Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава первая календарь 4 страница



* Ср. лат. decem -- "десять", december -- "десятый" (о месяце).-- Прим. пер.
** Что касается времени, когда должны приноситься в жертву первые плоды земли и молодой скот... то следует тщательно совершать интеркаляцию. -- Прим. пер.

Это отразилось в формулировке одного из условий контракта, приведенной Катоном (Сatо, de agr., 150): si intercalatum erit*. В 50 г. до а. э. Цицерон 13 февраля еще не знал, будет ли 23 февраля вставлен добавочный месяц (Cic., at Alt., Y, 21, 3), в 70 г. до н. э. он объяснил своим слушателям, что озабоченность греков по поводу подгонки своего календаря к движению Солнца -- всего лишь чудачество (Сiс., Verr., II, 2, 129). Римский календарь и в самом деле не совпадал ни с движением Солнца, ни с фазами Луны, но "ging vielmehr ganzlich ins Wilde"** (Mommsen).

* Если год будет дополнен.-- Прим. пер.
** Скорее полностью блуждал наугад.-- Прим. пер.

По-видимому, все попытки установить четкие циклы интеркаляций для этого календаря напрасны (см.: Idеlеr, Lehrbuch, с. 309; Моmmsen, c. 44). Имеющиеся случайные свидетельства, как уже отмечалось, позволяют сделать только общее заключение о том, что в период между Первой Пунической войной (264 г. до н. э.) и Второй (218 г. до н. э.) римский календарь более или менее соответствовал юлианскому, отставая от него, возможно, на несколько недель; что во время Второй Пунической войны при Ганнибале дополнениями к году пренебрегали, так что к 190 г. до н. э. римский календарь опережал юлианский на 117 дней; что это расхождение уменьшилось до 72 дней в 168 г. до н. э., т. е. в прошедшие 22 года интеркаляций производились 12 раз. Можно предполагать, что во времена Гракхов календарь был почти согласован со сменой времен года, что видно по датам военных кампаний за период примерно со 140 до 70 г. до н. э. При Цезаре, однако, дополнения к календарю опять не делались: в 46 г. до н. э. отставание составляло 90 дней.

Эти сведения об использовании римского календаря во II в. да н. э. заимствованы у Дж. Де Санктиса43. Мы должны подчеркнуть, что имеющейся информации недостаточно для общих выводов. Есть только два астрономических соответствия: солнечное затмение 14 марта 190 г. до н. э. наблюдалось в Риме 11 июля (по римскому календарю) (Liv., XXXVII, 4, 4) и лунное затмение 21 июня 168 г. до н. э. наблюдалось в Риме 4 сентября (по римскому календарю) (Liv., XLIV, 37,8). Кроме того, из условий контрактов (Сatо, de agr., 146) того времени следует, что урожаи зерна и маслин собирались своевременно, в конце мая и в ноябре соответственно. Возможно, в контрактах указывался "идеальный" месяц, который не зависел от причуд официального календаря (ср. стр. 19), но битва при Campi Raudii*, близ г. Верцеллы, 30 июля (римского календаря) 101 г. до н. э. действительно произошла в день летнего солнцестояния (Рlut., Marius, 26).Многочисленные даты, которые дошли до нас со времен Цезаря, не могут быть с уверенностью переведены в даты юлианского календаря (ср.: Ginzel, II, с.273; J.Carcopino, Cesar, 1936, с.696).

* Название равнины, на которой Марий нанес поражение кимбрам.-- Прим. пер.

ЮЛИАНСКИЙ ГОД

Цезарь не переделывал римский календарь, но просто отказался от него и установил взамен постоянный солнечный календарь из 365 1/4 дня, который соответствовал временам года. Он с полным правом сказал, имея в виду календарные схемы греков: "Юлианский год не будет превзойден календарем Эвдокса" ("Nec meus Eudoxi vincetur fastibus annus" * -- Luсan, X, 187). В 46 г. до н. э. Цезарь добавил к году 90 дней для того, чтобы месяцы вновь совпали с соответствующими временами года (см.: A. Rehm, -- RE, III А, стб. 1153). C 1 января 45 г. до н. э, (Т. Rice Holmes, Roman Republic, I, 1923, с. 339) в силу вошел год из 365 дней и месяцы такой же длины, как и в настоящее время. Десять дополнительных дней в счет предшествовавшего 355-дневного года были добавлены в конце различных месяцев, так что привычные даты празднеств не сдвинулись (см.: A. Rehm, -- "Epitymbion fur H. Swoboda", 1927, с. 225). Например, празднество, отмечавшееся 21 декабря, не было сдвинуто во времени, хотя обозначение этой даты вместо X Kal. Jan. (X день до январских календ) изменилось на XII Kal. Jan. (XII день до январских календ), поскольку в месяце стал не 29, а 31 день.

*Букв.: "И мой год не будет побежден фастиями Эвдокса".-- Прим.пер.

Каждый четвертый год добавлялся дополнительный день после дня VI Kal. Mart. (= 24 февраля), и этот день назывался bis sextum Kal. Mart.* Во времена поздней империи дополненный год назывался annus bissextus, откуда происходит наше "високосный".

* Дважды шестой (день) до мартовских календ.-- Прим. пер.

После смерти Цезаря понтифики по ошибке добавляли дополнительный день каждые три года, так что Августу с 9 г. до н. э. пришлось в течение 16 лет не дополнять год. Только начиная с 8 г. н. э. юлианский календарь функционировал нормально (Macrob., Sat., I, 14, 4; ср.: M. Hoffmann, Caesars Kalender, 1934; G. Radiсe, -- RhM, 1960, c. 178).

На западе Римской империи юлианский календарь был введен без изменений, но в восточных провинциях, где греческий язык был официальным языком римской администрации, новое исчисление времени в отношении начала года, названий и продолжительности месяцев обычно приспосабливалось к местным обычаям. Например, 6 января в Риме приравнивалось к 11 тиби, 6 авдиная, 14 юлоса и т. д. в разных местностях (Ерiрhаn., Раnаr, 51, 24; ср.: Моmmsen, RStR, III, c. 755).

Имперское правительство вводило солнечный год постепенно и, как кажется, согласуясь с местными властями. Первым греческим городом, принявшим реформу Цезаря в 46 г. до н. э., был, по-видимому. Саламин (на Кипре) (см.: G. Jerphaniо n, L'Antiguite classique, 1932, с. 21). В Египте Август в 26 г. до н. э. преобразовал египетский подвижной год (см. выше, стр. 35), добавив шесть дополнительных дней каждые четыре года (3, 7, 11 и т. д. гг. н. э.). Начиная с этого времени александрийский год, как он назывался, всегда начинался 29 августа. В провинции Азии юлианский год был принят около 9 г. до н. э., а Новый год совпадал здесь с днем рождения Августа -- 23 сентября (U. Laffi, -- "Studia classica et orientalia", 17, 1966, c. 1--99; D. Magie, Roman Rule in Asia Minor, 1950, c. 1343). Гален примерно в 160 г. н. э. утверждал, что в провинции Азии и у "многих народов" употребляется солнечный год (Нiрроcr., Epid., VII, 1, 21, 23, ed. Kuhn). Неюлианские календари тем не менее частично сохранялись в западных провинциях (Kubitschek, с. 136) и во многих районах на востоке. Римское правительство не навязывало официальный календарь греческим городам и восточным народам (например, иудеям), которые не желали отказываться от лунно-солнечного года. Такие города, как Эфес и Милет, придерживались старого календаря еще в эпоху императора Антонина (см.: D. Magie, ibid., с. 1343, прим. 40). В Сардах еще в 459 г. н. э. лунно-солнечный календарь существовал наряду с юлианской системой исчисления времени (CIG, N 3467 ар. Кubitsсhek, --DWA, LVII, 3, 1915, c. 93; двойная дата - V. Kal. Mai (27.IV) = 4 десия). Веками после введения юлианского (александрийского) года в Египте народ продолжал считать время по "старому стилю" (kat arkhaioys), т. е. согласуясь с подвижным календарем (см., например: U. W i lc k e n, Chrestomathie, 1912, N 497). Поздний папирус VI или VII в. н. э. приводит приблизительные соответствия между римскими (юлианскими) и александрийскими (юлианскими) месяцами: сентябрь = тот и т. д. (Н. Gundеl, -- АРГ, 1956, с. 13). Римский город (муниципий) в Болгарии Никополь на Истре придерживался юлианского календаря (см.: G. Michailov, Inscriptiones graecae in Bulgaria repertae, II, 1958, № 669). Вольный город Фессало-ники также пользовался юлианским годом (Ginzel, III, с. 7), но Одесс (Варна), провинциальный город во Внутренней Месии, еще в январе 215 г. н. э. придерживался лунно-солнечного календаря, который, по крайней мере в это время, совпадал с фазами Луны (L. Rоbеrt, -- RPh, 1959, с. 210). В 229 г. документ из Македонии датирован по юлианскому календарю, но добавлена "греческая" дата (15 панема) (см.: L. Rоbert, --REG, 1970, с. 400). Юлианский календарь не был принят и в Боспорском царстве (см.: Corpus Inscriptionum Regni Bosporani, 1965, N 845). В большинстве городов, однако, лунный календарь был нарушен. Так, например, в Тире, на северном берегу Черного моря, 30 артемиеия в 182 г. н. э. соответствовало 27 апреля (конъюнкция приходилась на 1 мая), а 8 левеона в 201 г. н. э. соответствовало 17 февраля (конъюнкция: 22 января) (Inscriptions Ponti Euxini, I, 1916, № 2, 4). В Геразе (Палестина) македонский лунно-солнечный год был также запутан (G.B.Welles ар. С. Кraeling, Gerasa, 1938, с. 476). Иногда несоответствие с солнечным годом было столь велико, что вызывает замешательство. В палестинском документе 124 г. н. э. 19 декабря фигурирует как эквивалентное 15 дистра. Но месяц дистр должен был бы приравниваться к марту юлианского календаря (см.: Р. Вenоit, -- "Discoveries in Judaean Desert", II, 1961, N115).

История распространения юлианского года еще не написана, но благодаря солнечному году стал популярным и культ Солнца (М. P. Nilssоn,-- ARW, 1932, с. 166 = его же, "Opusculа", I, с. 462; S. Weinstосk, -- JRS, 1948, с. 37). Значение этого культа в поздней Римской империи подтверждается тем фактом, что церковь перенесла дату рождения Христа на "день рождения непобежденного солнца"* (dies natalis solis invicti; ср.: В. Воtte, Les origines de la Noel, 1932).

* Имеется в виду день зимнего солнцестояния (25 декабря).-- Прим. пер.

Таблица 2

Некоторые местные юлианские календари1

Антиохия   Ликия и Сидон Tup2,3  
Hyperberetaios2 = окт. = Loos 2,4 1 Dios = 18.11 (= ноябрь)3
Dios = ноябрь = Gorpaios 1 Apellaios =18.12
Apellaios =дек. = Hyperberetaios 1 Audynaios = 17.1
Audynaios = янв. = Dios 1 Peritios =16.2
Peritios =февр. = Apellaios 1 Dystros = 18.3
Dystros = март = Audynaios 1 Xanthikos = 18.4
Xanthikos = апр. = Peritios 1 Artemisios = 19.5
Artemisios = май = Dystros 1 Daisies = 19.6
Daisies = июнь = Xanthikos 1 Panemos = 20.7
Panemos = июль = Artemisios 1 Loos = 19.8
Loos = авг. = Daisies 1 Gorpaios = 17.9
Gorpaios = сент. = Panemos 1 Hyperberetaios = 19.10



Александрия 5 Газа5 Аскалон 5
29. 8 = 1 Thot = 1 Gorpaios = 1 Loos
28. 9 = 1 Phaophi = 1 Hyperberetaios = 1 Gorpaios
28.10= 1 Hathyr = 1 Dios 2 = 1 Hyperberetaios
27.11 = 1 Choiak = 1 Apellaios = 1 Dios
27.12 = 1 Tybi = 1 Audynaios = 1 Apellaios
26. 1=1 Mecheir = 1 Peritios = 1 Audynaios
25. 2 = 1 Phamenoth = 1 Dystros = 1 Peritios
27. 3 = 1 Pharmuthi = 1 Xanthikos = 1 Dystros
26. 4=1 Pachon = 1 Artemisios = 1 Xanthikos
26. 5 = 1 Payni = 1 Daisies = 1 Artemisios
25. 6 = 1 Epeiph = 1 Panemos = 1 Daisies
25. 7 = 1 Mesore = 1 Loos = 1 Panemos
24. 8-28.8; 5 Epagomenai (дополнительных дней)  



  Азия Смирна6 Вифиния Пафос7
31 день 23. 9 = 1 Kaisarios = 1 Kaisarios = 1 Heraios = 1 Aphrodisios8
30 дней 24.10=1 Apellaios = 1 Tiberios = 1 Hermaios = 1 Apogonikos
  23.11 = 1 Audynaios = 1 Apaturios = 1 Metroos = 1 Alnikeios
  24.12 = 1 Peritios = 1 Poseidon = 1 Dionysios = 1 Julios
  24. 1 = 1 Dystros = 1 Lenaios = 1 Herakleios = 1 Kaisarios
  21. 2 = 1 Xanthikos = 1 Hierqsebastos = 1 Dios = 1 Sebastos
  24. 3 = 1 Artemisios = 1. Artemisios = 1 Bendidaios = 1 Autokratikos
  23. 4 = 1 Daisies = 1 Euangelios = 1 Strabios = 1 Demarchexasios
  24. 5 = 1 Panemos = 1 Stratonikos = 1 Periepios = 1 Pleisthypatos
  23. 6 = 1 Loos = 1 Hekatombaios = 1 Areios = 1 Archierios
  24. 7 = 1 Gorpaios = 1 Antiocheios = 1 Aphrodisios = 1 Hestios
  23. 8=1 Hyperberetaios = 1 Laodikos = 1 Demetrios 1 Loos

1 Местные (провинциальные) формы юлианского календаря сохранились в трех средневековых рукописях, в которых приводятся синхронистические таблицы по дням для календарей 18 провинций и городов. См.: W. Кubitschеk, -- DWA, LVII, 3, 1915, Девять этих списков по дням напечатаны в книге: Н.Lietzmann, Zeitrechnung, 1934, с. 106; ср.: L.Robert, -- REG, 1959, с. 76. В греческом папирусе, написанном в 348 или же в 4424 г. н. э., сопоставляются римские месяцы, две местные формы юлианского календаря и лунный календарь (см.: Н. Gегstringег, О. Neugеbаuеr, -- SWAW, 1962, CCXL, 2). О календаре Вифинии см.: G. Bosch, Die kleinasiatischen Muenzen der roemischen Kaiserzeit, II, 1, 1935, c. 132. О восточных разновидностях юлианского календаря см.: Samuel, гл. VI.
2 Новый год. Между 458 и 483 гг. н. э. день Нового года в Антиохии был перенесен на 1 сентября (см.: Grummel, с. 195). День Нового года в ликийском календаре точно неизвестен.
3 См.: Е. Schwart z, -- GGN, 1906, с. 343.
4 В некоторых городах первый день месяца назывался Sebaste, а второй день нумеровался как "первый" (см.: W. Кubitschek, c. 81)
5 Календари александрийского типа; все месяцы имеют по 30 дней.
6 CM,: L. Robert,-- REA, 1936, с. 23.
7См.: К. Scott,--YCS, 1931, с. 214.
8 Новый год в день рождения Августа.

СОЛНЕЧНЫЙ ГОД

Все древние календари до юлианского (исключая поздний 19-летний вавилонский цикл) были неточными. Они расходились с Солнцем, не совпадали с фазами Луны и отличались друг от друга. Но небо и земля предлагали нормы исчисления времени, не зависящие от официальных калейдарей и общие для всех: чередование времен года и изменение аспектов звезд.

Видимый путь Солнца (эклиптика) -- это эллипс, плоскость которого наклонена к плоскости земного экватора примерно под углом 23°27'. Этот наклон обусловливает смену времен года. Вся жизнь на Земле зависит от Солнца, а количество света и тепла, получаемое от него, определяется в основном углом падения солнечных лучей на земную поверхность. Имеются четыре "поворотные точки" (tropai) Солнца: два солнцестояния, когда Солнце достигает самой дальней точки от Земли по эклиптике, и две "равноденственные" точки при пересечении эклиптики с земным экватором. Когда Солнце, двигаясь по наклонной орбите к северу, достигает точки равноденствия, оно в равной мере освещает и северный и южный полюсы и продолжительность дня и ночи в это время равна и одинакова на всем земном шаре. Пересекая экваториальную линию с юга на север (весеннее равноденствие), Солнце все больше и больше освещает северное полушарие: продолжительность дня и интенсивность солнечных лучей, которые падают дольше и под более прямым углом на поверхность северного полушария, увеличиваются и достигают максимума в день летнего солнцестояния, когда Солнце находится непосредственно над тропиком Рака (23°5' с. ш.). После этого Солнце начинает смещаться к югу, вновь пересекает экватор во время осеннего равноденствия, дни становятся всё короче, а лучи, падающие на наше полушарие,-- всё более наклонными и, следовательно, всё менее эффективными. Минимум достигается во время зимнего солнцестояния, после которого Солнце вновь начинает двигаться к северу. На широте Рима (41°54' с. ш.) инсоляция (солнечная радиация) во время летнего солнцестояния более чем в три раза превышает радиацию во время зимнего солнцестояния. (Максимальные изменения расстояния между Землей и Солнцем в течение годового обращения незначительны, примерно 1% среднего расстояния в любом направлении, поэтому они не влияют на наш климат.) Движение Солнца на небе определяет повторение одних и тех же времен года в одинаковое время и, следовательно, ритм произрастания растений, жизни человека и животных. Это и есть естественный, или солнечный год (рис. 2, 3).

Местные сезоны соответствуют определенным частям солнечного года: например, период наводнения, период сева и уборки урожая после наводнения и период низкой воды составляли три сезона в долине Нила. У шумерийцев ветры делили год на жаркий и холодный периоды (В. Landsberger,--JNES, 1949, с. 248). Аналогичным образом греческий и римский солнечный год также первоначальйо делился на две части. Четыре сезона года впервые упоминаются Алкманом (apud Athen., X, 416d), но определенного представления об их продолжительности не было. Платон, как кажется, пишет только о зиме и лете (A. D. Nосk,-- "Gnomon", 1934, с. 290). Между тем то, что считалось сезонами в году земледельца (или моряка, солдата и т. д.), было не абстрактными понятиями, но явлениями солнечного года. Отлет журавлей означал время сева (Аristорh., Aves, 709); прилет щебечущей ласточки объявлял о начале весны (Нesiоd, Op., 566). Когда на мягких ветвях смоковницы распускались лястья, люди понижали, что приближается лето (Матф., XXIV, 32). Hienis для военных историков включало в себя и осень, т. е. все неблагоприятное время года (см: М. Holleaux, -- REA, 1923, с. 352). Греческое слово opora означало разгар лета, но также и время сбора урожая плодов.

* Зимняя пора; дождливое время года.-- Прим. пер.

Рис. 2. Орбита Земли

Ход года, однако, надежнее отмечать по звездам, нежели по смоковнице. С незапамятных времен люди заметили, что неподвижные звезды (остающиеся в том же положении по отношению друг к другу) в продолжение ночи перемещаются по небу. Свет этих самоизлучающих тел подавляется мощным сиянием Солнца, поэтому звезда видна только в том случае, если она находится достаточно далеко от Солнца. Солнце движется среди звезд к востоку по эклиптике по своему годовому курсу. Однако небесный свод совершает свое суточное движение в обратном направлении: и Солнце, и звезды восходят на востоке и опускаются за западный горизонт. Таким образом, Солнце, которое возвращается в ту же точку эклиптики каждые 365 дней, должно пройти 1/365 часть своего пути, чтобы вернуться к той же неподвижной звезде. Поскольку 24*60 = 1440 мин., а 1440 мин.: 365 дает частное 4, Солнце в своем суточном движении отстает от звезд на 4 мин. Действительный и постоянный период вращения Земли по отношению к звездам составляет около 23 ч. 56 м. Солнечный день (средний) насчитывает 24 часа. Когда Солнце достаточно далеко отходит от определенной звезды, последняя появляется над восточным горизонтом как раз перед восходом (?солнечный? восход звезды). Начиная с этого времени звезда на 4 мин. каждый день опережает Солнце "каждую ночь поднимается всё раньше и раньше до тех пор, пока не встречается с заходящим Солнцем и не теряется вновь в его близи. Картина захода той же звезды на западе аналогична. Эти четыре поворотных пункта (первор и последнее появление звезды на востоке; первое, перед восходом, и последнее, как раз после захода солнца, опускание за |ападный горизонт) случаются только раз в течение солнечного года и для данной широты по одним и тем же числам, которые исторически можно считать постоянными (рис. 4). Так, например, соответствующие даты для Сириуса в Афинах (38° с. ш.) в 43 г. до н. э. были следующими: появление перед восходов солнца -- 28 июля; последнее видимое восхождение -- 31 декабря; заходы --5 мая и 26 ноября. Таким образом, звезда была невидима между 5 мая и 28 июля (см.: F. Boll,-- RE, VI, стб. 2427; Gundеl, -- RE, IIIA, стб. 339).

Уже в начале II тысячелетия до н. э. египетские жрецы высчитывали суточное отставание звезд. В эллинистическую эпоху греческие мореплаватели для этой же цели пользовались каким-то вычислительным устройством.

Рис. 3. Видимое движение Солнца в разное сезоны года

В качестве естественного и надежного стандарта измерения времени в земледельческом календаре Гесиода (Ор., 448) наряду с криком журавля упоминаются звезды как указатель подходящего времени для сельскохозяйственных работ: убирай урожай, когда всходят "Плеяды, дочери Атласа", и совершай сев, когда они заходят (Ор., 383; ср.: Aratus, 266)44. В трагедии Софокла "Царь Эдип" пастухи говорят, что скот пacyт шесть лунных месяцев, "от весны до звезды Арктур" (Oedipus Tyrannus, 1137). Древние мореплаватели по звездам вели навигацию и измерение времени: "Затем мореплаватели пересчитали звезды и дали им имена" ("Navita turn stellis numeros et nomina fecit", --Verg., Georg., I, 137). В афинских документах яо закладке судна или груза доля закладчика увеличивалась с 22,5 до 30% после.появления звезды Арктур (Dem., 50, 23). Ученые (например, Гиппократ) также определяли время по явлениям естественного года (К. Deiсhgraeber, -- APAW, 1933, с. 29). Для Аристотеля (Hist. Anim., VI, 569 в) восход Арктура означал конец лета, а перелет кукушек происходил между восходом Сириуса и весной (ibid., IX 633a). "Подразделения времени" у Фукидида (V, 20) представляли собой сезоны: "лето", т. е. период военных операций, и "зиму". Его читатели, вероятно, понимали хронологическое значение этих понятий (см.: W. К. Рritсhеtt, В. L. van der Waerden, -- BCH, 1961, c. 29). Сезон Фукидид подразделял по событиям земледельческого года: "Когда хлеб выходит в колос" (IV, 1), "до того, как хлеба созрели" (IV, 2) и т. п., но иногда он пользовался для датировок и небесными явлениями, такими, как зимнее солнцестояние (VII, 16, 2; VIII, 39, 1; ср.; A. W. Gоmmе, Commentary on Thucydides, III, 1956, с. 699, 716). Он считал свою хронологическую систему более точной, чем счисление в гражданских годах (Т hue., V, 20). Через четыре столетия после Фукидида в историческом труде Диодора годы были названы по афинским архонтам, но внутри года время обозначалось по сезонам: так, например, Агафокл Сиракузский начал свою африканскую кампанию в период сбора плодов (Diоd., XIX, 65), но вернулся в Сицилию "во время захода созвездия Плеяд" (D i о d., XX, 69).

Рис. 4. Солнечный и звездный день

Искусство чтения знаков, написанных на небе, т. е. знаков ночи, месяцев и лет (Xen., Mem., IV, 7), -- этот дар Прометея (Аеsсh., Prom., 457) -- в доимператорский период являлось одной из основ образования. Этим объясняется, в частности, громадный успех дидактической книги в стихах о звездах, написанной Аратом (умершим в 240 г. до н. э.). Так же, как мы каждый день говорим о погоде, в Риме былр принято говорить об утреннем восходе созвездия Лиры (Рlut., Caes., 59), а аспекты звезд составляли основу метеорологических прогнозов (Сiс., Verr., II, V, 27). Полибий (IX, 14), например, требовал, чтобы полководцы умели определять по звездам продолжительность дня и ночи, опознавать солнцестояния и равноденствия и наблюдать за небесными телами45. Коперник (перефразируя Платона) (Plato, Epin., 987a) сказал однажды: "Древним благоволило ясное небо, потому что Нил, как говорят, никогда не испускал таких испарений, как Висла".

Разумеется, ни соответствующие земледельческие работы, ни заход Плеяд не происходили всюду и всегда по одним и тем же датам юлианского календаря. Во время похода Агафокла заход Плеяд произошел 6 апреля, а во время Диодора -- 8 апреля.

Тем не менее указание на звезды или на земледельческие работы позволяло хотя и приблизительно, но зато общепонятно и бесспорно обозначить время на протяжении года. Положение изменилось только после введения юлианского календаря. Когда Варрон (около 36 г. до н. э.) писал свой труд о сельском хозяйстве, он уже мог соотносить даты юлианского календаря с датами земледельческого календаря: ad dies civiles nostros qui nunc sunt* (Varro, de re rust,, I, 28, 1). Тем не менее в земледельческих календарях по-прежнему сопоставлялись звездные и юлианские даты, поскольку звезды считались предвестниками и даже причиной изменений погоды (см.: G. Bоll, Griechische Kalender, -- SBHA, 1910, 1911, 1913, 1914, 1920; A. Rehm, -- RE, Suppl. VII, стб. 175). Для Вергилия (Georg., I, 218) и для Петрония (55) весна начиналась не 22 апреля, но под знаком созвездия Тельца, и о ее приходе свидетельствовал прилет аистов, titulus tepidi temporis**. Мозаика в Сен-Ромэн-ан-Гал (музей Сен-Жермен-ан-Лэ) хорошо отражает эту народную климатологию (см.: G. Lafауе, -- RA, 1892, с. 322). [Ср. римские сельские месяцесловы (календари): A. Degrassi, -- "Inscriptiones Italic", XIII, 1963 и, в частности, у F. Richter, Lateinische Sakralinschriften, 1911, N 6 и др.]

* К нашим гражданским дням, которые существуют теперь.-- Прим. пер.
** Объявление, начало теплого времени,-- Прим. пер.

ЗОДИАК

Согласование естественного календаря, регулируемого звездами, c Солнцем и с гражданским исчислением времени достигалось разделением годового пути Солнца среди неподвижных звезд на 12 равных отрезков по числу лунных месяцев в солнечном году. Это и есть зодиак. Вероятно, первыми проследили солнечный путь вавилоняне (до 500 г. до н. э.) и они же разделили его на отрезки по 30° каждый (A. Sachs,-- "Centaurus", 1969, 1). 12 знаков зодиака были названы по созвездиям, которые, однако, как предостерегает Гемин (Elem. astro., 1), не всегда точно совпадают с соответствующей частью неба.

Signifer inde subest, bis sex et sidera complent
Hunc: Aries, Taurus, Gemini, Cancer, Leo, Virgo,
Libra, Scorpius, Arquitenens, Capricornus et urnam
Qui tenet et Pisces... *
" Poetae Latini Minores", ed. W. Baehrens, V, 1883, c. 332

* " Затем существует зодиак, и 12 созвездий образуют его, а именно; Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, и тот, кто держит сосуд (Водолей), и Рыбы..."-- Прим. пер.

Зодиакальный год начинался в созвездии Овна, т. е. под знаком весеннего равноденствия. Когда Солнце вступало в созвездие Рака, наступало лето; созвездие Весов соответствовало осени, а Козерог означал зиму. Таким образом, положение Солнца относительно созвездий зодиака имело большое значение для наблюдений за сменой времен года. Религиозные праздники имели свои даты в зодиакальном году (см.: L. Dеubner, Attische Feste, 1932, с. 248).


Рис. 5. Расположение планет

Для нас самый длинный день (летнее солнцестояние) --это 22 июня (по григорианскому календарю). Для древних это было время, когда Солнце находится под 1° знака Рака. Эти зодиакальные часы были проще в употреблении, чем звездные часы естественного года (см. стр. 49). Так, например, Варрон датировал римское празднество робигалии следующим образом: "Когда солнце достигает десятого градуса Тельца" (Рlin., NH, XVIII, 286). Вавилонские астрономы уже примерно в 1100 г. до н. э. установили соотношения между официальным лунно-солнечным календарем и восходом определенной звезды в соответствующем месяце. В вавилонском астрономическом труде, написанном до 700 г. до н. э., используется схематический год из двенадцати 30-дневних месяцев для соотнесения звездного календаря с официальным исчислением времени (В. L. van der Wаеrden, -- JNES, 1949, с. 6; Рritchett, В. L. van der Wаеrden, -- BCH, 1961, c. 41). В Греции Метон был, видимо, первым астрономом, огласившим публично в 432 г. до н. э. звездный календарь, который при помощи деления на знаки зодиака указывал ежедневное продвижение Солнца. В календарях такого типа, например, объявлялось: "30 дней (знака Водолея). 1-й день: Солнце в созвездии Водолея. 2-й день: созвездие Льва начинает заходить вечером. Заход созвездия Лиры. 5-й день: начинается вечерний заход Лебедя", и т. д. (см.: A. Rehm,? SPAW, 1904, с. 97). Такой звездный календарь легко было соотнести с официальным счислением. Предположим, что Солнце входило в созвездие Водолея в N-й день гражданского календаря. Тогда вечерний заход Лебедя произойдет на N+4-й день гражданского календаря и т. д. Такие таблицы были составлены с учетом астрономических циклов (см. стр. 25) и содержали также прогноз погоды. Остроумное приспособление -- parapegma* -- позволяло отмечать дни соответствующего календарного месяца передвижными колышками, вставлявшимися в отверстия около соответствующих указаний на звезды. Например, в календаре Эвктема появление ласточки относилось ко второму дню знака Рыб. Астрономическая таблица позволяла перевести это указание в дату местного календаря. Аналогичным образом зодиакальный год использовался и в современном Иране. До введения григорианского календаря в 1925 г. персидский финансовый год протекал от одного весеннего равноденствия до другого и его 12 месяцев были названы по знакам зодиака (ср.: S. Н. Тaqizadeh, -- BSOAS, 10, 1939-1942, с. 132).





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 182 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...