Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Окончание следует



Количество показов 516
  FaceBook   Twitter   Vkontakte   LiveJournal

номер 298 от 31.01.2014

Князь Владимир и Псковская земля

В мае 2012 года начался проект «Археология, власть, общество: сотрудничество для сохранения археологического наследия» по программе приграничного сотрудничества «Эстония – Латвия – Россия» в рамках Европейского инструмента соседства и партнёрства 2007–2013 гг.

Проект объединяет 9 партнёрских организаций из Эстонии, Латвии и России под руководством Тартуского университета. Основным направлением деятельности по проекту является сохранение и популяризация общего археологического наследия приграничных территорий как Псковской земли, так и Латвии и Эстонии. В данной статье сотрудник одной из партнёрских организаций проекта, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Псковского музея-заповедника Анатолий Александров продолжает рассказ о князе Владимире Красное Солнышко.

«Подробнейшая история Государей Российских», сообщая о возвращении Ольги из Царьграда в Киев, упоминает: «…поиде Ольга с миром в Киев, и пришед в Киев, постави у себя на дворе церковь малу во имя Пречистыя Богородицы, и учаше сына своего Святослава вере Христианской, и веляше ему креститися, он же не брежаше о том и не крестися». Однако во имя кого ставила Ольга церкви на своей северной родине − неизвестно. Наверняка среди них были и богородицкие. Поэтому, где именно в пределах обширного Киевского государства находилась эта церковь − неясно. По-видимому, именно эти соображения заставили украинских составителей «Этимологического словаря летописных географических названий Южной Руси» не включать Будутину весь в сос­тав этого капитального издания. Иначе говоря, нет никакой гарантии, что этот пункт находился в районе Киева и вообще где-либо в южнорусских землях. Таким образом, локализация церкви Пресвятой Богородицы столь же плавающая, как и летописной Будутиной веси. Немаловажны и косвенные обстоятельства. Во-первых, село едва ли могло быть завещано маленькой домовой церкви, а во-вторых, наверняка разгневанная (!!!) княгиня Ольга отослала провинившуюся Малушу с глаз подальше, в порядочную глушь, а вовсе не в ближние окрестности Киева.

В Пскове краеведческая традиция связывает с именем княгини Ольги основание первой церкви на месте Троицкого собора, а также постройку первой Власьевской церкви. Теоретически возможно, что в окрестностях Пскова могли быть какие-то ранние церкви, сведения о которых не дошли до нас даже в преданиях. Среди них могла быть и церковь во имя Богородицы. Впрочем, здесь немаловажен и тот факт, что Будник вместе с деревней Плаксино составляет восточную окраину довольно плотного скоп­ления ольгинской топонимики и сопутствующих ей преданий о святой княгине Ольге, то есть, зоны устойчивой фольклорной традиции, восходящей к летописному времени. Так что не исключено, что, в конце концов, церковь Богородицы 969 года придётся привязывать к «веси Будутиной», а не наоборот.

Древнерусское же наименование веси − Будутино или Будятино − притяжательное от личного имени типа Будимир, сокращённо − Будята.Если же собрать все варианты названия этой деревни и принять отождествление её с летописной весью Будутина − Будятина, то можно построить следующую цепочку (рис. 3).

Итак, для локализации летописного названия «Будутина весь» или «Будутино село» в Буднике есть некоторые основания, тем более, что легендарная родина княгини Ольги в районе Выбут, то есть, совсем недалеко от Будника, соотносится с многочисленной топонимикой и микротопонимикой в зоне освоения не позднее первой половины Х века, что явствует из результатов археологических исследований. Кроме того, современные историки всё более склоняются к мнению, что на севере Восточной Европы в районе Пскова и его окрестнос­тей у княгини Ольги были собст­венные земельные владения, своего рода ранний феодальный домен, и она самостоятельно распоряжалась в пределах этого домена. В этом случае понятно, что и ключницу Малушу она сослала именно в эти свои владения, под бдительный надзор.

В связи с тем, что князь Владимир родился в Будутиной веси, которая с большой долей вероятности отождествима с Будником, для нас представляет интерес и личность его матери. Весьма осведомлённая «Подробнейшая История Государей Российских» сообщает: «…бе у Ольги девица ключница вельми красна имянем Мауса, Святослав же взя ю к себе на ложе, она же зачат от него и роди ему сына Владимира».

Лет десять назад я бы этим и закончил. Но сейчас есть два археологических продолжения этой темы. За истекшее время в Новгороде при случайных обстоятельствах была найдена типичная для княжеских верительных знаков трапециевидная, с угловым выступом вниз, костяная подвеска, на одной стороне которой – двузубец без ножки, что, как полагают, означает знак княгини, а не князя, а с оборотной стороны – стилизованный христианский крест. По сочетанию знаков полагают, что это – подвеска какого-то должностного лица княгини Ольги.

Ещё более интересная подвеска той же типичной формы была найдена в комплексе погребальной камеры могильника близ Подзноевских палат в Пскове. Подвеска серебряная. С одной стороны – голова птицы с крестом наверху. Поскольку комплекс в целом датируется по вещам 60-ми годами Х века, а это – последнее десятилетие жизни княгини Ольги, то этот знак можно связать с её должностным лицом, которое могло собирать дань на её домениальных землях. А вот на другой стороне – двузубец Рюриковичей с ножкой, между зубцами которого вписан ключ. Этот знак, как полагают специалисты, можно идентифицировать как самый ранний знак князя Владимира. По-видимому, из этого ключа в дальнейшем вырос третий зуб, так что более поздний знак и самого Владимира, и его потомков – трезубец.

Из этого знака много что следует. Во-первых, княгиня Ольга хотя и держала нелюбимого внука в отдалении, но все же выделила ему земли для кормления. Однако, в виде контроля, средства с этих земель в пользу малолетнего Владимира собирал всё же ольгин сборщик дани. Возможно, этот же сборщик дани за княжичем Владимиром от имени Ольги и приглядывал. Это означает также и то, что Владимир после своего рождения в Будутиной веси где-то тут и жил под присмотром.

Во-вторых, ключ между зубцами – это род некоего укора в том, что мать Владимира – ключница. Если бы на момент рождения Владимира Малуша была свободным человеком, то этого ключа на знаке не было бы. Но, по всему изложенному выше, во время службы при Ольге Малуша таким свободным человеком, «милостьницей», была. Вывод может быть только один: будучи в сильном гневе и высылая Малушу в самую глушь своих владений, княгиня Ольга резко понизила её в социальном ранге и, весьма вероятно, нарекла ее «робой». Отсюда и укоряющий ключ в двузубце. Отсюда – во многом – и гневная филиппика Рогнеды в летописи. И вооружённый ответ на неё Владимира и Добрыни – вопрос был очень больным. И то, что Владимир саму Рогнеду после пленения объявил «робичицей» − власти у него для этого было вполне достаточно. Да и семейной памяти – тоже.

В-третьих, сочетание таких знаков на одной подвеске – по состоянию дел в Х веке – даёт довольно узкую дату всего комп­лекса камерного погребения – от рождения князя Владимира до смерти Ольги, после которой её знак уже не мог использоваться. Дата рождения князя Владимира точно не известна. Имеющиеся в двух летописях сведения, что он прожил по одной летописи 73 года, а по другой – 67 лет, современными историками обычно не принимаются. Условная общепринятая дата рождения Владимира – «около 960 года». По интерполяции Н.И. Милютенко, автора специальной книги о князе Владимире, − не ранее 955–960 годов. Может быть, немного позднее. Встречаются даты 962 год и 963 год. А.Ю. Карпов, автор другой монографии о князе Владимире, считает, что Владимир родился между 959 и 964 годами, скорее всего – между 960 и 962 годами. Он же обратил внимание на то, что в Летописце Переяславля Суздальского (ЛПС), где указан возраст князя Владимира – 73 года, – сдвинута хронология, так что Владимир там, как будто, умирает не в 1015 году, что соответствует действительности, а в 1035 году. Так что дата рождения в этом случае падает на 962 год, что реально. Но Карпова надо проверять по каждой ссылке. В результате выяснилось, что кончина Владимира под 1015 годом в ЛПС указана. Но следующая дата – действительно 1035 год как начало правления Ярослава. По-видимому, здесь заимствования из разных летописных сводов, отсюда и разнобой дат, отсюда и 1035 год. Так путаные и неверные исходные данные дают иногда вполне верный результат.

Смерть Ольги – это 969 год. В том же 969 году князь Святослав уже держал Владимира в Киеве при себе, пока тогда же не при­шли новгородцы просить его себе на княжение. Вот между одной, несколько плавающей, и другой, жёсткой, датами и может быть датирован комплекс этого камерного погребения в Пскове. Диапазон – около 7–10-ти лет.

Наконец, ковш с типично венгерским орнаментом из этого же погребения живо свидетельствует о венгерско-русских отношениях, проявившихся на страницах летописи как в боевом сотрудничестве во время совместных действий против Византии, так и в словах Святослава о том, что из Венгрии к нему идут кони и серебро. Это – малая час­тица того самого серебра.

Историю с Малушей и на Руси, и в соседних странах, конечно, все знали и относились к Малуше и взвешенно, и сочувственно. Особенно – соотечественники: вспомним скандинавскую сагу. Так что ключ – а затем третий зубец − между двумя зубцами родового герба никак не помешал Владимиру потом стать великим князем Киевским, крестить Русь, жениться на византийской принцессе Анне и впоследствии стать святым и равноапостольным.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 245 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...