Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава первая календарь 3 страница



* По указанию божества. -- Прим. пер.
** "Месяца левеона ведут [счет], как халкидяне". -- Прим. пер.

Моисей (Бытие, I,14) и Платон (Timaeus, 38с) были согласны в том, что бог поместил светила на небесный свод в качестве мерил времени. Поэтому, как утверждает. Гемин (Elem. astro., 8), тот принцип, что жертвы должны приноситься по обычаям предков, все греки связывали с тем, что "они должны сохранять в годах согласие с Солнцем, а в днях и месяцах-- с Луной". В результате соблюдения такого исчисления все жертвоприношения будут совершаться в должное время. Греки (Рlatо, Leg., VII, 809d) и иудеи (стр. 22) придерживались по этому поводу одного и того же мнения.

АФИНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

Афинский календарь классической эпохи известен нам гораздо лучше, чем способы исчисления времени в других греческих городах30. Во-первых, имеется гораздо большее количество документов. Во-вторых, список архонтов (гл. II, стр. 63) позволяет определить год составления документов по юлианскому календарю. В-третьих, афиняне пользовались одновременно двумя официальными системами датирования: гражданским лунно-солнечным календарем и системой исчисления, применявшейся пританами. Пританы составляли рабочий комитет Совета (Boule), который управлял Афинами определенный период года. "Совет Пятисот избирается по жребию, по пятьдесят человек от каждой филы. Члены каждой филы исполняют обязанности пританов по очереди, порядок очередности определяется жребием. Первые четыре служат по тридцать шесть дней каждый, последние шесть по тридцать пять. [Это составляет 354 дня для десяти пританов.] Потому что они счисляют годичный период [Совета] по Луне". Это утверждение Аристотеля (Ath. Pol., 43, 2) относится к его времени и к периоду примерно после 408 г, до н. э. (Meritt, с. 215; ср.: W. К. Pritchett, -- BCH, 1964, с. 473). Продолжительность работы Совета до этой даты точно неизвестна. По одной счетной записи (IG, I, N324 = Тоd, I, N 64) было сделано заключение, что в 426/5-423/2 гг. до н. э. четыре года пританов насчитывали 1464 дня (ср. IG, 1,155; Ginzel, II, с.80). Однако некоторые цифры в этой надписи на камне не сохранились, а восстановления их сомнительны31.

Совет, видимо, приступал к своим обязанностям совместно с архонтом 1 гекатомбеона, но в 410 г. до н. э. срок его полномочий истек 13 скирофориона (А г i s t., Ath. Pol., 32), т. е. примерно на 15 дней раньше конца года архонта в 411/0 г. до н. э.

После Аристотеля с 307/6 по 224/3 г. до н. э. было 12 смен фил. На протяжении этого времени периоды деятельности пританов, по-видимому, совпадали с месяцами гражданского календаря (см.: Pollux, VIII, с. 115; Meritt, с. 135). С 223/2 по 202/1 г. до н. э. было 13 смен, в 201/0 г. до н. э. --11 и с 200 г. до н. э. до времени Адриана -- снова 12.

В классических Афинах счет времени по пританам был как бы рабочим календарем правительства. Например, перемирие 423 г. до н. э. было принято народным собранием, когда у власти были пританы из филы Акмантия (Тhuс. IV, 119). Народное собрание утверждало существующие законы на 11-й день периода службы первых пританов (Dem., 24, 25) и т. д. На основании такого же принципа счета времени составлялись и финансовые документы, в том числе об аренде горных разработок (М. Crosby, -- "Hesperia", 1950, с. 192). Государственный должник, который не внес платы к девятой смене пританов, терял свои гражданские права (Dem., 24, 87). Для общего определения времени применялся гражданский календарь, т. е. 12 месяцев года архонта. Так, например, говорили, что тот или иной брак заключен в месяце скирофорионе, когда архонтом был Полизел (367 г. до н. э.), или что документ о разводе был написан в месяце посидеоне, когда архонтом был Ти-мократ (364 г. до н. э.) (Dem., 30, 15)32.

Дошедшие до нас свидетельства показывают, что афиняне не пользовались ни циклом Метона, ни какой-либо другой системой правил для упорядочения официального календаря33, хотя, как полагал Петавий (Ideler, I, с. 318), расчет по циклам мог бы помочь магистратам в упорядочении календаря относительно движения Солнца (ср. стр. 26). В Афинах, как и в Сицилии (стр. 27), месяцы добавлялись по мере того, как в этом возникала необходимость. Например, около 420 г. до н. э. народ постановил, что архонт наступающего года должен вставить месяц гекатомбеон (IG, I, № 76). Даже еще во II в. до н. э. добавления месяцев производились так беспорядочно, что в двух годах, следующих один за другим, могли быть дополнительные месяцы (М. Тhоmрsоn, The New Style Silver Coinage of Athens, 1961, c. 612). Афиняне могли бы следовать принципу чередования полных и пустых месяцев (см. выше, стр. 24, и ср.: Meritt, с. 84). На практике же дни исключались (см.: W. К. Рritсhеtt, -- BCH, 1964, с. 460, 473) иди же добавлялись (W. К. Рritсhеtt,-- BCH, 1957, с. 276) произвольно. Основной причиной такой подгонки календаря было то, что большинство религиозных празднеств было закреплено в официальном календаре. Храм Дионисия в Лимнах мог быть открыт только раз в году, а именно 12-го числа месяца антестериона (Dem., 30, 15), и т. п. Законы, впервые опубликованные Солоном (Рlut., Solon, 25; Ni1ssоn, Kalender, c. 68), были записаны на камнях. Так, каждый мог прочесть, например, что жертвоприношения Куротрофу должны были совершаться демом (частью родовой общины -- филы) Эрхия на третий день месяца скирофбриона34.

Пренебрежение установленными датами было бы равносильно оскорблению богов. Однако можно было менять указанные даты в связи с движением небесных тел. Например, театральные представления во время празднества Великие дионисии должны были происходить на 10-й день элафеболиона (см.: L. Dеubnеr, Attische Feste, 1932, с. 142). В 270 г. до н. э. представления были по какой-то причине отложены. В связи с этим четыре дня, следующих за 9-м элафеболиона, считались вторым, третьим и четвертым "вставленным" 9-м элафеболиона: Еlаpheboliono[s] [e]natei histamenoy tetartei embolimoi (W. B. Dins-moor, -- "Hesperia", 1954, c. 299). Кроме того, афиняне могли переименовать месяц мунихион сначала в антестерион, а затем в боэдромион, чтобы дать возможность Деметрию Полиокрету во время его непродолжительного пребывания в городе познакомиться с малыми (празднуемыми в антестерионе) и большими (празднуемыми в боэдромионе) элевсинскими таинствами (Рlut., Demetr., 26). В то же время, поскольку народное собрание не созывалоеь по праздникам и несчастливым дням (Вusо lt --Swoboda, II, с. 988), искажения календаря могли быть на руку политическим деятелям. Если боги, как полагал Аристофан, жили по правильному времени, то афинский календарь часто заставлял их "ложиться спать без ужина" (Nubes, 618).

Таким образом, продолжительность определенного гражданского года или месяца должна была устанавливаться эмпирически, а предлагаемые схемы афинского гражданского года могут быть только гипотетическими. В этом отношении иногда могут быть полезны указания о годе пританов. Афинские документы часто имеют две даты: по гражданскому календарю и по календарю пританов. Сроки службы пританов были пронумерованы начиная с 394 г. до н. э., а дни смены пританов установлены начиная с 346 г. до н. э. Например, в указе приведено такое уравнение: 23-й день IX смены пританов = 11-му числу месяца таргелиона (Syll., 287). Таким образом, можно определить, был ли данный гражданский год вставным (продолжительность каждой смены пританов во вставном году увеличивалась). Например, в 333/2 г. до н. э. 29-й день I смены пританов падал на 9-й день второго месяца (метагитниона) гражданского года. Исходя из этого можно сделать вывод, что продолжительность I смены пританов составляла 39 дней (по меньшей мере); следовательно, 333/2 г. был дополнен (IG, II, N 338). С другой стороны, в 332/1 г. до н. э. 19-е элафеболиона, т. е. 225-й день обычного гражданского года, соответствовало 7-му дню VIII смены пританов (IG, II, № 345). Таким образом, I? VII смены пританов содержали 248 дней, а весь год включал (248: 7) х 10 = 354 (или 355) дней. Другими словами, 332/1 г. до н. э. был обыкновенным годом. Разумеется, одна из двойных дат может быть утрачена или же вообще не отмечена на камне (см., например: IG, II, № 337 -- о 333/2 г. до н. э.). Хотя в IV в. до н. э. год пританов и год архонта совпадали, мы не знаем юлианской даты для 1 гекатомбеона. Предположение, выведенное из Платона (Plato, Leg., VI, 767; ср.: Ginze1, II, с. 380) и все еще повторяемое современными учеными (например, W. К. Рritchett, -- CPh, 1959, с. 151), что начало официального года всегда совпадало с летней кульминацией Луны, остается недоказанным. Оно основано на том, что афиняне якобы старались на протяжении каждого официального года уравновесить вставленные и исключенные дни. Возможно, однако, что граждане Афин не были столь точны. Астрономические таблицы (parapegma; см. стр. 53) позволяли легко пренебрегать причудами официального исчисления времени. Сопоставить афинскую дату с юлианской можно лишь в исключительных случаях (см.: W. К. Рritchett, -- CPh, 1974, c. 235). Это утверждение справедливо и для астрономических данных [например, затмение 23 декабря 383 г. до н. э. произошло, когда архонтом был Фанострат в месяце посидеоне (Рtоl., Almag., IV, 11)], поскольку астрономы пользовались афинскими календарными названиями для своего идеального календаря средних лунных месяцев (см. стр. 53) (см.: В. L. van der Waerden, -- "Museum Helveticum", 1958, с. 106; его же, -- JHS, 1960, с. 172)35. Что же касается смен пританов, то их продолжительность изменялась, но никаких сведений об этих изменениях пока не обнаружено. Устойчивость, по крайней мере относительная, календаря пританов, может, быть, связана с его использованием в финансовых записях (см. стр: 30). Использование в деловой жизни схематического года из 12 месяцев по 30 дней (Th. Моmmsеn, Chronologie, 1883, с. 48; Sоntheimer, -- RE, XVI, стб. 16) также сглаживало неудобства гражданского года.

Наиболее важные поправки производились путем непосредственного наблюдения за Луной. Пренебрегая официальным счислением, люди обычно-начинали считать дни нового месяца, увидев новый серп Луны. Так, Аристофан (Nubes, 626) нравоучительно советует афинским политикам регулировать свою жизнь в соответствии с Луной: kata selenen hos agein khre toy bioy tas hemeras*, и с начала II в. до н. э. в официальное датирование включалось указание на реальное изменение фаз Луны. Дата в году давалась "согласно архонту" и "согласно божеству" (ср.: J. Pouilloux, -- REA, 1964, с. 211), т. е. Селене, Луне; Elaphebolionos enatei met' eikadas kat' arkhonta kata theon de Moynikhionos dodekatei** (IG, II, 967). Следовательно, в этот год архонтства Ахея, когда по официальному календарю было 19 элафеболиона, Луна была уже на 12-м дне следующего лунного месяца (мунихиона). Но уже в год Эвергета 19 элафеболиона отставало от Луны только на два дня (см.: В. D. Merill, -- "Hesperia", 1957, с. 73; Pritchett --Neugebauer, c. 15; Pritсhett, c. 330).

* "Следует проводить дни своей жизни в соответствии с Луной" -- Прим. пер.
** " Месяца элафеболиона на девятый день после двадцатых чисел по архонту, а по божеству на двенадцатый день месяца мунихиона". -- Прим. пер.

МАКЕДОНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ В ЕГИПТЕ

Александр Македонский принес в Египет македонский лунносолнечный календарь, и Птолемеи долго его придерживались. В этом календаре месяцы состояли из 29 и 30 дней, дни месяца были последовательно пронумерованы, и 29-е число в пустом месяце опускалось (Р. Соrnell, I), так что последним днем месяца всегда считалось 30-е. Время от времени вставлялись дополнительные месяцы (Рlut., Alex., 16; FrGrH, 257a, 3; ср.: P. Oxyr., XVII, N 2082). Как пользовались этим календарем вне Египта, остается неизвестным. Для Селевкидов (см. стр. 21) Александр Великий умер на 29-й день вавилонского месяца айару, что соответствует вечеру 10 июня 323 г. до н. э. (А. Е. Samuel, Ptolemaic Chronology, 1962, с. 47). Согласно "Дневнику Александра", царь умер в последний день месяца десия (Рlut., Alex., 75?76). Следовательно, в это время македонский календарь совпадал с Луной. (Или Александр, как позднее Селевк I, пользовался вавилонской циклической системой?). Псевдо-Каллисфен приводит ошибочную дату смерти Александра ("Historia Alexandri Magni", с. 146, ed. G. Kroll: 13 фармути=13 июня).

Греческие документы птолемеевского Египта содержат многочисленные сопоставления македонских и египетских дат, а последние легко переводятся в юлианские даты (см. стр. 35). Свидетельства источников показывают, что примерно до 240 г. до н. э. македонские месяцы совпадали с лунными фазами. По-видимому, календарь подправлялся в соответствии с 25-летним египетским циклом. Как и в старом македонском календаре, дополнительный месяц вставлялся каждые два года (см. стр. 24), хотя весь цикл требовал только девять вставок (1309 лунных месяцев = 25 египетским годам = 9125 дням). Но поскольку календарь выверяли по солнечному году, в него не | вносили путаницы излишними вставками. Они влияли только на порядок следования названий месяцев в солнечном году. Македонский календарь сохранялся в Египте главным образом для культовых целей. Двор Александра даже праздники египетских богов отмечал согласно македонскому календарю. Но подгонка этого календаря к солнечному году и дополнительные вставки влияли на связь между месяцами и временами года. 1 диоса могло приходиться на 25 августа в начале царствования Птолемея II и на 15 января -- в конце. Кроме того, египетский календарь, как более простой, был удобнее в повседневной, жизни (см. список египетских месяцев, найденный на о-ве Самое, принадлежавшем Птолемеям, -- L. Robert, Etudes epigraphiques, 1938, с. 118). Уже в середине III в. до н. э. греки в Египте исчисляли время по египетскому календарю, так что, например, в 257 г. до н. э. грек спрашивал, на какую египетскую дату придется в этом году день рождения царя -- дни рождения царя устанавливались по македонскому календарю (P. Cair. Zen., IV, N 59541). Македонский календарь использовался для всех государственных дел. Так и сегодня в Марокко в деловой жизни используется солнечный календарь, в то время как официально даты приводятся по мусульманскому лунному году (см.: E.Westermarck, Ritual and Belief in Morocco, II, 1926, c. 150). Но поскольку египетский год был, в свою очередь, подвижным, греки сверялись со звездным календарем (см. стр. 49), составленным в соответствии с египетским годом. Таким образом, празднества могли проводиться из года в год в одно и то же время реального солнечного года (P. Hibeh, № 27; Р. Раris, 1; F. В1ass, Ars Eudoxi, 1887).

Во время правления Птолемея III о синхронизации македонского календаря с Луной не заботились. Например, 1-е число месяца горпиэя в 232 г. до н. э. приходилось на пятый день после полнолуния. В конце III в. до н. э. (см.: P. Tebt., III, N 820) македонский календарь был подогнан к египетскому таким образом, что македонские месяцы только по названиям отличались от египетских. Вначале македонский месяц дистр соответствовал египетскому тоту и т. д. Впоследствии Птолемей VII Филометор в 163 г. до н. э. вновь восстановил македонский календарь (U. Wilсken, Urkunden der Ptolemarzeit; I, 1927, с. 496), но после его смерти в 145 г. до н. э. реформа была отменена. Новое соотношение македонских и египетских месяцев (на этот раз тоту соответствовал диос) вошло в силу позднее (первое свидетельство в 119 г. до н. э.), хотя и предыдущая система просуществовала до конца II в. н. э. Как и во владениях Селевкидов, в Египте греческий календарь также был заменен местным. Однако, в то время как Селевкиды только подправили лунно-солнечный календарь, Птолемеи по сути дела полностью упразднили лунно-солнечное исчисление времени36.

ЕГИПЕТСКИЙ ГОД

"У египтян, и только у них, год всегда имел определенную продолжительность. У других народов она менялась в результате различных, но равно ошибочных вычислений" (Macrob., Sat., I, 12, 2). У египтян существовала anni certus modus*, поскольку их год состоял только из дней. Эти 365 дней были схематично объединены в четыре времени года и 12 месяцев по 30 дней, а сверх того еще имелось пять дополнительных дней (epagomenai)37. Дни в течение месяца считались по порядку один эа другим. Месяцы считались начиная с первого по четвертый в течение каждого из трех земледельческих сезонов: наводнение (когда Нил заливал поля), выход (освобождение земли из-под воды; период сельскохозяйственных работ) и отсутствие (период низкой воды), В более позднем народном употреблении египетские месяцы именовались по празднествам. Вот передача этих названий (унаследованных коптами) исходя из греческих форм: тот, паофи, хатир, хойак, тиби, мехир, фаменот, фармути, пахон, паини, эпифи, месоре (плюс пять дополнительных дней) (см.: T.G.Н.James, -- "The Hekanakhte Papers", 1962, 3).

*Определенная величина года.-- Прим. пер.

Получавшийся в результате год, который был на 1/4 дня короче реального солнечного года, мог быть исправлен при помощи интеркаляций, но это в Египте не делалось. Поэтому каждые четыре года начало года (1-е число месяца тот) отставало на один день от солнечного года. Таким образом, каждый месяц на протяжении цикла из 1461 египетского года (=1460 юлианских) проходил через все периоды солнечного года (ср. гл. III, стр. 59) (см.: Sethe, -- GGN, 1920, с. 30; R. А. Parker, -- "Revue.d'Egyptologie", 1957, с. 85).

Канопский указ гласит: "Получается, что празднества, которые праздновались зимой, приходятся на лето, а те, которые праздновались летом, вместо этого происходят зимой" (OGIS, N56). Жрецы, однако, препятствовали проведению реформы, предложенной в 238 г. до н, э. Птолемеем III для исправления annus vagus *.

*Подвижного, блуждающего года.-- Прим. пер.

В действительности наряду с официальным годом существовал еще и народный лунный календарь из месяцев переменной длины в 29 и 30 дней, засвидетельствованный начиная примерно с 1900 г. до н. э. Он был основным в повседневной жизни и использовался для культовых целей. В течение некоторого времени (до 235 г. до н. э.) египтяне применяли 25-летний цикл из 309 месяцев, который определял даты начала лунных месяцев в гражданском календаре (ср. стр. 34; R.A.Parker, --JNES, 1957, с. 39; Neugebаuer, с. 90). Египетский лунный месяц, видимо, начинался рано утром (R. А. Рarker, --JNES, 1970, с. 21).

Египетский подвижной год не зависел ни от Солнца, ни от Луны; как это часто бывает у народов древности (М. Р. Nilssоn, -- "Acta Orientalia?, 1941, 1 -- "Opusc. Selecta", II, c. 54), он был связан с определенной звездой. Появление Сириуса на востоке во время восхода Солнца 19 июля после того как звезда была невидима примерно 70 дней* почти совпадало с началом наводнения на Ниле, а следовательно, и с египетским Новым годом, первым днем первого месяца сезона наводнения, т. е. с 1-м числом месяца тот. Египтяне восхваляли звезду как "приводящую Нил" и "обновляющую год" (Рlut., De Isid., 38; ср.: Th. Норfnеr, Plutarch uber Isis und Osiris, II, 1941, с. 174). Появление звезды торжественно объявлялось "Сириус восходит на 16-й день месяца фармути" и т. п. (см. стр. 78). Год по Сириусу, однако, соответствует солнечному году (который короче примерно на 12 минут). Следовательно, появление Сириуса 1-го числа месяца тот случалось один раз через каждые 1460 юлианских лет. (В действительности длина года Сириуса несколько меняется; ср.: М. F. Ingham, -- JEA, 1969, с. 35.) Цензорин сообщает, что это произошло 21 июля (в действительности 20 июля) 139 г. н. э.

Как это было принято в то время, в Александрии чеканили монеты с изображением сказочной птицы феникса -- символа возрождения? и с надписью AION (J. V о g t, Die Alexandrinischen Munzen, 1924, c. 115). Цензорин писал о возвращении annus canicularis* (поскольку Сириус называли также Canis maior**). Из его слов ученые нашего времени без всяких к тому оснований пришли к заключению, что египетский annus vagus должен был начинаться в тот день, когда появление Сириуса перед восходом Солнца приходилось на 1-й день месяца тот. Начиная с Фрерэ (Freret, 1758), у исследователей возникли сомнения, какой из годов, 1322-й или же 2782-й до н. э., считать начальным для египетского календаря (Ideler, I, с. 126). Эд. Мейер вновь возвратился к 4241 г. до н. э. Но этот спор бесполезен. Календарь -- это такая вещь, которую не в силах объяснить ни логика, ни астрономия. Египетский календарь принимал во внимание Нил, а не Сириус38 (О. Neugеbаuer, -- "Acta Orientalia", 1938, с. 169; его ж е, --JNES, 1942, с. 396). Более того, нет настоятельной необходимости начинать новый календарь с его первого дня. В Англии переход от юлианского календаря и Нового года, начинавшегося 25 марта, к григорианскому стилю с началом года 1 января осуществился 2 сентября 1752 г.

* Года Сириуса. -- Прим. пер.
** Большой Пес (название созвездия, в котором Сириус -- самая яркая звезда).-- Прим. пер.

В действительности египтяне первоначально, как и многие другие древние народы, исчисляли время не по годам, а по земледельческим периодам (Diod., I, 26, 5). Все предположения относительно даты введения annus vagus преждевременны. Мы можем лишь утверждать, что есть свидетельства об использовании подвижного года начиная со времени V династии, что восход Сириуса наблюдался уже примерно в 1900 г. до н. э. и что празднество по случаю этого события, начиная со Среднего царства, отмечалось в гражданском году в разные даты. Слова "день" и (лунный) "месяц", как показывают их иероглифические обозначения, были связаны соответственно с Солнцем и с Луной (К. S e t h e, Vom Bilde zum Buchstaben, 1939, с. 23). Египетское слово "год" не имеет какого-либо дополнительного астрономического значения; оно означает "возрождение", с которого начинался каждый год (Е. Еdel, Altagyptische Grammatik, 1955, с. 179; его же, -- JNES, 1949, с. 35; ср.: Gardiner, с. 70).

Переменный год был введен, возможно, для административных целей. У египтян был схематический финансовый год из 360 дней (12x30). Annus vagus возник тогда, когда финансовый год с прибавлением пяти дополнительных дней сравнялся со средним сельскохозяйственным годом, который в Египте имел ту же продолжительность, что и солнечный год: регулярность наводнений Нила обусловливалась таянием снегов в горах Эфиопии (см.: D. Bonneau, La crue du Nil, 1964, с. 29).

Расхождение египетского года с движением Солнца на протяжении жизни одного человека было почти незаметно: за 40 лет разница составляла всего 10 дней. Согласно Геродоту (II, 4), египетский год совпадал со сменой времен года. Преимущества египетского календаря, его простота и правильность, были столь очевидны, что астрономы пользовались им начиная с эллинистических времен до Коперника.

Именно по этой причине схематический год из 12х30 + 5 дней, вероятно основанный на вавилонском годе из 12x30 дней (см.: О. Neugebauer, -- JNES, 1942, с, 400), стал официальной системой исчисления времени в Персии при Сасанидах, а также в Армении и Каппадокии39. (Согласно арабским астрономам, сасанидский год подгонялся к смене времен года при помощи добавления одного месяца каждые 120 лет.) (См.: A. Christensen, L'Iran sous les Sassanides, 1944, с. 168; E. S. Кennedуa. B. L. van der Waerden, -- JAOS, 1963, c. 315; E. Вiсkerman, -- ArchOr, 1967, c. 197.)

РИМСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

Римский календарь во времена Цезаря состоял из 12 месяцев: четырех -- по 31 дню (март, май, квинтилий = июль, октябрь), семи -- по 29 дней (январь, апрель, июнь, секстилий = август, сентябрь, ноябрь, декабрь) и одного из 28 дней (февраль) -- всего 355 дней в году 40.

Через каждый год (по четным годам до н. э.) прибавлялось 22 или 23 дня для согласования с солнечным годом. Это прибавление производилось в феврале после празднества терминалии (23 февраля); оставшиеся пять дней февраля добавлялись в конце дополнительного месяца (intercalaris), так что этот месяц состоял из 27 или 28 дней.

Первый день месяца назывался календы (Kalendae), пятый (или же седьмой в месяце из 31 дня)? ноны (Nonae), тринадцатый (или же пятнадцатый в месяце из 31 дня) -- иды (Idus). Считая в обратном порядке от этих установленных дат, обозначали дни месяца. Подсчет велся включительно, т. е. включался и обозначаемый день, и день, от которого велся отсчет. Таким образом, 2 января считалось: ante diem IV Non. Jan*; 2 марта: ante diem VI Non. Mart**. День накануне того дня, который нужно было сосчитать, назывался pridie (табл. V, стр. 175). Последние дни февраля после ид в дополненном году подсчитывались в обратном порядке от начала прибавленного месяца: ante (diem) V Kal. Intercalaris*** -- 20 февраля (Сiс., pro Quinct., 79). Иногда еще и 14 февраля было неизвестно, будут ли понтифики прибавлять дополнительный месяц; в этом случае 14 февраля обозначалось как ante diem X Terminalia**** (Dessau, N 6302 = Degrassi, N719).

* Четвертый день до январских нон.-- Прим. пер.
** Шестой день до мартовских нон.-- Прим. пер.
*** Пятый день до календ интеркалярия (добавленного месяца). -- Прим. пер.
**** Десятый день до терминалии.-- Прим. пер.

Последовательный счет дней, хотя и был возможен, встречается редко (A. Gagner, -- "Festskrift Per Persson", 1922, с. 202).41

При такой системе счисления Луна совершенно не принималась во внимание; напротив, прибавление 22 (или 23) дней каждые два года нарушало всякое согласование с лунными месяцами. Тем не менее дни на протяжении месяца считались в обратном порядке от очередной лунной фазы. Понтифик объявлял о появлении нового серпа (стр. 14) и по его форме и местоположению сообщал, сколько дней следует считать до нон, т. е. до первой четверти. В ноны снова провозглашалось, через сколько дней будут иды (полная луна) и по каким дням следует устраивать празднества (Ginzel, II, с. 173).

Римский календарь со всеми его специфическими особенностями (продолжительность месяца, система интеркаляций) был довольно сознательной попыткой "синхронизации гражданского и солнечного годов" (Censor., 20, 6). Римский четырехгодичный цикл состоял из 355 + 378 + 355 + 377 дней. Можно предполагать, что автор этого цикла стремился подогнать лунный год к движению Солнца, т. е. к земледельческому году. (Месяцы из 29, 30 и 31 дня встречаются и в греческих метеорологических календарях.) Тем не менее римский четырехгодичный цикл насчитывал 1465 дней, т. е. он был на четыре дня длиннее, чем четыре солнечных года. Таким образом, римский календарь отставал от смены времен года на четыре дня за каждые четыре года. Но установить истинную продолжительность солнечного года было и в самом деле нелегко (см. стр.26). Геродот (1,32) на этот счет заблуждался; великий инженер Гарпал (ок. 480 г. до н. э.) считал, что период обращения Земли вокруг Солнца составляет 365 дней и 13 час. Даже ок. 190 г. до н. э. Энний упоминал о 366 днях солнечного года. Поэтому нас не должно удивлять, что примерно в 500 г. до н. э. римские крестьяне ошибались: "Ты, Ромул, знал лучше оружие, чем звезды" (Scilicet arma magis quam sidera, Romule, noras.-- Ovid., Fasti, I, 28).

Римский псевдосолнечный цикл, видимо, являлся модификацией "года Ромула", т. е. чисто земледельческого 10-месячного года, начинавшегося в марте и кончавшегося в декабре, "десятом"* месяце. Народы древности часто принимали во внимание только период земледельческих работ и пренебрегали остальным временем естественного года. Весь годичный период, от одной весны до другой, делился на части различной длины. Такие "месяцы", продолжительностью до 39 дней каждый, засвидетельствованы и для года Ромула (Рlut., Numa, 18; Lуdus, de mens., I, 16), и вообще для древней Италии (Censоr., 22, 6; 19, 6). Названия месяцев от марта до июня, по-видимому, относились к стадиям роста зерна и скота (см.: J. G. Frazer, The fasti of Ovid., JI, 1929, c. 8; J. Вауet, Histoire de la religion romaine, 1957, c. 89). Древние обычно приписывали введение этого календаря Нуме Помпилию (и связывали недостатки календаря с его последующими изменениями -- см.: Сic., de leg. II, 12, 29). Современные ученые большей частью приписывают введение календаря децемвирам (середина V в. до н. э.). Но последние, скорее, выработали лишь систему добавлений к календарю для согласования с солнечным годом (интеркаляций) (Macrob., I, 13, 21). С другой стороны, календарь был связан с капитолийским культом: календы были посвящены Юноне, а иды -- Юпитеру42. Расхождение этого календаря с солнечным годом было столь очевидным, что уже примерно в 450 г. до н. э. децемвиры пытались исправить всю систему (см. выше). В 191 г. до н. э. был принят закон М. Ацилия Глабриона об интеркаляциях. Но эти реформы не помогали. Выдвигалось много других предложений подогнать календарь к солнечному году (Маcrob., I, 13; Liv., I, 19; ср.: Ideler, II, с. 69; Ginzel, II, с. 253), но, очевидно, они так и не были приняты римлянами (Моmmsen, c. 44). По всей видимости, римляне в какое-то время отказались от схематических дополнений календаря и, так же как в Афинах ив других греческих городах (см. стр. 26), дополняли год тогда, когда в этом возникала необходимость. Со времени Второй Пунической войны и до реформы Цезаря в 45 г. до н. э. понтифики регулировали календарь по своему усмотрению. Так же как и греки (см. стр. 29), римляне стремились к тому, чтобы определенные жертвоприношения совершались соответственной одно и то же время года (Quod ad ternpus ut sacrificiorum libamenta serventur fetusque peeum... diligenter habenda ratio intercalandiest.-- Cic., de leg., II, 121, 29)**. В действительности интеркаляций стали орудием политиков в их борьбе за власть и часто производились произвольно, без учета времени года.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 182 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...