Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Толковый словарь понятий и терминов 5 страница. 622. Злоупотребление тайным судопроизводством было таково, что королеве предложили передать дела религии епископам



620. Там же. С. 21.

621. Там же. С. 430.

622. Злоупотребление тайным судопроизводством было таково, что королеве предложили передать дела религии епископам, но это не помогло, а дальнейшая история известна.

623. См.: Плетнева С.А.//Древнерусские княжества Х‑ХIII вв. С.275.

624. См.: Вебер Г. Всеобщая история. Т.IV. С.371.

625. См.: Пашуто В.Т. Внешняя политика...С. 167.

626. См.: Соловьев С.М. История России...Кн.1.Т.11.С.391‑392.

627. См.:Пашуто В.Т.Указ.соч.С.151, 167‑168.

628. Там же. С. 186.

629. См.: Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII‑XIII вв. С. 472 и след.

630. Смерть Игоря II, пленника, зверски замученного чернью, была приравнена к мученической; Игорь канонизирован.

631. См.: Гумилев Л. Н. Миф и действительность//Проблемы реконструкций в этнографии. Новосибирск, 1984. С. 5‑24.

632. См.: Флоря Б.Н. Сказания о начале славянской письменности. М., 1981. С. 35.

633. Там же. С. 51‑52.

634. Там же. С. 26‑27.

635. Там же. С. 26.

636. Там же. С. 29.

637. См.: Тураев Б.А. История древнего Востока. Т. II. СПб., 1913. С. 92– 104.

638. Гумилевский Ф. Указ. соч. С. 45.

639. Последним защитником Перуна был великий князь литовский Ольгерд, но его дети и племянники приняли крещение (см. там же. С. 40‑43).

640. Гумилевский Ф. Указ. соч. С. 53.

641. См.: Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. С. 157.

642. Шпренгер Я. и Инститорис. Молот ведьм.С.159‑161.

643. От съезда князей в Любече (1097) до смерти Мстислава и отпадения Полоцка (1132) (см.: История СССР. Т. 1. С. 584).

644. См.: Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.М.,1981.С.15‑17.

645. Там же. С. 19 и 25.

646. См.: Ветловская В.Е. Творчество Достоевского в свете литературных и фольклорных параллелей. «Строительная жертва»//Миф – фольклор – литература. Л„ 1978. С. 103.

647. См.: Фрезер Дж. Фольклор в Ветхом завете. М.;Л.,1931.С.137‑138

648. См,: Зеленин Д. Тотемы‑деревья в сказаниях о обрядах европейских народов. М.;Л., 1937. С. 3.

649. См.:Никифоровский М. Русское язычество. СПб.,1875.С.38.

650. См.: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 2. М., 1868. С. 83.

651. Цит. по: Ветловская В.Е. Указ. соч. С. 104.

652. См.: Веселовский А.Н. Из истории литературного общения. СПб., 1872. С. 305‑307.

653. См.: Афанасьев А.Н. Указ. соч. Т. 2. С. 113; Т.3. М., 1869. С. 237,799.

654. В.Е. Ветловская (Указ. соч. С. 107‑113) показывает, что Н.А. Некрасов стоял на почве язычества, когда писал: «Дело прочно, когда под ним струится кровь», а Ф.М. Достоевский отвечал, что благоденствие всего мира не стоит гибели одного невинного ребенка. И наконец, образ В. Белинского – Коля Красоткин строит либерализм на смерти Илюши Снегирева, невинной жертвы собственного врожденного благородства.

655. Гальковский Н. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси//3аписки Московского археологического института. Т. XVIII. М., 1913. С. 1.

656. Там же. С. 5‑7.

657. Там же. С. 56.

658. Ниже приводится выдержка из «Творений Иоанна Златоуста» Т. 8. Кн. 2. С. 706(см.: Гальковский Н.Указ.соч.С.56‑58).

659. «...а сами крещеные в Христа не веруют» (Там же. С. 67).

660. «Правила святых отец» (см.: Прохоров Г.М., Розов Н.Н. Перечень книг Кирилла Белозерского//ТОДРЛ. XXXVI. Л., С. 376‑377).

661. Гумилевский Ф. Указ.соч.Т.1.С.97.

662. Там же. С. 101.

663. Там же. С. 103.

664. Там же. С. 61.

665. См.: Арсеньев И. От Карла Великого до Реформации. С. 62.

666. Там же. С. 64‑65.

667. Н.А. Осокин (Указ. соч. Т. II. С. 167) дает точную дату – 891 г.

668. См.: Вебер Г. Всеобщая история. Т. 6. С. 79‑80.

669. См.:Осокин Н.А. Указ. соч.Т.I. С.170‑173.

670. См.: Арсеньев И. Указ. соч. С. 87.

671. Осокин Н.А. Указ. соч. С. 194‑195.

672. Там же. С. 23.

673. Арсеньев И. Указ. соч. С. 77.

674. Мюллер А. История ислама. Т.IV. 1896. С. 167.

675. Арсеньев И. Указ. соч. С. 144‑145.

676. См.: Осокин Н.А. Указ. соч. С. 175‑178.

677. См.: Шиппер И. Указ. Соч. С. 175‑178.

678. Арсеньев И. Указ. соч. С. 103.

679. Вебер Г. Указ. соч. Т. IV. С. 383.

680. Под этим термином в начале XX в. понимались механические знания (не только технические), не формирующие этнопсихологический склад (mentalitet).

681. См.: Штернберг Л.Я. Избранничество в религии//Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936.

682. См.: Банзаров Д. Черная вера. СПб., 1891; Гумилев Л.Н. Древнемонгольская религия//Доклады ГО СССР. Вып. 5. Л., 1968. С. 31‑39.

683. См.: Гумилев Л.Н. Несторианство и древняя Русь//Доклады по этнографии Географического общества СССР. Л., 1967. С. 8.

684. См.: Бегунов Ю.К. Памятники русской литературы XIII века. М.; Л. 1965. С. 154‑155, 182‑184.

685. Гущин Л.С. Памятники художественного ремесла Древней Руси Х– XIII вв. М.;Л.,1936. С. 11 Сам А.С. Гущин эту концепцию не разделяет.

686. Никольский В. История русского искусства. Берлин, 1923. Аналогичные высказывания см.: Куслаев Ф.И. Сравнительные взгляды на историю искусства в России и на Западе//Соч. Т. 1. СПб., 1880. С. 3‑41; Новицкий Л.П. История русского искусства древней Руси.М.,1924;Сычев Н.П.. Искусство средневековой Руси//История всех времен и народов. Вып. 4. Л., 1929.

687. Кондаков Н.П. Русские клады. Т.1.СПб., 1896. С.81. Он же. О научных задачах древнерусского искусства.СПб.,1899.

688. См.:Гущин Л. С. Указ. соч. С. 13.

689. Гущин Л. С. Указ. соч. С. 13‑14.

690. См.: Паплинов Л.М. Доисторическая пора искусства на почве России//Вестник изящных искусств. 1887. Т. V. Вып. 1 и 4.

691. Последним «каганом» был князь Олег Святославич. Так он назван в «Слове о полку Игореве». Его современник и соперник Владимир Мономах фигурально именовался царем – прозвище заимствовано у византийского императора Константина IX.

692. См.: Насонов А. II. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства. М., 1951.

693. См.:ПВЛ.Ч.1. С.117: ср.:НВЛ.Ч.11.С.402– 405.

694. См.: Гумилев Л.H. Поиски вымышленного царства.

695. Города вятичей упомянуты под 1146 г. (см.: Соловьев С.М. История России... Кн. 1. Т. II. С. 434). Земля южных дреговичей отнята Юрием Долгоруким у Изяслава Давыдовича в 1149 г. (см.: Соловьев С.М. История России... Кн. 1. Т. II. С. 447). Краниологический тип древлян, а не полян и северян лег в основу современного украинского типа (см.: Алексеев В.П. В поисках предков. М., 1972. С. 299‑300).

696. Рыбаков К.А. Киевская Русь и русские княжества ХII‑ХIII вв. М., 1982.С. 472. Цитированный автор приводит следующие данные: в середине XII в. – 15 княжеств, и начале XIII в. – около 50, в XIV в. – примерно 250 княжеств. У современников возникали иронические поговорки: «В Ростовской земле князь в каждом селе», «В Ростовской земле у семи князей один воин» (Там же.С.469‑470).

697. Там же. С. 470.

698. Там же. С. 404.

699. Там же. С. 65.

700. Эдуард III высадился в Нормандии в 1346 г., имея тысячу рыцарей, 4 тыс. всадников и 10 тыс. англосаксонских и валлийских стрелков. С этими силами он выиграл битву при Креси (Maurois A. Histoire d'Angleterre. Paris, 1937. P. 222). Генрих V в 1415 г. повторил операцию, имея 2,5 тыс. латников и 8 тыс. стрелков, с обслугой и транспортом – около 30 тыс. человек... и выиграл битву при Азинкуре (ltrid. P. 262). А ведь это крупнейшие операции Англии – целого королевства.

701. См.:Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства.

702. Святослав Ярославич в 1068 г. разбил половцев на р. Снови, имея всего 3 тыс. ратников против 12 тыс.

703. В.В. Каргалов оценивает численность русских военных сил в начале XIII в. в 110 тыс. человек (см.: Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси. М., 1967. С. 79).

704. См.: Рыбаков Б.А. «Слово о полку Игореве» и его современники. М., 1971.С.288‑290.

705. См.: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Вып. IV. М., 1987.

706. Включая Грузию.

707. См.: Гумилев Л.Н.

708. См.: Гумилев Л.Н. Хунну; он же. Хунны в Китае. и Древние тюрки.

709. См.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства.

710. Кычанов Е.И. Звучат лишь письмена. М., 1965.

711. См.: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.

712. См.: Гумилев Л.Н. Хунны; он же. Хунны в Китае; он же. Древние тюрки.

713. Дату первой Олимпиады – 776 г. до н.э., равно как и дату основания Рима – 753 г. до н.э., следует считать легендарной. Может быть, здесь начало инкубационного периода, но доказать это трудно. Обойдемся без этих дат.

714. См.:Гумилев Л.Н. Хунны в Китае.С.41.

715. Grousset R. Histoire de L'Extreme‑Orient. Paris, 1929. P. 404.

716. См.: Грумм‑Гржимайло Г.Е. Западная Монголия... Т.II. С.425.

717. См.: Рашид‑ад‑Дин. Сборник летописей (далее: Рашид‑ад‑Дин).Т.1. Кн. 1 / Пер. Л.А. Хетагурова. М.; Л., 1952. С. 77.

718. Рашид‑ад‑Дин. Т. 1. Кн. 1. С. 102.

719. Мэн‑да Бэй‑лу Шер. И коммент. Н.Ц. Мункуева.М., 1975. С. 46‑48.

720. См. синхронистическую таблицу (в бумажной книге – jnk)

721. См.: Кычапов Е.И. Очерки истории тангутского государства.М..1968. С. 253‑256.

722. Лубсан Данзан. Алтан тобчи («Золотое сказание»). Пер. с монг. (далее: Алтан тобчи). М., 1973. С. 18.

723. Пэрлэз X. Собственно монгольские племена в период Киданьской империи (907– 1125). Труды XXV Международного конгресса востоковедов. Т. V. 1962. С. 314.

724. См.: Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов.Л., 1934. С.74.

725. Там же. С. 74.

726. См.: Гумилев Л.Н. История ритма кочевой культуры Срединной Азии. Опыт историко‑географического синтеза//Народы Азии и Африки. 1966. № 4. С. 85‑94; он же. Изменения климата и миграции кочевников//Природа. 1972. №4. С. 44‑52.

727. См.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. С. 136‑139. Л.Л. Викторова (Монголы. М., 1980. С. 5) относит найманов к тюркам, но не приводит доказательств. Поясняю: казахский род найман одноименен с найманами XII в., но не идентичен им.

728. Буквально: «пять чи и три цуня» (пересчет мой. – Л.Г.).

729. Мэн‑да Бэй‑лу. С. 48.

730. Histoire de Mogols el des Tatares par Aboul Ghazi Bahadour Khan, publiee, traduite el annotee par Baron Demaison. SPb., 1874. Т. 11. P. 72, Cahun L. Introduclion a l'histoire de l'Asie. Paris, 1896. P. 201.

731. См.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства.С.101‑102.

732. См.: Гумилев Л.Н., Кузнецов Б.И. Бон.С.72‑90.

733. Легенда о царевиче Сиддарте – Будде в христианском варианте – апокриф, игнорирующий хронологию (см.: Настольная книга священнослужителя. М., 1978. Т. II. С. 297). Буддисты считают Иисуса Христа бодисатвой, воплощением Авалокиты.

734. Банзаров Д. Черная вера; ср.: Гумилев Л.Н. Древнемонгольская религия; Веселовский Н. О религии татар по русским летописям //Журнал Министерства народного просвещения. Новая серия. № 1. Отдел 2. Пг„ 1916.

735. См.: Палладий (Кафаров). Старинное монгольское сказание о Чингис‑хане (Юань‑чао‑ми‑ши) //Труды членов Российской духовной миссии в Пекине (далее: Палладий). Т.IV. СПб., 1866.С. 172‑173.

736. Васильев В.П. История и древности восточной части Средней Азии (Чжао Хун) //Труды Восточного отделения Имп. Археологического обще‑ства. Ч. 4. СПб., 1857. С. 96.

737. Рашид‑ад‑Дин. Т. 1. Кн. 2. /Пер. О.И. Смирновой. С. 35– 36.

738. Даты этих событий у Рашид‑ад‑Дина нет. Приурочивая их к началу войны, мы руководствуемся логикой событий.

739. См.: Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена: В 2 т. Т. 1. М.; Л., 1950. С. 378.

740. Рашид‑ад‑Дин.Т.1.Кн.2.С.37‑40.

741. Там же. С. 41; вариант сообщения см. там же. Т. 1. Кн. 1. С. 104. Об особенностях составления «Сборника летописей» см.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. С. 239‑240.

742. См.: Козин С.А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. (далее: Сокр. ск.).М.;Л„ 1941.

743. Васильев В.П. История и древности... С. 227.

744. Там же.

745. Окин – девушка (монг.)

746. Рашид‑ад‑Дин. Т.1. Кн.2. С.32‑33.

747. Палладий. С. 173.

748. Рашид‑ад‑Дин. Т. 1. Кн. 2. С. 129.

749. Сокр. ск. § 53

750. См.: Козлов П.К. Монголия и Кам. М., 1947. С.83– 84.

751. В манифесте указано, что монголы и татары ранее нападали на северные границы империи Кинь, а ныне вступили в союз с киданями и тангутами (Си‑Ся). Палладий считает эти сведения выдумкой чжурчжэньских дипломатов, уловкой для дезориентации империи Сун, против которой готовили главный удар (Палладий. С. 173).

752. Рашид‑ад‑Дин. Т. 1. Кн. 2. С. 23‑24.

753. Там же. С. 42‑43.

754. Сокр. ск. § 57.

755. Вопреки тому, что утверждает Рашид‑ад‑Дин (T.I. Кн. 2. С. 43‑44). Китайские и монгольские источники не подтверждают его беспочвенных сентенций, направленных на угождение тщеславного заказчика – хана Олджейту, в ущерб исторической истине.

756. Сокр. ск. § 58.

757. См.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. С. 154 (приведен разбор литературы вопроса)

758. См.: Окладников А.П. Далекое прошлое Приморья. Владивосток, 1959.С.236.

759. Хронология последующих событий приблизительна. Чжао Хун сообщает, что в XII в. монголы еще не имели 60‑летнего цикла, а отсчитывали «один год, когда зеленеют травы» (Мэп‑да Бэй‑лу. С. 49). В «Тайной истории» первая точная дата – год курицы – 1201 г., тогда как тюрки применяли циклический календарь уже в VIII в. (см.: Гумилев Л.Н. Древние тюрки. С. 320‑321). Это говорит о полном разрыве традиции, т.е. о начале нового этногенеза. Фенологический календарь употребляется этносами, непосредственно связанными с природой, но игнорирующими историю. Для этого восприятия времени достаточна постоянная повторяемость, а не линейная протяженность (см.: Гумилев Л.Н. Этнос и категория времени//Доклады Географического общества СССР. Вып. 15. Л., 1970. С. 143‑157). По как только людям требуется осознание себя во времени, с последовательностью событий, они вводят либо линейный счет по правителям, либо циклический календарь. То и другое говорит о переходе от гомеостаза к динамическому развитию. У монголов этот переход состоялся в конце XII в.

760. См.: Кычанов И. Жизнь Тэмучжина, думавшего покорить мир. М., 1973. С. 30.

761. См.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства.С.237– 261.

762. См.: Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов...С.77. Обратное мнение см.: Грумм‑Гржимайло Г. Е. Западная Монголия...Т.П. С. 408.

763. См. выше – III. Желтый пес.

764. Рашид‑ад‑Дин. T.I. Kn. 1.С. 184.

765. См.:Владимирцов Б.Я. Указ.соч.С.79.

766. Джамуха упоминает одну тьму из «людей анды» (Сокр. ск.§ 106). Тогрул не был андой Джамухи, следовательно, имеется в виду Тэмуджин. В «Алтан‑Тобчи» это упоминание опущено. Так как «люди анды» упомянуты без племенной принадлежности, то ясно, что это были отщепенцы, т.е. «люди длинной воли». Онон берет начало на восточных склонах Хэнтэя, покрытых лесом, – удобнее укрытие для тех, кто вынужден прятаться.

767. От среднего течения Селенги до истоков Керулена (восточный склон Хэп‑тэя) – 300 км по прямой. Но если учесть неизбежные изгибы дороги, то будет в 1,5‑2 раза больше.

768. См.: Грумм‑Гржимайло Г.Е. К вопросу о разделении монголов на восточных и западных. Л., 1933.

769. Г. Ксенофонтов в своем замечательном труде «Уранхай‑сахалар» (Иркутск, 1937) поясняет, что «Баргуджин» означало Забайкалье. Для монголов, шедших с востока, это была земля западнее озера – Балаганская степь у верховий Ангары. Е.И. Кычанов ошибочно полагает, что победители закончили свой поход у слияния рек Орхона и Селенги (см.:Кычанов Е.И. Жизнь Тэмуджина... С. 39); тогда им не пришлось бы форсировать Хилок.

770. Палладий переводит: «Принесен от рода Мерки» (Палладий. С. 143); С. Калужинский пишет: «Merkickiej podrzutok» (Kaluzynski Si. Tajia historiai mongolow.Warszawa, 1970. S. 165).

771. Рашид‑ад‑Дин. Т. 1. Кн. 2. С. 68‑69.

772. Это был предок Мамая, а его род соперничал с Борджигинами.

773. О двойственности поведения Джамухи см.:Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. С. 261 и след.

774. Рашид‑ад‑Дин. Т. 1. Кн. 2. С. 119.

775. В персидском переводе – Бут‑Тэнгри.

776. Мэн‑да Бэй‑лу. С. 49

777. Сокр. ск. § 118.

778. См.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. С. 156‑157.

779. Спор о классовой природе внутренней борьбы в Монголии (1183‑1218 гг.) был между В.В. Бартольдом, считавшим Тэмуджина аристократом, Г.Е. Грумм‑Гржимайло, отрицавшим это, и С.А. Козиным, видевшим вождя аристократии в Джамухе (см.: Якубовский Д.Ю. Из истории изучения монголов периода XI‑XIII вв. // Очерки по истории русского востоковедения. М., 1953. С. 31‑95. Гумилев Л.Н. Указ. соч. С. 161 и след.).

780. См.:Мюллер А. Указ. соч. Т. 1. С. 67.

781. Слово «орда» значит «станка хана», но в переносном смысле это эквивалент латинскому «ordo» – орден, т.е. упорядоченный стан (см.: Гумилев Л. Н. Древние тюрки. С. 60).

782. Хорчи утверждал это, ссылаясь на видение, даже не сон. Якобы рыжая корова рогами раскидала юрту Джамухи и хотела забодать его самого, а комолый вол, везший юрту Тэмуджина, мычанием предрек Тэмуджину царство. Хорчи ему поверил и покинул родственника – Джамуху.

783. См.: Гумилев Л.Н. Гуманитарные и естественнонаучные аспекты исторической географии //Экономическая и социальная география. Л., 1984. С. 51.

784. Черный цвет отнюдь не считается унизительным. Бон – черная вера, точнее, темно‑синяя, ибо в высоких горах небо кажется почти черным; Кара‑будун – черный народ в смысле «весь, целый».

785. См.: Якубовский А.Ю. Указ.соч. С.65‑88; Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. С. 238‑239.

786. См.: Вернадский Г.В. О составе Великой Ясы Чингисхана. Брюссель, 1939. С. 13.

787. Г.Е. Грумм‑Гржимайло доверяет этому тексту, даже допуская, что он содержит преувеличение (см.: Западная Монголия... С. 437). А.Ю. Якубовский оспаривает его мнение, полагая, что во всех бедах виноваты нойоны‑эксплуататоры (см.: Указ. соч. С. 79‑80). Прежде чем принять ту или другую точку зрения, целесообразно проследить ход событий далее.

788. Палладий. С.169‑172. Примеч. 47.

789. Цит. по: Грумм‑Гржимайло Г.Е. Западная Монголия...С.405.Ср.: Сокр. ск. § 179; Палладий. С. 94.

790. См.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. С. 158‑159.

791. По Рашид‑ад‑Дину – 13 тыс. воинов против 30 тыс. По «Тайной истории» силы противников были равны (см.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. С. 162).

792. Племя с таким названием нигде не упомянуто. Есть предположение, что в рукописи описка: правильно читать «Чорос» – один из ойратских родов. Непонятно лишь, как ойраты попали на Онон.

793. О странностях поведения Джамухи см.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. С. 261 и след.

794. Улза (у С.А.Козина – Ульджа) – приток Онона. Событие произошло в среднем ее течении, южнее совр. Читы.

795. Тогрулу был дан титул «ван» (царь), а Тэмуджину – «чаутхури» (что‑то вроде военного комиссара). Кроме того, было обещано доложить «алтан‑хану», т.е. императору, об услуге с просьбой утвердить пожалование. Тот и утвердил, что имело большие последствия.

796. См.: Мункуев Н. Ц. Китайский источник о первых монгольских ханах. М., 1965. С. 103.

797. Мэн‑да Бэй‑лу. С.49.

798. См.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. С.151 (разбор датировок Р.Груссе и К.Витфогеря).

799. Мэн‑да Бэй‑лу. С. 117‑118.

800. См.:Катанов Н.Ф. Восточная хронология//Известия Северо‑Восточного археологического и этнографического института. Вып. 1. Казань, 1920.

801. См.: Гумилев Л.Н. Этнос и категория времени. С. 143‑157.

802. См.: Калесник С.В. Проблема географической среды //Вестн. ЛГУ. 1968. № 12; Гумилев Л.Н. О соотношении природы и общества согласно данным исторической географии и этнологии // Вестн. ЛГУ. 1970. № 24. С. 39.

803. См.: Вернадский Г.В. О составе Великой Ясы... С.6– 7.

804. Там же. С. 32‑33.

805. См.: Грумм‑Гржимайло Г.Е. Западная Монголия... С.438‑439.

806. Если кто‑нибудь, нападая или отступая, обронит свой вьюк, оружие или часть багажа, то находящийся сзади его должен сойти с коня и возвратить владельцу упавшее; в противном случае он предается смерти" (Макризи; см. Березин И.Н. Очерк внутреннего устройства улуса Джучиева //Труды Восточного отделения Имп. Археологического общества. Ч. 8. СПб., 1864. С. 440.

807. См.: Вернадский Г.В. Указ.соч. С.18.

808. Там же. С. 17‑18.

809. Грумм‑Гржимайло Г.Е. Указ.соч. С.430; приведена литература.

810. Подробнее см.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. С.279‑304.

811. См.: Аннинский С.А. Известия венгерских миссионеров ХШ‑ХIV вв. о татарах и Восточной Европе//Исторический архив. III. М., 1940. С. 71‑94.

812. Там же. С. 83. Смена названия суперэтноса знаменует коренное различие эпох: плавный переход от фазы к фазе сменяется разрывом традиции и началом нового витка этногенеза.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 138 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.024 с)...