Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Исторически заданное значение этого слова указывает на его подчиненное объекту положение. В Средние века подлинной объективной реальностью представлялся Бог, в позднейшее время статус объективной реальности был приписан материи и в таком виде стал основой советских взглядов, предпосланных нашему постсоветскому познанию. Строго говоря, как Бог, так и материя были не доказанными, а постулируемыми идеями. Идея материи появляется после того, как, начиная с Возрождения, представления о Боге деградируют и вырождаются в безличный и слабоочерченный универсум мироздания, поначалу еще наделенный неким «мировым разумом», а потом лишенный и его. Собственно, материя в XIX в. представляет собою метафору Бога как исключительно физической реальности. В XX же веке вследствие развития гуманитарных и социальных наук – этнологии, культурологии, психологии и т.д. - деградирует и понятие материи, получая статус неких абсолютно не представимых и невыразимых «энергий», которые активно эксплуатирует современная эзотерика.
Деградация представлений об объективной реальности как чувственно данном и рационально доказанном целом уже в XIX в. меняет соотношение между объектом и субъектом на противоположное.
Субъект отныне выступает носителем и источником общественной жизни человека, это – исторически определенная форма представлений об идеальном человеческом типе, соответствующая массовым взглядам на достойный образ жизни. Для Европы последних столетий, достойная жизнь, означает «успешную», то есть, такую, в какой реализуется наиболее приемлемая жизненная программа, какая обеспечивает индивиду или обществу преуспевание, обладание условиями благополучного существования и жизненную перспективу. Субъект, это - прежде всего человек как единичное, индивидуальное, отличное от других и преуспевающее в своем деле существо.
Онтологически субъект – совокупность социокультурных требований к человеку, провоцирующих формирование таких его качеств, какие определяют его социально значимое место в мире и жизненные задачи. Он существует как сторона сознания и представляет собой то совместное, что свойственно всем людям новоевропейской культуры.
Не трудно предположить, что по мере развития и самоопределения индивидуальности, вырождаться будет уже социокультурный субъект. Именно человеческая индивидуальность начнет перехватывать субъективность у общества и менять ее значение. Во второй половине XX века это и произошло.
Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 538 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!