Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Интеллектуально-волевой аспект взаимосвязи и взаимодействия правового освоения с категориями теории права



Являясь одним из видов общественного сознания, правосознание оказывает влияние на происходящие в России социально-политические процессы: правотворчество, реализацию законов, функционирование механизма государства, принципов и методов деятельности органов власти. А.И. Ильин справедливо подчеркивал, что государство держится только правосознанием граждан.

Взаимодействие правового освоения и правосознания заключается в изменении отношения к понятию «правосознание» человека. В этом смысле, правосознание человека следует рассматривать, не только как совокупность знаний, идей, чувств, характеризующих оценку и отношение человека к правовым явлениям, но и как субстанцию, где формируется интеллект, интерес, воля и действие.

Преобразование воли и действий в сознании заключается в осмыслении и понимании воли и действий самим человеком. То есть, тем, кому принадлежат воля и действие. Осмысление, понимание воли и действий человеком осуществляется в соответствии с его интересом и интеллектом. Преобразовать волю и действие в интерес без интеллекта человек не может, так как интерес содержится в интеллекте.

В этом значении необходимо рассматривать правосознание человека как часть сознания общества – правовой интеллект, сформированный при помощи правового интереса и преобразующий волю и действие. Формированию правового интеллекта способствует правовой интерес человека. Без правового интереса невозможно существование человека в праве, не возможны отношения человека и общества. Правовой интерес - это импульс, субстанция, растянутая во времени. Его следует рассматривать как начало, основание, человеческую способность к формированию и воспроизводству интеллекта. Правовой интерес человека формируется в процессе познания права под воздействием различных фактов и фрагментов социальной действительности. Правовой интерес человека является его собственным, своим. То есть, в процессе познания человек осваивает и преобразует свой, собственный интерес осознанно. Человек - это собственник своего интереса. Преобразование интереса человеком не может быть неосознанным. Человек, в свою очередь, не может формировать свой правовой интерес, как бы бессознательно. Он формирует интерес на высоком интеллектуальном уровне, глубоко осознанно и объемно.

Процесс формирования правового интереса затрагивает как сферу частного права, так и сферу публичного права. Правовой интерес формируется одновременно как частноправовой и публично-правовой. Формирование этих правовых интересов необходимо рассматривать самостоятельно друг от друга. Частноправовой интерес необходим для обозначения, обоснования и обеспечения человека как центра права, правовой системы. Соответственно, публично-правовой интерес необходим для формирования отношений человека и общества в праве. Частноправовой интерес человека формируется в соответствии с его представлениями о духовно-нравственных благах и ценностях как пользе[45]. То есть человек должен видеть и воспринимать саму пользу от духовно-нравственных благ и ценностей для себя и общества, использовать их по назначению, знать для чего они предназначены.

Частноправовой интерес человека – это импульс, растянутая во времени субстанция, интеллектуальные представления человека о том, как использовать по назначению духовно-нравственные блага и ценности для себя и общества, интеллектуально определять назначение этих благ и ценностей. При частноправовом характере процесса формирования интереса человека возникнет основание, которое разграничивает всю сферу правового регулирования отношений человека и общества на частноправовое и публично-правовое регулирование. Этим основанием является частноправовой интерес человека, интеллектуальные представления человека об использовании духовно-нравственных благ и ценностей для себя и общества и их назначении.

Правовой интеллект возникает под воздействием правовой интереса как импульса. Дав импульс к формированию правового интеллекта, правовой интерес остается и существует в этом интеллекте. Правовой интеллект человека бывает различным. Критерием определения уровня правового интеллекта следует считать интеллектуальную необходимость человека, интеллектуальную нуждаемость человека в праве и правовых явлениях. Человек обязан испытывать интеллектуальную необходимость в праве для себя и общества, интеллектуально его использовать. А потребность и нуждаемость человека в праве неосознанно, то есть без интеллекта, вопреки интеллекту, все равно, что потребность и нуждаемость права самого по себе без человека – это произвол по отношению к человеку, это правовой инстинкт. Если сущность правового освоения заключается в преобразовании и изменение соотношения понятий «право» и «человек», в определении человека центром правовой системы, то правовой интеллект человека позволит ему (человеку) обозначить, обосновать и обеспечить себя в этом самом качестве, в качестве центра правовой системы. Правовой интеллект человека обозначает, обосновывает, обеспечивает его существование как центра правовой системы. Правовой интеллект человека следует классифицировать на правовой интеллект человека ученого - юриста и человека юриста – профессионала, правовой интеллект человека - обывателя.

Однако сам по себе правовой интеллект человека – его идеи, представления, чувства о праве и правовых ценностях никаких юридических последствий не вызывает и результатом юридических действий не является. Правовой интеллект человека способен и должен активизировать, воссоздать и воспроизвести правовую волю и правовое действие.

Правовой интеллект человека активизирует правовую волю и правовое действие. Он воплощает и воспроизводит правовую волю и правовое действие в правомочиях на собственные фактические действия, на юридические действия, на самозащиту и правопритязания. Он воплощает и воспроизводит правовую волю и правовое действие в мере необходимого, должного поведения. Именно, правовой интеллект человека с помощью правовой воли и правового действия воздерживает человека от совершения запрещенных правом действий, и позволяет совершить конкретные действия интеллектуально-волевого характера.

По нашему мнению, воля и действие должны всегда рассматриваться, именно, в этом автономном сочетании. То есть, за волей действие или следует, или не следует. Ведущая роль в определении автономного сочетания воли и действия принадлежит интеллекту. Таким образом, правовой интеллект активизирует правовую волю и правовое действие. Он воплощает и воспроизводит только правовую волю, или только правовое действие.

В этом смысле, мы предлагаем рассматривать интеллектуально-правовую волю человека и интеллектуально-правовое действие человека. Интеллектуально-правовая воля человека – это его правовой интеллект, воплощающий и воспроизводящий правовую волю. Интеллектуально-правовое действие или интеллектуально-волевое бездействие – правовой интеллект человека, воплощающий и воспроизводящий правовое действие или правовой бездействие.

Очевидно, следует слегка подкорректировать существующие в теории права понятия «действительная воля[46]» и «волевое действие». Волю и действие необходимо рассматривать именно в данном автономном сочетании, в контексте нашего исследования, как интеллектуально-правовую волю и интеллектуально-правовое действие.

Ителлектуально-правовая воля - это осознанно-волевые правомочия человека, мера интеллектуально-возможного, интеллектаульно-желательного и интеллектуально-полезного поведения человека.

Интеллектуально-правовое действие – осознанное деяние, создание и воспроизводство правовым интеллектом человека правомочий интеллектуального действия (правомочия интеллектуального действия по использованию – правомочия интеллектуального пользования вещью, правомочия интеллектуального отказа от действий, правомочия интеллектуального воздержания от действий).

В контексте нашего исследования, необходимо рассмотреть факты, при возникновении которых правовой интеллект активизирует и правовую волю, и правовое действие одновременно, либо он активизирует или правовую волю, или правовое действие.

Например, у человека существует правомочие на собственные фактические действия, но отсутствует потребность в нем. Не желает пользоваться и распорядиться собственным транспортным средством, потому что оно ему надоело или его модель устарела. Иными словами, человек не нуждается в этом правомочии. Ему – собственнику транспортного средства это средство стало ненужным. Правовой интеллект – «на лицо», так как человек выяснил свой правовой интерес к транспортному средству, подумал об этом интересе, не нашел в нем интеллектуальной пользы для себя, не пожелал его интеллектуально использовать. Если нет правовой воли в виде интеллектуального желания, нет правовых действий, направленных на интеллектуальное использование объекта, то правовой интеллект остается пассивен. Он не активизирует правомочие интеллектуального желания, правомочие интеллектуального пользования. В этом случае правовой интеллект человека не желает преобразовать правовой интерес в правовую волю и правовое действие.

Правовой интеллект человека преобразует правовую волю и правовое действие в юридическую обязанность. Она рассматривается как интеллектуальные преобразования меры должного, необходимого поведения человека в интеллектуально-волевое должное, интеллектуально- необходимое действие в отсутствии правовой воли, интеллектуально-волевой отказ от действий или интеллектуально-волевой бездействие, интеллектуально-волевое воздержание от действий, интеллектуально-волевое претерпевание человеком мер государственного принудительного воздействия.

Если правовой интеллект сформировался, но активизировать правовую волю и правовое действие не нужно? Например, человек воздерживается от запрещенных правом действий. То есть интеллект - «на лицо», ему необходимо активизировать волю. Интеллект человека должен активизировать волю, но он не должен активизировать действие. Человек должен оставаться в рамках пассивного поведения. Для этого человеку необходимо всю волю направить на то, чтобы не допустить неправомерное действие.

Формирование и воспроизводство правового интереса помимо правового интеллекта вне логики и здравого смысла, способно активизировать только псевдоволю и псевдодействие – правовые инстинкты[47].

Осознание правового интереса, формирование правовых импульсов приводит к возникновению и воспроизводству правового интеллекта. Он активизирует интеллектуально-правовую волю и интеллектуально-правовое действие, именно, в этом заключается интеллектуально-волевой процесс по воплощению интереса человека в праве, правовой системе, в источниках права, в источниках правового регулирования отношений человека и общества. Формирование интереса как интеллектуально – правового - это интеллектуально-волевой процесс преобразования, становления человека, как деятеля в центре правовой системы. Он выражается в интеллектуальных правомочиях (правомочие интеллектуальной возможности, правомочие интеллектуального желания, правомочие интеллектуального действия) и выражается в интеллектуально-волевом должном, интеллектуально-волевом необходимом действии, формирование автономного интеллектуально-правового равенства.

По нашему мнению, интеллектуально-волевой аспект воздействия правового освоения на правосознание заключается в преобразовании правового интереса в собственный интерес человека, «свой интерес», а точнее индивидуальный частноправовой интерес человека - конкретного и оригинального лица. При условии, если сам человек – это интеллектуально-волевой деятель в центре правовой системы.

Формирование частноправового интереса человека как пользы от духовно-нравственных благ для него и общества обусловит разграничение сферы правового регулирования отношений человека и общества на частноправовую и публично-правовую.

Взаимодействие правового освоения с правовой культурой заключается в преобразовании и переориентации представлений об основах правовой культуры, существующих в сознании человека и общества на интеллектуально-волевом уровне, то есть в ее гуманизации. Под правовой культурой традиционно в теории права подразумевают глубокое знание и понимание права, высоко сознательное его исполнение как необходимости и внутренней потребности. Правовую культуру, в контексте этого исследования необходимо рассматривать как категорию более глубокую и объемную. Преобразование, гуманизация правовой культуры заключается в ее изменении. Причем изменения должны затрагивать не просто наполнение понятия «правовая культура» новым содержанием. Они должны переориентировать основы представлений общества и человека о правовой культуре.

Правовую культуру следует рассматривать как накопленный и обобщенный интеллектуально-волевой опыт по воплощению и воспроизводству общечеловеческих ценностей в праве, правовой системе, в сфере правового регулирования отношений человека и общества. Взаимодействие правового освоения и правовой культуры заключается в действиях интеллектуального волевого человека по преобразованию накопленного правового опыта и правовых традиций общества. Эти действия в совокупности представляют интеллектуально-волевую деятельность человека по воплощению и воспроизводству общецивилизационных ценностей в правовых традициях общества и накопленном правовом опыте.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 1692 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2025 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...