Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава первая календарь 5 страница



* Астрономические таблицы на досках. -- Прим. пер.

В связи с этим можно отметить, что у древних карта звездного неба несколько отличалась от нашей. Это отличие объясняется явлением предварения равноденствий, открытым Гиппархом (О. Neugebauer, -- JAOS, 1950, 1). Точка весеннего равноденствия смещается к западу вдоль созвездий зодиака. (Причина этого движения в обратном направлении лежит в общем законе гравитации и прецессии и подтверждает, в свою очередь, теорию Ньютона.) Соответственно меняется, и расстояние звезд от равноденственных точек эклиптики. Гиппарх, например, рассчитал, что расстояние Колоса (звезды в созвездии Девы) от точки осеннего равноденствия в его время составляло 6°, во времена астронома Тимохария (ок. 300 г. до н. э.) это же расстояние насчитывало 8° (Рtоl., Аlmag., VII, 2), так же сегодня созвездие Овна находится там, где раньше находилось созвездие Тельца. Другими словами, в настоящее время в мо-мент весеннего равноденствия Солнце входит в созвездие Рыб; примерно между 1000 г. до н. э. и 1000 г. н. э. точка весеннего равноденствия находилась под знаком Овна, между 3000-1000 гг. до н. э. -- под знаком Тельца и т. д.46.

НЕДЕЛЯ

Беда Достопочтенный, знаменитый средневековый летописец, говорил, что в делении времени "natura aut consuetudine aut auctoritate decurrit" * (PL, XC, 279). Длина года определяется природой, неравная продолжительность месяцев -- обычаями, а неделя -- предписаниями властей.

* "Природа избегает обычаев и (распоряжений) властей".? Прим. пер.

Искусственные единицы измерения времени из трех, пяти, семи и т. п. дней встречаются у многих народов (ср.: Nilssоn, Time-reckoning, с. 324). Так, например, семидневный период времени часто упоминается в шумерских и вавилонских текстах (ср.: Langdоn, Menologies, с. 89; H. a. J. Lewy, --HUCA, XVII, 1942?1943, c. 6). Римляне употребляли торговую неделю (как и другие народы древности) (Nilsson, Timereckoning, с. 325) из восьми дней, известную также и этрускам (Масrоb., Sat., I, 15, 13). Дни такой недели (nundinae) обозначались в календаре буквами от А до Н: семь дней рабочих, восьмой день -- базарный (Маcrоb, I, 16, 32).

Сельские жители приходили в город по рыночным дням (Vаrrо, de re rust., II, Praef.). Торги и другие общественные действия также совершались по рыночным дням, которые становились днями празднеств. Как видно из Варрона, деревенские жители брились только по рыночным дням, когда приходили в город ("Quoties prisons homo ас rusticus Romanus internundinum barbam radebat?"* -- Varro ар. Nonius, 214, 28). Наша неделя, о которой говорит Беда, восходит к предписаниям Библии и обычаям иудеев. В конце I в. н. э. Иосиф Флавий утверждал: "Нет ни одного города, греческого или же варварского, и ни одного народа, на который не распространился бы наш обычай воздерживаться от работы на седьмой день" (Contra Apionem, II, 39, 282). Происхождение этой семеричной единицы измерения времени (евр. sabua, ср. евр. seba -- "семь") неизвестно. Дни недели у иудеев именовались порядковыми числительными, так же как в настоящее время на греческом Востоке и в православной церкви (и, следовательно, у славян). В Западной Европе дни именуются по названиям планет: Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера, Сатурн, Солнце. Вторым источником происхождения нашей недели является планетарная, астрономическая неделя эпохи Римской империи, в которой каждый день имел своего правителя, т. е. планету, правившую первым часом каждого дня.

* " Часто ли случалось, чтобы человек старого закала или римский крестьянин брился не по рыночным дням?" -- Прим. пер.

У иудеев неделя начиналась в воскресенье, Так, например, в Евангелии от Матфея говорится: "По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели..." (XXVIII, 1). В планетарной неделе последовательность дней совпадала с представлениями о взаиморасположении и удаленности планет от Земли (рис. 5): Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера, Меркурий, Луна. Таким образом, первым днем недели считалась суббота (день Сатурна). Но планеты управляли также и 24 часами каждого дня. 1-й (и соответственно 8, 15 и 22-й) час субботы отводился Сатурну, 23-й -- Юпитеру, 24-й Марсу; а 1-й час следующего дня принадлежал Солнцу, которое, таким образом, правило воскресеньем (днем Солнца). Поэтому в планетарной (и в нашей) неделе dies Solis (день Солнца) следует за dies Saturni (днем Сатурна) (см.: F. Вoll, -- RE, VII, стб. 2558). Благодаря этому возник обычай, пришедший на Запад с Востока в III в. н. э., обозначать наиболее важные даты по дням недели (например, CIL, III, № 1051: X К. lun. lun. XVIII die Iovis = 23 мая 205 г. н. э., день Юпитера) 47.

Планетарная неделя, которая, согласно Цельсу (ар. Orig. с. Gels., VI, 22), являлась частью "персидской теологии" (ср.: F. Сumоnt, -- RHR, GUI, 1931, с. 54), распространилась на Западе при императоре Августе (ср.: Tib., II, 3, 18). Константин в 321 г. н. э. освятил астрологическую неделю, приказав, чтобы "omnes judices... et artium officia cunctarum venerabili die solis quiescant" (Codex Just., III, 12,2)**. Земледельцы недвусмысленно освобождались от соблюдения этого предписания48.

** Все судьи... а также все ремесленники в почитаемый день Солнца отдыхали. -- Прим. пер.

Таблица 3

Неделя

Столетие S(aeculum) Столетие S(aeculum) A(nnus) Месяц M(ensis)
Год                    
                              январь    
                              февраль    
                              март    
                              апрель    
                              май    
                              июнь    
                              июль    
                              август    
                              сентябрь    
                              октябрь    
                              ноябрь    
                              декабрь    

Воскресенье находится путем сложения цифр в графах S(aeculum) (столетие), A(nnus) (год), M(ensis) (месяц). Для XVII-XIX вв. даты приводятся по григорианскому стилю. Для января и февраля в високосные годы (см. стр. 42) следует пользоваться последней графой. Например, надгробная надпись дает следующую дату: post consulatum [Аркадия и Руфина] die Lunae, IX Сal. lun. (E. Diehl, Inscriptiones Latinae Christianae, I, № 582). Эта дата соответствует 24 мая 393 г. н. э., а день определяется как понедельник (день Луны). Это определение можно проверить следующим образом: 393 = 300 + 93. Согласно таблице, 300-м соответствует цифра 3 в графе S; 93-м соответствует цифра 5 в графе А, находимая на пересечении строки "90" из графы "Десятилетие" с графой "3" раздела Annus. Маю соответствует цифра 0 в графе М. Нужно сложить: 3 + 5 + + 0=8. Следовательно, 8 мая в 393 г. н. э. приходилось на воскресенье. Таким образом, 22 мая также приходилось на воскресенье, а 24 мая было вторником. Однако 24 мая было понедельником в 392 г. н. э. Автор надписи, видимо, спутал год консульства Аркадия и Руфина (392 г. н. э.) и год post consulatum (после консульства), т. е. 393 г. н. э. (см.: Mommsen). Цифры, приведенные в этом примере, выделены в таблице полужирным шрифтом.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 147 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...