Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Роман о Розе» как образец героической поэмы. Место в системе куртуазных жанров



В 11-14 веке в Европе получает развитие литература, связанная с утверждением особого сословия внутри класса феодалов – рыцарства. Постепенно рыцарство превращается в сословную организацию военно-феодальной знати, претендующей на господство в социальной, нравственной и эстетической сферах деятельности. Формируется особый рыцарский кодекс в соответствии с которым рыцарь наряду с отвагой и доблестью должен был обладать изысканными манерами, быть образованным, щедрым, великодушным. Он обязан воевать с «неверными», преданно служить своему сюзерену и Прекрасной Даме, защищать слабых. Все эти черты объединялись понятием куртуазность – придворное вежество. Значительная роль в утверждении рыцарского идеала принадлежит куртуазной литературе, ранее всего оформившейся во Франции. Здесь же сложился культ Прекрасной Дамы – идеализация светской женщины и правила любовного служения ей. В её честь устраивали пышные празднества, рыцарские турниры, поэтические состязания. Все эти стороны рыцарской жизни нашли отражение в куртуазной литературе, ведущими жанрами которой были лирика и роман.

В центре куртуазного романа стоит героическая личность – вежливый и мудрый рыцарь, совершающий в далеких полусказочных странах небывалые подвиги в честь своей дамы. Мощь родового союза сведена на нет, герой куртуазного романа часто не знает точно своего рода-племени (воспитанный в семье вассала Тристан, выросший в лесу Персеваль, взращенный феей озера Ланселот); да и сеньёр с его двором – лишь отправной и конечный пункт для похождений героя.

Рыцарский подвиг, совершаемый без всякой связи с интересами рода и племени, служит прежде всего для возвышения личной чести рыцаря и лишь через это – чести его дамы и его сеньора. Конфликт в куртуазной литературе – это коллизия противоречивых чувств, чаще всего – коллизия рыцарской чести и любви.

Выделяют три основных цикла сюжетов куртуазного эпоса:

а) античный цикл, охватывающий сюжетику Александрии, Энеиды, Фиванской и Троянской войн, опирающийся на позднелатинские переработки неизвестных средневековью греческих классиков;

б) византийско-восточный цикл, куда относятся напр. сюжеты "Floire et Blanchefleur", "L’escoufle", "Heraclius", "Cliges" и ряда др. авантюрных романов;

в) бретонский цикл, охватывающий твердо очерченный сюжет Тристана и постоянно расширяемый круг сюжетов короля Артура.

С сюжетикой больших повествовательных жанров куртуазного эпоса тесно соприкасается сюжетика малых повествовательных форм – лиро-эпического "лэ", использующего наряду с кельтскими сказаниями мотивы восточно-византийского и античного происхождения.

«Роман о Розе» – памятник французскаяаллегорическаяпоэмаXIII века, одно из самых знаменитых и наиболее популярных в своё время сочинений средневековой литературы. Книга состоит из двух самостоятельных частей, написанных разными авторами (Гийомом де Лоррисом и Жаном де Мёном) в разное время и различных по духу.

Первая часть, написанная Гильомом де Лоррисом (ок. 4000 строк) представляет собой описание сна героя. Герой попадает в чудесный сад, в котором обитают аллегорические персонажи, и находит там прекрасную розу. Когда герой смотрит на нее, Амур стреляет в него пятью стрелами, после чего тот становится его вассалом. Влюбленный должен следовать принципам куртуазного поведения, о которых ему рассказывает его синьор. Герой пытается стремится поцеловать Розу и достигает цели, но об этом узнает Злоязычие, и на голову героя обрушиваются несчастья. Ревность возводит вокруг Розы замок. Первая часть романа обрывается на жалобах влюбленного.

Вторая часть романа написана примерно через сорок лет. Известный средневековый автор Жан де Мён прибавил к части Гильома де Лорриса около 18 000 строк. Произведение заканчивается тем, что армия Амура берет замок приступом, герой срывает Розу и просыпается. Таким образом, Жан де Мен развивает сюжет своего предшественника. В то же время, он вступает с ним в полемику, подвергая критике идеалы куртуазной жизни. В романе действует множество новых персонажей, таких как Природа, Гений, Фортуна. Герою помогает Венера, олицетворяющая физиологическую сторону любви, а в армии Амура присутствует «сомнительный» рыцарь Лжевид. Важную роль в в произведении Жана де Мена играют отступления, представляющие собой самостоятельные трактаты о женщинах, судьбе, свободном выборе, Природе и Гении. В центре романа находится представление о естественной любви между мужчиной и женщиной, которая необходима для продолжения человеческого рода.

_______________________________________________________________________________________________________________________________





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 1574 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...