Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Существенное влияние на категории теории права оказывают ценности цивилизации и культуры, правовой гуманизм и правовая аксиология. В практическую юриспруденцию и обыденное правосознание постепенно воплощаются высокие правовые абстракции и идеалы. Существенная роль в данном направлении отводится общечеловеческим ценностям, под лозунгом которых прошел ХХ век, которые изменили «точку отсчета» на Земле. Ценности – это специфическое социальное определение объектов окружающего мира, выявляющих их положительные и отрицательные качества для человека и общества (благо, добро, зло), заключенные в явлениях общественной жизни и природы.
Идеи гуманизма возникли с момента разрушения идеологических устоев общества в древние века. Кризис афинской демократии заставил Сократа поставить вопрос о том, что есть благо.
Для гуманизма главным является тезис о возникновении и развитии природы человека как ценности, их месте в реальности и структуре ценностного мира, о человеке как центре этого ценностного мира, о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой человека. Основной категорией теории является человек как ценность и общечеловеческие ценности, т.е. все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений. Они могут выступать в качестве “предметных ценностей”, т.е. оцениваться в плане добра и зла; истины и не истины; красоты и безобразия; допустимого и запретного; справедливого и несправедливого и т.д.[31]
В культурно-исторических процессах /древних веков, средних и т.д./ существовала иерархия ценностей, которые определялись общественным сознанием. Всякое явление получало преобразование в деятельности человека, становилось элементом определенной культуры, приобретало значение и смысл для социальной общности. Каждая общность характеризовалась специфическим набором и иерархией ценностей, их система выступала в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции.
Идеи гуманизма обозначают, что человек не имеет простого, одномерного бытия, его нельзя как природу описать в терминах свойств вещей физического мира. Человек существует как троичное единство тела, души и духа как биосоциодуховная сущность.
Гуманизм рассматривает человека не просто субъектом, а конкретной индивидуальностью, человеческой оригинальностью.
Воплощение идей гуманизма в праве связано с проводимыми в обществе, государстве и праве преобразованиями. В праве идеи гуманизма формируются как постепенное изменение соотношения понятий «право» и «человек». Смысл идеи заключается в «очеловечивании» права, о создании такой правовой системы, где бы в центре внимания были человек, его права и свободы[32]. Человек, его права и свободы является центром преобразований государства, права, правовой системы, правотворчества, правореализации, правоприменения, правового регулирования, источников права, отраслей права, юридического процесса в целом.
Гуманизационно-правовой аспект взаимосвязи и взаимодействия правового освоения с категориями теории права наиболее органично характеризует динамичность правового освоения. Он позволяет рассматривать «правовое освоение» как категорию, без которой невозможны и немыслимы преобразования в соотношении понятий «право» и «человек», проблематична гуманизация правовой системы в целом, так как ничего не происходит само по себе.
На наш взгляд, и гуманизация правовой системы, и становление человека, его прав и свобод центром правовой системы нуждаются в определенных действиях на это направленных. Воплощение идей гуманизации правовой системы, существующих пока в качестве правового возможного к осуществлению их в качестве правового действительного органично требуют от исследователей обоснования, введения в научный оборот такой категории как «правовое освоение».
Взаимодействие правового освоения с правотворчеством заключается в преобразовании всего правотворческого процесса в соответствии с общечеловеческими ценностями, воплощение в нем человека как центра и ценности одновременно, гуманизации правотворчества.
Для преобразований в правотворческом процессе следует постепенно изменить его концепцию, его принципы и стадии.
Преобразование принципов правотворческого процесса заключатся в изменение приоритетов в деятельности субъектов правотворчества. Преобразование принципов правотворчества заключается в их изменении в соответствии с основами гуманизации права и правовой системы. Так, например, за «точку отсчета» принципов правотворчества следует обозначить принцип преобразования соотношения понятий «право» и «человек», принцип гуманизации правотворчества. Он должен пройти сквозь процесс правотворчества, проникнуть в каждую стадию, стать основой в деятельности субъектов правотворчества по созданию источников права в широком смысле.
Осуществление принципа гуманизации правотворчества следует достигать правотворчеством народа, референдумом, всенародным голосованием.
Преобразование стадий правотворческого процесса заключается в формировании на ряду с существующими еще одной стадии. Ее следует назвать «воплощение в правотворчестве правового интереса человека». Правовой интерес. Воля – усмотрение - интерес – правовой интерес – частноправовой - публично-правовой интерес. Воля дает толчок усмотрению, усмотрение является предпосылкой интереса
Эта стадия правотворческого процесса должна включать деятельность субъекта правотворчества по изучению воли человека. Деятельность субъектов правотворчества направлена на персонификацию воли человека в норме права высокого уровня абстрактности, норме – принципе, на преобразование воли человека в интерес частноправового или публично-правового содержания. Она выражается в создании источников права, воплощающих общечеловеческие ценности и правовые интересы человека как центра права и правовой системы. Таким образом, деятельность субъектов правотворчества должна переориентироваться на человека и общечеловеческие ценности.
Необходимость персонификация и преобразование приоритетов правотворчества в соответствии с системообразующим фактором права и правовой системы – человеком подтверждает ст.2 Основного Закона Российской Федерации, в которой говориться: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».
Одним из самых распространенных видов правотворчества является создание законов. Какими могут быть законы в свете преобразований правотворческого процесса? Данный закон должен воплощать общечеловеческие ценности и законные интересы человека как центра права и правовой системы. Следовательно, деятельность субъектов правотворчества должна быть направлена на создание модельных законов. Эти законы должны носить рекомендательный характер и обеспечивать нормативную ориентацию в регулировании общественных отношений и общие подходы при подготовке законов нижестоящими субъектами правотворчества[33].
В этих законах должны постепенно воплощаться естественно-правовые начала и естественные правомочия. Они должны включать усовершенствованные нормы права, расширять и укреплять права и свободы человека, конкретизировать конституционные нормы о правах и обязанностях человека в законах об их обеспечении[34].
Гуманизация правотворчества позволяет рассматривать в абстрактном смысле все источники права, создаваемые в результате правообразовательного процесса. Источниками права могут быть правовые тексты, получившие легитимацию и ставшие, в силу этого, юридически значимыми правилами поведения общего, коллективного или индивидуального значения[35]. Так, например, правовыми текстами следует считать индивидуальные и коллективные договоры, содержащие субъективные права и юридические обязанности участвующих в нем сторон.
Таким образом, следует выделить несколько направлений гуманизации правотворчества. С одной стороны, законы должны содержать нормы-принципы, оценочные нормы, открытые нормы, нормативные обобщения высокого уровня абстрактности, позитивные установления. С другой стороны, основные положения законов следует детализировать в легитимных, юридически значимых правовых текстах, содержащих правила поведения общего, коллективного или индивидуального значения, соответствующих общечеловеческим правовым ценностям и международным стандартам в области прав и свобод человека.
Создание источников права обладающих гуманной природой происхождения и сущностью не гарантирует правильную правореализацию.
Взаимодействие правового освоения с правореализацией и правоприменением заключается в их преобразовании в свете общечеловеческих ценностей, гуманизации правореализации и правоприменения.
Гуманизация правореализации состоит в преобразовании правореализационного процесса в соответствии с изменением соотношения понятий «право» и «человек», гуманизации правореализации. В теории права различают реализацию права и реализацию субъективных прав и юридических обязанностей. Более широкая категория «реализация права» охватывает правореализационную деятельность правотворчества, исполнения конституций, законов и подзаконных актов, правоприменения и официального толкования. Реализация субъективных прав и юридических обязанностей заключается в осуществлении требований норм права в фактическом поведении человека и общества.[36]
Преобразование правореализации заключается в изменении приоритетов, в действиях, направленных на персонификацию человека в этом процессе. Для гуманизации правореализации необходимо выдвинуть на первое место осуществление субъективных прав и юридических обязанностей человека. Создать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7 Конституции РФ), сделать эффективной защиту прав и свобод человека (ст.45 Конституции РФ).
Гуманизация правореализации заключается в создании правовых условий, правовых средств, правовых способов, направленных на обеспечение реализации прав, свобод и законных интересов человека.
Так, например, правовым средством, обеспечивающим реализацию прав, свобод и законных интересов человека следует рассматривать защиту. Защиту понимают как в широком, так и в узком значении. Защита субъективных прав человека в широком значении – любая деятельность, направленная на пресечение правонарушений, восстановление нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Защита субъективных прав человека в узком значении – практическое обеспечение реализации этих прав, свобод и интересов. Защита прав человека должна осуществляться только посредством правомерной деятельности. Цель этой деятельности – обеспечение реализации права человека на защиту прав, свобод и законных интересов всеми незапрещенными законом способами.
Способом защиты прав человека является определенный порядок обеспечения реализации прав человека, предусмотренный законом. Гуманизация правореализации заключается в преобразовании способов защиты прав человека, в формировании таких способов, как общественная защита и самозащита.
Самозащита представляет собой юридическое явление. Она получает наибольшее развитие в правовом государстве и гражданском обществе. В этом смысле, государство стремится наделить человека правами, позволяющими вести самостоятельный образ жизни.
В содержании норм ряда отраслей российского права нашло законодательное закрепление право человека на самозащиту. Так, ст.14 ГК РФ разрешает самозащиту гражданских прав при условии соразмерности способов самозащиты характеру правонарушения и соблюдении пределов действий, необходимых для его пресечения. Статья 37 УК РФ допускает возможность причинения вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, т.е. при самозащите личности и прав обороняющегося либо других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны. В таком же контексте следует рассматривать и гл. 59 ТК РФ, носящую название «Самозащита работниками своих трудовых прав». Трудовой кодекс РФ допускает реализацию прав работника на самозащиту своих трудовых прав только единственным способом – отказом работников от выполнения работы. Содержание этого права заключается в пассивном поведении работника, называется воздержанием от совершения действий. В то время как в гражданских и уголовных отношениях допустим другой способ реализации права на самозащиту – совершение активных действий защищающимся субъектом.[37]
Взаимодействие правового освоения с правоприменением заключается в его преобразовании в свете общечеловеческих ценностей, гуманизации правоприменения.
Гуманизация правоприменения состоит в преобразовании правоприменительного процесса в соответствии с изменением соотношения понятий «право» и «человек».
Гуманизация правопримения – доступность правосудия для защиты интереса человека, юридическая деятельность по обеспечению и защите человеческих, индивидуально-правовых интересов конкретного лица.
Взаимодействие правового освоения и правового регулирования заключается в преобразовании механизма правового регулирования, методов и режимов правового регулирования в свете общечеловеческих ценностей, гуманизации правового регулирования. На наш взгляд, преобразования предмета правового регулирования, в первую очередь, должны затронуть группу общественных отношений по производству, обмену, использованию материальных и нематериальных благ (ценностей). В этих отношениях наиболее четко проявляются индивидуальные интересы, их сочетание с интересами общесоциальными. Они реализуются, как правило, по добровольному взаимному согласию сторон и отражают частноправовой характер регулирования.
Декларация прав и свобод человека и гражданина, Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, законы о собственности, гражданстве и другие нормативные акты положили основу преобразований методов правового регулирования от императивных к диспозитивным, преобладанию общедозволительного типа регулирования в отношениях между людьми. Произошел переход от императивных методов правового регулирования к диспозитивным, результатом этого преобразования стало преобладание дозволительного типа регулирования в отношениях между людьми.[38]
Изменения, произошедшие в механизме правового регулирования общественных отношений, обусловили изменения и в структуре современных источников правового регулирования. Переориентация механизма правового регулирования с преимущественного использования государственно-централизованных нормативно-правовых средств на применение в основном договорно-правовых средств регулирования уже означает вступление российского права в процесс смещения акцентов в формах его осуществления с одних источников на другие.
Гуманизация правового регулирования в соответствии с указанными выше преобразованиями требует, чтобы механизмы правового регулирования общественных отношений опирались в первую очередь на индивидуально-договорное регулирование, и лишь во вторую очередь на государственно-нормативное регулирование общественных отношений.
Участники общественных отношений должны самостоятельно, в собственных интересах, организовывать свои взаимоотношения (например, по поводу применения труда, его организации и управления), руководствуясь при этом установленными законом раками. С этой точки зрения абсолютно прав был Чичерин, когда писал, что «договоры могут служить разнообразным интересам людей; но юридическое значение эти интересы получают единственно вследствие того, что они составляют предмет соглашения. Каков бы ни был интерес лица в действиях другого лица, оно не может ничего требовать, пока соглашение не состоялось; а с другой стороны – когда решение состоялось, оно имеет одинаковую силу для сторон, каков бы ни был сопряженный с ним интерес. С юридической точки зрения для обязательной силы договоров требуются две вещи: 1) чтобы воля была свободна; 2) чтобы она была законна. Это вытекает из самого понятия о праве, которое есть свобода»[39].
Гуманизация механизма правового регулирования заключается в наполнении его персонифицированным содержанием, в формулировании этого понятия, как механизма правового регулирования отношений человека и общества, в образовании правовых начал саморегулирования. Саморегулирование должно заключаться в самостоятельной организации действий человека, в собственных интересах, в самоорганизации интересов в отношениях человека и общества по поводу осуществления его (человека) прав, свобод и интересов не выходя за пределы установленных законом рамок.
В этом смысле, ведущая роль в гуманизации правового регулирования должна принадлежать источникам правового регулирования. Под источником правового регулирования следует понимать любые формы объективированного выражения права, которые представлены в виде правовых текстов, получивших легитимацию и ставших, в силу этого, юридически значимыми правилами поведения общего, коллективного или индивидуального значения.[40]
Источники правового регулирования как категория права, в отличии от категории источник права, объединяет разнородные по своей природе правовые акты. Она позволяет получить более полное, точное и практически значимое представление о правовом регулировании отношений человека и общества. Источники правового регулирования отношений человека и общества должна включать нормативно-правовые акты, договоры индивидуального и нормативного содержания, акты судебного регулирования отношений человека и общества (правовые прецеденты). На наш взгляд, правовые прецеденты следует понимать в более широком, чем это принято в теории права, значении.
Акты судебного регулирования отношений человека и общества (правовые прецеденты) следует рассматривать в контексте судебной практики. Судебная практика как правоприменительная деятельность осуществляется всеми звеньями судебной системы, как результат правоприменительной деятельности воплощается в актах судебных органов.[41]
В соответствии с иерархией судебных органов необходимо различать два вида актов судебного регулирования отношений человека и общества:
1. Акты общего значения, принимаемые высшими судебными инстанциями;
2. Акты единичного (казуального) значения, принимаемые конкретным судом в ходе разрешения определенного правового спора.
Акты общего значения содержат правовую оценку конституционности конкретных норм права и в случае их несоответствия Конституции РФ блокируют возможность их применения. Они ликвидируют пробелы в законе и устраняют неоправданные различия в правоприменительной практике нижестоящих судов.
Судебные акты единичного значения вносят упорядоченность во взаимоотношения конкретных субъектов, чем и достигается их персональное правовое регулирование.[42]
Договор как источник правового регулирования отношений человека и общества – правовой документ, созданный на основе соглашения сторон и направленный на регулирование конкретных видов отношений.
Взаимодействие правового освоения с естественными правами и свободами человека заключается в преобразовании естественных прав и свобод в позитивные. Принятие законов, обеспечивающих права и свободы человека, с одной стороны, и конкретизация частноправовых интересов человека в субъективном праве, с другой стороны.
Специфика естественных прав и свобод связана с индивидуальными качествами самого человека. Естественные неотчуждаемые права и свободы даны человеку по рождению, никем не могут быть отменены или изменены. Они позволяют индивиду быть самим собой. Индивид как бы становится ценностью не только для общества, но и для самого себя. Он является не просто ценностью, а правовой ценностью, потому что все те права и свободы, которые характеризуют социальные и человеческие качества индивида ни - кем не регламентированы, а изначально присущи индивиду. Права и свободы защищают человека с точки зрения его физического, социального и духовного бытия.
Как отмечал В.Н.Кудрявцев, “во многих случаях социальные ценности, отраженные в праве, становятся правовыми идеями, принципами права, находят в нем свое как бы “второе рождение”[43]. Гуманизация прав и свобод человека заключается в воплощении общечеловеческих ценностей, социальных благ, идеалов человека и общества в субъективных правах. Ценность субъективных прав, ценность закона (позитивного права) состоит в их правовом значении и смысле. Цель права как должного в отношении закона заключается в том, что оно формирует закон (позитивное право). Правовой закон – это абсолютно правовая цель-ценность и постоянное долженствование – требование для реального закона.[44] Именно такое взаимодействие правового возможного с правовым действительным, изменение
соотношения понятий «право» и «человек» выражает идею необходимости постоянного совершенствования практически и реально существующих форм позитивного права, которые как явления далеки от идеального состояния.
Во-первых, ученые, высказывая ту или иную точку зрения, должны увязывать ее с общей государственной или правовой доктриной. Во-вторых, сама идея гуманизации содержит собственный присущий ей смыл.
Следует отметить, что и естественные и субъективные права обладают собственной ценностью. Они являются как бы равной для всех мерой поведения в обществе, олицетворяют социальную свободу и ответственность, выражают присущие человеку социальные блага, обеспечивают стабильность отношений человека и общества. Выступая балансом между социальной свободой и ответственностью, свободой и порядком, права выражают грань, которая вносит в жизнь общества организованность, очерчивает рамки отношений человека и общества, не допускает переход к произволу и беззаконию.
Являясь сопротивлением произволу и беззаконию, естественные и субъективные права человека тем самым обозначают человека - центром права, правовой системы, выступают фактором социального прогресса. Человек в соответствии со своими правами и свободами объективирует в форме права духовно-нравственные начала и достижения, которые вырабатываются обществом, например: демократия, права человека, мораль.
Социальные изменения последних лет привели к значительной переориентации содержания идей гуманизации в естественных и субъективных правах. Если долгое время ценности естественных и субъективных прав анализировалась через социальное благо, то последние годы наметился явный переход к рассмотрению сущности подхода в свете общечеловеческих ценностей, воплощение воли человека в частноправовом интересе. Бесспорно, это следствие изменения иерархии ценностей в обществе в целом, с одной стороны, с другой стороны, определенное влияние оказывает формирование гражданского общества и правового государства в Российской Федерации. Постепенно естественные и субъективные права наполняются содержанием явлений цивилизации и культуры. Происходит переоценка первооснов человеческого бытия, существенно изменяется правосознание. Постепенно уходят в прошлое нормативные идеалы, заданные господствующей идеологией марксизма. Вопрос о месте и роли конкретного человека в обществе стал актуальным не только на уровне теоретического осмысления, но и вторгся в обыденное сознание. Пожалуй, как никогда четко каждый член общества ощутил необходимость в существовании естественных и субъективных прав, их действительно регулятивном характере.
Само право как фрагмент социальной действительности, преобразованный и освоенный в деятельности человека и общества, формируется как часть российской правовой культуры и цивилизации, приобретает значение и смысл для российского общества. Иными словами, право, как общечеловеческая ценность, должна выражать степень правового освоения человеком фрагментов социальной действительности, реальность его (человека) правового существования и правового бытия как правовой ценности для него (человека) самого и для общества.
Взаимодействие правового освоения, гражданского общества, правового демократического общества заключается в их преобразовании, гуманизации.
Гуманизация гражданского общества заключается в его формировании в соответствии обозначением, обоснованием и обеспечением человека как центра правовой системы. Это гражданское общество следует считать правовым демократическим обществом.
Правовое демократическое общество, в свете гуманизации правовой системы должно заключаться в началах самоорганизации, саморегулирования, самообеспечения и самозащиты человека, его правовых интересов, его прав и свобод, самоформирования правовых ценностей человека и общества, воплощения человека высшей ценностью права, создания социального права.
Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 709 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!