Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава первая календарь 1 страница



ХРОНОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Ближний Восток и античность

М."Наука", 1975.

Перевод с английского И. М. Стеблин-Каменского
Ответственный редактор М. А. Дандамаев

(E.J.Bickerman, Chronology of the Ancient World, London, 1969)

К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Издание русского перевода моей книги, текст которой исправлен и дополнен с учетом новых данных, -- большая честь для меня, Я глубоко признателен д-ру М.А.Дандамаеву, предложившему перевести эту работу, а также Главной редакции восточной литературы издательства "Наука", принявшей его предложение. Я признателен также переводчику И. М. Стеблин-Каменскому и проф. И. М. Дьяконову, великодушно согласившемуся представить мою книгу русскому читателю. Перевод моей книги -- еще один пример доброго отношения ко мне коллег из Института востоковедения, Эрмитажа, а также коллег в Москве, Ташкенте и Ашхабаде, которые так сердечно принимали меня во время двух поездок ло стране. Этим друзьям я и посвящаю настоящий перевод.

Колумбийский университет, май 1973

ПРЕДИСЛОВИЕ

Мысль написать эту книгу подсказал мне когда-то Эдвард Норден. В то время я был молод и не сознавал трудностей, связанных с этим: ведь для того чтобы создать научный труд, нужны знания, но только по невежеству можно решиться опубликовать его.

Тем не менее моя несовершенная книга, по-видимому, принесла некоторую пользу: она дважды была опубликована на немецком языке, а также на итальянском и на английском. Цель этой книги - ответить на простой вопрос: как нам удается датировать события древней истории? Например, мы говорим, что Цезарь был убит 15 марта 44 г. до н. э. Откуда мы это знаем? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно понять использовавшиеся древними календарные системы и их способы летосчисления.

Английское издание было предпринято по предложению проф. Г. Г. Скулларда. По его желанию было добавлено приложение, содержащее различные хронологические таблицы. Текст книги был полностью пересмотрен и в очень многих случаях изменен в соответствии с моими теперешними взглядами или для большей ясности. Одновременно были исправлены многие промахи предыдущих изданий. К сожалению, рецензенты моей книги предпочитали хвалить ее, вместо того чтобы указывать на недостатки. Книга и ее автор выигрывают от критики, а не от похвал. Все мы находимся в неоплатном долгу и преисполнены благодарности Жанне и Луи Роберам за их строгий "Bulletin epigraphique".

Доктор Лариса Бонфант Уоррен (Нью-Йоркский университет) умело перевела мой труд с итальянского языка на английский; мои ученики Альберт Баумгартен, Д. Грейвс и Алан Кенигсберг сверили ссылки на источники и составили указатель. Профессора О.Нейгебауэр и Р.А.Паркер любезно отвечали на вопросы автора, а проф. Нейгебауэр разрешил мне воспользоваться машинописным текстом своих лекций по астрономической хронологии, прочитанных им в Брауновском университете в 1941/42 г.

Я пишу это предисловие в конце моего последнего года преподавания в качестве профессора древней истории в Колумбийском университете. Мне кажется уместным посвятить английское издание книги памяти Вильяма Линна Вестерманна, моего дорогого друга и предшественника на той же кафедре, и Мортону Смиту, моему дорогому другу и преемнику: et, quasi cursores, vital lampada tradunt*.

Колумбийский университет, март 1966

* И, как бегуны, передают факелы жизни.- Прим. пер.


ВВЕДЕНИЕ

Историю принято измерять временем. Факт считается историческим, если он может быть определен не только в пространстве, но и во времени. Факт помещается в четвертое, т. е. временное, измерение путем отсчета его удаленности от настоящего момента. Хронология, вспомогательная дисциплина истории, позволяет нам установить временной промежуток между историческим фактом и нами, преобразуя хронологические указания источников в единицы нашего летосчисления.

Так, если говорится, что "Гораций умер на пятый день до декабрьских календ, когда консулами были Г. Марций Цензорин и Г. Асиний Галл" - "decessit V Kal. Dec. G. Marcio Censorino et C. Asinio Gallo consulibus" (Suet., De viris ill., 40), то с помощью хронологии эта римская дата переводится на нашу систему летосчисления как 27 ноября 8 г. до н. э. и таким образом показывает, насколько далеко отстоит от нас во времени смерть Горация.

Мы считаем время единицами лет, или годами (1967, 1968 и т. д.), которые не повторяются, и месяцами и днями, которые повторяются ежегодно. Каждая полная дата состоит, следовательно, из двух частей: календарной даты, которая периодически повторяется (т. е. 27 ноября), и хронографической даты, которая случается только один раз (т. е. 8 г. до н. э.).

Соответственно из двух частей состоит и эта книга, которая не является ни сокращенным справочником, ни просто руководством по переводу дат, а служит, скорее, введением в основные понятия и проблемы древней хронологии. Эта книга призвана объяснить структуру древнего календаря, а также принципы, которым следовали древние при подсчете лет, и правила, которые мы можем вывести из этих принципов при сопоставлении древних дат с датами нашего летосчисления.

В нашем летосчислении используются три стандартные единицы: сутки, год и месяц. Солнечные (астрономические) сутки - это период времени, в течение которого Земля оборачивается вокруг своей оси. Год (тропический) -- это период времени, за который Земля совершает один оборот вокруг Солнца. Тропический год содержит 365 дней 5 ч. 48 м. и почти 46 сек. Наш месяц, с другой стороны, не зависит от явлений природы. Месяцы состоят из различного числа дней (28 и 29, 30, 31), сумма которых составляет 365 дней, т. е. равняется числу дней в году. Это несоответствие -- пережиток римского календаря, продолжением которого, с одним лишь изменением, является и наш современный календарь.

Из практических соображений календарь должен состоять из цельных дней. Реформируя традиционный римский календарь, Юлий Цезарь установил год, состоящий из 365 дней, с добавочным "високосным" днем (теперь 29 февраля) на каждый четвертый год для того, чтобы устранить разницу между тропическим и обычным гражданским годом. Таким образом, четыре юлианских года равны 1461 астрономическим суткам. Поэтому юлианский календарь уходит почти на 44 мин. вперед за каждые четыре года обращения Земли вокруг Солнца. К концу XVI в. н. э. накопленная разница между юлианским календарем и тропическим годом составляла около 10 дней.

Таким образом, дата пасхи смещалась по отношению к дню равноденствия. Папа Григорий XIII в 1582 г. решил переместить дату пасхи назад, к ее дате во время первого вселенского собора в Никее в 325 г., когда равноденствие состоялось 21 марта (в календаре Цезаря равноденствие приходилось на 25 марта), так что 5 октября стало 15 октября, и предложил каждые 400 лет опускать три добавочных дня, так чтобы годы 1600 и 2000 считались високосными, а годы 1700, 1800 и 1900 - не високосными. Исключая это исправление, наш григорианский календарь является все тем же римским календарем, реформированным Цезарем (см. стр. 42). Вот почему для датирования событий, происшедших до 1582 г., историки пользуются юлианским календарем. Год состоит из 365 дней и начинается 1 января; добавочный день (29 февраля) прибавляется каждый четвертый год (1, 5, 9 и т. д. до н. э.; 4, 8, 12 и т. д. н. э.).

Итак, задача хронологии состоит в том, чтобы переводить хронологические указания источников в юлианские даты (до н. э. или н. э.). Способ обратного счета от (предполагаемой) даты рождения Христа был впервые предложен Д. Петавиусом в 1627 г. и стал постоянно использоваться с конца XVIII в.1

Следует, однако, помнить, что для вычисления дат сезонных событий отдаленного времени, таких, как урожай ячменя в Вавилонии ок. 1700 г. до н. э. (ср.: S. Langdona. J. К. Fotheringham, The Venus Tablets of Ammizaduga, 1928, c. 69) или же наводнения Нила, нужно пользоваться правильным (григорианским) календарем. Ведь, например, в 4240 г. до н. э. отставание юлианского календаря и от обращения Земли вокруг Солнца, и от григорианского календаря составляло 34 дня (ср.: Ed. М е у е г,- APAW, 1904, с. 43).

В этой книге мы будем иметь дело с датами, указываемыми самими древними. Мы не принимаем во внимание ни методов относительной датировки, разработанных в археологии, ни методов прямой датировки, установленных современной наукой.

Пользуясь типологическим методом, археологи, например, датируют греческую вазу по ее стилю, т. е. находят ее сравнительное положение внутри процесса развития некоего стиля. Типологическая эволюция должна быть, следовательно, связана с какой-либо древней шкалой времени, для того чтобы получить абсолютную дату. Относительная датировка архаичных греческих ваз основывается на находках, сделанных в Италии, и связана с датами основания греческих колоний в Италии. Относительная хронология этих колоний приводится у Фукидида (VI, 1): Гела была основана через 45 лет после Сиракуз, и так далее. Относительная хронология Фукидида, в свою очередь, может быть переведена на наше летосчисление с помощью таблиц Евсевия (см. стр. 82), в которых, например, основание Сиракуз приводится под датой, соответствующей 733 г. до н. э.2

С другой стороны, методы естественных наук позволяют нам при определенных обстоятельствах непосредственно устанавливать возраст археологических находок. Так, например, древние органические остатки, т. е. остатки некогда живых организмов,- дерево, шерсть, кости... - могут быть датированы с помощью радиоуглеродного метода (по С14); деревья могут быть датированы по годичным кольцам; магнитные измерения и методы термолюминесценции служат для датирования керамики и т. д. Историк, разумеется, должен иметь собственное мнение при оценке сведений, полученных в лаборатории. Так, например, возраст бревна, установленный по годичным кольцам или же с помощью радиоуглеродного метода, относится к тому времени, когда дерево было срублено. Бревно, о котором идет речь, могло быть использовано в постройке здания через много лет после окончания строительства последнего, например при ремонте3.

ГЛАВА ПЕРВАЯ КАЛЕНДАРЬ

Современный календарь основан на видимом движении Земли вокруг Солнца, образующем "день" и "год". Современный месяц -- условная единица. Древние же, за исключением египтян и римлян, основывали свой гражданский календарь не только на движении Солнца, но и на фазах Луны4.

ДЕНЬ

Регулярное чередование дня и ночи является первоначальной мерой времени. Кельты и германцы вели счет времени на "ночи" (Caes., B. G., VI, 18; Tac., Germ., 11); Гомер считал время по "рассветам".

Из-за недостатка средств искусственного освещения рабочий день фактически совпадал со светлым дневным временем. Периоды темноты не принимались во внимание. Греческое слово hmera -- "день" имеет два значения: 1) период времени от восхода до захода солнца, 2) период времени от одного восхода до следующего восхода солнца (Geminus, Elementa astronomiae, 6)5. Те же значения имеет и латинское слово dies, наше слово "день" и соответствующие слова других языков. [Сложное слово nukthmeron -- "ночь и день", встречающееся, например, во Втором послании апостола Павла к коринфянам (XI, 25), не засвидетельствовано ранее I в. н. э.]. Итак, везде предполагалось, что день начинается утром. Так было в Греции и в Риме, в Вавилонии и в Египте, так принято и в нашем обиходе. Плиний писал: "Действительная продолжительность дня разными людьми воспринималась по-разному... простыми же людьми везде от рассвета до темноты" ("Ipsum diem alii aliter observare... vulgus omne a luce ad tenebras" -- N. H. II, 188).

Но для нужд календаря за полный день считается обычно то, что принято соответствующими календарными системами. Народы, которые в качестве основной меры времени использовали лунные месяцы (см. стр. 14), например афиняне (Varro,
ap. Gell. Noct. Att., III, 2), галлы (Caes., B.G., VI, 18), германцы (Tac., Germ., 11), иудеи, считали за полный 24-часовой день период времени от одного вечера до следующего вечера. В английском языке как пережиток лунного календаря сохранилось выражение fortnight -- "две недели"*. Там же, где, как в Египте, календарь не зависел от Луны, началом дня было принято считать рассвет. Зороастрийцы, которые осуждали счет времени по Луне как ложный, утверждали, что день -- это период времени между двумя восходами (ср.: H.S. Nyberg, Texte zum Mazdayasnischen Kalender, -- "Uppsala Univ. Arsskritt", 1934, c. 11). Вавилонские астрономы, однако, исчисляли луны в полночь (O. Neugebauer, -- PAPhS, 107, 1963, c. 529).

По каким-то причинам, которые римлянам были уже неизвестны, римский dies civilis** также начинался в полночь (Plut., Quaest. Rom., 84).

Различные периоды естественного дня различались по движению Солнца (например, "утро") или же в соответствии с использованием дневного времени (например, "обеденное время"). Соответствующие греческие выражения собраны у Поллукса (I, 68), а латинские -- у Цензорина (24; ср.: W. Sontheimer, -- RE, IVA, стб. 2011). Требования войны вызвали разделение дня и ночи на стражи (phylakai, vigiliae). Вавилоняне, Ветхий завет и Гомер (II., X, 253; Od., XII, 312) различали три стражи днем и три другие стражи ночью, в то время как греки и римляне позднее приняли египетскую систему из четырех страж (Eurip., Rhes., 5), которая была также широко принята и в гражданской жизни для обозначения частей ночи (ср., например: Asclep., Anth. Pal., V, 150). Тем не менее в Иерусалиме при римлянах часы ночи различались по петушиному крику (см.: H. Cosmala, -- "Annual of the Shedish Theological Institute", II, 1963, с. 118). Деление на часы впервые отмечается в Египте. Уже примерно около 2100 г. до н. э. египетские жрецы пользовались системой из 24 час.: 10 час. дня, 2 часа сумерек и 12 ночных час. Эта схема, основанная на десятичном счете, около 1300 г. до н. э. была заменена более простой системой, в которой дню и ночи отводилось по 12 час. Вавилоняне также отводили дню и ночи по 12 час. Греки, согласно Геродоту (II, 109), усвоили эту систему от вавилонян. Греческое слово hora, от которого через латинское hora произошло и английское hour -- "час"***, первоначально значило "промежуток времени, пора, период", а позднее стало значить и "подходящее время; назначенное время" (например, Arist., Ath. Ро1., 30, 6; Sappho, ap. Hephaest. de re metr., 11, 3, -- D.L. Page, Poetae Melici Graeci, 1962, фрагм. 976 в значении "свидание любовников") ****. Значение "час" впервые засвидетельствовано у греческого слова во второй половине IV в. до н. э. (Пифей в: Geminus, Elem., Astro., 6, 9; Arist., fr. 161). В это же время появляется и выражение "полчаса" (у Менандра).

* По происхождению букв, "четырнадцать ночей". -- Прим. пер.
** "Dies civilis" -- "гражданский день" (от полуночи до полуночи) в отличие от "naturalis dies" -- "естественный день". -- Прим. пер.
***Через посредство старофранц. hore (франц. heure -- "час"). -- Прим. пер.
**** Таков же, как и у греческого слова, путь семантического развития русского слова "час" -- "пора, время" (ср. "Будет час, да не будет вас") в значении "единица измерения времени" (вероятно, калька с греческого). -- Прим. пер.

Час в древности был, однако, не 1/24 частью полных (астрономических) суток, как в настоящее время, а 1/12 частью фактического времени от восхода до захода или же от захода до восхода Солнца. Продолжительность часа, следовательно, колебалась в зависимости от широты и времени года.6 В зависимости от времени года час составлял 3/4 или же 5/4 нашего часа (таблицы соответствий см.: Ginzel, II, с.166; Kubitschek, с. 182). Днем часы отсчитывались от восхода Солнца, ночью -- от наступления темноты. Таким образом, седьмой час примерно соответствовал нашему полудню (или полуночи)7 и отмечал конец рабочего времени, как свидетельствует изречение, "шесть часов наиболее пригодны для работы, а те четыре, которые следуют за ними, если их выразить буквами, говорят людям: живи!" (Anth. Ра1., X, 43). (Греки использовали в качестве цифр буквы алфавита, так что 7, 8, 9 и 10 -- ZHQI -- "Живи!" Девятый час, обеденное время в императорском Риме (Mart., IV, 8), мог приходиться на период от 13.30 и до 14.30 (Ideler, Lehrbuch, c. 260).

Как указывает Ксенофонт (Mem., IV, 3, 4), днем Солнце показывает время, а ночью -- звезды. По длине, человеческой тени определялось время дня (Aristoph., Eccless., 652)8. Очень примитивные "ручные таблицы" позволяли определять примерное соотношение между длиной человеческой тени и часом дня. Для ночных церемоний в храмах египетские жрецы уже около 1800 г. до н. э. пользовались так называемыми звездными часами (час узнавался по появлению определенной звезды в соответствующей декаде месяца). С возникновением солнечных и водяных часов стало возможным и более точное измерение времени9. Самые древние из сохранившихся водяных часов (примерно 1600 г. до н. э.) и солнечные часы (около 1450 г. до н. э.) были найдены в Египте. Согласно Геродоту (II, 109), греки научились пользоваться солнечными часами у вавилонян. Более поздние известия (Favorinus, ар. Diog. L., II, 1) приписывают изготовление первых греческих солнечных часов Анаксимандру Милетскому (около 550 г. до н. э.) или же его ученику Анаксимену (Plin., N. Н., II, 187). В Риме первые солнечные часы были сооружены в 293 г. до н. э. (Plin., N.Н., VII, 213).

Современные часы одинаковой и постоянной продолжительности были установлены и введены в обиход астрономами и космографами (ср.: Strabo, II, 5, 36, с. 133). Существовало две системы деления дня: на 12 равных частей, как это делали вавилонские жрецы, и на 24 части, как это делали египетские жрецы. Эллинистические астрономы переняли египетское деление календарного дня, но, следуя вавилонской системе счзта, разделили египетский час на 60 равных частей. Они пользовались водяными часами, в которых заранее определенное количество воды всегда протекало в одинаковый промежуток времени. Средневековые астрономы использовали ту же систему, соответственно которой были размечены и механические хронометры, так что мы до сих пор делим час на 60 минут. Тем не менее час переменной продолжительности продолжал употребляться в повседневной жизни, а в некоторых районах Средиземноморья он сохранялся еще в XIX в.10

ЛУНА И КАЛЕНДАРНЫЙ МЕСЯЦ

С таким же постоянством, с каким сменяются дни и ночи -- прибывает и убывает Луна (в среднем) каждые 29,53 дня. У Луны нет собственного свечения, но "Солнце придает Луне яркость", как говорил Анаксагор (Рlut., de facie, 929b), которому Платон (Cratyl., 409A) приписывает открытие того, что Луна получает свое свечение от Солнца. Поскольку период вращения Луны вокруг своей оси почти равен периоду обращения ее вокруг Земли, мы всегда видим только одну сторону Луны. Когда же Луна, Солнце и Земля находятся на одной линии, так, что Луна расположена между Солнцем и наблюдателем, находящимся на Земле, то Солнце освещает только обратную сторону Луны и наш спутник становится невидимым (conjuctio synodus? конъюнкция). По мере того как Луна продолжает двигаться на восток (т. е. против часовой стрелки) от Солнца, через один - три дня в сумерках она вновь появляется в западной части неба в виде молодого месяца. Освещенная (правая) часть лунного полушария увеличивается с каждой ночью. Примерно через 14 дней, когда Луна находится в противоположном от Солнца направлении, а наблюдатель на Земле располагается как бы между этими небесными светилами, вся видимая поверхность Луны становится освещенной (dichomenia). Затем Луна вновь приближается к Солнцу; сияет только левая часть лунного полушария, а потом Луна на рассвете исчезает в восточной части неба, и лунный цикл опять возобновляется (рис. 1).


Рис. 1. Лунный цикл

Почти все народы на земле пользовались фазами Луны для измерения времени: luna menses (Ovid., Fasti, III, 883)*. И греческое слово mhn, и английское moon, означающие "календарный месяц", связаны с названием Луны. Та же связь наблюдается и в семитских языках. Например, древнееврейское слово yerah значит и "Луна", и "месяц", а другое слово со значением "месяц" -- hodes -- обозначает буквально "молодой месяц"**.

По сути дела почти все народы Средиземноморья, кельты (Plin., N. Н., XVI, 44), германцы (Tac., Germ., 11), а также иудеи и вавилоняне, начинали отсчитывать месяц с момента появления нового полумесяца, точно так же, как это и сейчас делают мусульмане в своем религиозном календаре: новая луна оповещает о долгожданном конце месяца поста (рамадана). Иногда начало месяца объявлялось публично. (О Греции см.: Nilsson, Kalender, с. 29.). В древнейшее время в Риме pontifex minor*** наблюдал за небом и объявлял царю появление новой Луны и соответственно начало нового месяца (Macr., Sat., I, 15, 9). Даже изменение греческого календаря (см. ниже, стр. 18) не смогло разделить начало месяца и появление молодой Луны: "Разве ты не видишь, как на западе тонкорогая Луна показывает начало нового месяца?? (Arat., Phaen., 733).

*Луна правит месяцами. -- Прим. пер.
**Англ, moon -- "луна", month -- "календарный месяц". Ср. также русск. "месяц", как и прочие родственные слова индоевропейских языков, возможно восходящие к индоевропейскому корню me -- "мерить". См.: М. Фасмер, Этимологический словарь русского языка, т. II, М., 1967, с. 609. -- Прим. пер.
***Помощник понтифика, т. е. верховного жреца.? Прим. пер.

Лунные месяцы у всех древних народов фактически совпадали. "[Дорический] месяц карней соответствует тому месяцу, который афиняне называют метагитнион" (Plut., Nic., 28). Афинский пианепсион, македонский диос, ташриту вавилонян и другие? по существу, различные названия одного и того дае лунного месяца.

Соответствия между названиями месяцев в различных календарях показаны в табл. 1 (стр. 16). Наблюдению за народившимся серпом Луны могли, однако, мешать местные атмосферные условия, и соответственно начало нового месяца в данном месте могло быть несколько отложено. Так, например, Ашшурбанапал (668-629) получил однажды следующее сообщение: "29-го числа мы производили наблюдения. Из-за появившихся облаков Луны мы не видели"11.

Кроме того, не являются постоянными величинами ни длительность лунного месяца (она колеблется от 29,26 до 29,80 суток), ни продолжительность периода между наибольшим сближением (конъюнкцией) Луны и Солнца и появлением новой Луны. Появление новой Луны определяется несколькими переменными факторами, такими, как расстояние от Луны до Солнца в момент наибольшего их сближения (конъюнкции), и в эллинистическую эпоху вычисление этих факторов стало главной задачей вавилонской астрономии. Последнее, но немаловажное обстоятельство: время появления молодой Луны зависит также от широты и долготы того места, где находится наблюдатель. На западе Солнце заходит^ позднее, чем на востоке. К тому же, если в Вавилоне (широта 32,5°, долгота 45°) промежуток времени между конъюнкцией и появлением новой Луны меняется от 16 ч. 30 м. (в марте) до 42 час. (в сентябре), то в Афинах (широта 38°, долгота 23) он колеблется между 23 и 69 часами12. Для Греции Гемин (9, 14) выводит общее правило: "Новая Луна становится видимой не ранее чем через один и не позднее чем через три дня после конъюнкции". Таким образом, если основываться на наблюдениях новой Луны, то два или три месяца в 30 (или же в 29) дней могли следовать подряд13. Но власти иногда ускоряли начало нового месяца. Например, придворный астроном писал Асархаддону (680-669): "30-го я увддел луну, для 30-го дня она была высоко. Царь пусть подождет сообщения из города Ашшур, и тогда он [сможет] определить первый день месяца"14.

Поскольку все народы Средиземноморья определяли начало месяца по появлению новой Луны, месяцы у них совпадали. Но лунный месяц -- неудобное средство измерения времени. Смену времен года и, следовательно, ритм человеческой жизни определяет не Луна, а Солнце. Лунный месяц однако, не делит солнечный год на равные части. Земля совершает полный оборот вокруг Солнца за 365 1/4 дня. Поэтому солнечный год длиннее 12 лунных месяцев примерно на 11 дней (29 1/2 * 12 = 354) и почти на 18 дней короче 13 лунных месяцев. Ежегодное отставание за солнечный год, состоящий из 12 месяцев, составляет 11 дней, а в течение 32 1/2 лет при счете на лунные месяцы это отставание составляет целый год. Именно это и происходит в мусульманском календаре. Таким образом, как говорит Гемин, перед древними людьми стояла задача счислять месяцы по Луне, а годы? по Солнцу. Эволюция календаря проходит поэтому три логически и исторически последовательных этапа: 1. Отделение начала месяца от появления новой Луны. 2. Постепенное приспособление счисления месяцев по Луне к смене времен года, т. е. практически к солнечному году. 3. Циклический счет лунных месяцев. Первый этап пройден большинством народов. Хотя мусульманский месяц в принципе и начинается с появлением новой Луны, начало месяца поста? рамадана? определялось в Турции путем отсчета времени от последней наблюдавшейся новой Луны (см.: Ideler, Lehrbuch, с. 501). Греки достигли второго этапа и не смогли, да и не хотели, пойти дальше. Вавилоняне справились и с третьей проблемой. Египетский официальный календарь не зависел от Луны. Римляне тоже, по крайней мере в историческое время, не пользовались лунными месяцами для счисления времени. Поэтому мы должны рассматривать отдельно календари греков и вавилонян, чьим исчислением времени пользовались по всему Леванту, и календари египтян и римлян, которые в конце концов создали собственную календарную систему.

Таблица 1

Список месяцев1

Афины Делос Милет Делъфы
I. Hekatombaion Metageitnion Boedromion Pyanepsion Maimakterion Poseideon2 Gamelion Anthesterion Elaphebolion Mounychion Thargelion Skirophorion I. Hekatombaion Metageitnion Bouphonion Apatourion Aresion Poseideon Lenaion Hieros Galaxion Artemision Thargelion Panamos2 Panemos Metageitnion Boedromion Pyanopsion Apatourion Poseideon Lenaion Anthesterion I. Artemision Taureon Thargelion Kalamaion I. Apellaios Boukatios Boathoos Heraios Daidophorios Poetropios2 Amalios Bysios Theoxenios Endyspoetropios Herakleios Ilaios
Этолия Фессалия Беотия Poдoc
Laphraios Paaamos I. Prokoklios Athanaios Boukatios Dios2 Eusaios Homoloios Hermaios Dionysios Agyieos Hippodromios Phyllikos I. Itonios Panemos Themistios Agagylios Hermaios Apollonios2 Leschanorios Aphrios Thyios Homolios Hippodromios Hippodromios Panamos Pamboiotios Damatrios Alalkomenios2 I. Boukatios Hermaios Prostaterios Agrioaios Thioyios Homoloios Theilouthios Panamos Karneios Dalios I. Thesmophorios Diosthyos Theudaisios Pedageitnios Badromios Sminthios Artamitios Agrianios Hyakinthios
Эпидавр Кос Македония Вавилония 3
I. Azosios Karneios Proratios Hermaios Gamos Teleos Posidauos Artamitios Agrianios Panamos Kyklios Apellaios Panamos Dalios Alseios I. Karneios Theudaesios Petageitnouos Kaphisios Badromios Gerastios Artamitios Agrianios Hyakinthios Loios Gorpaios Hyperberetaios I. Dios Apellaios Audnaios Ferities Dystros Xandikos Artemisios Daisies Panemos Du'uzu Abu Ululu2 Tasritu Arahsamna2 Kislimu Tebetu Sabatu Addaru I. Nisanu Aiiaru Simanu

1Составлен автором. Месяцы расположены в порядке афинского календаря, где месяц гекатомбеон падал на июль -- август. Цифрой I обозначен первый месяц в каждом календаре.
2Обычные месяцы, добавленные для согласования с солнечным годом
3 Последние названия вавилонских месяцев возникли в г. Ниппуре и широко распространились лишь после 2000 г. до н. э. (см.: B. Landsberger, Der kultische Kalender der Babylonier und Assyrer 1915; S. Langdоn, Babylonian Menologies, 1935). О вавилонских месяцах до введения ниппурских названий см.: D. О. Еdzard, -- "Abhandlungen der Bayerischen Akademie der Wissenschaften", 72, 1970, c. 140. О календаре в г. Мари в XVIII в. до н. э. см.: М. Birot, -- "Archives royales de Atari", XII, 2, 1964, c. 20. Некоторые названия вавилонских месяцев встречаются в документах из Угарита примерно в 1400 г. до н. э. (см.: Ch. Virolleaud, Le palais royal d'Ugarit, vol. II, 1957, N162). Иудеи приняли вавилонский календарь после 587 г. до н. э., когда они подпали под власть Вавилонии. О шумерских месяцах см.: Y. Rosengarten, Le concept sumerien de consommation, 1960, c. 408; ср., например, "месяц празднества Акиту" в досаргоновском Уре: A. Falkenstein, --"Festschrift fur J. Friedrich", 1959, c. 148.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 146 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...