господь по любви к людям благоволил дать апостолам и их преемникам власть прощать или удерживать грехи, и верующие должны не только в душе каяться пред Богом, но и приходить к ним и исповедывать свои грехи (ср. Деян. 19:18[1579]) для получения прощения. В раскаянии только пред Богом нет еще надлежащего смирения, нет глубокого сознания своего недостоинства. В истинно кающемся естественно желание унизить себя, отдать свои поступки на суд духовного врача, который обличил бы его, найдя в нем недостаток сокрушения о грехах, и утешил бы, когда грешник предался “чрезмерной печали” (ср. 2 Кор. 2:7[1580]). Напротив, нежелание открыть пастырю Церкви грехи есть признак того, что они еще привлекательны душе, что к ним еще не чувствует она отвращения, что скорбь о вине пред Богом еще не искренна, не полна и не глубока.[1581] Вот почему, нам кажется, сектанты и отвергают таинство покаяния.

2) Сам Господь сказал, что мы должны молиться Отцу Небесному о прощении грехов (Мт. 6:12[1582]), а не обращаться к священникам.

Покаянная молитва Отцу Небесному не устраняет необходимости исповедания грехов пред священником, через которого Он дарует кающемуся прощение грехов и благодатную помощь для укрепления его воли в борьбе со грехом, для обновления его духовной жизни и умиротворения его души. Молитва может вызвать сокрушение о грехах, укрепить веру в Иисуса Христа и надежду на Его милосердие, словом, создать условия для получения прощения грехов в таинстве покаяния, но не заменить его. Сам Господь, давший образец молитвы (Мт. 6:9-13), установил и таинство покаяния (Ин. 20:21-23[1583]) и этим указал, что не через молитву даруется прощение грехов.

3) Господь дал апостолам власть прощать не грехи, а личные обиды (Ин. 20:21-23; Мт. 18:18;[1584] ср. стих 21-22,[1585] 35[1586] и др.).

O прощении обид, как долге каждого христианина, Господь много раз во время Своей земной жизни учил и заповедовал (Мт. 6:12;[1587] 14-15;[1588] 18:21-22, 35; Мр. 11:25-26;[1589] Лук. 11:4;[1590] 17:3-4[1591]), и давать вновь для этой цели одним апостолам полномочия не было нужды. Иисус Христос по Своем воскресении торжественно дал только апостолам и их преемникам власть не обиды прощать, а прощать или удерживать грехи. Если бы апостолы не получили от Господа этой власти, то не пользовались бы ею (Деян. 5:3-10;[1592] 1 Кор. 5:3-5,[1593] 13;[1594] 2 Кор. 2:6;[1595] 10:4-6,[1596] 8;[1597] 13:10;[1598] 1 Тим. 1:20[1599]), к ним бы не приходили верующие и не исповедывали своих грехов (Деян. 19:18[1600]).

Нужно заметить, что в Евангелии от Мт. (18:21;[1601] 22:35-36[1602]) говорится об условиях прощения Отцом Небесным грехов, а в Евангелиях от Иоан (20:21-23[1603]) и Мт. (18:18[1604]) указываются лица, которым Иисус Христос, посланный от Бога Отца, дал власть от имени Его силою Святого Духа вязать и решить грехи.

4) Если бы апостолы имели власть прощать грехи, то апостол Петр воспользовался бы своею властью, а не говорил бы Симону: “ итак, покайся в сем грехе твоем и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего ” (Деян. 8:22).

Апостол Петр указывает Симону сейчас же по совершении им греха (стих 18-19[1605]), на тяжесть последнего и на необходимость для получения прощения глубокого покаяния вместе с усиленной молитвой. Если со стороны Симона не будет такого покаяния и такой молитвы, то грех его не отпустится, почему и сказал апостол: “может быть, отпустится помысел сердца твоего.” Так как Симон еще не проявил своего раскаяния и не исповедывал своего греха, то апостол не вяжет и не разрешает, а только наставляет его на путь покаяния. Неужели сектанты думают, что если дана власть прощать или удерживать грехи, то и нужно ею пользоваться, не считаясь с душевным состоянием грешника?

“Апостол,” — замечает святой Иоанн Златоуст, — “повелевает ему (Симону) два дела: покайся и молись, может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего. Так как тот замыслил дело порочное, то апостол и сказал ему: может быть, отпустится тебе, — зная, что он неисправим. Он же, с своей стороны, опасался народа и не решился раскаяться. Если бы он не смутился, то сказал бы: я не знал, я поступил легкомысленно; но он был поражен, во-первых, тем что пред ним совершались знамения, а во вторых, тем, что сокровенное в душе его сделалось явным.”[1606]

5) “ Κто может прощать грехи, кроме одного Бога? ” (Мр. 2:7).

Евангелист Марк свидетельствует, что так “помышляли в сердцах своих” (стих 5[1607]) иудейские книжники. Сектанты превзошли их, потому что не в сердцах только помышляют, а и своими устами говорят хулу на Святого Духа, отрицая богоучрежденность таинства покаяния.

6) Зачем нам исповедываться пред священником, когда “ имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа праведника? ” (1 Ин 2:1).

Иисус Христос, ставший через Свою крестную жертву ходатаем пред Отцом, даровал апостолам, как повествует тот же апостол Иоанн (20:21-23[1608]), власть вязать или решить грехи, почему кающиеся и должны пред преемниками апостолов исповедывать свои прегрешения. Кто не исполняет повелений Господних, тот является ослушником Его воли (Мт. 12:30[1609]).

7) Господь дал власть прощать грехи только одиннадцати апостолам (ср. Ин. 20:21-23), но не их преемниках — пастырям.

Апостол Павел, не бывший в числе одиннадцати, и ученик его Тимофей имели власть прощать и вязать грехи (Деян. 19:18;[1610] 1 Кор. 5:3-5,[1611] 13;[1612] 1 Тим. 1:20;[1613] 5:19-20[1614] и др.). В Церкви, по слову Господа (Мт. 13:41-49[1615]), будут до второго Его пришествия грешники, т.е. лица, нуждающиеся в разрешении грехов, почему Он облек этою властью не одиннадцать только апостолов, а и их преемников.

8) Нужно каяться не пред священником, а друг пред другом (Иаков. 5:16[1616]).

Приведенное место (Иак. 5:16) не отрицает таинства покаяния, совершаемого пастырями Церкви, как облеченными властью вязать и разрешать грехи. Выражение “признавайтесь (έξoμoλoγεΐσθε, слав. исповедайте) друг пред другом в проступках,” — объясняется тем, что исповедание грехов должно было происходить, хотя и пред пресвитерами Церкви, но в услышание всего собрания христиан, приносивших о кающемся единодушную молитву. В древней Церкви, как известно, практиковалась публичная исповедь. “Некоторые из них (женщин, обольщенных еретиком Марком),” — пишет святой Ириней Лионский, — “въявь исповедуются в этом, а другие по стыду не решались на это и втайне.”[1617]

9) Невозможно обновлять грешников покаянием (ср. Евр. 6:4-6;[1618] 10:26-27[1619]).

Под “отпадшими” (Евр. 6:6) разумеются отступники от веры (ср. стих 4-5), тяжкие грешники, которых “ невозможно,” вследствие их упорства и злобы на Христа (“ ругаются Ему ”), побудить[1620] к покаянию, к духовной перемене (ср. Лук. 16:31[1621]). Христиане, хотя и грешат, но каются, прибегают с раскаянием ко Христу, сказавшему: “ приходящего ко Мне не изгоню вон ” (Ин. 6:37; ср. Мт. 9:13[1622]), — и через пастырей Церкви получают прощение своих грехов. Если людям заповедуется прощать своим обидчикам “ до седмижды семидесяти раз ” (Мт. 18:22), то тем более не может отказывать в прощении грехов (тем, кто заслуживает) священник, действующий от лица премилосердного Бога (2 Царст. 14:14[1623]). В Посл. к Евр. (10:26-27) говорится о тяжких грешниках. Для этих грешников “не остается более жертвы за грехи,” т.е. не найдут они другого Искупителя, другого Ходатая (ср. Деян. 4:19[1624]). “Апостол,” — замечает блаженный Феодорит, — “не покаяние отрицает, а говорит (Евр. 10:26), что нет другой жертвы, потому что однажды заклан был за нас Владыка Христос. Α “противниками” (стих 27) он назвал не только врагов истины, но и осмеливающихся идти вопреки божественным законам.”[1625]

10) Община христианская должна прощать или не прощать грехи (1 Кор. 5:1-13;[1626] 2 Кор. 2:5-10[1627]), а не священники.

Нигде в Священном Писании нет свидетельства о том, будто община, а не пастыри Церкви, имела власть вязать или разрешать грехи. Приведенные сектантами места не дают никаких оснований к такому выводу. В указанном (1 Кор. 5:1-13) событии из жизни коринфских христиан видно, что сам апостол, как имеющий власть от Господа (2 Кор. 10:4,[1628] 8;[1629] 13:10[1630]), без ведома и согласия коринфян (“ вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать ” — 5:2), решил бесповоротно отлучить тяжкого грешника от Церкви и повелел им привести его определение в исполнение, прервав с отлученным всякое общение. Когда же покаялся отлученный, то апостол просит коринфян восстановить с ним братское общение (2 Кор. 2:7-8[1631]). Так поступает апостол, желая испытать послушание коринфян: “ чтобы узнать на опыте, во всем ли вы послушны ” (стих 9). В 1 Послании к Тимофею (1:20) тот же апостол пишет, что он, а не община, “ предал сатане ” Именея и Александра..

11) Покаяние для грешника бесполезно: Исав “ не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами ” (Евр. 12:17).

У Исава было сожаление об утраченном первенстве, но это не есть покаяние. Слезы Исава не были показателем раскаяния, так как происходили от зависти, что и обнаружилось: “ сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем: и я убью Иакова, брата моего ” (Быт. 27:41). “Исав плакал,” — объясняет. блаженный Феодорит, — “не покаяние принося, но завидуя благополучию брата... Не о том проливал слезы, что умыслил худое, и сетовал не о грехе, но о доброй участи Иакова. Об этом свидетельствуют слова его”[1632] (Быт. 27:41[1633]).

12) “ Даром получили, даром давайте ” (Мт. 10:8), а священники берут деньги за отпущение грехов.

Священники получают деньги не за отпущение грехов, а за свой пастырский труд, “ ибо трудящийся достоин пропитания ” (Мт. 10:10; ср. 1 Кор. 9:13-14[1634]).

13) Покаяние пред первосвященником бесполезно, как бесполезно было для Иуды покаяние пред первосвященниками: “ согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему, что нам до того? смотри сам ” (Мт. 27:4).

Во время жизни Иуды еще не существовало таинства покаяния. У Иуды было сокрушение о грехе, но не было веры в Господа и надежды на Его милосердие, почему он пришел в отчаяние и погиб. Христиане, кающиеся с верою и надеждою, в таинстве покаяния врачуются от душевных немощей и духовно-нравственно обновляются, и, следов., таинство для них душеспасительно. Сектанты не верят спасительности таинства покаяния. “Не верил,” — говорит святой Амвросий Медиоланский, — “Нееман Сирианин, чтобы водою можно было очистить свою проказу; но что было невозможно, то Бог явил возможным. Подобным образом невозможным кажется, чтобы через покаяние были оставляемы грехи. Но уполномочил на сие Христос Своих апостолов, а от апостолов передано это право священникам. Итак, стало возможным, что казалось невозможным.”[1635] — “Конечно, заслуживает одобрения,” — объясняет святой Иоанн Златоуст, — “то, что Иуда сознался, повергнул сребреники и не устрашился иудеев, но что сам на себя надел петлю, это — грех непростительный, это — дело злого демона. Диавол отвлек его от покаяния, чтобы оно осталось для него совершено бесполезным; он же и умертвил смертью позорною и для всех открытою, внушив ему погубить самого себя.”[1636]





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 244 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...