Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Толковый словарь понятий и терминов 4 страница. 438. См.:Алексеев Л.В. Полоцкая земля//Древнерусские княжества Х‑ХШ вв



437. См.: Шевченко Ю.Ю.Указ.соч.С.51.

438. См.:Алексеев Л.В. Полоцкая земля//Древнерусские княжества Х‑ХШ вв. С. 218.

439. См.:Седов В.В. Смоленская земля //Там же.С.249.

440. См.:Толочко П.П. Киевская земля //Там же.С.10.

441. См.:Пашуто В.Т.Указ.соч.С.95.

442. Там же. С. 140.

443. См.: Мюллер А. История ислама. Т. IV. СПб., 1896. С. 109; Вебер Г. Всеобщая история. Т. IV. М., 1893. С. 500.

444. Летопись под 6475 (967) г. (см.: Рыбаков Б.Л. Киевская Русь и русские княжества. М., 1982. С. 378: критика текста и интерпретация даты: С. 380).

445. См.: Минорский В.Ф. Куда ездили древние русы?//Восточные источники по истории народов Восточной Европы / Под ред. Л.С. Тверетиновой. М., 1964. С. 26.

446. См.; Мошин В. Русь и Хазария при Святославе//Seminarium Kondakowianum. T.IV. Praha.P. 193– 195; Пашуто В.Т. Указ.соч. С.95 (параграф написан А.П.Новосельцевым); Калинина Т.М. Сведения Ибн‑Хаукаля о походах Руси времени Святослава//Древнейшие государства на территории СССР: Материалы и исследования. 1975.М., 1976. С.92‑98. Критику изложенной точки зрения см.: Сахаров А.П. Дипломатия Святослава. С. 45‑48.

447. См.: Рыбаков Б.А. Киевская Русь//История СССР с древнейших времен до наших дней. Т. I. С. 502‑503.

448. См.: Гумилев Л.H., Кузнецов Б.И. Бон//Доклады ВГО. Вып. 15. Л., 1970. С. 72‑90; Гумилев Л.Н. История открытия искусством//Старобурятская живопись. М., 1975. С. 19‑24.

449. См.: Комарович В.Л. Культ Года и Земли в княжеской среде XI– XIII вв.//TOДPЛ. T.XVI. M.:Л., 1960. С.94‑104.

450. См.: Аничков Е.В. Язычество и древняя Русь. СПб., 1913.С.319; Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.М.,1981.С.19‑20.

451. Ср.: «И был день, когда пришли сыны Божий предстать перед Господа, между ними пришел и Сатана...» (Иов 1, 6), и дальше следует их беседа, после которой совершается эксперимент над Иовом. А Иисус Христос в аналогичной ситуации сказал: «...отыди от Меня, Сатана» (Мф. 4, 10). Дьявол ушел! Куда? Видимо, «во тьму внешнюю» (Мф. 8, 12), которую физики XX в. называют вакуумом. Туда же, по слову Иисуса Христа, будут извержены «сыны царства» (там же). Какого? Надо полагать, иудейского царства Хасмонеев. т.е. носители традиции.

452. См.: ПВЛ.Ч.II. С.324‑325.

453. Вебер Г. Указ. соч. Т. IV. С. 136‑137.

454. См.: ПВЛ. Ч. 1. С. 58‑59 (под 983 г.).

455. Следует помнить, что «язычество» (буквально – племенные культы) не есть нечто целое. Эти культы разнятся между собою не меньше, а часто больше, чем монотеистические мировые религии, почему и правомочен древний вопрос: «Какому богу веруешь?», после чего идет второй вопрос: «Како веруешь?» – ортодоксально или еретически?

456. См.: Гумилев Л.Н. Старобурятская живопись. М., 1975.С.40‑43.

457. См.: Литаврин Г.Г. Византийское общество и государство в Х‑XI вв. М., 1977– С. 160‑161.Для сравнения привожу демографические данные по 1000 г.. (см.: Урланис Б.Ц. Рост населения в Европе. М., 1941): Франция – 9 млн. (С. 37); Италия – 5 млн; Сицилия – 2 млн. (С. 64‑65). Киевская Русь – 5,36 млн. (С. 89; в 970 г. было меньше половины этого); Польша, Литва, эсты– 1,6 млн (С. 89); Степь, от Дона до Карпат,‑0,48 млн (С. 89); Англия в 1086 г.– 1,7 млн (С. 52).

458. Константин Багрянородный. «О фемах» и «О народах». С. 67‑68.

459. Там же. С. 75.

460. Там же. С. 66.

461. Лев Диакон. Кн. IV. С. 61‑63; цит. по: Чертков А. Описание войны великого князя Святослава Игоревича против болгар и греков. М. 1843.

462. См.: Чертков А. Указ. соч. С. 155.

463. См.: там же.169‑170;ПВЛ.Ч.1.С.50.

464. В Болгарии было две Преславы: одна – Мегалополис – на берегу Дуная, вторая, малая – Марцианополь – основана Траяном и названа в честь его сестры Марцианы.

465. Кедрен и Зонара пишут: «Калокир, виновник этой войны...»; цит. по Чертков А. Указ.соч.С.71.

466. Д.С.Лихачев, указывая на невнятность текста летописи, предлагает читать «отступиша» и т.д. (см.: ПВЛ. Ч.II. С.314).Но мир был заключен уже Претичем; поэтому правильнее считать, что имелось в виду то положение, которое было во время осады. Тем самым чтение «отступиша» сохраняется.

467. Все авторы почему‑то считают, что Святослав разгромил печенегов, хотя с ними уже был заключен мир. Но в летописи стоит «прогна печенеги в поли». Видимо, одной военной демонстрации было достаточно, чтобы печенеги удалились в недосягаемую для русов степь, благодаря чему был достигнут мир, желанный всем, кроме Калокира.

468. См.: Чертков Л. Указ. соч.217– 220.

469. Там же. С. 112‑113.

470. См.: Беляев И. О северном береге Черного моря и прилежащих к нему степях до водворения в этом крае монголов//3аписки Одесского о‑ва истории и древностей. 1853. Т. 3. С. 10‑II.

471. ПВЛ. Ч. II. С. 319.

472. См.: Пашуто В.Т. Указ. соч. С. 108.

473. Лев Диакон. Кн. IX; см.; Чертков А. Указ. соч. С. 85.

474. Летопись епископа Иоакима в кн.: Татищев В.Н. История Российская. Кн. 1. Ч. 1. М.. 1768. С. 36 Чертков А. Указ. соч. С. 105. Не вижу необходимости пренебрегать поздними компиляциями, если их версии позволяют дать конструктивное, непротиворечивое решение.

475. Полководец фатимидского халифа Муизза. Джаухар, взял Старый Каир (см.:Босворт К.Э. Мусульманские династии.С.79).

476. См.:Артамонов М.И. История хазар. С. 434‑435.

477. Там же. С. 435.

478. См.: ПВЛ. Ч. 1. С. 83.

479. Лопатинский А.Г. Мстислав Тьмутараканский и Редедя по сказаниям черкесов//Известия Бакинского гос. университета. № 1. 2‑й полутом. Баку, 1921.С.23‑26.

480. Караулов Н.Л. Сведенья арабских географов IХ‑Х вв. по Р.Х. о Кавказе, Армении и Азербайджане//Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып.38. Тифлис,1908. С.114; Артамонов М.И. История хазар. С. 445.

481. Вернадский В.И. Химическое строение... С.272.

482. См.: Гумилев Л.Н. Древние тюрки. С.381– 386, 427– 428.

483. См.: Гумилев Л.Н. Старобурятская живопись. С.40‑43.

484. См.: Гумилев Л.Н., Кузнецов Б.И. Бон.

485. См.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. С. 106.

486. См.: Коран. Приложения. С. 654.

487. Мавлютов P.P. Ислам. М.. 1974. С. 29.

488. A пятой суре Корана говорится о дружбе мусульман и христиан и вражде иудеев к мусульманам (5.85). В VII и. такая расстановка сил была очевидна.

489. Так сформулировал тезис папа Григорий VII в письме Ан‑Насиру (из династии Хаммадидов в Северной Африке) в 1076 г.: «Мы и вы веруем в одного Бога, хотя и по‑разному» (История дипломатии. М., 1959. С. 150). Папа знал о догматических расхождениях католичества и ислама, но ведь люди поклоняются не догматам, а богу, а эта система отсчета в Х‑XI вв. была общепонятна и исчерпывающе убедительна.

490. Это был деизм, т.е. учение о том, что Создатель мира не вмешивается в его дела, как хороший часовщик не чинит уже изготовленные часы. Различие этого Существа с христианской Троицей очевидно.

491. См.:Панель Л., Бержье Ж. Какому богу поклонялся Гитлер?//Наука и религия. 1966. № 10‑11.

492. Cochin Auguslin. Les societes des penses et la democratie. Paris, 1921.

493. Там же.

494. ПВЛ. Ч. II. С. 329.

495. Или с 867 г.‑.См.: Голубинский Е.Е. Указ. соч. Т. 1. Первая половина тома. С. 51‑52.

496. Текст в переводе Д.С.Лихачева (ПВЛ. Ч. II. С. 258).

497. Критика достоверности рассказа о выборе веры проводилась не раз (см.: Голубинский Е.Е. Указ.соч.), но с принятой в ХIХ в. позиции – буквального восприятия текста. Однако в древней историографии было принято использование диалога как литературного приема, обобщающего материал. С этой точки зрения оценка летописцем расстановки сил Х в. не вызывает сомнений в компетентности автора. То, что изучение чужих религий имело место, показывает свидетельство арабского «Сборника анекдотов» (XIII в.), написанного Мухаммедом ал‑Луфи, где содержится рассказ о посольстве Буламира (Владимира) в Хорезм с целью «испытания» ислама на предмет обращения в мусульманскую веру (см.: Записки Восточного отделения Русского археологического общества. Т. IX. СПб., 1896. С. 262‑267).

498. Ведь, войдя в мир фантасмагорий и заклинаний, люди становились хозяевами этого мира или, что точнее, были в этом искренне убеждены. Это, что им ради этого ощущения свободы и власти над окружающими надо было плюнуть на крест, как тамплиерам, или разбить на части метеорит Каабы, как карматам, или, убив мудрого визиря (исмаилиты), обескровить страну, их приютившую, то это их совершенно не смущало. Правда, встав на этот путь, они отнюдь не обретали личной свободы. Наоборот, они теряли даже ту, которую они имели, находясь в той или иной позитивной системе. Там закон и обычаи гарантировали им некоторые права, соразмеренные с несомыми обязанностями. А здесь у них никаких прав не было. Строгая дисциплина подчиняла их невидимому вождю, старцу, учителю, но зато он давал им возможность приносить максимальный вред ближним. А это было так приятно, так радостно, что можно было и собственной жизнью пожертвовать.

499. См.: Арсеньев И. Указ. соч. С.25‑41.

500. Лозинский С.Г. Роковая книга средневековья //Шпренгер Я. и Инститорис. Молот ведьм. М., 1932. С. 4‑5.

501. Амусин И.Д. Рукописи Мертвого моря. М., 1969. С. 170‑172.

502. Там же. С. 174.

503. Лозинский С.Г. Указ. соч.// Там же. С.4‑5.

504. Арсеньев И. Указ. соч. С.41.

505. См.: Там же. С. 80‑102.

506. См.: Осокин Н.Н. Первая инквизиция и завоевание Лангедока французами. Казань. 1872. Т. II. С. 158‑159.

507. Monumenta Germaniae historica. Scriptores. T. VI. P. 619. См.: Кузьмин A. Г. Варяги и «Русь» на Балтийском море//Вопросы истории. 1970. № 10. С. 45.

508. Flalhe. Geschichte der Voriaufer dor Reformation. Bd 1. S. 270; см.: Арсеньев; И. Указ. соч. С. 71.

509. Там же. С. 72.

510. См.: История македонского народа. Скопье, 1975. С. 38.

511. См.: Кузмин А. Г.//Boпpocы иcтopии. l970. № 10 С.53

512. См.: Пресняков Л.Е. Лекции по русской истории М., 1938, С.103

513. Новгородская четвертая летопись «в лето 6497» (989 г.); цит. по ПВЛ. Ч. II. С. 344. О. Рапов расходится с Нестором в датировке крещения; см.: Введение христианства на Руси. С. 107, примеч. 52.

514. См.: Шахматов Л.Л. Разыскания... С.133‑161; ПВЛ. Ч. II. С.56.

515. См.: ПСРЛ. Т.IХ. С.15; ср.: Шевченко Ю.Ю. Указ.соч. С.52

516. См.: Виноградов И.П. Исторический очерк города Вязьмы с древнейших времен до XVII в. М., 1890, С. 6. Примеч. 4.

517. См.: Шахматов А.Л. Разыскания... С.140‑141.

518. См.: ПВЛ. Ч.II. С.337.

519. В Константинополе в XI‑XII вв. жили 1,0‑0,8 млн. человек. (см.: Урданис Б.Ц. Рост населения в Европе. С.77‑78).

520. Цит. по: История СССР.М., 1966. С.518.

521. В «Повести временных лет» этот текст идет под 997 г., из чего ясно, насколько малодостоверна хронология летописи. Но при описании XI в. таких грубых неточностей не встречается.

522. Никоновская летопись «в лето 6505»; см.: ПВЛ. Ч.11. С. 350

523. Куник Л., Розен В. Известия ал‑Бекри и других автор о Руси и славянах. Т. 1. СПб., 1878. С. 58‑60.

524. Эти и последующие события подробно описаны многими авторами истории Древней Руси, и повторять их изложение здесь нет необходимости. Для нас важен только аспект борьбы исповеданий, отразившийся в последовательности событий и просматриваемый при большом обобщении.

525. Строго говоря, первым сыном Владимира был Вышеслав. Но о нем в истории не осталось никаких упоминаний.

526. См.: Приселков М.Д. Указ.соч. С.55– 56.

527. См.: ПВЛ. Ч. II. С. 364.

528. Перечень сыновей Владимира не во всех летописях одинаков (см.: ПВЛ Ч. II. С. 325), и есть нерешенные проблемы генеалогии, для нашего исследования не имеющие значения. Ограничимся списком из статьи 988 г. От Рогнеды: Изяслав – родоначальник полоцких князей, Мстислав (умер в 1036 г.), Ярослав Мудрый (умер в 1054 г.), Всеволод (о нем ниже). От греческой монахини, вдовы Ярополка, – Святополк Окаяннный, «сын двух отцов» (умер в 1019 г.). от чехини – Вышеслав, а от другой – Святослав Древлянский (умер в 1015 г.) и Мстислав. От болгарки ‑Борис и Глеб. К ним добавлены: несчастный Судислав, захваченный Ярославом во Пскове в 1036 г. и просидевший в порубе (тюрьме) до 1059 г., и Позвизд, по недостоверным сведениям живший на Волыни (см.: ПВЛ. Ч. II. С. 343). Всеволод, первый в русской истории эмигрант, в 90‑е годы Х в. бежал в Швецию и погиб там в 995 г. Кроме того, у Владимира были две дочери от Рогнеды – Предслава и Мария Доброгнева (жена польского короля Казимира). Но из всего столь многочисленного потомства уцелели только дети Изяслава Полоцкого и Ярослава Мудрого.

529. Владимир, убив Ярополка, «поял его жену», уже беременную. Поэтому Святополк считался сыном двух отцов. Владимир его не любил.

530. См.: Приселков М.Д. Указ. соч. С. 59.

531. ПВЛ. Ч. I. С. 96.

532. Там же. С. 97.

533. Вебер Г. Всеобщая история. Т.VI. С.132‑151.

534. Софийская первая летопись; цит. по: ПВЛ. Ч. II. С. 368.

535. См.: Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии. С. 176.

536. См.: Биджиев X. X., Гадло А. В. Указ. соч. С. 12‑13.

537. См.: Древнерусские княжества X‑XIII вв. С. 9 и 63‑64.

538. См.: ПВЛ. Ч. I. С. 99.

539. См.: ПВЛ. Ч. II. С. 371.

540. На несоответствие летописных текстов обратил внимание Д.С. Лихачев (см.: ПВЛ. Ч. II. С. 325). Отмеченные им трудности не исключают предлагаемого нами объяснения противоречий летописных текстов.

541. См.: Лопатинский А.Г. Указ. соч. С.23‑26.

542. См.: Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства.Л.,1945.С. 361.

543. См.: Малишевский И. Евреи в Южной Руси и Киеве в Х‑ХII вв.//Труды Киевской Духовной Академии. Т. III. 1878. С. 436‑439.

544. Берлин И. Указ соч. С. 153.

545. См.: Розов Н.Н. Синодальный список сочинений Илариона‑русского писателя ХI в.//Slavia, № 32. Прага, 1963.С. 159‑160.

546. См.:Грумм‑Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Уральский край. Т. II. Л., 1926. С 119.

547. См.: Гумилев Л. Н. Хунну. С. 131, 170‑173.

548. См Гумилев Л.Н. Гетерохронность увлажнения Евразии в древности//Вести.ЛГУ. 1966.№6.С.62‑71; он же. Гетерохронность увлажнения Евразии в средние века//Там же. 1966. № 18. С. 81‑90: он же. Роль климатических колебаний в истории народов степной зоны Евразии//История СССР. 1967. №1. С. 53‑66.

549. См.: Памятники истории Киевского государства. IX‑XII вв. М., 1936. С. 76‑77.

550. Куник Л., Розен В. Известия ал‑Бекри и других авторов о Руси и славянах Т. 1. С. 58‑60.

551. См.: Василевский В.Г. Византия и печенеги//Труды. Т.1. СПб., 1908. С. II.

552. См.:Большаков О.Г., Монгайт А.Л. Путешествие Абу Хамида ал‑Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131‑1153).М., 1971.

553. Цит. по: Баскин М. «Молот ведьм» как классический образчик средневекового миросозерцания//Шпренгер Я. и Инститорис. Молот ведьм. С. 61‑62.

554. Надо заметить, что категорические предсказания сбываются редко. Римский император Филипп Араб объявил свою столицу «вечным городом», но через 200 лет Рим был разрушен готами и вандалами, а Западная Римская империя, названная в отличие от Восточной (Византии) Гесперией, перестала существовать. Евреи отказались признать Мухаммеда мессией, заявив, что подлинный мессия придет через 500 лет. Мусульмане подождали и, когда ничего не произошло, потребовали обращения евреев в ислам. Тем пришлось спасаться в Испанию и Германию.

555. См.: Пашуто В.Т. Внешняя политика... С.123.

556. Михаил Пселл. Хронография/Перевод, вступительная статья и примечания Я.Н. Любарского. М., 1978. С. 95.

557. Сведение сохранилось в летописи Длугоша. Цит.по: Берлин И. Указ. соч. С. 159.

558. См.: Шахматов Л.А. Разыскания...С.226– 228.

559. См.: ПВЛ. Ч. II. С. 378‑379.

560. См.: Мельникова Е.А. Экспедиция Ингвара Путешественника на восток и поход русских на Византию в 1043 г.//Скандинавский сборник. Т. 21. 1976. С. 74‑88.

561. См.: Папаскиви 3.В. «Вараны» грузинской «Летописи Картли» и некоторые вопросы русско‑грузинских контактов в XI в.//История СССР. 1981. № 3. С. 164‑172.

562. См.: Бартольд В.В. О христианстве в Туркестане в домонгольский период. СПб., 1893. С. II.

563. Татищев В.Н. История Российская. Кн. II. М.; Л., 1962. С. 129. Ср.: Кузьмин А.Г. Статья 1113 г. в «Истории Российской» В.Н. Татищева//Вестн. МГУ. История. 1972. № 5. С. 79‑89.

564. Татищев В.Н. Указ.соч. Т.11.С. 129.

565. Перевод переосвящ. Филарета (Гумилевского) в «Записках II отд. Имп. Академии Наук». Кн. II. Вын. 1. С. 174.

566. Летопись, передавая общественное мнение современников о пленении Всеслава, осуждает Изяслава за предательство и рассматривает союз с поляками как измену родине (см.: ПВЛ. Ч. II. С. 399‑400).

567. См.: Соловьев С.М. Взаимоотношения между князьями Рюрикова дома. М., 1847; Пресняков А.Е. Княжое право в древней Руси: Очерки по истории Х‑XIII столетий. СПб., 1909; Гумилев Л.Н. Удельно‑лествичная система у тюрок в VI‑VIII веках //Советская этнография. 1959. № 3. С. 11‑25.

568. Босворт К.Э. Нашествия варваров: появление тюрок в мусульманском мире//Мусульманский мир: 950‑1150. М., 1981. С. 33.

569. Там же. С. 24.

570. Половцы не все переселились на запад. Основные их поселения остались в Сибири и Казахстане, до берегов озер Зайсан и Тенгиз. Но как всегда бывает, ушла наиболее активная часть населения, которая после побед над гузами и печенегами столкнулась с Русью.

571. См.: Артамонов М.И.История хазар.С‑442.

572. См.: ПВЛ. Ч. II. С. 85.

573. См.: Приселков М.Д.Указ.соч.181‑184.

574. Их звали Порей, киевский воевода, и Вышата, сын Остромира, воеводы новгородского, внука посадника Константина, правнука Добрыни, дяди князя Владимира (см.: ПВЛ. 4.1. С. 11014.11. С.393‑394). Это были люди со связями, обеспечившими им поддержку среди русского населения Тьмутаракани, что и сделало князя‑изгоя ценным союзником иудеев.

575. ПВЛ. Ч. 1. С. 111,311.

576. См.: Артамонов М.И. История хазар.С.440.Примеч.6.

577. См.: ПВЛ. Ч. II. С. 82.

578. ПВЛ. Ч. 1. С. 122, 322.

579. Там же. С. 132, 335.

580. См.: Введение христианства на Руси. С. 210‑211.

581. См.: Соловьев С.М. История России...Кн. 1. Т. П.С.348.

582. См.: Соловьев С.М. История России...Кн. 1. Т. П.С.353.

583. См.: Василевский В.Г. Варяго‑русская и варяго‑английская дружина в Константинополе//Труды. Т. 1. С. 353‑354.

584. Норманны, осевшие в Северной Франции, постепенно превратились во французов‑нормандцев – процесс, типичный для фазы пассионарного подъема.

585. См.: ПВЛ. Ч. II. С. 413.

586. Пашуто В.Т. Внешняя политика...С. 125‑128.

587. С.М. Соловьев пишет: «Святополк был жесток, корыстолюбив и властолюбив без ума и твердости» (История России... Кн. 1. Т. II. С. 363), а М.Н.Тихомиров относит к нему характеристику: «Унец» (бык) ярок и лют: у него «волостителеве злии и бояре лютии опалчивии» (Древняя Русь. М., 1975. С. 137).

588. См.: Босворт К.Э. Мусульманские династии. С.80‑81.

589. Мюллер А. История ислама.Т.11.С.342‑343.

590. См.: Киево‑Печерский патерик / Под ред. Д.И. Абрамовича. Киев, 1931. С. 106‑107.

591. См.: там же. С. 107.

592. ПВЛ. Ч. I. С. 343.

593. Там же.

594. ПСРЛ. Т.1Х. С.153.

595. Тъй бо Олег мечем крамолу коваше и стрелы по земле сеяше..." и «Тогда, при Олзе Гориславичи, сеяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждьбожа внука» (Слово о полку Игореве. М.; Л.. 1950. С. 15‑16).

596. Или Марии (см.: ПВЛ. Ч. 11. С. 388, 421).

597. См.: там же. Ч.1.С. 148.

598. Битва при Сутени 4 апреля 1 103 г. (см.: ПВЛ. 4.1. С. 183‑185).

599. См.: Артамонов М.И. Указ. соч. С. 450‑452.

600. Cм.:Голубовский П. В. Печенеги, торки, половцы до нашествия татар: История южнорусских степей IX‑XIII вв. Киев, 1884.0.110,111.

601. См.: Плетнева С.А. Половецкая земля//Древнерусский княжества Х– XIII вв. С. 275.

602. См.:ПВЛ.Ч.II.С.99‑101.

603. См.: Тюменев А.И. Указ. соч.

604. См.: ПВЛ. Ч. II. С. 102.

605. См.: ПВЛ. Ч. II. С. 20.

606. См,:Татищев В.Н. История Российская. Кн.II.С.128– 130. В Ипатьевской летописи сказано о том, что киевляне разграбили дома евреев (ПСРЛ. Т. II. М., 1962, стб. 275). Современные интерпретации этого события см.; Греков Б.Д. Киевская Русь. С. 496‑498; Тихомиров М.Н. Древняя Русь. С. 131‑138.

607. Эта мотивировка в летописных текстах отсутствует. Если это не домысел В.П. Татищева, надо полагать, что Путята был сторонником Давыда Святославича, верного слуги Святополка 11, но никак не Олега, помирившегося с Мономахом еще в 1104 г.

608. Пештич С.Л. Русская историография ХVIIIв.Ч.1.Л.,1961.С.250.

609. См.: Добрушкин Е.М. О двух известиях «Истории Российской» В.Н.Татищева под 1113 г.//Вспомогательные исторические дисциплины. Вып. III. Л 1965. С. 290.

610. См.: Смирнов И.И. Очерки социально‑экономических отношений Руси XII‑XIII вв. М.; Л., 1963. С. 252‑265.

611. См.: Рыбаков Б.А. В.Н. Татищев и летописи XII в.//История СССР 1979. №1.

612. См.: Кузьмин А.Г. Статья 1113 г.в «Истории Российской» В.Н.Татищева//Вестн. МГУ. 1972. № 5.

613. См.:Лихачев Д.С. Можно ли включить «Историю Российскую» В.Н.Татищева в историю русской литературы?//Русская литература. 1971. N 1.

614. См.: Мюллер А. История ислама. Т.IV. С.167.

615. См.: Лозинский С. Г. История инквизиции в Испании. СПб., 1914. Т. III. С. 9.

616. Там же. С. II.

617. Там же. С. 6.

618. Там же. С. 21.

619. Там же. С. 17‑19.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 188 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.024 с)...