Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сост. В. Аталиков. 13 страница



Все ногайцы обязаны воинской повинностью и должны следовать на войну за главой свое­го аула. Набор войска совершается у них почти тем же порядком, что и в Крыму. Хан, по определению тайного совета, посылает свои приказания сераскирам, последние собирают частные советы, в которые приглашают бат-мирз своих орд и других главных дворян и при совместном обсуждении принимают необходимые меры для исполнения ханских повелений. Ногайцы выставляют обычно гораздо больше войска, чем от них требуют. Когда же предпри­нимается война против христиан, то выступают в поход все способные носить оружие. Но при этом, по взаимному соглашению между собой, жители каждого аула оставляют извест­ное число людей, которым вверяется забота об имуществе и семействах воинов, уходящих в поход. Остающиеся принимают на себя возлагаемые на них обществом обязанности под условием получения соответствующей доли добычи, наравне с теми, кто находился в числе сражавшихся. Это условие по возвращении с войны выполняется всегда с безукоризненной добросовестностью.

Знатные фамилии ногайцев не образуют отдельной строевой части, как в войсках Крыма,
но войска каждой орды разделяются на известное число байраков, то есть более или менее значительных, но неравномерных по количеству людей боевых частей или дружин. Все знамена дружин одинаковой формы и носят на себе знак важнейшей фамилии орды, с той только разницей, что байрак, предводительствyeмый бат-мирзой, имеет большое знамя, а другие малые знамена или штандарты.

Ногайцы Буджакской орды некогда были разделены на несколько кочующих племен, как и прочие орды, но Бенгли-Гирей-хан сделал их оседлыми, принудив покинуть кибитки и по­строить себе дома; их мирзам даны во владение земли, и вообще Буджакская орда поставлена почти в такое же положение, как и Крым. Дворяне этой орды берут теперь десятую долю зерна, имеют право получения земельной подати от своих подвластных и пользуются почти теми же привилегиями, как и дворяне Крымского полуострова.

Ногайцы не имеют непосредственных торговых сношений с иностранцами, но торгуют только с ближайшими к их кочевьям городами Крымского государства: Аккерманом, Бендерами, Перекопом, Таманью и Каплу.


ШАРЛЬ ДЕ ПЕЙССОННЕЛЬ

ИСТОРИЧЕСКОЕ И ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ВАРВАРСКИХ НАРОДОВ, НАСЕЛЯВШИХ БЕРЕГА ДАНУБИЯ И ПОНТА ЕВКСИНСКОГО

Париж, 1765

Перевел В. М. Аталиков
-------------------------------

...Черкесский язык очень древний, он употребляется во всей Черкесии и Кабарде от Азовского до Каспийского моря. Он не схож ни с одним языком в мире, за исключением венгерского, с которым он имеет некоторое сходство. Возможно, что на этом языке говорили древние языги, которые населяли северное побережье Меотиды, и языги-метанасты, которые вторглись в Паннонию и покорили ее. Возможно также, что он не был введен в Венгрии до появления там турков, пришедших после них и смешавшихся с хазарами и многими другими племенами Черкесии. В результате основной скелет (осмелюсь употребить этот термин) венгерского языка в настоящее время не имеет ни малейшего соответствия ни с одним из известных языков, за исключением черкесского. Считают, правда, что корнями языка татар могут быть осколки варварского языка Туркестана, сходного с черкесским, или остатки искомого языка турков венгерских, которые ведут свое происхождение из Великой Татарии и должны были бы говорить на татарском языке до того времени, как приняли хазарский язык на побережье Танаиса (Дона). Это еще не все факты, которые я мог бы привести.

...Во времена правления персидского царя Киаксара (635 г. до н. э.) скифы заняли берега Мео­тиды, вытеснив оттуда киммерийцев, и дошли до Мидии. Они победили армию названного царя, распространились от Азии до Египта и положили основание колонии у деревни Бетсан, принадлежавшей племени Манас; эта колония по их имени была названа Скифополис. Это именно та колония, где филистимляне повесили Саула, как говорится в 13-й главе Первой
книги Царей.

Аланы, народ татарский, жили в треугольнике азиатской Сарматии, образуемом Танаисом, Волгой и Кавказскими горами. Прокопий наиболее точно определяет их местонахождение от этих гор до Каспийских ворот, и затем называет страны, которые мы сейчас называем Черкесия, Кабарда, Дагестан. Эти аланы происходят от древних скифов, которые во вре­мена весьма отдаленные вторглись в Египет и совершили достопамятную экспедицию во времена правления императора Веспасиана. Эти народы, закаленные в битвах, отразили готов, которые дошли до Танаиса и не смогли продвинуться дальше. Они распространили имя алан на множество покоренных ими народов, таких, как видены, гелоны, невры, агафирсы и многие другие, которые проживали от Меотиды до Великой Татарии и границ Индии. Аммиан Марцеллин описывает их нравы и обычаи, которые весьма схожи с нравами и обычаями нынешних татар.

Во времена Хосроя Персидского римляне познакомились с хазарами, которых называли вос­точными турками. Автор «Восточной библиотеки» считает, что название хазар произошло от Хазара, сына Яфета и брата Турка. Он отделился от братьев, осел на Волге и основал Хазарию. Страна Хазара называлась Капчак. Ее территория простиралась от Волги до Азова. Хазары были разделены на многие племена, одно из которых было «кабары»; последние объединились с турками и сделали своим местопребыванием Большую и Малую Кабарду две восточные провинции Черкесии, которые простираются от Кавказских гор до Дагестана. Они давно покорены татарскими ханами, как и вся Черкесия. По последнему Белградскому договору они получили независимость и создали у себя республику. Жители Кабарды и сегодня называются черкесами, родственными всем остальным чиркасам. Однако на севере Грузии есть еще одно татарское племя, которое называется «хазар». Адиль-хан, наследник Тахмас-кули-хана, сражался с ними и покорил их.

Константин Порфирогенет перечисляет множество других хазарских племен: неки, маджары, ордуджермак, тарианы, генах, кары, казы, которые объединились с турками и передали им свой язык, который должен быть черкесским, как я говорил выше.

Некогда у кабаров вспыхнула гражданская война, и они разделились на две партии и сразились между собой. Уцелевшие в битве убегали к туркам, в землю печенегов, где и остались. Два народа составили чудесный ансамбль. Кабары обучили турков хазарскому языку и в союзе с ними заняли земли, принадлежавшие печенегам. Затем кабары двинулись дальше на восток до областей алан, зигов, папагов и казаков, земли которых составляли лишь часть нынешней Черкесии. Это были те казаки (их нужно отличать от нынешних казаков), которые разде­лились на многие племена (узы, маджары, кабары и т. д.) и сумели утвердиться на берегах Дона и Борисфена, а позднее были вытеснены оттуда печенегами.

Константин, покровитель славян, был у хазар в Херсонесе и слышал их язык. Язык хазар
тот же самый, что у венгерских турков, который eщe существует в Венгрии, и он не имеет сходства ни со славянским, ни с любым другим языком Европы.

Верно, что Константин изучал славянский язык в Херсоне, где было много славян и русских, которые торговали с херсонеситами, но это не говорит о том, что их язык был хазарским. Все сказанное подтверждает мое мнение, что венгерский язык является дочерним от черкесского языка; этот последний очень древний и сегодня на нем говорят в области между Черным и Каспийским морями и Кавказскими горами. Невозможно отрицать, что хазары, абазги, зиги, кабары, узы и другие племена, которые позднее смешались с турками, не были народами черкесскими. Весьма вероятно, что их языком был черкесский, так как хазары, абазы и кабар­динцы нынешние, являющиеся их потомками, говорят на этом языке до сих пор.

Единство некоторых венгерских имен, известных в истории, с черкесскими, есть еще одно доказательство того, что я говорил выше. Михаил Рицкий в книге о венгерских царях гово­рит, что один из вождей венгерских турков, которых он зовет гуннами, был назван Сеитом; это мог быть бек кабиле или племени черкесского, которое называлось Сеити. Бонфиний в 9-й книге его первой декады говорит, что Заболх, один из князей, положил начало пле­мени Шаки, которое является черкесским племенем с названием Шака в настоящее время. Другой князь, Гила вождь племени Жила-куадже. Он называет черкесские имена и в более отдаленные времена. Прокопий говорит, что Каспийские ворота некогда принадлежали Амбасаку, гунну по происхождению, большому другу римлян, который дал пройти через эти ворота императору Анастасию. Этот Амбасак был несомненно беком племени абазаке, которое является наиболее многочисленным из черкесских племен. Я мог бы привести еще много примеров, но считаю, что этого достаточно.

[КЛЕМАН]

КЛЕМАНОВО ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ВЕНЫ В БЕЛГРАД И НОВУЮ КИЛИЮ, ТАКЖЕ В ЗЕМЛИ БУДЖАТСКИХ И НОГАЙСКИХ ТАТАР И ВО ВЕСЬ КРЫМ, С ВОЗВРАТОМ ЧЕРЕЗ КОНСТАНТИНОПОЛЬ, СМИРНУ И ТРИЕСТ В АВСТРИЮ в 1768-1770 годах

Купец из Австрии Клеман описывант свои трехлетнее путешествие.

Перевел с французского И. Одинцов
-------------------------------------------

Жители в Каффе по большей части турки и армяне, татар же и греков весьма мало, и купцам в этом городе труднее торго­вать, нежели во всей остальной Татарии. Нынешняя война привлекла туда много россиян, татар и казаков, также грузин и черкесов, которые меняют там свои товары. Черкесы привозят своих дочерей, которые, по правде сказать, наипрекраснейшие женщины в мире; также сыновей и хороших лошадей. Одна молодая черкешенка, имеющая рыжие волосы, стоит 1014 кошельков, составляющих 7000 пиастров.

В этот город (Эски-Крым) некогда приезжали народы из Турции, Москвы, Астрахани, Бухары, Черкесии, Георгии, Азии и прочих частей света; не имея по большей части денег, они меняли товары на товары. Легко представить, как выгодно было бы торговать в то время!

Малая Татария никогда не управлялась ханом, более достой­ным, чем Хан Гирей. Первый раз он правил 6,5 лет, но затем он начал войну с Черкесией, которая кончилась для него плохо, и его свергли. Затем он был сослан на Родос, где пробыл 4 года, затем снова назначен ханом. В его отсутствие правили Девлет Гирей и Крым Гирей.

Чтобы иметь большую коммерцию, нужно остановиться в следующих землях: 1) в Татарии Ногайской, 2) в Черкесии, от­деленной от Крыма Азовским морем, основная часть жителей которой являются язычниками. Еще недавно они платили дань татарам, но теперь ни от кого не зависят, и татары в последней войне с ними были несчастливы. Весьма опасно путешествовать по той земле без хорошего паспорта, однако черкесы часто ездят в Каффу, где меняют разные вещи, в которых Черкесия имеет изобилие: лошадях, заячьих мехах (которые очень красивы и легки, ими часто заменяют другие меха), лошадиных кожах, лисьем мехе и воске, и ежели в немецкой земле есть недостаток в женщинах, то весьма удобно достать от них, ибо они продают своих дочерей, которые обыкновенно весьма пригожи.

Черкешенки обучают своих дочерей разным рукодельям и делают все то, что зависит от них по умножению и сохранению их красоты. Когда они достигнут 1314 лет, их отвозят в

Каффу и продают за 25 тыс. пиастров. Лучшие отсылаются в Константинопольский сераль, а про­чие продаются знатным мусульманам Турции. Многие армянские купцы в Каффе женаты на черкешенках. Эти невольницы исповедуют веру своих господ.

Продаваемые и приобретаемые товары в Каффе: различные ткани, краски, квасцы, ценные породы дерева, лак, сахар, пшено, кофе, бумага, табак, опиум, сера, благовония, овощи и сушеные фрукты, олово, железо, сталь, ртуть, нюрнбергские товары.

Все съестное продается на вес.

Кантар = 7,5 батманов, 44 ока, 100 лодров, 176 юздремов, или100 фунтоввенского веса, или 132 российских фунта.

Маскал = 1,5 драхмы = 24 карата = 96 золотников.

Монеты: венецианские, голландские, немецкие, риалы, ефимки, флорины, бешлики, алтыны татарские.


ДЖОРДЖ ЭЛЛИС

ОПИСАНИЕ МЕСТНОСТЕЙ МЕЖДУ ЧЕРНЫМ И КАСПИЙСКИМ МОРЯМИ

Книга эта была издана в 1788 году анонимно. Ее автором, как выяснил ученый В. Аталиков, является Джордж Эллис (1753-1815), сотрудник английского представительства в Москве в 1778-1788 годах. Книга опубликована в переводе на французский язык в Париже в 1798 году.

Перевел с французского В. Аталиков
-------------------------------------------

...Согласно Страбону, местности от Фанагории до Колхиды были населены следующими народами: первые зихи, около Фанагории, затем вдоль побережья ахеи, зиги и гениохи, занимавшие область, простиравшуюся до Диоскурии, и, наконец, керкеты и макропогоны (длиннобородые. В. А.). О последних трех народах ничего не известно, в отношении же пер­вых двух мы знаем только то, что они предавались пиратству и продавали грекам на Босфоре рабов, которых они захватывали во время пиратских нападений. К северу от этой области находятся горы Бештай или Пять гор, где выращивают прекрасных черкесских лошадей; по-видимому, это та горная цепь, которая названа Гиппийскими (Конскими. В. А.) горами.

Страбон и Плиний называют в горах Кавказа еще многие другие народы: амарды, сисианта (киссианты. В. А.), агеды, габры, тагоры, эсседоны.

ЧЕРКЕСЫ

Этот народ занимает следующие округи: Большая Кабарда, Малая Кабарда, Беслен на реке Лабе, Темиргой на реке Шагваша, Абазех на реке Пшаха, Бжедух, Хатукай, Бшана на реках Хурса и Коркой. Этот народ занимает территорию, которая имеет в длину около 10 градусов, и, вследствие своей храбрости и военного гения мог бы сделаться весьма могущественным, если бы все народности, составляющие его, были объединены под главенством одного руко­водителя. Но этот горский народ совершенно забыл о своем едином происхождении и быстро разделяется на враждебные племена. Это дробление и является причиной того, что кубанские черкесы к настоящему времени значительно утратили свое былое могущество...

Однако черкесы Кабарды, хотя и отделились от других своих соотечественников, все еще являются наиболее могущественными на северных склонах Кавказа. Это превосходство при­вело к тому, что их соседи подражают им во всех манерах, поэтому описанием этого народа мы даем представление о всех других народах Кавказа. Кроме того, своеобразие многих их обычаев, которые похожи на обычаи большинства древних обитателей этих местностей, составляет любопытный объект, достойный нашего внимания.

Черкесы разделяются на три класса: князья, дворяне (уздени) и подданные, или народ. Большое число людей последнего класса закреплено за каждой княжеской фамилией, и Большая Кабарда разделена таким образом на три равные части между тремя фамилиями: Джамбулак, Мисост и Атажук. В каждой из этих фамилий самый пожилой мужчина считается главой и судьей, покровителем и отцом всех вассалов, которые от него зависят.

Никто из князей не имеет права делать землю источником доходов; у него нет других ценно­стей, кроме оружия, лошадей, рабов и податей, которые он может выколачивать у соседних народов. Священной считается личность не только вождя, но вообще каждого князя. Эти необычайные привилегии распро­страняются и на крымских принцев. Однако это единственное отличие, которое дается рождением и не может быть приоб­ретено личными достоинствами.

В мирное время князь ничем не отличается ни от дворян, ни от простых крестьян. Их пища и платье одинаковы, и их жилища ценятся ничуть не больше.

Уздени или дворяне избираются князьями из низшего сословия. Это офицеры князя и их обязанности состоят в обеспечении исполнения законов. Именно они во время всеобщих ассамблей добиваются одобрения мер, предлагаемых князьями.

Богатство подданных, так же, как и дворян, состоит в земле. Согласно одному своеобразному древнему обычаю, князья могут требовать, а иногда и силой осуществлять свое право отбирать все имущество своих подданных, но в то же время подданный имеет право перенести свое уважение и верность на другого князя, если сочтет, что этот его угнетает. Вследствие этой привилегии князья были вынуждены покупать привязан­ность своих подданных, и все их надежды на славу и богатство были основаны на доброй воле подданных, которых они вели в сражение.

Черкесы не имеют писаных законов; они управляются чем-то вроде публичного права или определенным числом древних обычаев. Нация собирается в исключительных случаях. Тогда самый пожилой из князей предлагает меры, которые он счи­тает необходимыми принять в данных обстоятельствах. Затем на совещание допускаются уздени и после них депутаты от народа, каковыми являются старцы, избранные по данному слу­чаю; они избираются из числа тех, кто пользуется наибольшим авторитетом в народе и между князьями, и они обсуждают то, что было выработано на совещании. Если они принимают предложение князей, оно становится национальным декретом и весь народ торжественно утверждает его. Эта церемония обычно проводится на участке земли, специально отведенном для подобных ассамблей, недалеко от жилища князя.

Черкесы мало опытны в мануфактуре. Наконечники стрел это единственное изделие из ме­талла, которое они делают сами. Правда, они изготовляют несколько сортов хорошего сукна и один сорт войлока, из которого шьют плащи; эти плащи очень легкие и хорошего качества. К этому можно добавить несколько сортов кожи, вышитые чепраки для лошадей и т. п. Их кольчуги превосходны; они доставляются к ним из Персии, а оружие из Кубеши.

Сельское хозяйство не обеспечивает их, строго говоря, всем необходимым для пропитания. Овцы и лошади составляют главные статьи их торговли, особенно последние, которых продают по высочайшим ценам; однако баланс коммерции склонился бы против них в зна­чительной пропорции, если бы они не имели источника рабов, которых они добывают во время набегов. Искусство организации подобного рода экспедиций это наиболее ценный талант черкесского князя, и цель крайне тягостных хлопот заключается в том, чтобы при­обрести образование в этом деле.

Сразу после рождения ребенка отец подыскивает для него узденя или какого-нибудь князя из другого рода, чтобы тот воспитывал и обучал порученного ему ребенка. Как только ребенку исполнится один год, ему дарят всевозможные игрушки и оружие. Если он отдает предпочте­ние оружию, такой выбор рассматривается как счастливое предзнаменование и это событие отмечается в семье как великий праздник. В возрасте от 7 до 12 лет юный князь оставляет
дом своего отца и переходит к приемному отцу. Последний обучает его обращению с оружием и лошадью, воровству и укрытию краденого. Имя вора является среди этих людей самым ужасным из всех возможных оскорблений, так как это означает открытую кражу. Затем молодого человека обучают навыкам более значительного и более опасного разбоя, и он не возвращается домой к отцу до тех пор, пока его сноровка, из­воротливость и храбрость не достигнут совершенства, которое его учитель сочтет достаточным. В качестве вознаграждения приемный отец получает девять десятых добычи воспитанника, которую последний приобретает за время обучения. Говорят, что этот вид образования поддерживается для предотвраще­ния нежелательных последствий родительской снисходитель­ности и терпимости. Этот обычай, по моему, имеется только у черкесов, но предмет и цель подобного обучения те же самые вообще у всех горцев Кавказа.

По договору с другими князьями они имеют право наказывать врагов и шпионов, грабить или обращать в рабство купцов, которые путешествуют по их стране без их разрешения, и не считается жестокостью приговаривать контрабандистов к смерти. Наконец, они занимаются бескорыстным госте­приимством, которое они предоставляют тем, кто ищет их покровительства.

Образование ребенка, порученного воспитателю, дает послед­нему очень немного, кроме права и титула приемного отца.

Также, поскольку этот народ очень мстительный, дворянин, который запятнал себя убийством князя, стремится любым способом похитить ребенка из фамилии убитого, чтобы вы­растить его. Это единственный способ уберечь себя и своих родственников от смерти. Путешественники рассказывали нам, что для подданного похищение и воспитание юного князя есть единственный путь к приобретению дворянского звания. Согласно общепринятому мнению, ребенка необходимо вос­питывать вдали от родительского дома.

Девочки воспитываются их матерями. Они обучаются вышивать и шить одежду для будущего супруга. Дочери рабов получают такое же образование и, соответственно их прелестям, продаются по цене от 20 до100 фунтовстерлингов и больше. Эти девочки-рабыни обычно грузинки.

Сразу же после рождения девочку обтягивают широким кожаным поясом. Этот пояс остается на месте до тех пор, пока не порвется под усилиями растущего организма, и в этом случае заменяется другим. Повторением этого метода девочкам придают весьма изящную фигуру. В первую брачную ночь муж разрезает кинжалом этот пояс обычай, который часто приводит к трагической развязке.

Выходя замуж, женщина дарит своему будущему мужу оружие или кольчугу. В дальнейшем не допускается, чтобы он ее видел или жил с ней без соблюдения великой скрытности. Эта сдержанность соблюдается в течение всей жизни.

Черкес позволяет иностранцу нанести визит его жене, но при этом нельзя, чтобы муж со­провождал иностранца во время визита.

Отец делает подарок дочери в день бракосочетания, но самый большой подарок она получает в день рождения ею первого ребенка. В этом случае она разрешает ему нанести ей визит, и она получает остальную часть приданого с платьем, которое носят замужние женщины, от­личительным признаком которой является вуаль. До этой поры одежда женщин во многом сходна с мужской, за исключением того, что ее плащ длиннее и обычно белого цвета цвета, который никогда не носят мужчины.

До вступления в брак юноши и девушки свободно общаются во время увеселений, орга­низуемых на их праздниках. Перед началом бала юноши демонстрируют свое искусство в различных военных упражнениях. Самый ловкий получает право пригласить на танец самую красивую девушку.

Их музыкальные инструменты - это флейта с тремя отверстиями, мандолина и тамбурин. Их танцы похожи на азиатские. Па в танце очень трудные, но зато очень грациозные.

Черкешенки участвуют в решении общих дел нации. Они гордятся храбростью своих мужей и оплакивают павших в бою. Они проявляют большую заботу о вооружении своих мужей.

Вдовы рвут на себе волосы и царапают лицо в свидетельство их скорби о павших. Мужчины также придерживаются этого обычая, но они проявляют выдержку и сохраняют спокойствие при гибели их жен и родителей.

Жилище черкеса состоит из двух хижин, чтобы муж и жена могли жить раздельно. Одна из хижин отводится мужу и служит для приема иностранцев. Другая занята женой и другими членами семьи. Двор, в котором находятся лачуги, окружен изгородью.

Вся семья собирается вместе во время обеда. Их пища проста, состоит из небольшого количества мяса, пасты из пшенной муки и напитка, приготовленного из перебродившей пшеницы.

Черкесов часто обвиняют в клятвопреступлении и нарушении верности договорам. Но, говорят, в течение последних лет вероломство у этого народа не обнаруживается.

Некоторые говорят, что религия у этого народа первобытная, но она успешно вытесняется сейчас христианством и исламом. В настоящее время у черкесов не наблюдается никаких видов культа. Они одинаково нарушают все положения как Библии, так и Корана. Их храбрость, о величии которой они так тщательно заботятся, не есть результат их религиозного страха. Как и все варвары, они верят, что все зависит от случая и является следствием отдельных поступков. В одной стычке с русскими был убит черкесский князь. Моздокский казак, знако­мый с суевериями черкесов, подбежал к трупу, вырвал сердце, побежал к реке, тщательно вымыл сердце и бросил его в течение реки с самыми ужасными проклятиями. Он думал, что это его действие обеспечит победу русским.

В одной акции против русских они прибыли на поле боя, двигая перед собой нечто вроде барабана, наполненного хворостом, шерстью и другими мягкими веществами, и покрытого шкурой. Эти машины были подвижны, отражали ядра и предохраняли их от какого-либо урона. После длительного боя, в котором русские потеряли много людей от огня противника, они пошли на эти ретраншементы в штыковую атаку и вынудили черкесов отступить. (Граф Ф. Сегюр, посол Франции при дворе Екатерины, в своих «Воспоминаниях» пишет, что шейх Мансур научил кабардинцев и других горцев изготавливать подвижные брустверы из телег, наполненных хворостом и землей. Их эффективность оказалась очень невысокой).

Черкесы не имеют своего письма для отражения своего языка. Те из них, кто умеет писать, прибегают к использованию арабских букв. Говорят, правда, что на древних гробницах, которые находятся в горах, есть надписи, которые в настоящее время непонятны. Их князья утверждают, что имеют старинные книги, содержащие древнюю историю их страны. Возмож­но, эти книги являются именно теми священными манускриптами, которые были оставлены христианскими священниками мусульманам, которыми они были брошены вследствие успехов их религии. Поэтому (вследствие отсутствия письма. - В. А.) невозможно даже строить пред­положения и невозможно узнать ничего положительного относительно древней истории этого народа. По имени, которым они сами себя называют - адыги, возможно, что это агеды, которых Плиний упоминает как один из кавказских народов. Позднее они, кажется, были включены в число многих народов под именем алан, которые были покорены гуннами, а затем хазарами нацией татарского происхождения, в которую они вошли под названием «кабары». Император Константин сообщает, что эти кабары, составлявшие часть племени хазар, взялись за оружие и начали войну. Племя разделилось на два войска; одно осталось по соседству с Персией и составило большую часть Иберии, другие объединились с венграми и укрепились на границах с херсонеситами. От них и произошло название речки Кабарда и развалин Черкес-Кермена возле древнего Херсона. Пейсоннель говорит, что в венгерском языке есть много черкесских слов; он говорит об этом в историческом трактате, в котором приводит примеры и также излагает традицию о происхождении черкесских князей.

Вот это предание. «Они, черкесы, ведут свое происхождение от князя Кесса, который в давние времена жил в Крыму. Этот князь имел двоих сыновей Инала и Шаомбока. Сыновья старшего Инала имели многочисленное потомство, но все они были истреблены в конце прошлого столетия во время всеобщего восстания нации, вызванного их жестокостью. От самого младшего сына Инала происходят нынешние князья кубанских черкесов, а три фа­милии, которые правят Кабардой, происходят от Шаомбока. Князь Кесс и его ближайшие потомки были деспоты, но увеличение численности их фамилии и уменьшение власти при­вело к созданию смешанного управления, которое существует и в настоящее время».

В течение VIIIXII вв. черкесы упоминаются русскими и греческими историками под именем казаков, которое дали им их соседи осеты. Арабы называли их мамлюками, грузины черке­сианами, татары и европейцы черкесами и чиркасами. После крушения Хазарской Империи они, хотя и сопротивлялись, были покорены арабами, которые господствовали в Персии. К концу XVI в. они стали трибутариями России.

Крымские ханы, установив господство над их страной, потребовали от них небольшой дани в знак подданства, но ханские офицеры, собиравшие дань, обнаглели и оскорбили жен и дочерей черкесов. Черкесы собрали войско, перебили сборщиков дани и затем уничтожили армию татар в 30 000 человек, которые были посланы ханом для наказания отступников.

Говорят, у них есть два присущих только им обычая. Первый это избегание мужчинами под страхом позора разговора со своими женами на виду у других людей, в результате чего два пола как бы разделяются на два общества. Другой это воспитание детей мужского пола преимущественно не родителями, но чужими людьми; девочки же воспитываются их матерями.

Если, как считают некоторые, черкесы могли существовать на Кавказе со времен весьма от­даленных, то эти обычаи могут служить доказательством в пользу баснословных историй, сообщаемых нам относительно амазонок и гаргареев, которых древние географы помеща­ют именно в тех местах, которые ныне заняты черкесами. То, что говорят, будто амазонки отрезали себе грудь это выдумки греческих этимологов. Скорее, это слово происходит от черкесского «маза» луна, которая является древнейшим божеством черкесов.

ИНГУШИ В ЕВРОПЕЙСКИХ НАРРАТИВНЫХ (ОПИСАТЕЛЬНЫХ) ИСТОЧНИКАХ

Первые сведения об ингушах в европейской нарративной (повествовательной) литературе появляются, насколько нам известно, в ХVIII веке, но они очень отрывочны и поверхностны. Например, Н. Витсен (1641-1717), бургомистр Амстердама, только упоминает в своей книге «Северная и восточная Татария» племена «ококи, цецеки, мичкиз, карабутак». Более подробные сведения появляются в ХVIII веке. Именно к этому периоду и относятся сочинения западноевропейских авторов, номещенные в данном сборнике; И. Г. Гербера, И. А. Гюльденштедта, И. Г. Георги, Я. Я. Штелина, И. П. Фалька, Я. Рейнеггса, Штедера, Ф. Л. де Сегюра, П. С. Палласа и Я. Потоцкого. Часть этих сочинений была переведена на русский язык в ХVIII –XIX вв.

В. Аталиковым осуществлены переводы на русский язык записок Гюльденштедта, Рейнеггса, Штедера, Палласа, Потоцкого. При переводе материалы источников не сокращались и не «смягчались».
--------------------------------------

ИОГАНН ГУСТАВ ГЕРБЕР

ИЗВЕСТИЯ О НАХОДЯЩИХСЯ С ЗАПАДНОЙ СТОРОНЫ КАСПИЙСКОГО МОРЯ МЕЖДУ АСТРАХАНЬЮ И РЕКОЙ КУРОЙ НАРОДАХ И ЗЕМЛЯХ И О ИХ СОСТОЯНИИ в 1728 году

Немец Иоганн Густав Гербер (?-1734) полковник артиллерии, поступил на русскую службу в 1710 году. В 1722 году в составе армии царя Петра I прибыл в Дербент и служил здесь еще 7 лет. В 1729 году вернулся в Петербург. По поручению царя он составил карту пограничных с Турцией и Персией районов Кавказа и написал подробный комментарий к этой карте. Его книга под авторством Фокеродта была опубликована на немецком языке в 1756 году. Перевод на русский язык издал Г. Ф. Миллер в 1760 году.
---------------------------------------------





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 310 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...