Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава XXX. УЙГУРИЯ В VII — IX вв. 8 страница



[1355]Бичурин Иакинф. История Тибета..., I, С, 189.

[1356]Веll С. The religion of Tibet. Oxford, 1931, Р. 4.

[1357]Бичурин Иакинф, История Тибета..., I. С. 155.

[1358]Там же, С. 129..

[1359]Там же, С. 197, 201.

[1360]Gevern, The early empires of Central Asia, London, 1939, Р. 87.

[1361]Бичурин Н. Я. Собрание сведений..., Т. I. С. 341.

[1362]Гумилев Л. Н. Статуэтки..., С. 242.

[1363]Uray G. The four hour of Tibet according to the royal annals // Acta Orientalia Hungaricae, Т. X. I. 1960, РР. 31-57.

[1364]Богословский В. А. Очерки истории..., С. 128-138.

[1365]Francke A. H. History of Western Tibet. London, 1907, РР. 48-49.

[1366]Бичурин Иакинф. История Тибета..., I, С. 162,

[1367]Chavannes E. Documents..., Р. 150, No 1.

[1368]Бичурин М. Я. Собрание сведений..., Т. II. С. 323.

[1369]Там же, С. 325.

[1370]Chavannes E. Documents..., РР. 200-202

[1371]Ibid, РР. 293-294.

[1372]Ibid, РР. 150, 293.

[1373]Бичурин Н. Я. Собрание сведений..., Т. II, С. 320.

[1374]Бичурин Иакинф, История Тибета..., I, С. 169.

[1375]Бичурин Н. Я. Собрание сведений..., Т. II, С. 322.

[1376]Бичурин Н. Я. Собрание сведений..., Т. II, С. 307, 309.

[1377]Chavannes E. Documents..., Р. 291.

[1378]Оммах (homagium) — церемония выражений желания младшего стать под покровительство старшего и сильного; фуа (fides) — присяга младшего на верность старшему; инвеститура — ввод вассала во владение феодом. Все вместе — феодальный контракт.

[1379]Чтобы не быть голословным, привожу список пожалований в лен собственных владений среднеазиатских князей: в 705 г. Багадуру Тудуну, князю Чача (Ташкент) и царю Ферганы; в 718-719 гг. Туппада бухарский и Гурек самаркандский просили принять их оммаж и прислать войско для его избавления от арабов; в 720 г. были пожалованы леном цари Забулистана и Гйбини; в 727 г. — Ябгу Тохаристана, теснимый арабами, просил принять его в число вассалов. Дальше идут повторные просьбы и пожалования. Картина ясна (см.: Grousset R. Histoire de I(Extr(eme— Orient. РР. 281-282; Chavannes E. Documents..., РР. 290-295)

[1380]Chavannes E. Documents..., Р. 292.

[1381]Бичурин Н. Я. Собрание сведений..., Т. I. С. 298.

[1382]Chavannes E. Documents..., Р. 284. No 2.

[1383]Бартольд В. В. О христианстве в Туркестане в домонгольский период // ЗВОРАО, Т. 8, 1893, С. 9.

[1384]Подробности см.: Бартольд В. В. Туркестан..., С. 190.

[1385]Бичурин Н. Я. Собрание сведений..., Т. I. С. 299.

[1386]Там же.

[1387]У Шаванна он назван Кюль-чур (см.: Chavannes E. Documents..., Р. 285). Исправлено Дж. Клосоном (см.: Clauson G. A propos du manuscrit..., Vol. 255, No 1, 1957, (Еxtrait, Р. 16).

[1388]Тан шу дает несколько иную версию (см.: Chavannes E. Documents..., Р. 285), где китайские сведения корректируются данными Табари, который называет убийцу хана Сулу — Курсуль. Идентификацию см.: Мarquart J. Historische Glossen..., S. 181-182; Marquart J. Die Chronologle der altturkischen Inschriften. Leipzig, 1898, S. 38; Вarhold W. Die altturkischel Inschriften..., S. 27; Бартольд В. В. Туркестан..., II, С. 195. Мохэ (Шаванн читает «бага») ни в коем случае не может быть именем собственным, так как еще Учжилэ имел титул «мохэ дагань» (Бичурин Н. Я. Собрание сведений..., Т. I, С. 296; Chavannes E. Documents..., РР. 43, 79). А. Н. Бернштам опубликовал тюргешскую монету с надписью уйгурским шрифтом: «turgas qayan bai baya» («Труды отдела Востока Гос. Эрмитажа» Т. II, 1940. С. 105). Как видно из транскрипции, буква Г одинаково a — baqa qa an, т. е, первый(поэтому можно прочесть вместо ba(означает q и слог этнонима bakrin, равнозначного с мукрин. Действительно, китайцы пишут название племени и титул тархана одними и теми же иероглифами. Это показывает, что термин «мохэ-бага» означает принадлежность к племени, в данном случае мукрин-бакрин. При этом необходимо учитывать, что мохэ дагань, т. е. мукринский тархан, — титул родовой, так как в иерархии тюргешского каганата интересующий нас персонаж носил титул куль-чур и управлял племенем чумугунь (см.: Chavannes E. Documents..., Р. 285, No 3).

[1389]Бичурин Н. Я. Собрание сведений..., Т. I. С. 299.

[1390]Кулан в Семиречье, впоследствии село Луговое (Бичурин Н. Я. Собрание сведений..., Т. III. С.210).

[1391]Бичурин Н. Я. Собрание сведений..., Т. I. С. 296, 300. Убийца Хиня назван Мо-хэ-ду, что дало повод Грумм-Гржимайло отождествить его с князем Чача (Западная Монголия..., С. 329). Но Мохэду значит богатырь (богадур), и здесь это имя нарицательное.

[1392]Бичурин Иакинф. История Тибета..., I, С..169.

[1393]Там же, С. 170.

[1394]Бичурин Иакинф, История Тибета..., I, С. 171.

[1395]Бичурин Иакинф; История Тибета..., I, С. 174.

[1396]Chavannes E. Documents..., Р. 298,

[1397]Бичурин Иакинф. История Тибета..., I. С. 175.

[1398]Chavannes E. Une inscription au royaume de Nan-tchao // JА. 1900. Т. XVI, РР. 338-390.

[1399]Prasad I. History of Mediewal India from 647 А. D. to the Mughal Conquest. Allahabad, 1928, Р. I; Gwasha Lal Kaul. Kachmir througs the ages. Srinagar, 1954, Р. 32.

[1400]Бичурин Иакинф. История Тибета..., I, С. 155.

[1401]Prasad I. History of Medieval India..., РР. 26-28.

[1402]Gwasha Lal Kaul. Kachmir..., РР. 36-37.

[1403]В это число входила вся обслуга в тылы. Население империи в 742 г. достигло 48 млн.; 80 тыс. конницы, т. е, полевых войск, — совсем немного для поставленных задач.

[1404]Бичурин Н. Я. Собрание сведения..., Т. I. С. 308.

[1405]Рамстедт Г. И. Перевод надписи Селенгинского камня, С. 40-47; Малов С. Е. Памятники..., 1959, С. 30-44. Текст, транскрипция и перевод.

[1406]Рамстедт Г. И. Перевод надписи Селенгинского камня. С. 40; Малов С. Е. Памятники..., 1959, С. 38-39.

[1407]Малов С. Б. Памятники..., 1959, С. 23.

[1408]Там же, С. 29.

[1409]Г. И. Рамстедт (Перевод надписи Селенгинского камня. С. 41) предполагает, что речь идет о Гоби, но этого не может быть, так как война продолжалась в Халхе. Скорее, это пустыни Дхунгарии, около которых уйгуры сомкнулись с карлукамк и басмалами.

[1410]В китайском произношении — Усу-миши-хан. Уйгуры его ханом не признали и именовали Озмыш-тегином (там же). Предположение Рамстедта, что Озмыш попал в плен к уйгурам, неправильно. Слова...я взял в плен, его супругу я взял себе. Династия тюрок с этой поры и была уничтожена должны быть отнесены к преемнику Озмыша Баймэй-хану.

[1411]Lia Mamsai. Die chinesischen Nachrichten..., S. 261.

[1412]Кит. Баймэй-хан Хулун-фу, что значит белобровый хан жеребенок-бек.

[1413]Бичурин Н. Я. Собрание сведений..., Т. I, С. 278.

[1414]Васильев В. П. Китайские надписи.... С. 28. Комментарий китайского Цзунли ямыня (Ученый исторический комитет) на китаеязычный орхонский памятник уйгурского времени.

[1415]Бичурин Н. Я. Собрание сведений..., Т. 1, С. 307-308.

[1416]Бичурин Н. Я. Собрание сведений..., Т. I, С. 348 (здесь разногласие в тексте Таншу: на стр. 307 — вождь басмалов убит, на стр. 347-348 — он бежал в Бэйтин; возможно, что один убит, а бежал другой, но уверенности нет).

[1417]Бичурин Н. Я. Собрание сведений..., Т. I, С. 278.

[1418]Julien S. Documents..., P. 475.

[1419]Jisi L. Vyzkua Kulteginova panlatniku..., str. 109.

[1420]Бичурин Н. Я. Собрание сведений..., Т. I. С. 368.

[1421]Grousset R. Histoire de I'Extreme-Orient. Р. 283.

[1422]Бичурин Н. Я. Собрание сведений..., Т. 11, С. 321.

[1423]Бичурин Н. Я. Собрание сведении..., Т. II, С. 314.

[1424]Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия..., С, 303.

[1425]Бартольд В. В. Туркестан..., Ч. II, С. 200.

[1426]Chavannes E. Documents..., РР. 142-143, 297.

[1427]Н. Я. Бичурин. Собрание сведений..., т. I, стр. 347.

[1428]Liu Mau-tsai. Die chinesischen Nachrichten..., S. 261.

[1429]Н. Я. Бичурин, Собрание сведений..., т. I, стр. 300.

[1430]Там же, стр. 347.

[1431]Там же, стр. 359.

[1432]Г. И. Рамстедт, Перевод надписи Селенгинского камня, стр. 41; С, Е. Малов, Памятники..., 1959, стр. 39. В тексте говориться о десяти племенах, т. е. о западных тюрках. Но так как последний западнотюркский хан Ашина Хинь был убит в 740 г. и остатки западных тюрок объединились с тюргешами, то я полагаю правильным для 745 г. понимать под названием десяти племен ханство черных тюргешей.

[1433]В Тан шу год смерти Пэйло и воцарение Моянчура не указаны (см.: Бичурин Н. Я. Собрание сведений..., Т. I, С. 309). Е. Бретшнейдер дает явно неверную дату — 756 г. (см.: Bretschneider E. Medieval researches from eastern asiatic sources. London, 1910, Р. 240), но правильная дата имеется на Селенгинском камне: год свиньи = 747 г. (Рамстедт Г. И. Перевод надписи Селенгинского камня, С. 41; Малов С. Е. Памятники..., 1959, С. 39).

[1434]Так у Г. И. Рамстедта (Перевод надписи Селенгинского камня. С. 41). Рамстедт считает, что черный народ передался Моянчуру за некоторыми исключениями. У С. Е. Малова сказано: Простой народ был предан моей власти. Этому противоречит весь ход событий, изложенный в надписи, так как именно черный народ оказывал наибольшее сопротивление хану и был жестоко усмирен.

[1435]Речь шла о восьми огузах, т.е. о восьмиплеменяом народе. Таковым были в это время только кидани.

[1436]Так я понимаю фразу: преступных вельмож [или именитых вождей] Небо дало в мои руки (см.: Рамстедт Г. И. Перевод надписи Селенгинского камня. С. 41-42; Малов С. Е. Памятники..., 1959, С. 39).

[1437]Рамстедт Г. И. Перевод надписи Селенгинского камня С. 41-42; Малов С. Е. Памятники..., 1959, С. 40).

[1438]Малов С. Е. Памятники..., 1959, С. 40.

[1439]Данте Алигьери, Ад. Песнь X. Стихи 89-90.

[1440]Грумм-Гржимайло Г. Б. Западная Монголия..., С. 256.

[1441]Книга Марко Поло. М., 1955. С. 94.

[1442]Текст Селенгинского камня в этом месте попорчен и неразборчив.

[1443]Рамстедт Г. И. Перевод надписи Селенгинского камня, С. 44; Малов С. Е. Памятники..., 1959, С. 41).

[1444]Мелиоранский П. М. Памятник в честь Кюль-тегина. С. 142; Barhold W. Die altturkischen Inschriften..., S. 4.

[1445]Мелиоранский П. М. Памятник в честь Кюль-тегина. С. 141.

[1446]Катанов Н. Ф. Восточная хронология // Известия Северо-восточного археологического и этнографического института. Казань, 1920, Т. I. С. 216-218.

[1447]Puech H. Le manicheism. Paris, 1949, Р. 29; Катанов Н. Ф. Восточная хронология // Известия Северо-восточного археологического и этнографического института. Казань, 1920, Т. I. С. 209-211.

[1448]Pelliot P. Les chretiens..., P. 624.

[1449]Needham J. Science and civilization of China. III. Cambridge. 19.51). PP. 681-682.

[1450]Букв. уч-ыдук — Весь текст таков: из внешних (врагов): три карлука, три ыдука, тат...... (разрушено семь букв), тюргеши.... Несомненно, что идет простое перечисление врагов уйгурского хана и, следовательно, слово ыдук не является эпитетом к следующему слову, начинающемуся с тат......, Последнее, поврежденное слово является фрагментом очередного этнического названия и должно быть отделено от уч-ыдук запятой.///Тат не может быть первым слогом слова татар (Малов С, Е. Памятники..., 1959,, С. 36, 41), так как коалиция собралась на западной границе Уйгурии, тогда как татары обитали на восточной. Очень досадно, что в лакуне исчезло еще одно название племени, предшествовавшее слову тюргеши, Можно думать, что это какое-либо из мелких джунгарских племен. Слово ыдук в древнетюркских текстах прилагается к обожествленной родине: святая земля (Кюль-тегин, 10: Тоньюкук, 38), а в уйгурских — посланный с неба, посланная Богом судьба, благословенный, благий (Радлов В. Опыт словаря тюркских наречий. I, 2. С. 1382). В сочетании с числительным три и при засвидетельствованной другими источниками христианской проповеди среди тюркоязычных народов трудно сомневаться, что данный композитум — христианская святая троица. Зато упоминаемое Bacot (Reconnaissance... p. 147) племя Hi-dog-kas (на землях басмалов, т. е. в Джунгарии) соответствует по своему местоположению и восстановленной фонетике (племя ыдук-кас'а, те. племя священного человека) христианской общине, причем ей противопоставляются Ne cag-, название которых удачно реконструировано Дж, Клосоном как Мони-чжоу. т.е, манихеи (на землях уйгуров: см.: Clauson G, A propos du manuscrit..., P. 15).

[1451]Г. И. Рамстедт (Перевод надписи Селенгинского камня, стр. 44) предполагает, что это слово вождя басмалов, но там же сказано, что тогда басмалы еще не были присоединены к Уйгурии и, следовательно, являлись ее внешними врагами. Тут же говорит враг внутренний, заговорщик. обращающийся к своим единомышленникам за границей.

[1452]В. В. Бартольд. О христианстве..., стр. 22.

[1453]Л. Н. Гумилев, Алтайская ветвь..., стр. 105-114.

[1454]J. Bacot, Reconnaissance..., р. 147; В. Бартольд, Отчет..., из книга Гардизи Украшение известий), стр. 120.

[1455]Н. Я. Бичурин, Собрание сведений..., т. I, стр. 355. Кит. Пицьсйе-тунг-йе-гинь. В буквальном переводе: мудрый, великий племянник или подчиненный вождь (G. Clauson, A propos du manuscript..., р. 14).

[1456]G. Schlegel, Die chinesischen Inschriften..., S. 128.

[1457]Н. Я. Бичурин, Собрание сведений..., т. I, стр. 308

[1458]J. Bacot, Reconnaissance...,р. 147.

[1459]Ibid., р. 151 (notes de P. Pelliot).

[1460]G. Clauson, A propos du manuscript...,р. 22

[1461]Дж. Клосон указывает, что названия Khe-rget, Hir-kis, Gir-tis, Hir-tis — не что иное, как кыргыз В разных транскрипциях (ibid., р. 23). Но поскольку разнятся не только написания имени народа, но и географические местоположения, я делаю вывод, что в середине VIII в. единого кыргызского ханства не существовало и граница транскрипций оправдана наличием политической раздробленности кыргызского народа.

[1462]Ср. J. Bacot, Reconnaissance..., р. 152. (notes de P. Pelliot).

[1463]Ср. рассказ о народе собак, обитающем севернее песчанных пустынных холмов, который на поверку оказался гузами, удержавшими независимость, несмотря на попытки тюркютов их покорить (J. Bacot, Reconnaissance..., р. 147; G. Clauson, A propos du manuscript..., р. 15).

[1464]Нi-Kil-rkоr-hir-kin (J. Bacot, Reconnaissance..., р. 147).

[1465]Н. А. Баскаков, Алтайский язык, стр. 28-29.

[1466]J. Bacot, Reconnaissance..., р. 147.

[1467]G. Clauson, A propos du manuscript..., р. 16.

[1468]Гардизи в этом районе локализует кимаков (В. Бартольд, Отчет..., стр. 105-107), Название кимаки было неизвестно средневековым китайским географам, так же как названия чумугунь не знали географы персидские и арабские. Поэтому можно думать, что те и другие имели в виду одно и то же племя. Происхождение правящего рода кимаков из татар, приводимое Гардизи, относится к началу Х в. и связано не с татарами, а с татабами, которых в это время покорили кидани (см. В. В. Григорьев, Восточный или Китайский Туркестан, стр. 209).

[1469]G. Clauson, A propos du manuscript..., р. 14.

[1470]Н. Я. Бичурин, Собрание сведений..., т. I, стр. 91; Л. Н. Гумилев, Хунну, стр. 169.

[1471]В тибетском тексте: На-La-уun-log — тюркское племя, многочисленное и процветающее. Отсюда берутся лучшие тюркские кони (J. Bacot, Reconnaissance..., р. 147). Клосон локализует это племя в Усрушани и Фергане (G. Clauson, A propos du manuscript..., р. 17), т. е. в областях в это время принадлежавших тюргешам. Полагаю, что можно читать так: Кара юн [т] лык, гае юнг — лошадь. Следовательно, черные лошадники//всадники, которыми в этом месте и в это время могут быть только тюргеши (ср. Гардизи о тюргешах — см. В. Бартольд, Отчет..., стр. 125).

[1472]Д. Банзаров, Черная вера, стр. 6, 15.

[1473]Г. И. Рамстедт, Перевод надписи Селенгинского камня, стр. 41.

[1474]P. Pelliot (La Haute Asie, р. 17) считает, что манихейство принял Моянчур-хан (об этом ниже).

[1475]Г. И. Рамстедт, Перевод надписи Селенгинского камня, стр. 44.

[1476]С. Б. Малов, Памятники..., 1951, стр. 384.

[1477]Тенгри улук куч мунмиш кат Денмиш кат кучлук кэхань; букв. Небесный, высокой силой воссевший очень Дэнмиш (?), очень сильный хан.

[1478]В. В. Бартольд, О христианстве..., стр. 18.

[1479]P. Pelliot, La Haute Asie, р. 17.

[1480]В. В. Бартольд, О христианстве..., стр. 13.

[1481]В. П. Васильев, Китайские надписи..., стр. 13.

[1482]Именно он, а не Моянчур, как предполагали Пельо и Васильев. Об этом повествует согдийский текст той же надписи. Хан, принявший светлую веру, — сын Кюль-бильге-кана, т. е. Моянчура, и носит титул Тэнгридэ болмыш иль-итмиш бильге-хаган, т. е. в Небе возникший, державу устроивший мудрый хаган. Согдийский текст, несмотря на фрагментарность, определеннее китайского:...еретический закон имели мы. Когда же... небесный владыка... огненно-светлое учение божественного мара Маны воспринял... После этого небесный владыка... ко всем... там сказал: Воспримите! Поэтому... мы принесли поклонение... (O,. Hansen, Zur sogdischen Inschrift..., S. 16-18).

[1483]Имеется в виду пища духовная.

[1484]У буддистов такого титула не было.

[1485]Цитирую по: В. В. Радлов, К вопросу об уйгурах, стр. 60-61 (ср. Ata — Malik Juvaini, The History..., рр. 59-61). Уйгурского хана Джувейни называет Буку-хан; в согдийском тексте надписи он назван Бугу-хаган. Это показывает, что Джувейни заимствовал рассказ об обращении уйгуров из согдийских документов, не дошедших до нас (ср. O. Hansen, Zur sogdischen Inschrift..., S. 18).

[1486]Как полагал еще Радлов (К вопросу об уйгурах..., стр. 60), Н. Puech (Le manicheism) датирует обращение уйгуров 763 г., но не приводит обоснований своей датировки.

[1487]В. П. Васильев. Китайские надписи..., стр. 33; E. Chavannes et P. Pelliot, Traite manicheen.., p. 193.

[1488]В. П. Васильев, Китайские надписи..., стр. 23; E. Chavannes et P. Pelliot, Traite manicheen..., р. 193. Шлегель переводит иначе: назвали духов богами (G. Schlegel, Die chinesischen Inschriften..., S. 130), но эта расплывчатая формулировка не заслуживает предпочтения.

[1489]В. П. Васильев, Китайские надписи..., стр. 34, прим. 2.

[1490]Там же, стр. 23; G. Schlegel, Die chinesischen Inschriften..., S. 130; E. Chavannes et P. Pelliot, Traite manicheen..., р. 194. Тогда было обезглавлено множество тюркских надмогильных статуй в пределах Уйгурского ханства. В этой связи следует упомянуть концепцию А. Д. Грача, согласно которой словом балбал назывались каменные изваяния на тюркских могилах, изображавшие якобы убитых врагов (А. Д. Грач, Древнетюркские изваяния..., стр. 76-77). Во-первых: уйгуры вряд ли стали бы уничтожать изваяния своих предков; во-вторых, каменная баба по-тюркски называлась син таш, а не балбал. Последнее название касалось только каменных плит, изображавших убитых врагов (см. Г. Б. Грумм-Гржмайло, Западная Монголия..., т. III, стр. 776).

[1491]В. П. Васильев. Китайские надписи..., стр. 33.

[1492]С. Е. Малов. Памятники..., 1951, стр. 105.

[1493]Там же, стр. 108.

[1494]В. В. Радлов. Титулы и имена..., стр. 269-270.

[1495]С. Е. Малов. Памятники..., 1951, стр. 125.

[1496]E. Chavannes et P. Pelliot, Traite manicheen..., р. 268.

[1497]R. Grousset, L'Empire des Steppes, р. 174.

[1498]С. В. Киселев, Древняя история..., стр. 591-592.

[1499]Н. Я. Бичурин. Собрание сведений..., т. I. стр. 355.

[1500]Г. И. Рамстедт. Перевод надписи Селенгинского камня, стр. 46.

[1501]В. П. Васильев. Китайские надписи..., стр. 19.

[1502]Е. Pulleyblank, Тhе Вackground..., р. 25 Е. Пюллейбланк убедительно доказывает, что попытка Хайфера (Heifer, Die vierte der funf grosen Heimsuchungen Chinas,) истолковать восстание Ань Лушаня как движение крестьян, доведенных голодом до отчаяния, неосновательна, так как на Лоян пошли не массы голодных крестьян, а регулярные войска, среди которых было много некитайцев.

[1503]В 718-720 гг. пограничная армия в Хэбэе была меньше армии Хэдуна, но Лушань, став командиром первой, пополнил ее кочевниками (Е. Pulleyblank, Тhе Вackground..., р. 80).

[1504]Шан Юз, Очерки..., стр. 235.

[1505]Е. РPulleyblank, Тhе Вackground..., р. 66.

[1506]Ду Фу, Стихи, стр. 41-42.

[1507]Там же, с. 20-21.

[1508]Там же, с. 23-24.

[1509]Там же, с. 25.

[1510]Там же, с. 29.

[1511]О борьбе политических группировок и характеристику их смотри.: E. Pulleyblank..., ch. 4.

[1512]Это была девушка из знатной семьи, просватанная за восемнадцатого сына Сюаньцзуна. Император приказал своему любимцу евнуху Гао Ли-тли подыскивать себе красавиц, и тот увез невесту царевича для императорского гарема. В 745 г. Ян получила звание гуй-фэй, наложницы первого разряда, и стала стала делить власть с императором на правах полуимператрицы (Чэнь Хун, Повесть о бесконечной тоске, с. 125).

[1513]Не будучи политически прозорливой, Ян гуй-фэй способствовала возвышению офицера Ань Лушаня, потешаясь над его грубыми шутками и незнанием этикета. Когда же брат фаворитки Ян Го-чжун, ставший главным советником императора, обвинил Ань Лушаня в изменнических замыслах, Ян гуй фэй усыновила последнего. Злые языки утверждали, что полководец был любовником полуимператрицы.

[1514]Г. Е. Грумм-Гржимайло полагает, что он был хунн (Западная Монголия..., с. 336); Кордье называет его киданем (H. Cordier. Histoire generale..., р. 474); Пюлейбланк считает его согдийцем по отцу (Sogdian colony..., рр. 317-336), отмечая, что его мать была из знатного тюркского рода Ашидэ (см. также: Тhe Background..., р. 7), По другим сведениям, отец Ань Лушаня был пастухом из северных ху, т.е. кочевников, и только усыновлен богатым согдийцем (Ibid., р14,). В юности он якобы попался при баранте (кража скота — Создатели сайта), но в замену смертной казни был зачислен в войско, и отсюда началась его карьера (Ibid., р8),

[1515]Е. Pulleyblank, Тhе Вackground...

[1516]Liu Mau-tsai. Die chinesischen Nachrichten..., S.. 261-262

[1517]Шан Юэ, Очерки..., стр. 236.

[1518]L. Wieger, Textes historiques, р. 1676.

[1519]H. Cordier. Histoire generale. p. 475. В областях дело дошло до того, что не было солдат для ведения военных действий... Солдаты и офицеры числились только на бумаге, а вооружение, вьючные лошади, котлы для варки пищи, палатки и провиант не были подготовлены. Панцири, выдававшиеся из арсеналов, оказались дырявыми, а копья и мечи — тупыми. Императорская. гвардия, составленная из богатой молодежи, была недисциплинированна и не обучена (см. также: Шан Юэ, Очерки..., стр. 236-237).

[1520]Ду Фу, Стихи, стр. 45-46.

[1521]Там же, стр. 31-40.

[1522]Н. Я. Бичурин, Собрание сведений..., т. I, стр. 309 и сл.

[1523]Повстанцы в каждом завоеванном городе брали одежду, золото и женщин; сильных мужчин использовали как носильщиков, а слабых, старых и малых рубили секирами (Шан Юэ, Очерки.,стр. 237).

[1524]Н. Я, Бичурин, Собрание сведений..., т. I, стр. 345.

[1525]Там же, стр. 344.

[1526]Ду ФУ. Стихи, стр. 161.

[1527]Н. Соrdier, Нistore generale..., р. 478.

[1528]Уйгурский ябгу просил разрешения разграбить Чаньань, но согласился на просьбу китайского царевича не вводить войска в город. Сам ябгу не считал возможным удержать своих соратников от грабежа и насилия (I. Wieger, Textes historiques..., р. 1688).

[1529]С этим нужно сопоставить тот факт. что Ань Лушань и Ши Сымин посмертно были обожествлены пограничными жителями Хзбэя; их почитали как двух мудрых духов — покровителей страны (E. Pulleyblank, The Background..., р. 17). Вряд ли народ обожествил бы честолюбца, приносившего только гибель и горе.

[1530]Н. Я. Бичурин, Собрание сведений..., т. I, стр. 319

[1531]Чэнь Хуя, Повесть о бесконечной тоске, стр. 127.

[1532]Ду Фу, стихи, стр. 60-65.

[1533]Видимо, этот переворот описан Гардизи, согласно версии которого младший брат, Кур-тегин спасенный от смерти манихеями, произвел восстание и казнил своего старшего брата (В. Бартольд, Отчет..., стр. 114-115). Но описание подробностей перевода у Гардизи не внушает доверия, и потому от следования его рассказу лучше воздержаться.

[1534]О предложении Ши Чао-и сообщает и уйгурская надпись (В. П. Васильев, Китайские надписи..., стр. 22). Но, к сожалению она приводит весьма не убедительные мотивы отказа уйгурского хана, который будто бы разгневался на мятежника за забвение императорских милостей и узурпацию. Скорее всего здесь был правильный политические расчет: сокрушив имперскую полевую армию, уйгуры не могли опасаться вторжения в свою страну, а более благоприятного случая для превентивной войны нельзя было представить.

[1535]E. Chavannes et P. Pellion, Traite manicheen..., р. 190.

[1536]Ibid.

[1537]Н. Я. Бичурин, Собрание сведений..., т. I, стр. 318; E. Chavannes et P. Pellion, Traite manicheen...

[1538]Бо Цзю-и, Стихи, стр. 56.

[1539]Иакинф Бичурин, Истории Тибета..., стр. 175.

[1540]Там же, стр. 178.

[1541]Н. Я. Бичурин, Собрание сведений..., т. I. стр. 322.

[1542]Н. И. Конрад, Начало китайского гуманизма.

[1543]Иакинф Бичурин, История Тибета..., I, стр. 187.

[1544]Там же, стр. 186.

[1545]Н. Я. Бичурин, Собрание сведений..., т. I, стр. 323.

[1546]Там же, стр. 27.

[1547]Иакинф Бичурин, История Тибета..., I, стр. 187.

[1548]Н. Соrdier, Histoire generale..., р. 494.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 311 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.026 с)...