Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Своей задачей Шеллинг считал создание философской системы, при этом, из-за сложности поставленной цели, его философия характеризуется заметной противоречивостью. Однако идея тождества проходит через всё творчество и является центральной мировоззренческой идеей Шеллинга, которая реализуется во всех сферах исследования философа.
Исходная посылка его философии — тождество субъективного и объективного, однако такое, которое изображается полностью абстрактно. Всякое знание, по Шеллингу, находится между объективным и субъективным. Природой он называет совокупность всего того, что лишь объективно в нашем знании; совокупность же всего субъективного, наоборот, называет Я, или интеллигенцией. Вся природа является дремлющей интеллигенцией, которая пробуждается в человеческом духе. Это положение можно развить двумя путями. Первый путь — от объективного к субъективному. Это путь естествознания, когда за первичное принимается объективное, и ставится вопрос, как в него привходит субъективное. Правда, Шеллинг делает оговорку: природа бы существовала даже в том случае, если бы её никто не представлял. Шеллинг готов признать независимость природы от Я, от представления. Однако, по его мнению, при этом никак не разрешается и не исследуется проблема всех проблем философии, поставленная кантовским и фихтевским трансцендентализмом. Поскольку разумность представлений о природе — единственный способ для человека иметь с ней дело, постольку возникает необходимость выяснить причину, по которой природа становится представлением. По Шеллингу, ответ на этот вопрос дает естествознание, которому присуща коренная тенденция, — переходить от природы к интеллигенции. Высшей степенью совершенства для естествознания было бы превращение законов природы в законы созерцания и мышления. Отсюда вытекает необходимость перехода естествознания на ступень натурфилософии.
Второй путь — движение от субъективного к объективному — реализуется на пути трансцендентальной философии. Трансцендентальная философия пытается объяснить, как возможно знание вообще, при этом исходя из того, что субъективный момент берется в качестве первичного. Опираясь на свое понимание кантовско-фихтевского разделения на теоретическую и практическую философию, Шеллинг приходит к выводу, что их синтез не удался. Главный вопрос остался неразрешенным: как объединить мысли о том, что представления соотносятся с предметами, и о том, что предметы согласуются с представлениями. Выход он видит в необходимости изначально предположить гармонию между миром реальным и миром идеальным. Сначала он исследует процесс объективации, который происходит при воспроизведении разумом природы объективного. Далее рассматривает создание объективного в свободном действии, и завершает провозглашением процесса художественного творчества высшим синтезом противоположности теоретического и практического начал. В развитии объективного Шеллинг выделяет три эпохи, в которых интеллигенция переходит от смутного состояния к свободному волевому акту.
Первая эпоха характеризуется возникновением ощущения, последнее обусловлено собственным самоограничением, осознанием предела собственного я, т. е. эта эпоха длится от первоначального ощущения вплоть до творческого созерцания. Вторая эпоха, когда ощущение осознается как внешний объект, ясно отличающийся от субъекта, превращается в продуктивное созерцание, длится от созидающего созерцания вплоть до рефлексии. Третья эпоха представляет собой рефлексию или свободное рассмотрение продуктов созерцания, распространяется от рефлексии вплоть до абсолютного акта воли. В характеристике первой эпохи центральное место занимает объяснение ощущения как внешнего представления: Я должно созерцать, для чего противопоставляет себе внешний объект в виде не-Я, тем самым, ограничивая себя. Подвергшаяся самоограничению деятельность Я выступает как объект ощущения, понимавшийся Кантом как «вещь-в-себе». Характеристика второй «эпохи» начинается с дедукции категорий: пространства, времени, объекта, субстанции, акциденции, причинности, взаимодействия, существования, отношения. Эта дедукция производится под углом зрения соотношения субъективного и объективного в созидающем созерцании. Согласно Шеллингу, пространство — это объективировавшееся внешнее чувство, время — объективировавшееся внутреннее чувство, объект — это внешнее чувство, определенное внутренним, акциденция — это то содержание объекта, которое соответствует внутреннему чувству, а субстанция — внешнему чувству. Шеллинг, как Фихте, приравнивает объективное к бессознательно возникшим продуктам сознания.
Параллельно дедукции категорий у Шеллинга разрабатывается конструирование природы, которая представлена как результат самообъективации развивающегося интеллекта, несущего на себе черты объективного духа. Преодоление интеллектом каждой противоположности Шеллинг считает лишь частичным и сопровождаемым все новыми и новыми противоположностями, что обусловливает бесконечность рассматриваемого процесса созидания. В органическом мире, с присущей ему постоянной изменяемостью, Шеллинг видел наиболее яркое воплощение интеллекта в природе. Суть третьей эпохи — это абстрактно трактуемый процесс становления человеческого сознания и самосознания. Шеллинг этот процесс связал с практической деятельностью людей, тоже в абстрактной форме. Видя начало всякого знания в абсолютной абстракции, Шеллинг считал, что её можно объяснить только при помощи самоопределения или воздействия интеллекта на самого себя. Таким образом, философ усматривал необходимость практической деятельности людей, которая направлена на преобразование природной данности, для развития их сознания и познания. Мир, вообще говоря, становится объективным лишь благодаря тому, что вне Я существуют другие интеллекты. Так обосновывается необходимость существования человеческого общества для становления человеческого сознания и направляемого им практического воздействия на окружающий мир.
Постулированная философией природы тождественность объективного и субъективного, развивается в трансцендентальной философии, и, наконец, находит свое высшее проявление, согласно Шеллингу, в эстетической деятельности, в искусстве. Поэтому «общим органоном философии» Шеллинг называет философию искусства. «Философия искусства» является завершающим разделом «системы трансцендентального идеализма» и придает искусству первостепенное мировоззренческое значение. Система трансцендентального идеализма ставит вопрос: как завершает я свое самосозерцание? Каким образом я может сознавать гармонию между субъективным и объективным? Эта задача может быть решена не созерцанием природы, а созерцанием искусства. Сравнивая я с искусством, можно сказать: я есть я, когда оно созерцает свое собственное бытиё или деятельность. Я является сознательным и бессознательным творчеством, оно есть тождество того и другого – именно это открывается искусством. Я становится бессознательным и сознательным творческим созерцанием, т е действительный мир и идеальный мир становятся продуктом одной и той же деятельности.
Шеллинг видит в искусстве «цель в себе»: оно не может быть подчинено ни практической пользе, ни морали, ни философии, потому что оно выше их. Верховенство искусства основывается на том, что в художественных творениях, по мнению Шеллинга, достигается высшая форма разрешения противоречия между сознательным и бессознательным как существенными аспектами абсолюта. Другими словами в произведениях искусства выступает абсолютное тождество, которое раздельно даже в Я. Шеллинг подчеркивает, что в художественном творчестве становится объективным не только первый принцип философии и первичное созерцание, но также и весь механизм, развиваемый философским познанием в качестве основы. Таким образом, искусство становится высшей формой постижения абсолюта, вследствие чего искусство является прообразом науки, и наука лишь следует за тем, что уже познано искусством. Способность искусства выражать абсолютное тождество сознательного и бессознательного Шеллинг объяснял тем, что художественный гений создает свои произведения не только и не столько на основе разумного замысла, но, прежде всего на основе бессознательного вдохновения, которое непосредственно связывает его с бесконечностью абсолюта. Взгляды на природу, искусственно придуманные философами, в искусстве являются естественно. Каким образом это происходит? Издавна бытует идея о том, что искусство находится в необходимой связи с природой, что природа является условием и образцом для искусства. Эта идея приводит к заблуждениям. Перед искусством ставят задачу либо подражать природе, воспроизводить её, либо пытаться превзойти её. В первом случае искусство становится иллюзией, во втором превращается в академическое произведение. Жизнь искусства возможна тогда, когда оно воспроизводит полное и истинное выражение идей: это происходит тогда, когда творцу удается поймать одно мгновение истинной совершенной красоты, которой живет природа.
Шеллинг совершил поворот от философской рациональности к иррационалистическому мировоззрению. Утверждая, что в искусстве мы имеем как документ философии, так и ее единственный извечный и подлинный органон, Шеллинг считал, что на заре культуры философия и науки родились из первоначальной поэзии, включавшей в себя мифологию, наполненной высшими истинами. Теперь, по Шеллингу, настало время, когда все науки должны снова влиться во всеобъемлющий океан поэзии. Необходимое промежуточное звено этого процесса он видел в новой мифологии, своего рода религиозном сознании, к созданию которого он призывал и который сам вскоре стал деятельно разрабатывать в рамках «философии мифологии». Трактуя искусство как единственное существующее откровение, убеждающее в абсолютной реальности высшего бытия, Шеллинг позже пришел к провозглашению «философии откровения» как учении о «самораскрытии» божественного абсолюта.
Так или иначе, идея тождества субъективного и объективного в абсолюте реализовывалась Шеллингом во всех сферах его творчества.
Назарова О.Ю. Санкт-Петербург
Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 413 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!