Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

От автора 12 страница



Игорь Эмильевич, младший сын легендарного фокусника, также известен, как большая любовь Галины Брежневой, дочери тогдашнего правителя страны. Официально женаты они были всего девять дней, но продолжали встречаться и после того, как по приказу генерального секретаря из паспорта молодого артиста была вырвана страница со штампом о регистрации брака.

Жена родного брата Игоря Кио Эмиля рассказывала мне, как не раз сталкивалась с Галиной Брежневой на кухней общей квартиры братьев. «Галина была по‑настоящему влюблена в Игоря, – вспоминала Элеонора Прохницкая. – Она сама готовила обеды. Покупала в кулинарии пятикопеечные котлеты и жарила их десятками. Красивая была история».

* * *

Несколько лет назад в кремлевской больнице мне довелось познакомиться с врачом, которая в свое время лечила Галину УЛАНОВУ (1910–1998).

Когда произносишь имя Улановой, из подсознания возникает эпитет – великая. Уланова – самая титулованная балерина страны: народная артистка СССР, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и четырех Сталинских премий.

У Галины Сергеевны была своя палата в «кремлевке», куда она привозила любимые картины, висевшие в ее квартире в доме на Котельнической набережной. И каждый день занималась классом.

Вскоре после смерти балерины небольшим тиражом вышли воспоминания Екатерины Карташовой, которая была знакома с Галиной Сергеевной. На страницах тоненькой книжицы женщина буквально по дням описывала свои встречи с Улановой. Этакая книга‑отчет о дружбе получилась. Например, 8 января 1998 года Карташова была у Галины Сергеевны в больнице: у палаты был 316 номер, точно такой же, какой был у предыдущей квартиры Улановой. В больнице Галина Сергеевна ходила в библиотеку, много читала. Причем попала она сперва в трехместную палату, потом ее перевели в 2‑местную, и только потом, после просьб, заведующий выделил отдельную палату.

По воспоминаниям Карташовой, Галина Сергеевна была своеобразным человеком, ей казалось, что все в жизни непросто. Когда ей что‑то предлагали сделать и говорили: «Галина Сергеевна, да все очень просто!» – она отвечала: «Это у вас просто, а у меня всегда все сложно».

21 марта 1998 года Галина Сергеевны Улановой не стало. Панихида была назначена на 25 марта. Возле Большого театра уже с самого утра собралась длинная очередь желавших проститься с Галиной Сергеевной. Многие приносили чайные розы, любимые цветы великой балерины.

Близкие хотели, чтобы по пути на Новодевичье гроб провезли мимо дома на Котельнической набережной, где жила Уланова. Было совсем рядом, но этого делать почему‑то не стали.

Я помню день ее похорон. Гроб с телом вынесли из Большого, как и полагается, под аплодисменты. И пока автомобиль не тронулся, поклонники пытались дотронуться до катафалка.

Первые годы после смерти Улановой на ее могилу на Новодевичьем (сама балерина хотела, чтобы ее кремировали и перевезли прах в Ленинград, тогда уже вновь ставший Санкт‑Петербургом) часто приходили поклонники, зажигали свечи, долго стояли и вспоминали. Говорили, что она была не только великой балериной, но и прекрасным человеком.

Я был знаком с Махмудом Эсамбаевым, легендарным артистом, который несколько лет танцевал с Галиной Улановой. Она была на его юбилее. Потом уже рассказали, что когда Улановой сообщили про юбилей Махмуда Алисултановича, она сказала: «Да‑да‑да, надо поздравить, потому что он так ко мне внимателен, всегда говорит, что хочет опуститься передо мной на колени. Хотя это слишком, я этого не заслуживаю».

Уланова была удивительно скромным человеком. Алексей Толстой называл ее «обыкновенной богиней». Она вспоминала, что в Кировском театре, сегодняшний Мариинский, был холодный пол. А танцовщицам во время спектакля приходилось иногда ложиться на сцену, и, случалось, они простуживались. Галина Сергеевна, которая могла бы потребовать это у дирекции и никто бы не возразил, за свой счет купила ткань, и ею покрыли пол.

Перед войной Уланову вызвали из Ленинграда в Москву, чтобы она танцевала «Лебединое озеро». Тогда в СССР приезжал Риббентроп, аккурат в те дни был подписан Пакт о ненападении между Советским Союзом и Германией. На другой день в гостиницу Галине Сергеевне привезли букет цветов. Она вспоминала, что каждый цветок был завернут отдельно. И была приложена записка со словами восхищения от Риббентропа.

Галина Сергеевна так испугалась, получив письмо и эти цветы, что отправилась в соседний номер к Константину Сергееву, с которым она танцевала. Сергеев тоже испугался и предложил: «Галя, надо срочно звонить в Министерство культуры». Набрав номер, артисты сообщили, что случилось несчастье – получили цветы от Риббентропа и его записку. Но в Министерстве культуры Уланову успокоили, сказав, что нужно не бояться, а наслаждаться цветами.

Обидно, что Галина Сергеевна не оставила книги воспоминаний. При том, что, по словам тех, кто ее хорошо знал, могла по часу, иногда по два, рассказывать о былом, часто делала это даже по телефону. Уланова была очень хорошим рассказчиком. Но, увы, книги не случилось. Хотя Галина Сергеевна работала над ней и мечтала о том, чтобы прожить лет девяносто: как раз хватит времени, чтобы закончить мемуары. А дольше – «уже неприлично».

До последнего дня балерина ходила на каблуках, занималась у станка и даже хранила свой сценический вес – 49 килограммов. Рассказывали, что она выглядела так хорошо, что со спины ее принимали за молодую девушку и даже пытались знакомиться на улице.

А в 1984 году случилось невероятное: в Стокгольме ей поставили памятник. При жизни. И сама Галина Сергеевна присутствовала на его открытии. Этот памятник (работа Елены Янсон‑Манизер: статуя в образе лебедя) стоит перед музеем балета и украшают его три слова – «Лучшей балерине современности».

* * *

Какими словами представить моего следующего героя – клоун, артист, телеведущий, рассказчик, писатель? Скажу просто – Юрий НИКУЛИН (1921–1997).

Летом 1997 года Никулин часто жаловался на боли в сердце. И в итоге обратился за помощью к своему другу, директору Центра эндохирургии и литотрепсии Александру Бронштейну. Сам врач так вспоминал события того грустного лета:

«Мы положили его в палату, сняли электрокардиограмму – и… ничего с ее помощью не обнаружили. Но сейчас есть другой способ диагностики – т. н. коронарография, которой у нас владеют блестяще. На следующий день ему эта коронарография была проведена. Когда мы увидели результаты, наступил шок.

У него сердце было закольцовано в три магистральных сосуда. Они были закрыты. Может быть, у него были веточки, которые снабжали сердечную мышцу, но что‑то надо было с этими сосудами делать. И хотя бы один из них – немедленно открывать. Я об этом сказал родственникам Никулина, сказал звонившему Лужкову, который, кажется, на Байкал собирался в отпуск.

И мы стали готовить Юрия Владимировича к коронарной ангиопластике, потому что у него было много тяжелейших осложнений, которые не позволяли дать ему наркоз и делать операцию аортокоронарного шунтирования. Может, и не надо было делать эту операцию. Но сколько бы он прожил – неизвестно. Неделю, две, три, месяц… Может быть, и больше. Этого никто не знает…

Многие мне советовали избавиться от Никулина как от пациента. Приходили люди, которые говорили: давайте мы заплатим (за Никулина любой готов заплатить) и увезем его за границу. Я бы сам его увез, чтобы с себя снять неизбежную тяжелейшую ответственность… Потому что я понимал – это не слава. Это беда. Но я боялся транспортировки еще больше. Остановка сердца могла произойти в любую минуту.

Когда большой консилиум разошелся, Никулин попросил меня сесть на край кровати, взял меня за руку и сказал: “Шурик, не бросай меня. Я никуда не поеду. Я буду с тобой вместе, что бы ни случилось”. Сказал без дрожи, без слез. Просто сказал, и все. То же самое сказала и Татьяна Николаевна: “Мы вам доверяем. Пусть он будет у вас”.

Я ему объяснил, что ситуация сложная, что есть риск. Он дал мне расписку, что согласен делать операцию только у нас…

Меня предчувствие подвело. Я думал, все будет хорошо. Он хорошо перенес коронарографию, у него за неделю, которую он у нас лежал, боли прошли. Он уже острил, анекдоты рассказывал, строил планы на будущее. Он говорил: что со мной? Я – здоровый человек. У меня ничего не болит…

Может быть, тогда его и нужно было выписать? Не уверен. Это было бы нечестно. При той коронарографии, которая была у Никулина, ему нельзя было ступить и шагу. Он мог умереть прямо на улице, в цирке, на съемках – где и когда угодно, в любой момент…

Никулин пошел на операцию играючи. Это был вторник 5 августа. Погода была отличная, светило солнце. И он был абсолютно уверен, что это – так, детская игра.

Обычно такие операции длятся минут 20–30. Через бедренную артерию вставляется проводник. Проводник под контролем рентгена проходит сосуды сердца. По проводнику вставляется стент, который расширяет сам сосуд, и… собственно, все – на этом операция заканчивается. Наркоз в этом случае не дается, просто на нос кладется маска (чуть обезболивающая).

Он лег, хирурги раздули сосуд, ввели проводник… Все шло нормально. И вдруг, в самый последний момент, у него закрывается сосуд. И – останавливается сердце. Подспудно именно этого я и боялся…

Буквально в ту же секунду началась реанимация. Чаусс (доктор) стал делать непрямой массаж сердца. Благодаря тому что Никулин не толстый, нам удавалось давление держать на нормальном уровне, где‑то 120–130. Но нижнее было слишком низкое.

Все это длилось 30–40 минут. И в тот момент, когда мы уже раскрыли аппарат искусственного кровообращения и провели массу других процедур, у него пошел синусовый ритм. Сердце завелось…»

Но 21 августа все было кончено. Редко бывает, чтобы человека так любила вся страна. Когда Юрия Владимировича не стало, впору было объявлять всенародный траур. К цирку на Цветном бульваре, которому Никулин отдал полвека и который сегодня носит его имя, устремились десятки тысяч желающих проститься с любимым Артистом. Гроб был установлен прямо на манеже.

Никулин прожил 75 лет. На памятнике на его могиле – клоун, которому не больше сорока. Именно таким, по мнению скульптора Александра Рукавишникова, Юрия Владимировича запомнили его поклонники. Никулин словно присел отдохнуть после выступления на манеже. А в ногах у него расположился домашний любимец – ризеншнауцер Федор. Кстати, первая собака этой породы в Советском Союзе появилась именно у Юрия Никулина, который всю жизнь обожал собак.

Новодевичье – грустное место. Но возле могилы Никулина народ улыбается. Юрий Владимирович был бы рад. Не зря он говорил: «Даже после небольшой улыбки в организме обязательно дохнет один маленький микроб».

* * *

Рядом с Никулиным похоронен его давний друг Борис БРУНОВ (1922–1997). Знаменитому конферансье поставили довольно интересный памятник – он стоит на сцене, словно раздвигая кулисы, в своем любимом канотье. Не хватает только неизменной сигары.

В августе 1997‑го многолетний директор Театра эстрады был болен, но не мог не прийти проводить в последний путь великого клоуна. Через несколько дней не стало самого Бориса Сергеевича.

Я был знаком с Бруновым, не раз оказывался в его директорском кабинете с окнами, выходящими на строящийся тогда Храм Христа Спасителя. Говорили, конечно, об эстраде, о встречах с великими. Но ни одна беседа не оставалась без упоминания имени Марии Васильевны – так звали жену Брунова.

Борис Сергеевич рассказывал, что с будущей супругой его познакомил Зиновий Гердт. «Я ходил на все показы в Дом моделей, в котором она работала. Ездил вместе с нею на гастроли. Но когда мы собрались пожениться, случилось непредвиденное. Мой дорогой Зиновий Гердт, узнав о предстоящей свадьбе, примчался к Маше и начал ее уговаривать: “Ты что, с ума сошла? Выходить замуж за этого жлоба? Да у него же за душой ничего нет – ни квартиры, ни машины. Машенька, не торопись, мы тебе генерала найдем”. Однако мы все же поженились. Правда, все было достаточно скромно. Я‑то планировал свадьбу на март месяц – женские праздники, и у меня должно было быть семнадцать концертов. Я думал подзаработать и купить жене хороший подарок. Но в марте умер вождь всех народов, и концерты, естественно, отменили. Жена подарка ждет по сей день».

Одна из первых московских красавиц, легендарная манекенщица Дома моделей, Мария БРУНОВА (1923–2013) успела встретить свой 90‑й день рождения. Мы виделись вскоре после ее юбилея. Помню, как стеснялся задать Марии Васильевне вопрос, есть ли у нее мобильный телефон. А она, услышав эти слова, ответила: «Я вам завтра пришлю смс, и вы поймете, что он у меня не только есть, но я им еще и умею пользоваться».

Пара Бруновых была довольно известна в Москве. По отцу Борис Брунов был грузином и, если бы не развод родителей, мог бы прославить не материнскую, а отцовскую фамилию – Микеладзе. Мария Васильевна рассказывала, что когда она начинала за что‑то критиковать мужа, тот предупреждал: «Не забывай, что перед тобой князь. Что? Где деньги? Они пропали в революцию!»

В интервью американскому журналисту Марку Цибульскому Мария Брунова поведала историю дружбы своего мужа и Владимира Высоцкого: «Мой муж был два года депутатом. Однажды его пригласили на Петровку, 38 по каким‑то делам. И вдруг этот оперуполномоченный, или кто он там был, говорит: “Мы знаем, что Высоцкий бывает у вас дома и поёт песни, которые неугодны стране. Мы хотим выслать его из Москвы”. Поставили какую‑то кассету ему – дескать, вот, послушайте.

Борис Сергеевич сказал: “Сейчас многие поют под Высоцкого, а он, на мой взгляд, гениален. Я хочу Вас попросить – пригласите его, поговорите с ним. Даже царь, ненавидя Пушкина, присвоил ему звание камер‑юнкера”. На этом разговор закончился, а потом был такой случай, чему я уже сама свидетельница. Вы помните старый ресторан ВТО в Москве? Туда всегда попасть было очень трудно, всегда не хватало мест. Актеры любили туда приходить после спектакля. Мужа моего как‑то везде уважали, мы всегда проходили в ресторан. В тот вечер нас посадили за столик, а через какое‑то время вижу – входит Володя с компанией. Вокруг него всегда были люди. Он подходит к столику нашему и становится на колени около Бориса Сергеевича. Я ничего не понимаю…

Володя говорит: “Борис Сергеевич, в наше время мало кто может защитить другого человека, который в беде. Я Вам очень и очень признателен”. Я продолжаю ничего не понимать. Я смотрю на Борю, он мне говорит: “Я тебе расскажу дома”.

Сегодня Борис Сергеевич и Мария Васильевна вместе.

* * *

Скромный памятник из черного мрамора – Марине ЛАДЫНИНОЙ (1908–2003), кинозвезде сталинской эпохи, обожествляемой миллионами. Настоящей звездой Ладынина стала благодаря фильмам Ивана Пырьева.

Она родилась в селе Скотинино Смоленской губернии. Стеснялась этого названия, тем более что потом семья переехала в село Назарово, это в Сибири, под Ачинском. Именно Назарово Ладынина и указывала, как место своего рождения. Марина Алексеевна с юности хотела стать артисткой и потому отправилась в Москву, где поступила в центральный техникум театрального искусства. Именно так тогда назывался ГИТИС. Рассказывали, что ее приняли с отметкой «особо одаренная» и по окончании учебы пригласили в труппу Художественного театра.

На тот момент Ладынина была женой известного актера Ивана Любезнова, расставшись с которым, сосватала за него свою родную сестру. В жизни самой Марины Алексеевны было достаточно опасное по тем временам увлечение – роман с итальянцем, который работал в России. Конечно же это не прошло для Ладыниной бесследно: ее вызывали в НКВД, говорили, что ее избранник итальянский шпион, требовали сотрудничества. Но Марина Алексеевна сумела этого избежать и потом, как рассказывали, с удивлением говорила: «Я даже не представляю, как меня за это не посадили».

В итоге главным спутником ее жизни стал режиссер Иван ПЫРЬЕВ (1901–1968). Они познакомились в 1936 году в московском Доме кино. После просмотра фильма Марина Алексеевна села в троллейбус, а Пырьев замешкался и опоздал, троллейбус отъехал. Иван Александрович махнул рукой: «Ну, значит, не судьба». И в этот момент троллейбус остановился и двери открылись. Пырьев не растерялся: «Значит, судьба» и вошел в салон.

С тех пор молодой режиссер Пырьев начинает снимать актрису Ладынину. Первым фильмом была лента «Богатая невеста». А в скором времени Марина Алексеевна стала женой Ивана Пырьева.

Фильм «Трактористы», вышедший на экраны в 1939 году, очень любил Сталин. Семья жила в пятикомнатной квартире в доме на Котельнической набережной. В среде киношников ходила такая байка: как‑то режиссер Владимир Наумов пришел в гости к Пырьеву в эту огромную квартиру, осмотрел роскошную обстановку и обратился к хозяину: “К коммунизму идем, да, Иван Александрович?” Тот, как всегда, не растерялся и ответил: “Да, идем, но по очереди. Очередь – 220 миллионов человек. Я первый, а ты Володя, – последний”.

История любви легендарной кинопары закончилась в 1959 году, когда на съемках фильма «Белые ночи» Иван Пырьев познакомился с актрисой Людмилой Марченко. И начался роман, который положил конец идеальной, как казалось многим, семейной жизни Пырьева и Ладыниной. Говорили, будто Ладынина даже написала письмо в ЦК партии с просьбой повлиять на ее мужа. Но само письмо не отправила, а выбросила в мусорную корзину. Там черновик обнаружила домработница, расправила скомканную бумажку и показала Пырьеву.

Ладынина осталась одна. Она никогда больше не выходила замуж, прожив очень большую жизнь – до 94 лет. Работала в театре киноактера, ездила по городам и селам, выступала с концертами.

С Пырьевым у них был сын Андрей. Когда молодой человек женился, Иван Александрович предложил Ладыниной совместно купить ему квартиру. Юноша носил фамилию матери (Марина Алексеевна записала его на свою фамилию).

Когда подошел срок получать паспорт, сын спросил у отца: «Как мне получить твою фамилию?» А Пырьев ответил: «Занимайся этим сам». В итоге Андрей остался Ладыниным, его не стало в 2011 году. По профессии он был режиссером, снимал детективы, увы, не имевшие особого успеха у зрителя.

Когда у Андрея Ладынина появился сын, его назвали Иваном, в честь великого деда. Марина Алексеевна возилась с малышом, единственное – не разрешала называть себя бабушкой. К ней нужно было обращаться на «вы» и называть «Мариной Алексеевной».

Незадолго перед смертью Пырьева Ладыниной приснился сон, будто Иван Александрович стучится к ней в окно. Пырьев умер во время работы над фильмом «Братья Карамазовы». 7 февраля вернулся со съемок, пожаловался на боль в сердце, лег спать и скончался во сне. Его жена потом рассказывала писательнице Виктории Токаревой, как Пырьев вдруг громко захрипел во сне, и она, поняв, что происходит, закричала: «Зайчик, не уходи!» Пырьев открыл глаза и шепотом ответил: «Тише, соседей разбудишь!»

Потом медики сказали, что он перенес на ногах несколько инфарктов. 3‑ю серию «Братьев Карамазовых» закончили исполнители главных ролей – Кирилл Лавров и Михаил Ульянов.

Ладынина на похоронах бывшего мужа на Новодевичьем не была, пришла лишь на гражданскую панихиду и долго стояла возле гроба. Сегодня могилы бывших супругов находятся напротив друг друга (почти как у Орловой и Александрова), их разделяет лишь один участок.

В последние годы с Ладыниной дружила Наина Ельцина, тогда – жена президента. Наина Иосифовна рассказывала мне, как во время одного из ее приездов Марина Алексеевна предложила – не хочет ли гостья послушать стихи Есенина. Наина Ельцина конечно же заинтересовалась, думая, что хозяйка дома прочтет строфу или две. А Ладынина прочитала наизусть всего «Черного человека» от начала до конца.

После развода с Пырьевым совместную пятикомнатную квартиру разменяли. Ладыниной досталась двухкомнатная квартира. Когда Марина Алексеевна умерла, единственной ценностью, что осталась дома, была мебельная стенка. Когда ее стали двигать, она рассыпалась.

Материальная жизнь знаменитой актрисы была непростой. После расставания с Пырьевым ей даже приходилось делать каракулевые воротники на продажу. Работы в кино больше не было.

Говорили, что причиной стал запрет Пырьева. Однако на самом деле это вряд ли соответствует истине. На момент развода Иван Александрович уже не обладал такой властью, чтобы запрещать режиссерам приглашать в свои картины актрису Ладынину.

Скорее, в кино Марина Алексеевна перестала сниматься сама – для того, чтобы остаться в народной памяти такой, какой была в годы своей славы. Не случайно, когда в 1992 году ей присвоили премию «Ника» в номинации «За честь и достоинство» и сын позвонил, чтобы поздравить, реакция Марины Алексеевны была неожиданной: «Да, эти негодники дали мне награду. Теперь же все узнают, сколько мне лет!»

Народной артистки СССР не стало в 2003 году. У семьи не было денег на достойные похороны и памятник. Всем занималась Наина Ельцина. На панихиде, состоявшейся в Доме кино, Наина Иосифовна призналась, что ждала, как они отметят 100‑летний день рождения актрисы. И сказала, что всегда будет помнить о Ладыниной. Уже потому, что она ушла в день смерти матери самой Ельциной.

Надгробие актрисы украшает фотография молодой Ладыниной – той, какой ее запомнили и полюбили миллионы.

* * *

Коленопреклоненные юноша и девушка, возвышающиеся над картой мира, – памятник Игорю МОИСЕЕВУ (1906–2007). Создателя Ансамбля народного танца, сегодня именуемого Балетом Игоря Моисеева, при жизни называли великим. И так оно и было.

Игорь Александрович стал моим первым собеседником. На момент нашей встречи ему исполнилось 90 лет, и я понимал, что беседа с ним – факт биографии. Я был начинающим журналистом, и, наверняка, Моисееву было забавно слушать мои вопросы. Помню его слова о том, как строить свою жизнь: «Надо много вкладывать своего труда, чтобы иметь право на надежду. Это как с яблоком – если вы его не положите в карман, то потом не стоит надеяться его оттуда достать».

Игорь Моисеев прожил невероятно долгую жизнь, встретив свой 101‑й день рождения. Празднование столетнего юбилея проходило в Кремлевском Дворце в присутствии юбиляра. В следующем году праздничное выступление своего коллектива он смотрел уже из дома. И все время обращался к жене с вопросом: «Неужели все эти танцы сочинил я?»

* * *

Покидая некрополь, предлагаю пройти по территории седьмого участка.

Скифская каменная баба, чей возраст более тысячи лет, установлена на могиле Велимира ХЛЕБНИКОВА (1885–1922).

На самом деле поэта звали Виктор, он прожил всего 37 лет. Хлебников был поэтом, прозаиком, драматургом, сам себя называл Будитлянином – таков был его перевод слова «футурист». А еще он называл себя Председателем земного шара. Его не стало в Новгородской губернии, куда он отправился вместе с Петром Митуричем, на руках которого он и скончался.

На Новодевичьем прах перезахоронили в 1960 году – рядом с могилой друга, художника Петра МИТУРИЧА (1887–1956).

У поэта Бориса Слуцкого родились тогда строки:

Нет, покуда я живу,

Сколько жить еще ни буду,

Возвращения в Москву

Хлебникова

не забуду:

праха – в землю,

звука – в речь.

Буду в памяти беречь.

Скифская баба, почти тайно доставленная из Киргизии (все‑таки это памятник истории), – подарок от ученых‑археологов, выражение символа бессмертия поэта.

* * *

И тут же рядом – памятник Игорю ГРАБАРЮ (1871–1960), чудесному художнику, с чьими работами мы знакомы еще по репродукциям в школьных учебниках.

Он появился на свет в Будапеште. Его отец, Эммануил Грабарь, был депутатом австрийского парламента. В 1876 году, когда Игорю исполнилось 5 лет, семья перебралась в Российскую империю.

В Петербургской Академии художеств Грабарь учился у Ильи Репина. После Петербурга отправился в Париж и Мюнхен, был членом «Мира искусств», а в 1906 году участвовал в выставке, которую в Париже устраивал Сергей Дягилев.

Грабарь принял Октябрьскую революцию 1917 года. Мало того, был достаточно близок с семьей Льва Троцкого – дружил с его женой, Натальей Седовой. К счастью, это не имело никаких печальных последствий. Считается, спасением для Грабаря стал портрет девочки Светланы, висевший потом по всему Советскому Союзу: думали, будто на нем изображена Светлана Аллилуева, дочь Сталина. После этого тронуть Грабаря не смел никто.

Художник принимал участие в реставрации иконы Андрея Рублева «Троица». Сегодня центральные реставрационные мастерские носят имя Игоря Грабаря.

* * *

Помните фильмы «Кортик» и «Бронзовая птица»? Главные роли в них исполнил Сергей ШЕВКУНЕНКО (1959–1995). Мы возле его могилы.

Судьба у молодого и подававшего большие надежды Сережи Шевкуненко сложилась совсем не так, как мечтали его родители. После успеха фильмов казалось, что иного пути, кроме как идти в институт кинематографии, у исполнителя роли Миши Полякова нет. Тем более что и отец, Юрий Александрович, был одним из первых лиц «Мосфильма», руководителем Второго творческого объединения.

Но молодой человек выбрал иной путь. Первый срок Сергей получил за драку, следующий – за кражу из буфета на «Мосфильме», где трудился осветителем, затем было еще несколько судимостей, более двенадцати лет Шевкуненко провел за решеткой. В итоге молодой человек стал, что называется, профессионалом преступного мира. О прошлом напоминала лишь кличка – «Артист».

В очередной раз, несколько лет проведя в местах не столь отдаленных, Шевкуненко вышел на свободу в 1994 году. Счет его жизни пошел на недели.

11 февраля 1995 года, войдя в подъезд родительского дома, где он жил с матерью (отец к тому времени скончался и был похоронен на Новодевичьем), Шевкуненко был ранен поджидавшим его киллером. Михаилу удалось первым добраться до квартиры и закрыть за собой дверь. Правда, в спешке молодой человек оставил в двери ключ, чем и воспользовался убийца. Первой погибла мать Сергея, а затем пуля настигла и самого Шевкуненко.

* * *

Сегодняшнему поколению мой следующий герой, скорее, известен как человек, чьим именем назван пароход, на котором контрабандисты в «Бриллиантовой руке» отправлялись в путешествие. Я говорю про Михаила СВЕТЛОВА (1903–1964).

Одно из самых известных стихотворений Светлова – «Гренада» – любили такие непохожие поэты, как Маяковский и Ахматова. А Марина Цветаева писала Борису Пастернаку: «Передай Светлову, что его “Гренада” – мой любимый – чуть не сказала: мой лучший – стих за все эти годы. У Есенина ни одного такого не было. Этого, впрочем, не говори, – пусть Есенину мирно спится».

Талантливейший поэт был еще и чрезвычайно остроумен, часто изъясняясь афоризмами. По комплекции Светлов был очень худым, отсюда его выражение: «У меня не телосложение, а теловычитание». Другая крылатая фраза касалась финансов: «Не люблю брать в долг: берешь чужие и на время, а отдаешь свои и навсегда».

Когда Светлов умирал, у него был рак, в клинике его часто навещал сын Александр. Как‑то, уходя, он спросил отца, что ему принести в следующий раз. Светлов ответил: «Принеси мне пиво, рак у меня уже есть».

* * *

Почти у самого выхода из некрополя, справа, установлена белая стела, на которой выбиты уже плохо читаемые слова: « Полковник МЕДВЕДЕВ (КУДРИН) Михаил Александрович». И дальше – совсем неразличимые даты жизни: 1891–1964.

Если бы проходящие мимо этого памятника знали, что за человек здесь похоронен. Во время нашей прогулки мы касались истории советской политики, русского и советского театра, кино, литературы. А здесь можем поговорить… об убийстве Царской Семьи. Потому как в этой могиле похоронен человек, ставший убийцей последнего российского Государя Николая Второго.

Благодаря многочисленным фильмам и книгам о преступлении, совершенном в доме Ипатьева в Екатеринбурге, на слуху другое имя – Юровского. Да, Яков Юровский был комендантом того дома и тоже принимал участие в убийстве. Но непосредственно стрелял в Николая Второго – Михаил Медведев. Потом он с гордостью рассказывал об этом эпизоде своей жизни. А за год до смерти оставил подробное описание последних минут Царской Семьи:





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 329 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.02 с)...