Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Разум, противопоставляющий человека внешней реальности и позволяющий через познание устанавливать соотношение с нею, побуждает человека воспринимать любой предмет внешнего мира как явление, принципиально неисчерпаемое для познания. Следовательно, неисчерпаемость становится необходимым условием рационального познания и практики. Хотя вопрос о границах рационального познания был подробно разработан И.Кантом еще в конце XVIII века, вплоть до середины XX века в эпоху массового гносеологического и практического оптимизма эти границы игнорировались. По новому проблема границ познания и практики была поставлена западной философией в 70-е гг. XX в. в связи с наступившим состоянием постмодерна и кризисом классического структурализма (см. 11).
Этот вопрос вынуждает констатировать факт существования таких структур в составе культуры, какие позволяют человеку существовать в условиях принципиальной недопознанности (религия, мораль и т.п.).
В действительной новоевропейской культуре субъектов и объектов много. У разных людей, классов, институтов, у народов – разные взгляды на жизнь и ее ценности. Плюрализм субъектов конструктивен, у ученых, на самом деле, высшей ценностью и субъектом должна быть Наука, без этого они не смогут эффективно познавать, у художников – Искусство, у чиновников – Государство, а у священников – Бог и т.д.
Однако, наряду с диалогом людей, происходит и диалог субъектов, люди спорят именно по поводу своих взглядов на жизнь. В диалоге субъектов, во взаимодействии мнений о высших ценностях, складывается единое представление. Оно сложно устроено, комплементарно, в нем находят свое место все или, по крайней мере, большинство субъектов и ценностей. В нем достигается межсубъектное согласие, «договоренность», возникает интерсубъективность.
Этим представлением корректируются все взгляды и жизненные позиции. Подчиняясь ему, люди живут, и в ходе жизни своей, порою, неосознанно, создают культуру. В абстракции мы можем утверждать, что это представление и есть единый субъект всей культуры. В данном утверждении промежуточное звено – человек – пропущено, иначе невозможно выстроить теорию культуры, получить рациональное знание о ней «из нее самой», раскрывать законы собственно культуры как самостоятельного предмета исследований. Но не забудем, что промежуточное-то звено – человек – и есть самое главное, оно вносит ограничения в любые теоретические рассуждения о культуре. Человек и его желание или нежелание жить так, как учит абстрактная теория, выступает главной имплицитной предпосылкой любых рассуждений.
Диалог субъектов протекает в таком культурном контексте, где принципиальная непознанность внешней реальности выступает неизбежным условием и представлена своими субъектами, например, религиозными общинами.
Фундаментальной парадигмой европейской культуры и основанием классификации способов познания является представление об интегральном, всеобщем субъекте и объекте. Субъективность, это - осознание человеком себя в качестве активно действующего, разумного, свободного и творческого существа, обладающего гражданской и нравственной позицией. Это – воля к субъективности. Однако, мир, в котором человек живет, состоит из огромного количества реальных и большей частью не познанных вещей, в нем есть, например, другие люди, не желающие быть объектами чужой деятельности и сопротивляющиеся их превращению в такие объекты. Поэтому со второй половины XX века, с момента расцвета индивидуализма субъект-объектная парадигма начинает принимать облик, схематически изображенный на рис.3.
Рис.3. Современное строение субъект-объектной парадигмы новоевропейской культуры
Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 437 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!