Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Светская драматургия средневековья. Общая характеристика жанров



(пишу про драматургию в целом: авось сгодится:)

Средневековая драматургия подразделялась на религиозную и светскую.

К жанрам религиозной драматургии относятся:

1) Литургическая драма. Наиболее ранний жанр, возник в X в. Первоначально существовала на латыни, а с XII в. – на народных языках. Использовались как ветхозаветные («Убийство Авеля»), так и новозаветные («Воскрешение Лазаря») сюжеты. Литургическая драма послужила основой для развития мистерий. Первой литургической драмой была сцена трех Марий, пришедших ко гробу Христа. Роли Марий исполняли священники, используя наплечные платки, обозначавшие женские одежды; разрабатывались точные режиссерские указания по выходам, мизансценам, репликам и стилю исполнения – величаво-торжественному. Исполнялась литургическая драма на латыни.

Постепенно выработали два цикла литургических драм: пасхальный и рождественский. В рождественский цикл входили эпизоды шествия пророков, предрекающих рождение Христа; поклонения пастухов божественному Младенцу; поклонения волхвов; сцена Ирода; плач Рахили по убиенным младенцам. Пасхальному же циклу принадлежит написанная в XI в. (по-латыни, но с несколькими вставками на провансальском языке) литургическая драма «Девы мудрые и девы неразумные».

С развитием литургической драмы совершенствуется постановочная техника: задействуются церковные люки для эффектов исчезновения; разрабатываются подъемные механизмы для вознесения Христа и показа движения Вифлеемской звезды. Растет популярность этого зрелища; однако усиливающийся мирской характер литургической драмы вступает все в большее противоречие с общим каноническим звучанием мессы. В результате в 1210 папа римский Иннокентий III издал Указ о запрещении показа литургических драм в церквах. Религиозный театр вступает в новый этап своего развития, связанный с т.н. полулитургической драмой, вынесенной из здания храма на паперть.

2) Полулитургическая драма перестала быть частью мессы; ее представления уже не так жестко привязаны к церковным праздникам – они могут происходить и во время торговых ярмарок. Широкий демократический состав публики обусловил отказ от латыни; представления давались на народном языке. Помимо духовенства в полулитургической драме начали принимать участие миряне – поначалу в ролях чертей и комических бытовых персонажей. При этом главные роли исполнялись священнослужителями, костюмы и реквизит принадлежали церкви, а действие сопровождалось церковным хором, исполнявшим религиозные песнопения на латинском языке. Самая известная полулитургическая драма – «Действо об Адаме» (середина 12 в.), написанная на англо-нормандском языке и состоящая из трех эпизодов: изгнание Адама и Евы из рая, убийство Каином Авеля и явление пророков.

3) Мистерии (XIV-XVI вв.) – «живые» картины, которые инсценировали Библию. Размещались на: а) движущихся повозках (Англия); б) на неподвижных помостах (Франция). Мистерии на подмостках ставились подолгу (самая продолжительная длилась 21 день!). А. Гребан и Ж. Мишель – авторы мистерий (XV в.) о страстях Господних. В XVI в. во Франции была запрещена постановка мистерий на религиозные темы.

4) Ауто (испанский жанр) - - одноактное драматическое представление на религиозные сюжеты. Авторы: Жиль Висенте, Тирсо де Малино.

5) Миракль (от лат. miraculum – чудо). Возник во Франции в XIII в. Сюжет основан на житиях и примерах. Особой популярностью пользовались миракли о чудесах Девы Марии. Здесь мы впервые встречаемся с авторскими пьесами. Тематика первого известного миракля, написанного трувером из Арраса Жаном Боделем «Игра о святом Николае» (1202) связана с крестовыми походами. Отражая неудачу третьего крестового похода (1189), в котором христиане потерпели полное поражение, церковь призывает христиан к дальнейшим битвам, обещая покровительство святого Николая. См. также «Чудо о Теофиле» Рютбёфа, 1261 г. (билет 25).

6) Интермедия – небольшая пьеса или сцена, обычно комического характера, разыгрываемая между действиями основной пьесы. Возникла в XV в., а в XVI-XVII вв. распространилась в Европе. В Англии ее называли интерлюдией.

7) Моралите – нравственная аллегорическо-дидактическая драма (кон. XIV-XVI в.), персонажи которой олицетворяли пороки и добродетели (Скупость, Лесть, Дружба). Примеры моралите: «О разумном и неразумном» (Франция, 1439); в Англии: «Замок стойкости» (1405-1425), «Человечество» (1465), «Всякий человек» (1495). В 1595 году в Англии была запрещена постановка моралите.

8) Экземплум (пример) – религиозно-дидактический жанр

Моралите является промежуточным жанром между религиозным и светским театром.

К жанрам светской драматургии относятся:

1) Соти (фр. – sotie, от sot – глупый) – комедийно-сатирический жанр французского театра, разновидность фарса. Имеет сниженную окраску. Происходит от карнавальной культуры (костюм дурака на карнавале – желто-зеленый, с ослиными ушами), основными героями являются дураки. Присутствуют элементы фантастики.

2) Священная пародия (V-VII вв.) – форма игрового отношения к священному слову. Сценки: Иуда всех целует; воду для омовения рук приносит Пилат. Византийский памятник – «Монашеские шутки».

3) Фарс – малый комический жанр средневекового театра. XII в. – возникновение фарсов, XIII-XIV вв. – расцвет жанра. Изначально был частью мистериальных представлений (в качестве интермедий). Темы фарсов: 1) семейная жизнь; 2) профессиональные фарсы («Об Адв. Патлене»). Типичные герои фарсов (т.н. «маски»): горожанин, немолодой солдат, впавший в нищету дворянин, продавец индульгенций, монах-шарлатан, беспутная монашка. Женщина в фарсе не прекрасна, а представляет собой греховное начало, «сосуд зла». В фарсе вообще нет положительных героев. В 1464 г. возник «Фарс об Адвокате Патлене». Франсуа Рабле писал фарсы в эпоху Возрождения.

4) Фастнахтшпиль – немецкий жанр, сходный с фарсом. Изображалась жизнь горожан. Сюжеты заимствовались из шванков. Авторы: Ганс Фольц (один из первых), Ганс Сакс («Школяр в раю»).

5) Шванки (XII-XVII вв.) – как фаблио, только в Германии. Шванки – в прозе, а фаблио – в стихах.

_______________________________________________________________________________________________________________________________





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 4664 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...