Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Связь духа с определенными органами



Во всякую эпоху воспитание может быть устроено таким, какова общая цивилизация этой эпохи, дающая материал для обучения, подготовки ребенка, что входит в его воспитание.

Как греки выводили сущность своего воспитания из тела, так должны мы выводить его из духа. И даже путь к телесному воспитанию мы должны найти, исходя из духа.

Не в те же время мы видим, как мало еще нынешняя цивилизация проникнута духом.

Высшее достижение современного мышления это постижение духа в идеях, в мышлении - так, как это сделано у Джона Стюарта Милля и Герберта Спенсера. Это принято и господствует во всех кругах цивилизации. Как же представляют себе теперь дух? Как взятый из мышления, как измышление. Само же мышление есть не что иное как ассоциация идей - одна идея цепляется за другую. В этом процессе ассоциирования идей мы, как дух, оглядываемся на себя и получаем некое самосознание, подобное тему самосознанию, которое человек получает внезапно взглянув в зеркало и обнаружив, что он - мертвый скелет. Представьте себе такой шок! Кости этого скелета ассоциированы, они держаться вместе внешним образом, механически. Так человек, чувствующий себя здоровым внутренне, видит себя в книгах по ассоциативной психологии и философии, как в зеркале, костлявым духом. К этому скелету приходится обращаться и за указаниями о воспитании. Но с этим невозможно воспитывать. Увидев труп, мы сознаем, что он не изначален, а произошел, остался от ранее живого организма. Так же мы должны прежде всего пенять, что наше мышление мертво, и как таковое оно есть лишь труп ранее живого мышления и нужен импульс к. его оживлению.

Это было предметом изучения на семинаре учителей Вальдорфской школы, давшем определеннее настроение: сделать мертвое мышление живым, нейтральное, натуральное, неорганическое мышление сделать полнохарактерным, пронизанным всем человеком, настоящим человеческим мышлением.

Но живей человек не ограничивается мышлением - он еще чувствует и желает. И если вы сообщаете ему мысль, то она становится зародышем чувства и желания, становится целостностью.

Наше же мышление стремится, как мы говорили, к максимальной объективности, спокойствию, к тему, чтобы быть спокойным отображением внешнего мира и служить только опыту. В этом нет силы, отсюда не исходит чувство и желание. Мы исходим из абстрактного, измышленного идеала для человека, не внушающего ни чувства, ни желания, т. е. бессильного.

Наши мысли не становятся жестами. Не они должны снова стать жестами. Они должны не только восприниматься присутствующими учениками, но должны приводить в движение руки и ноги детей, сопровождать их, когда они выходят в мир. Тогда мы будем иметь - и мы должны снова воспитать "единых" людей, у которых те, что приподносится им в классе, получает продолжение в телесном воспитании.

В настоящее же время мыслят интеллектуалистическое воспитание (утомляющее, расслабляющее, нервирующее) отдельно, телесное отдельно. И мы имеем перед собой как бы двойного человека, у нас двоится в глазах: одного - туманного, выдуманного, и другого действительного, которого мы однако не видим насквозь, как греки.

Ныне - наша важнейшая задача в деле воспитания: научиться снова видеть человека в его единстве, целостности.

***

Рассмотрим пример того, как можно начать понимать человека, вплоть до телесного, исходя из духа, внесение духа в определенные органы тела. Покажем, как дух вносится в ту область, которую также греки считали исключительно важной, символической в развитии ребенка - появление зубов. Так, греки рассматривали смену зубов как тот возраст, когда ребенок подлежит переходу к открытому /т. е. внесемейному/ воспитанию. Между тем внешняя цивилизация не знает таких явных, открытых, повседневных вещей. Знают только, что зубы нужны для еды и для произношения некоторых согласных.

Но, как ни парадоксально это звучит, ребенок развивает свои зубы и для мышления! До смены зубов у ребенка физические зубы как таковые являются важнейшими органами мышления.

Между тем, как в общении с окружающим миром ребенок осваивается с мышлением, как из сонной и сновидческой жизни ребенка всплывает жизнь мыслей, весь этот процесс связан с тем, что в голове ребенка выдавливаются зубы, связан с силами, выжимающимися из головы ребенка. И подобно тому, как зубы выталкиваются через десны, определенные силы выводят на поверхность мышление из неопределенной сонной, сновидческой жизни. И в той мере, как у ребенка режутся зубы, он учится мыслить, думать.

Он учится думать, будучи полностью существом, подражающим своему окружению. Он подражает вплоть до самого внутреннего тому, что происходит в окружающем мире. И в той же мере, как в ребенке произрастает мышление, вырастают и зубы. Именно в этих зубах находится сила, проявляющаяся душевно как мышление.

Дальше первые зубы выталкиваются, происходит смена зубов, около 7 лет. Сила, производящая первые и вторые зубы, находится во всем организме, только в голове она сильнее всего показывает себя. Силы, выдвинувшие вторые зубы из организма ребенка, действуют затем до смерти человека уже не как физические силовые импульсы: они становятся душевными, духовными; они оживляют человеческое душевное внутреннее.

То, что было до 7-го года органической силой, проявляется между 7 и 14 годами как душевные свойства, именно - как детское мышление. Оно выдвигало зубы, достигло завершения своего физического действия при смене зубов и преобразовалось в душевное действие. Эти вещи поддаются изучению только при имагинативном познании - первой ступени точного ясновидения, но не при интеллектуалистическом мышлении.

Мы видим у человека физическое тело, подверженное силе тяжести, весомое, тяготеющее вниз, к земле. При помощи имагинативного познания мы обнаруживаем эфирное тело, невесомое, наоборот - стремящееся прочь от земли во все стороны вселенной, противоположно силе тяжести.

Физическое тело мы учимся относить к его физическому окружению и, например, понимаем, что вещество, подверженное силе тяжести, проникает в человека извне, вместе с пищей. Так и имагинативное познание показывает нам отношение замкнутого в себе эфирного тела человека к окружающему миру. Как соль, капуста, морковь и телячья грудинка связываются с физическим телом человека, так с его эфирным телом мы должны связывать то, что весной выталкивает растение из земли против силы тяжести по всем направлениям космоса, что организует растения, что, наконец, связывает растения с действующим вверх световым потоком, что и химически стремится в растении вверх.

Так, на первой ступени точного ясновидения, в себе насыщенное, полное единства мышление приближается ко второй сущности человека - к эфирному телу. Последнее до смены, зубов связано целиком внутренне с физическим телом и там внутри оно является той организующей силой, которая выводит зубы.

После появления вторых зубов этой части эфирного тела, выводящей зубы, нечего больше делать с физическим телом, она эмансипируется от физического тела, освобождается. С этими эфирными силами мы осуществляем теперь свободное мышление, предъявляющее свои права, начиная с 7-го года. Между тем как до семи лет зубы являются прямо органами мышления.

Когда мы, как думающие люди, ощущаем, что мышление исходит из головы /некоторые люди чувствуют это только тогда, когда появляется головная боль от думания/, мы действительно познаем, что сила, находившаяся в зубах, есть та самая, которой мы мыслим из головы.

Из-за того, что ребенок мыслит физическими зубами, связаны так внутренне духовно болезни зубов со всей жизнью ребенка. Вспомните все, что происходит, когда у ребенка прорезаются зубы!

При смене зубов и освобождении мышления зубы становятся прежде всего помощниками того, что пронизывает мысли - речи. Теперь зубы становятся на ступень вниз /это происходит, собственно, последовательно в течение всего первого периода жизни и только завершается при вторых зубах/. Но они остаются помощниками мышления, когда последнее хочет выражаться в речи. Нужно понять, как зубные звуки включаются во все мышление человека, как зубами пользуются именно тогда, когда человек при помощи звуков Д и Τ вносит в речь определенный и определяющий мыслительный элемент: так видим мы в зубных согласных еще особое назначение зубов.

Итак, зубы не только служат физически для кусания и произношения некоторых звуков, но являются и внешним образом, естественной имагинацией мышления. Мышление известным образом устремляется туда и показывает нам себя в зубах: глядите, мол, вот моя внешняя физиономия!

Когда у человека развиваются зубы, у него оформляется образно то, что иначе является абстрактным, туманным мышлением. Мы снова видим, как мышление работает в голове там, где есть зубы; видим, как мышление развивается от первых ко вторым зубам. Целое получает снова оформленные границы. Дух начинает выступать образно в самой природе. Дух становится снова творческим.

Нам нужно теперь мышление, которое не боится проникать во внутреннее, не стесняется говорить, как дух становится зубами, как дух действует в зубах.

Здесь абстрактное, скелетное, мертвое рассмотрение переходит в образность, в художественность. Если мы хотим видеть внутри деятельный дух, мы должны одновременно образовать зубы. Тогда художественное начинает вести нас к имагинативному познанию.

Так между действительным человеком и нами с нашим абстрактным духом имеется пропасть, через которую мы должны теперь перейти. Мы должны прежде всего показать, как перейти. Мы знаем теперь самое большее, как нахлобучить на человека шапку, но не знаем, как присоединить дух к человеку в целом. Этому мы должны учиться. Учиться одевать человека внутренне, как научились одевать внешне, так чтобы дух действовал, как действуют одежды вокруг него.

Если подойдем так к человеку, мы положим начало живой педагогике и дидактике.

***

Семилетние периоды не точны, а приблизительны. Наступлению половой зрелости, сексуальной жизни в 14-15 лет - только внешний симптом полного преобразования человеческого существа от 7 до 14 лет.

Как мы должны искать в силах роста зубов, следовательно - в человеческой голове, физическое происхождение мышления, которое около 7 лет эмансипируется и становится душевным, так должны мы искать действенность второй душевной силы человека, действенность чувства в других частях человеческого организма. Чувство в 7-14 лет еще связано внутренне с физической организацией человека. Когда мышление уже освободилось, чувство, чувство в 7-14 лет еще внутренне связано в теле Все, что наступает в ребенке как чувства радости, печали, боли, имеет еще физическое соответствие, коррелят в выделениях сосудов, в ускорении или торможении работы дыхательной системы.

Как вторые зубы образуют некое завершение в росте, так наступает подобное в речи при завершении другого периода роста, в котором чувство постепенно формируется вплоть до душевной эмансипации из телесного. Сильнее это заметно у мальчиков в виде изменения гортани, изменения голоса. Как голова показывает изменения /зубы/, которые освободили мышление из физического организма, так показывает грудь, местопребывание ритмической органической деятельности, эмансипацию чувства от телесного, становление его самостоятельно душевным. У мальчиков изменяется гортань, голос становится глуше. У женского пола наступают другие явления в телесном росте. Но все это по существу прежде всего только внешне.

С помощью имагинативного познания можно видеть, что физической тело человека (мужчины) около 14 лет изменяет физическую гортань. Такое же происходит с эфирным телом у женщин. Тогда изменение в эфирном теле отходит (отступает, …) и эфирное тело женского пола на 14-м году становится совершенно одинаково оформленным как физическое тело мужчины. И обратно, эфирное тело мужчины с 14-м годом приобретает форму женского физического тела. Так что с 14 лет мужчина носит в себе женщину в эфирном виде, а женщина - эфирного мужчину. Это выражается у них в различных симптомах.

Приобретя вторую ступень точного ясновидения - инспирацию, дающую восприятие самостоятельно-духовного, не связанного уже с физическим телом человека, можно увидеть, как с 14-15 лет выделяется третий человек как самостоятельный - астральное тело, душевно-духовное - второй сверхчувственный член.

До 14-15 лет оно действует как духовное существо через физический организм и становится самостоятельным в 14-15 лет. Важнейшая задача воспитателя, учителя - помочь в 7-14 лет этому самостоятельному становлению того, что как духовно-душевное до 7-8 лет еще находится в глубинах организма и затем постепенно, последовательно освобождается. Тогда же можно заметить, что изменяется и речь.

Чрезвычайно много содержится в том преобразовании, в том способе, как именно чувство высвобождается из органов речи. И помочь этому удивительная, одухотворяющая задача воспитателя. Как удивительно движутся губы через органическую деятельность естественным образом у семилетнего ребенка! Произношение губных звуков в 7 лет - это совсем не то, что в 14 лет. В 7 лет при этом к губам непроизвольно устремляется органическая деятельность, циркуляция крови, соков. В 12-13-14 лет эта органическая деятельность вмещается внутрь организма. Душевная активность чувства должна повышаться и произвольно двигать губами, которые выражают то, что относится к чувству в речи.

Как в зубах проявляется жесткая мысленность речи, так мягкая, погружающаяся в любовь мысленность речи проявляется в губах. И губные звуки - это то, что сообщает речи любвеобильность, симпатизировании другому и передачу ему симпатии.

И этот удивительный переход от органической деятельности губ к душевной активизации их деятельности, это образование губ в органически-душевном существе человека, - есть нечто такое, что воспитатель может сопровождать между 7-14 годами и что может внести в школу чудесную атмосферу.

Как пронизывающее тело сверхчувственно-эфирное в 7 лет выходит в виде самостоятельной мыслительной силы, так в 14-15 лет выходит самостоятельное духовно-душевное. В качестве учителя, воспитателя, мы становимся акушерами духовно-душевного. На более высокой ступени проявляется то, что имел в виду Сократ.

В дальнейшем я разъясню, что еще новое наступает вместе с движением, еще на 20-21 году в 3-м периоде.

Мы видели, что то, что обнаруживается в речи человека, открывается в его словах, фактически проявляется в истинном образе в 14-15 лет.

Желая подойти к человеку духовно жизненно со стороны мышления, мы должны держаться художественного. Желая внести духовное в чувство, мы должны иметь дело уже не только с художественным, но и с религиозным настроением. Ибо только религиозное настроение проникает к действительному духу, к духу в его действительности.

Поэтому всякое воспитание в 7-14 лет может быть успешны только когда оно совершается в религиозной атмосфере, когда оно становится почти делом культа, конечно, не сентиментальным но чисто человеческим делом культа.

Так примешивается художественное и религиозное в педагогику.

Отсюда - требования к педагогу, воспитателю: он должен

быть в состоянии стать внутренне вполне художественным, вполне религиозным человеком.

5 Лекция





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 165 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...