![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
244. См.: Артамонов М.И. Указ.соч.328.
245. См. там же. С. 329.
246. См.: Гумилев Л.Н. Сказание о хазарской дани. С.168.
247. См.: Брайчевський М.Ю. Похождения Pyci. С. 172 (приведена сноска на Длугоша).
248. Масуди; цит. по: Минорский В.ф. История Ширвана и Дербента Х‑XI веков. М., 1963. С. 194.
249. Мюллер А. История ислама. Т. II. С. 213.
250. Там же. С. 216; харадж – государственный налог.
251. См.: Ковалевский А.П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921‑922 гг.: Статьи, переводы и комментарии. Харьков, 1956. С. 147.
252. Григорьев В.В. О двойственности верховной власти у хазаров//Россия и Азия. СПб., 1876. С. 66.
253. См.: 3аходер Б.Н. Каспийский свод... С.140‑143.
254. Там же. С. 141.
255. Место этого города не установлено. См.там же. С.161.
256. Там же.
257. См.: 3аходер Б.Н. Каспийский свод... С.148.
258. См. там же. С. 156.
259. См. там же. С. 164.
260. См. там же. С. 144.
261. См.: Плетнева С. А. Хазары. М., 1976. С. 63.
262. См.: Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии. С. 176‑178.
263. См.: Руденко С.И. Культура хуннов и Ноинулинские курганы.М..Л., 1962.
264. См.: Шер Я.А. Каменные изваяния Семиречья. М.;Л., 1966.
265. См.: Федоров‑Давыдов Г.А. Искусство кочевников и Золотой Орды. М., 1976.
266. Ваза из Сентмиклошского клада. Музей истории искусства, Вена.
267. См.: Гумилев Л.Н. Памятники хазарской культуры в дельте Волги//Сообщения Государственного Эрмитажа. XXVI. Л., 1965. С. 49‑51.
268. См.: Биджиев X.X., Гадло А.В. Раскопки Хумаринского городища//Археология Северного Кавказа VI Крупновские чтения в Класнодаре. Тезисы докладов. M., 1976. С.12‑13
269. «Верховный глава их исповедует веру еврейскую; той же веры равным образом как Иша (царь), так и военачальники и вельможи, которые состоят при нем; прочие же хазары исповедуют религию, сходную с религией турок (мадьяры – Л.Г.)». Хвольсон Д. А. Известия о хазарах, бургасах, болгарах, мадьярах, славянах и руссах Абу‑Али Ахмеда бен‑Омар Ибн‑Даста (Ибн‑Руста. – Л.Г.). СПб., 1869. С.17.
270. Рыбаков Б.А. К вопросу о роли Хазарского каганата в истории Руси// Советская археология. Т. XVIII. 1953. С. 131; Он же.: Русь и Хазария (к исторической географии Хазарии // Академику Б. Д. Грекову ко дню семидесятилетия: Сб. Статей. М. 1952.
271. Koestler А. Ор. cil.
272. Каган (Qayan – тюрк.) – суверенный государь. Буквально: «великий» на сиу‑дакотском языке (wakan). См.:Каримуллин А. Г. К вопросу о генетическом родстве отдельных языков индейцев Америки с тюркскими // Вопросы географии США. Л., 1976. С. 116; Гумилев Л.Н. Дакоты и хунны// Там же. С. 123‑125.
273. Людовик имел в виду остатки этноса подлинных аваров (обров), уцелевшие после поражения, нанесенного им франками в 795 г. Эти авары продолжали жить в Паннонии под властью собственного кагана еще в середине IX в. (см.: Вебер Г. Всеобщая история. Т. V. С. 432).
274. Немецкие хронисты Х в. отождествляли русов с ругами (см. § 27). Е.Ч.Скржинская полагает, что руги вышли из Скандзы раньше готов (см.: Иордан. С. 192, 254). Во II в. руги жили у балтийского моря, где оставили след в названии острова Руги (Рюген). Их причисляли к германской группе, т.е. к оседлым этносам, а не к сарматской – кочевникам. Были ли руги германоязычны – сказать трудно, но даже если так, то это был архаический, прагерманский слой, восходящий к индоевропейской общности. Но то, что они не славяне, это несомненно.
275. См.: Артамонов М.И. Иcтоpия xaзap.C.354.
276. Константин Багрянородный. «О фемах» и «О народах» // Чтения в Обществе по изучению древних рукописей. М., 1899. С. 15; цит. по: Артамонов М.И. Указ. соч. С. 349.
277. См.: Артамонов М.И. Указ.соч.С.347.
278. Не в XI в., как иногда думают, так как еще по совету патриарха Феогноста (933‑956) царь Петр сажал богумилов в тюрьмы. Источник: Пресвитер Козьма. Беседа на новоявленную ересь Богумила (см.: История македонского народа. Скопье, 1975. С. 37‑38).
279. Россомоны упоминаются готским историком Иорданом (IV и.) как противники готов и союзники гуннов. В VIII в. греческие и арабские авторы называют их россы или русы.
280. См.: Новосельцев А.П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI‑IX вв. // Древнерусское государство и его международное значение. С. 355‑419.
281. Там же. С. 397‑401.
282. Там же. С. 391.
283. Там же. С. 401.
284. Характеристика Ибн‑Хаукаля; см.:Новосельцев Л.П. Указ. соч. С. 404.
285. Согласно Бируни, который назвал Волгу «Нахр ас‑сакалиба». А.П.Новосельцев оспаривает это отождествление (см.: Новосельцев А.П, Указ.1 соч. С. 370), так как переводит название сакалиба как славяне, а на Средней Волге в IX‑XI вв. славян не было. Однако перевод его произволен, потому что этноним «славяне» писался «славия» (см. 28. Рахдониты).
286. См.: Артамонов М.И. Указ.соч.С.367– 369.
287. Под термином «остров» понимался любой изолированный регион.
288. Видимо, завоевание Киева русами можно датировать 852 г., ибо в этот год «начася прозывати Руска земля» (ПВЛ. 4.1. С. 17).
289. См.: Новосельцев А.П. Указ. соч.417‑419.
290. См.: Шушарин В.П. Древнерусское государство в западно– и восточноевропейских средневековых памятниках // Древнерусское государство и его международное значение. С. 422.
291. Там же. С. 429.
292. Иордан. С.192‑193.
293. Этнонимы старых славянских этносов имели окончание «не»: поляне, древляне, северяне, словене; вновь прибывших – «ичи»; кривичи, радимичи, дреговичи; исключение из правила – тиверцы.
294. См.: Шахматов А.А. «Повесть временных лет» и ее источники//Труды отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ). Т. IV. Л., 1940. С. 29; цит. по: ПВЛ. Ч.II. С.108. Артамонов М.И. Вопросы расселения восточных славян и «Советская археология» // Проблемы всеобщей истории: Историографический сборник. Л.. 1967. С. 29‑30.
295. См.: Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе.Л.,1985.С.214.
296. См.: Ловмяньский Г. Рерик Ютландский и Рюрик Новгородский // Скандинавский сборник.VII. Таллин, 1963, Цит.по: Лебедев Г.С. Указ. соч. С. 214
297. См.: Лебедев Г. С. Указ. соч. С. 214.
298. Скилица; цит. по: История Византии. Т. II. С. 228.
299. См.: История Византии. Т. II. С. 230 и примеч. 19.
300. Полное собрание русских летописей (далее; ПСРЛ).Т. IX. М.;Л. 1965. С. 9.
301. См.: Голубинский Е.Е. История русской церкви. М., 1901. Т.1. Период первый. Первая половина тома. С. 51‑52.
302. См.: Толстов С.П. По следам древнехорезмийской цивилизации. М., 1948. С. 229.
303. Якут свидетельствует, что хазары были христианами и мусульманами, а частично язычниками; только немногие исповедовали иудаизм (см.: Артамонов М.И. История хазар. С. 280). Димашки указывает, что хазарские воины были мусульманами, а горожане – иудеями (см. там же), но, по‑видимому, он имеет в виду только население столицы.
304. См.: Вебер Г. Указ. соч. Т. V. С. 342.
305. Если говорить о религиозной доктрине павликиан, то бросается в глаза их различие с манихеями, сходство с древними гностиками и крайне отрицательное отношение к маздакизму и иудаизму. Но теологические тонкости, которые волновали умы богословов, были чужды и непонятны массам, задачей которых была война против Византии. Для противопоставления себя православию было достаточно общепонятного признания материи не творением божьим, а извечным злым началом. Этот тезис роднит павликиан с манихеями и катарами, однако происхождение доктрины от утраченного трактата Маркиона наложило на их идеологию неизгладимый отпечаток. Павликиан, как и манихеев, нельзя считать христианами, несмотря на то что они не отвергали Евангелия. Павликиане называли крест символом проклятия, ибо на нем распят Христос, не принимали икон и обрядов, не признавали таинства крещения и причащения и все материальное почитали злом. Будучи последовательными, павликиане активно боролись против церкви и власти, прихожан и подданных, сделав промыслом продажу пленных юношей и девушек арабам. Вместе с тем в числе павликиан встречалось множество попов и монахов‑расстриг, а также профессиональных военных, руководивших их сплоченными дисциплинированными отрядами. Удержать этих сектантов от зверств не могли даже духовные руководители. Жизнь брала свое и в том случае, если лозунгом борьбы было отрицание жизни. И не стоит в этих убийствах винить Маркиона, который в богословии был филологом, показавшим принципиальное различие между Ветхим и Новым заветом. В идеологическую основу антисистемы могла быть положена и другая концепция.
306. Тьерри О. Избранные сочинения. М., 1937. С.247.
307. См.: Вебер Г. Указ.соч. Т.V. С.487‑488.
308. См.: История Норвегии. М., 1980. С. 101.
309. Стеблин‑Каменский М.И. Культура Исландии.Л., 1967. С.19.
310. См.: Коган М.Л. Смелые мореходы средневековья‑норманны. Л., 1967. С. 13.
311. См.: Тюменев А.И. Указ. соч.С.249 (письма папы Стефана III).
312. См. там же. С.276 (Agobardus. De insolentia Judaeorum.Р.5).
313. См. там же. С.268‑269 и 271‑272.
314. См. там же. С. 272.
315. См. там же. С. 143.
316. См.: Вебер Г. Указ.соч. Т.V. С.489.
317. Варяги из заморья" взимали (или собирались взимать) дань с чуди, мери и кривичей, а хазары – с полян, северян и вятичей (ПВЛ. Ч.1. С. 18).
318. См.: Тюменев А.И. Указ.соч.С.243.
319. См.: там же. С. 280.
320. См.: История СССР. Т. 1. М., 1966. С. 482.
321. См.: Шахматов А.А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. С. 338.
322. ПВЛ. Т.II. С.247.
323. См.: Хеннинг Р. Указ.соч. Т.II. С.165‑173.
324. См.: Шевченко Ю.Ю. На рубеже двух этнических субстратов Восточной Европы VIII‑Х вв. // Этнография народов Восточной Европы. Л., 1977 С.46‑47; Гумилев Л.Н. Древняя Русь и ее соседи в системе международной торговли и натурального обмена//Изв. ВГО. Т.119. Вып. 3. 1987. С. 223‑234.
325. Артамонов М.И. История хазар.С.383.
326. Очевидна тенденциозность летописцев, которые счет победам русов ведут с Олега, отодвигая Аскольда и Дира в тень (Сахаров Л.Н. Дипломатия Древней Руси... С. 78.).
327. См.: Вернадский В.И. Указ.соч. §207. С.285.
328. ПВЛ. Ч.I. С.25.
329. Разбор версий см.: Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси... С. 84‑89.
330. См. там же. С. 89.
331. Cм. там же. С. 48‑56.
332. ПВЛ. Ч. I. С. 25; С.М.Соловьев тоже скептически относится к «достижениям» Олега. По его мнению, они ограничивались ограблением беззащитных славянских племен.
333. Николаев В.Д. Свидетельство хроники псевдо‑Симеона о руси‑дромитах и поход Олега на Константинополь в 907 г. // Византийский временник. Т.42. М., 1981. С. 147‑153.
334. Дром (греч.) – бег. Эти разбойники умели так быстро убегать от регулярных войск, что этим заслужили свое прозвище (см. там же. С.151).
335. Фема (греч.) – военный округ в Византии при Македонской династии.
336. См.: Византийский временник. Т. 42. С. 152.
337. См.: там же. С. 150.
338. Новосельцев А.П. Указ.соч. С.399.
339. См.: Фроянов И.Я. Киевская Русь.Л..1980.С.185‑195.
340. См.: Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии; он же, Гетерохронность увлажнения Евразии в средние века // Вестн. ЛГУ. 1966. № 18. С. 81‑90; он же. Истоки ритма кочевой культуры Срединной Азии (Опыт историко‑географического синтеза) // Народы Азии и Африки. 1966. № 4. С. 85‑94.
341. См.: Грибанов Л.Н. Изменение южной границы ареала сосны в Казахстане // Вестник с.‑х. науки (Алма‑Ата). 1965. № 6. С. 78‑86.
342. Сын болгарского эльтебера был заложником у хазар, а «дочерей хазарский царь требовал себе в гарем» (Ковалевский А.П. Указ.соч.С.141).
343. См.: Ковалевский А.П. Указ.соч. С.139 и примеч. 599.
344. Артамонов М.И. История хазар.С.385.
345. См.: Ковалевский А.П. Указ. соч. С. 129.
346. Мюллер А. История ислама. Т. II. С. 223.
347. См.: Минорский В.Ф. Указ. соч. С. 40.
348. Гурган – от персидского слова «гург» – волк; это древняя Гиркания, по‑арабски – Джурджан.
349. Коковцов П.К. Указ. соч. С. 123.
350. ПВЛ.Ч. 1. С. 21.
351. Grousset R. L'Empire des Steppes. Paris, 1960. P.238.
352. См.: Гумилев Л.Н. Сказание о хазарской дани (опыт критического комментария) // Русская литература. 1974. № 3. С. 171‑173.
353. Масуди; цит.по: Минорский В.Ф. Указ. соч. С.198‑201.
354. Они названы «аджам», т.е. «немусульмане». См.: Минорский В.Ф. Указ. соч. С. 199.
355. См.: Петрушевский И.П. Указ.соч. С.249.
356. См.: Минорский А.В. Указ. соч. С. 215.
357. Grousset R. L'Empire. P. 238.
358. См.:Ковалевский А.П. Указ. соч. С. 133.
359. Там же. С. 139.
360. Там же. С. 127.
361. См.: Ширинский С.С. Объективные закономерностии субъективный фактор в становлении Древнерусского государства // Ленинские идеи в изучении первобытного общества, рабовладения и феодализма. М., 1970. С. 203‑206.
362. См.: Соловьев С.М. История России с древнейших времен.
363. См.: История Византии. Т. II. С. 229.
364. Цит.по: Минорский В.Ф. Указ. соч. С. 193.
365. Василий Македонянин был армянин, переселившийся в Македонию. Эпоха Македонской династии была временем преобладания армян при дворе и в управлении.
366. Русь в узком смысле включала три города: Киев, Чернигов и Переяславль.
367. См.: Коковцов П.К. Указ. соч. С. 117.
368. Об этой войне подробно рассказывает Кембриджский аноним, еврейский автор XII в. Несмотря на аморфность повествования, достоверность событий подтверждается историческим анализом (см.: Гумилев Л.Н. Сказание о хазарской дани... С. 168).
369. См.: Коковцев Н.К. Указ. соч. С. 117.
370. ПВЛ. Ч. II. С. 254.
371. См.: Шахматов А.А. Разыскания... С.102‑103.
372. См.: Зайцев А.К. Черниговское княжество//Древнерусские княжества X‑XIII вв. М., 1975. С. 67‑68.
373. См.: Гумилев Л.Н. Сказание о хазарской дани... С. 170.
374. См.:Берлин И. Указ.соч. С.147‑149.
375. Коковцов П.К. Указ. соч. С. 120.
376. ПВЛ. Ч. 1. С. 33, 230.
377. См.; Шахматов А.А. «Повесть временных лет» и ее источники. С. 72; Д.С. Лихачев оспаривает это мнение, опираясь на заключение в 945 г. договора, выгодного для Руси. Однако, по его же уточнению, Игорь был убит осенью 944 г. (см.: ПВЛ. Ч. II. С. 288, 295), следовательно, договор был заключен уже с правительством Ольги, после крутого поворота в политической ориентации.
378. Разбор гипотез о походах русов на Каспий см.:Артамонов М.И. История хазар. С. 374‑380. Критику предложенных гипотез см.: Гумилев Л.Н. Сказание о хазарской дани.
379. См.: Артамонов М.И. Воевода Свенельд//Культура Древней Руси. М., 1966. С. 33; Фроянов И.Я. Киевская Русь. С.189.
380. ПВЛ. Ч. II. С. 289.
381. Там же. С. 295.
382. Сказала дружина Игорю: «Отроци Свеньлъжи изоделися суть оружьемь и порты, а мы пази» (ПВЛ. 4.1. С. 39).
383. См.:Бартольд В.В. Сочинения. Т.II. Ч.1. М.,1963.С.829.
384. См.: Мавродин В.В. Очерки по истории феодальной Руси. Л., 1949. С.47.
385. Cм.: Артамонов М.И. История хазар. С.371.
386. См.: Рыбаков Б.А. Военное дело//История культуры Древней Руси. М.; Л., 1948. С. 400.
387. См.: Артамонов М.И. Указ. соч. С.8.
388. См.: Гумилевский Ф. Указ. соч. С. 94.
389. В поздних летописях это слово персонифицируется в имя собственное – «старейшина Гостомысл» (см.: ПВЛ. Ч. II. С. 214), значение термина – симпатизирующий иноземцам.
390. «...Оскорбишася новогородци, глаголюще, яко быти нам рабом и многа зла всяческа пострадати от Рюрика и ради его... Того же лета уби Рюрик Вадима Храброго и иных многих изби новгородцев??съветпиков?? его».
391. По сухому сообщению Нестора, «древляне убиша Игоря и дружину его». Лев Диакон сообщает, что Игорь, захваченный в плен, «был привязан к двум деревам и разорван на две части» (Лев Диакон. История в десяти книгах (далее: Лев Диакон) / Перевод М.М.Копыленко. Кн. IV. Гл. 10. СПб., 1820. С. 66). Год гибели Игоря спутан летописцем: вместо 945 г. надо 944 г. (см.: ПВЛ. 4.11. С. 295).
392. Нестор погрешил против истины. В 946 г. Мал сватается к Ольге, которой 54 года. Нелепость, но это не описание династического брака, а вставная дидактическая новелла. В 955 г. на приеме у Константина Багрянородного она была, согласно Нестору, столь «красива лицом», что базилевс влюбился... в старуху 62 лет? Одно из двух: неверен или возраст Ольги, или все остальное (см.: Гумилев Л.Н. Сказание о хазарской дани).
393. Шахматов А.А. Разыскания...С. 365.
394. См.: Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1987. С.385‑391.
395. См.: Литаврин Г.Г. О датировке посольства Ольги в Константинополь// История СССР. 1981. № 5. С. 180‑183.
396. См.: Голубинский E.E. История русской церкви.С.77; цит.по: Рыбаков Б.А.Указ.соч.С.385‑391.
397. Б.А.Рыбаков (Язычество древней Руси. С. 391) отмечает ненадежность летописных дат, но это свидетельство принимает.
398. См.: Шахматов А.Л. Указ. соч. С. 109.
399. См.: Тексты Киевского свода 1039 г. и Новгородского свода 1050 г., восстановленные А.А. Шахматовым (Разыскания. С. 543, 613).
400. Вымышленные генеалогии – слишком частое явление, чтобы придавать им большое значение. Например, подлинная фамилия русского царя Павла I – Готорп.
401. Год рождения Святослава – 942; Олег – младший брат Ярополка. Значит, он мог родиться не ранее 961 г., а скорее всего позже.
402. ПВЛ. Ч.1.С.43.
403. Это видно из того, что радимичей заново покорил воевода Владимира Волчий Хвост в 984 г.
404. См.: Шевченко Ю.Ю. Указ.соч. С.51‑54.
405. См.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства.С.78‑79.
406. См.: Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1949. С.458‑459.
407. Коковцов П.К. Указ. соч. С.83‑84.
408. ПВЛ.Ч.II. С. 312; История Византии. Т.II. С. 231‑233.
409. Хорасмии – близкие родственники парфян; следовательно, начальная дата их этногенеза – VI‑III вв. до н.э., но ему еще предшествовал инкубационный период, длительность коего определить пока трудно. Значит, к Х в. н.э. хорасмии прошли все фазы этногенеза и находились в гомеостазе, что позволило им без сопротивления принять в свою среду пассионарных тюрок, стремившихся с ними ужиться. А это сделало возможной полную ассимиляцию на мирной основе.
410. Н. Вавилов доказал, что рецессивные мутации постепенно оттесняются на окраины видовых и расовых ареалов (письма к акад. В.И. Вернадскому: цит. по: Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. М.,1971. С.147‑148).
411. Цит. по: Толстов С.П. Указ. соч. С. 244.
412. См. там же. С. 242.
413. Цит. по: Толстов С.П. Указ.соч. С.252‑253.
414. См. там же.
415. С.П. Толстов вопреки Макдиси полагает, что завоевание Хазарии русами предшествовало вступлению в Хазарию хорезмийцев; он пытается сопоставить вторжение русов с походом Владимира на Булгар в 985 г. (см.: Толстов С.П. Указ.соч. С.255). Для такого мнения оснований нет.
416. Это ответ на сомнения А.А. Шахматова (см.: Шахматов А.А. Указ.соч. С. 118‑119).
417. См.: Артамонов М.И. История хазар. С.426‑429.
418. С.П.Толстов (Указ.соч.С.256) полагает, что русы встретились с гузами около Верхнедонского волока (т.е. выше Итиля) и двинулись вверх по Волге. Однако течение на Волге настолько сильное, что подняться против течения можно было только при помощи бурлаков. В военных условиях это слишком опасно. Поэтому надо считать, что русы спускались по Оке и Волге самосплавом, при котором воины не устают и могут быть готовы к бою с противником.
419. См.: Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии. С.26.
420. ПВЛ. Ч. 1. С. 47. Там сказано: «И градъ их и Белу Вежю взя». Значит, «градь» не Белая Вежа (см.: Артамопов М.И.Указ.соч. С.427. Примеч.9).
421. См.: Артамонов М.И. Указ.соч. С.427; Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968. С. 93.
422. Местоположение Семендера между совр. станицами Гребенской и Шелковской доказано (см.: Гумилев Л.Н. Хазария и Терек//Вестн.ЛГУ. 1964. №24.С.78‑88;Он же. Открытие Хазарии.С.166‑169; Он же. Где же тогда Семендер? // История СССР. 1969. № 3. С. 242‑243), но не было замечено В.Т. Пашуто.
423. См.: Большаков О.Г., Монгайт А.Л. Путешествие Абу Хамида ал‑Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131‑1153). М., 1971. С. 27‑30.
424. См.: Гумилев Л.Н. Сказание о хазарской дани. С.171.
425. Официальное название империи, основанной Карлом Великим в 800 г., – Saneta Imperia Romana Hermanonim.
426. Цит. по: Приселков М.Д. Очерки по церковно‑политической истории Киевской Руси X‑XII вв. СПб., 1913. С. 12‑13.
427. См.: Шиппер И. Возникновение капитализма у евреев Западной Европы (до конца XII века). СПб., 1910. С. 22.
428. Agobardus. De insolenlia Judaeorum (цит. по. Шиппер. И. Указ.соч.С. 22).
429. См.:Шиппер И. Указ. соч. С. 26.
430. См. там же.
431. Архив Маркса и Энгельса. Т. V. С. 65.
432. См.:Шиппер И. Указ. соч. С. 26.
433. Там же. С. 27.
434. М.Д. Приселков (Указ. соч. С. 14) считает, что так и было. Детальный анализ событий показывает, что было наоборот.
435. См.: Гумилев Л.Н. Истоки ритма кочевой культуры Срединной Азии.С. 85‑94.
436. Разбор сведений о печенегах см.: Артамонов М.И. История хазар. С. 350‑352.
Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 189 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!