Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

О совершенствовании



От людей, занимающихся каратэ, часто можно ус-

лышать высказывание о том, что это образ жизни, ве-

дущий к совершенствованию личности. О необходи-

мости совершенствования или самосовершенствова-

ния в боевых искусствах говорят и пишут все извест-

ные мастера и неизвестные авторы, литература и филь-

мы на эту тему пронизаны философией, которая отли-

чает и возвышает боевые искусства Востока над всеми

другими направлениями.

Хорошо известно, что в древние времена на Востоке

философская составляющая, наряду с практическим со-

держанием боевых дисциплин, занимала особое место в

системе формирования личности воина. Например, в

«Бусидо» (Путь воина), своде правил и наставлений, рег-

ламентирующих жизнь и поведение самураев средневе-

ковой Японии, сконцентрирована основная философская

идея, которая и определяла образ жизни воинского со-

словия: «Путь самурая — это смерть». Это означало, что

воин должен постоянно помнить о смерти и быть гото-

вым к тому, что смерть может застигнуть его в любом бою.

Смерть — это главное дело самурая. И если он будет по-

стоянно помнить об этом, то сможет стать исключитель-

ной личностью через постоянное совершенствование сво-

их качеств ради выполнения воинского долга. В этом слу-

чае понятия «образ жизни» и «совершенствование лич-

ности» связаны с деятельностью, имеющей особую соци-

альную значимость и вдохновляющей человека, это —|

выполнение воинского долга. Сегодня в понятие «образ

жизни» в каратэ, как в философскую категорию, охваты-

вающую всю совокупность жизнедеятельности индиви-

да, вкладывается совсем иной смысл, не требующий аб-

солютного отрешения от мирских дел ради служения

идеи. Сегодня мало кто отдаёт отчёт своим словам, когда

употребляет подобные философские словосочетания,

поскольку ни современные мастера, ни многочисленные

современные авторы не дают каких-либо рекомендаций

относительно образа жизни каратэки в современных ус-

ловиях. И вообще, является ли современное каратэ тем

самым социально значимым делом, которое может стать

образом жизни человека? То, что каратэ — это явление в

современной жизни, бесспорно, но мне кажется, что зна-

чимость этого явления необоснованно завышена. Кара-

тэ — это не воинское дело, особенно современное, но оно

может стать частью военной подготовки при определён-

ном логическом оформлении. Искусственное же притя-

гивание воинской философии средневековой Японии к

современному каратэ некорректно и даже вредно, по-

скольку вводит людей в заблуждение относительно ис-

тинного значения этого явления. Кроме того, нет полной

ясности в вопросе о том, что скрывается под словами «со-

вершенствование» и «самосовершенствование» в каратэ.

Несмотря на то что об этом пишут и говорят очень мно-

го, этот вопрос остаётся открытым даже для тех, кто про-

фессионально занимается этой деятельностью. Совер-

шенствование означает движение к улучшению. Следо-

вательно, самосовершенствование — это индивидуаль-

ный путь к улучшению, когда человек сам выбирает сред-

ства и методы собственного развития. Способен ли на-

чинающий каратэк самостоятельно выбрать верное на-

правление комплексного развития в каратэ сегодня? Ду-

маю, что нет. Сегодня без ясных ориентиров он запутает-

ся в огромном объёме информации и ложных представ-

лений. Но как бы там ни было, совершенствование ~ это

стремление к улучшению того, что уже есть. Поэтому дан-

ный вопрос следует рассматривать в контексте многолет-

ней деятельности, где период начального обучения явля-

ется самым важным, иначе нечего будет совершенство-

вать. Прежде чем говорить о совершенствовании мастер-

ства, необходимо это мастерство сформировать, и преж-

де чем говорить о совершенствовании личности, эту лич-

ность надо воспитать. Другими словами, совершенство-

вание — это логическое продолжение педагогического

процесса формирования первоначальных навыков и ка-

честв, которые реализуются через конкретную програм-

му обучения, где и должны быть увязаны вопросы гар-

моничного воспитания и последующего совершенство-

вания. Подобных программ в современном каратэ нет.

Правомочно ли в таком случае привлекать воинскую фи-

лософию, если программы всех известных стилей каратэ

затрагивают лишь физический аспект развития челове-

ка в границах стилевой специализации?

Из литературных источников о каратэ в части, ка-

сающейся гармоничного развития личности, следует

лишь одно: мастер каратэ должен неустанно совершен-

ствовать свою духовную, интеллектуальную и физи-

ческую сущность. Но как правило, в этих работах не

определены пути и не раскрыты средства и методы со-

вершенствования, т.е. нет понятных рекомендаций, как

это надо делать. Современные японские мастера, опи-

раясь на философскую концепцию о триединстве, в

основу которой легли понятия о гармоничном сочета-

нии трёх качеств, характеризующих человека в идеале

как носителя добра, разума и физического здоровья,

также лишь подчёркивают первостепенность такого

развития личности, не раскрывая сути совершенство-

вания в каратэ. Фактически философия современного

каратэ ограничивается общими фразами о совершен-

ствовании, заимствованными у философов Древнего

Востока. Здесь следует сказать, что любая педагогиче-

ская система видит достижения своих успехов именно

в формировании гармонично развитой личности, будь

то обучение какому-либо ремеслу или воинскому делу,

однако нигде, как в каратэ, этот аспект воспитатель-

ной деятельности не выпячивается с такой откровен-

ной нескромностью. Может быть, в каратэ какой-то

особый подход к воспитанию человека, который даёт

основание для подобного «задирания носа»? А может

быть, в содержании современного каратэ есть что-то

особенное, что возвышает его над другими единобор-

ствами? У меня есть ответы на эти вопросы, но я хочу

познакомить читателя с точкой зрения на современное

каратэ известного японского мастера, основателя япон-

ского каратэ Дзёсинмон-Шоринрю, Хошу Икеды, ко-

торую он изложил в своей книге «Сущность каратэдо

древности и наших дней»: «Всё современное каратэ —

это движения, лишённые смысла, и уже назрела необ-

ходимость возврата каратэ на истинный путь». Гранд-

мастер, основатель направления в каратэ нашёл в себе

мужество признать, что современное каратэ уже давно

не соответствует традиционным представлениям о во-

инском искусстве, а философские понятия и внешняя

атрибутика, характерные для традиционных воинских

дисциплин, бессовестно эксплуатируются дельцами от

каратэ. Бессмысленность современного каратэ, с пози-

ций воинского дела, абсолютно очевидна, и именно эту

бессмысленность пытаются завуалировать изысканной

философией те, кто использует каратэ в коммерческих

или иных целях. Что же имеет в виду гранд-мастер

Икеда, когда говорит о необходимости возврата кара-

тэ на истинный путь? Речь здесь идёт о том, что необ-

ходимо современное каратэ привести в соответствие с

традиционной воинской философией, а для этого нуж-

но внешние успехи объединить с внутренним содер-

жанием. Это означает, что, отдавая должное физкуль-

турно-спортивному аспекту, не следует забывать, что

суть каратэ в боевой значимости. Трудно предполо-

жить, как международные деятели будут возвращать

каратэ на истинный путь, и захотят ли они это делать,

но ясно одно: подготовку в каратэ следует строить в

соответствии с традиционными представлениями о бо-

евых дисциплинах, где физкультурно-спортивный ас-

пект рассматривается только как часть подготовки.

Если использовать образное сравнение, то современ-

ное каратэ можно представить в виде красивого, но

пустого сосуда, которым можно украсить интерьер,

можно им любоваться с разных сторон, но нельзя ис-

пользовать по прямому назначению. Практическая

польза от такого сосуда будет, если его наполнить чем-

то существенным. Таким существенным содержанием

является программа для реализации конкретных бое-

вых задач, то, что делает каратэ оружием.

В 20-е годы прошлого столетия каратэ получило рас-

пространение среди гражданского населения Японии

как военная гимнастика. В нашем понимании это спе-

циальная физическая подготовка, направленная на

формирование двигательных навыков и физических

качеств, необходимых для обучения реальному бою.

Активно каратэ стало распространяться в тот период,

когда Японию одолевали великодержавные амбиции

и в связи с этим проходила милитаризация всего граж-

данского населения. Каратэ и стало той военизирован-

ной системой физического воспитания будущих сол-

дат, а заимствованная из «Бусидо» философская кон-

цепция придала ей правдоподобность и привлекатель-

ность. После поражения японского милитаризма во

Второй мировой войне, когда у Японии, кроме гордос-

ти, ничего не осталось, вспомнили о каратэ как о бое-

вом национальном искусстве, которое и заставило мир

заговорить о японских воинских традициях. Остава-

ясь, по сути, гимнастикой, каратэ дошло до наших дней

и известно сегодня большинству как боевое японское

искусство с собственной философией. Но если в те

времена каратэ являлось частью допризывной подго-

товки, то сегодня это система физкультурно-спортив-

ного воспитания, и воинская философия в этой систе-

ме выглядит неуместно и тяжеловесно. Суть воинской

философии заключается в обобщении мыслей и идей

о гармоничном развитии личности воина, в освобож-

дении его от злобных мыслей и формировании ответ-

ственности за выполнение воинского долга. Но самое

главное, это — достижение осознанного отношения к

смерти и оправдание перед собственной совестью не-

обходимости убивать. Такие философские категории,

как «образ жизни воина» и «совершенствование лич-

ности воина», являются основой воинской философии.

Имеет ли какое-либо отношение к этому то, что мы се-

годня называем каратэ?

Сегодня каратэ в отличие от воинского дела имеет

совершенно иной социальный статус, являясь одной из

форм физкультурно-спортивной деятельности. Поэто-

му философские категории «образ жизни» и «совершен-

ствование личности» здесь если и приемлемы, то весь-

ма условно и очень ограниченно, но, кроме того, очень

важно, что человек ищет в каратэ, какие цели преследу-

ет, занимаясь этой деятельностью. Насколько ясна цель,

настолько понятны задачи, которые необходимо решать

для достижения цели. Понимание задач, в свою очередь,

облегчает выбор средств и методов их решения. Если в

педагогической деятельности отсутствует подобная про-

работка вопроса, все разговоры о воспитании и совер-

шенствовании не имеют смысла. Большинство совре-

менных последователей каратэ не могут дать вразуми-

тельного ответа на вопрос: что они понимают под совер-

шенствованием личности в каратэ? Во многом это про-

исходит в силу отсутствия ясной целевой установки.

Вместе с тем чтобы разобраться в этом вопросе, необхо-

димо сформулировать понятие «совершенствование

личности в каратэ», но эта формулировка должна охва-

тывать всю совокупность качеств каратэки. Очевидно,

что процесс совершенствования порождается желани-

ем достичь чего-то. Какие же цели ставят перед собой

современные последователи каратэ? Согласно опросам,

подавляющее большинство лиц старше 30 лет рассмат-

ривают каратэ как своеобразное средство сохранения

двигательной активности. Практически все молодые

люди стремятся максимально реализоваться как спорт-

смены. Военнослужащие и представители служб безо-

пасности видят в каратэ специальную дисциплину. И

очень немногие относятся к каратэ как к комплексной

педагогической системе. В первом случае мы видим

стремление к улучшению или сохранению физической

активности посредством занятия единоборством. Во

втором все стремления направлены к пьедесталу почё-

та, наградам и превосходству над другими. Третий слу-

чай связан с решением профессиональных задач. В чет-

вёртом целью является воспитание личности на основе

принципов, составляющих суть боевых искусств. В трёх

первых случаях понятие «совершенствование личнос-

ти» как философская категория, охватывающая всю со-

вокупность деятельности человека, занимающегося ка-

ратэ, не уместно вообще. В каждом из этих случаев мож-

но говорить об улучшении отдельных видимых сторон

человека. Но о полноте совершенствования личности

можно говорить лишь тогда, когда каратэ становится

комплексной педагогической системой. Что же понима-

ют под совершенствованием личности современные

именитые мастера каратэ? В основном все сходятся на

том, что необходимо совершенствоваться физически,

интеллектуально и духовно. Необходимость такого со-

вершенствования вызвана тем, что физически слабый

человек не способен сопротивляться злу, но, с другой

стороны, «вооружённая безнравственность» очень опас-

на для окружающих. Поэтому человек должен разви-

ваться гармонично, без перекосов в ту или иную сторо-

ну. Если обобщить рассуждения наиболее известных

мастеров, то под физическим совершенствованием они

понимают улучшение физических качеств через изуче-

ние приёмов каратэ, а под интеллектуальным — изуче-

ние философии и истории предмета. Суть же духовно-

го совершенствования, несмотря на постоянное упоми-

нание, современные авторы не раскрывают даже в об-

щем смысле (некоторые авторы иногда используют вме-

сто термина «духовное совершенствование» словосоче-

тание «нравственно-этическое воспитание», что, намой

взгляд, ближе к истине). Обобщённые суждения со-

временных мастеров на эту тему вызывают много воп-

росов, а недосказанность приводит к ошибочности в уяс-

нении сути проблемы, а это недопустимо, когда речь

идёт о совершенствовании личности.

О физическом совершенствовании. Главная мето-

дическая мысль о физическом совершенствовании в

каратэ, которую можно извлечь из многочисленных ис-

точников, заключается в том, что, изучая приёмы ка-

ратэ, мы развиваем все необходимые физические ка-

чества, а далее, совершенствуя эти качества через мно-

гократное повторение приёмов с максимальной силой,

скоростью и амплитудой движения, совершенствуем

и технику, и физические качества. Подобный подход к

физическому совершенствованию, на мой взгляд, яв-

ляется ошибочным и даже вредным, наносящим ущерб

здоровью и тормозящим рост технического мастерства.

Во-первых, изучению приёмов каратэ должно предше-

ствовать воспитание необходимых физических качеств

и двигательных навыков, а не наоборот, поскольку но-

вое и неестественное для человека движение невозмож-

но освоить без предварительной специальной подго-

товки. Во-вторых, многократное повторение однотип-

ного действия, удара рукой или ногой с максимальной

силой и скоростью как по тренажёру, так и без него,

травмирует суставы и связки, деформирует соответ-

ствующие отделы позвоночника. В-третьих, процесс

совершенствования физических качеств того или ино-

го приёма каратэ не беспределен и ограничен индиви-

дуальными возможностями человека и связан с его

возрастом. Более подробно данная тема ещё будет рас-

смотрена, здесь же отмечу главное — нельзя путать

процессы физического совершенствования человека,

где целью является улучшение его физического здо-

ровья и двигательных возможностей, со специальной

физической подготовкой, направленной на совершен-

ствование выполнения конкретного приёма каратэ. И

ещё. Очень многие заблуждаются, считая, что много-

кратное выполнение приёма в полную силу ведёт к его

совершенствованию. Совершенствование техники еди-

ноборства зависит от очень многих факторов, одним

из которых является возраст. Период до 30 лет харак-

теризуется максимальными возможностями для совер-

шенствования физической составляющей того или

иного приёма. Период от 30 до 50 лет называют перио-

дом стабилизации, когда физические качества уже

можно только поддерживать, и то при условии систе-

матических и методически правильных занятий. Пос-

ле 50 лет наступает деструктивный период, который

характеризуется снижением физических характерис-

тик выполнения известного приёма. Суть же физиче-

ского совершенствования в каратэ в контексте много-

летней деятельности заключается в том, чтобы сохра-

нить физическую активность в русле своей специали-

зации, меняя характер известных движений сообраз-

но физическим возможностям данного возрастного

периода. Кроме того, важно и каким направлением де-

ятельности в каратэ занимается человек. Если это физ-

культурное направление, то здесь достаточно сосредо-

точить внимание на общей физической подготовке и

совершенствовании форм, так как для того чтобы вы-

полнять ката и кихон в соответствии с общими требо-

ваниями, вполне достаточно быть практически здоро-

вым. Для участия в спортивных соревнованиях нужна

специальная физическая и тактико-техническая под-

готовка, которая вытекает из требований правил и рег-

ламента проведения соревнований. Очевидно, что в

том и в другом случае вопросы интеллектуального и

духовного воспитания с каратэ напрямую никак не свя-

заны. Вопрос комплексного воспитания, где физиче-

ская подготовка имеет свои особенности, становится

актуальным, когда каратэ, являясь частью профессио-

нальной подготовки, становится оружием. Именно

здесь возникает опасность «вооружённой безнрав-

ственности». Осознание собственного превосходства

над людьми, которое даёт специальная подготовка и

«право на убийство», может в корне изменить миро-

воззрение человека. И здесь возрастает значение

философской категории «совершенствование личнос-

ти» в её духовном и интеллектуальном аспектах.

Об интеллектуальном совершенствовании..Совре-

менные японские мастера традиционно видят интел-

лектуальное совершенствование в каратэ в изучении

философии, разумеется, только восточной, истории

предмета в выгодном для каратэ толковании и некото-

рых аспектов восточной медицины. Мне кажется, что

пренебрежение знаниями и опытом европейской куль-

туры в боевых единоборствах и в воинском искусстве

вообще, а также в других смежных областях идёт не на

пользу японскому каратэ. Если искусство не развива-

ется, не приобретает новые формы, не обогащает внут-

реннее содержание, оно становится застывшим искус-

ством прошлого. Расширение уровня познаний вооб-

ще полезно для ума, а для профессионала-единоборца

новой формации, с человеческим лицом, просто необ-

ходимо. Кроме восточной философии и медицины,

современному мастеру каратэ необходимы и другие

знания, способствующие пониманию процессов роста

мастерства. Например, в анатомии и физиологии в оп-

ределённом объёме, биомеханике, теории и методике

физического воспитания, педагогике, некоторых воп-

росах психологии, например психологии конфликта.

Мастер должен владеть навыками оказания первой

помощи при травмах и, конечно, знать свой предмет и

развивать его, занимаясь научной и изыскательской де-

ятельностью.

О духовном совершенствовании. Одним из наибо-

лее важных аспектов комплексного воспитания явля-

ется воспитание духовное. В современном мире, мире

ложных кумиров и ложных ценностей, воспитатель-

ный процесс либо отсутствует вообще, либо заменён

процессом выращивания тела через усиленное пита-

ние, занятие элитными видами спорта, изучение не-

оправданно завышенного количества предметов. А тот

вакуум духовного воспитания, который создан несо-

вершенством образовательной системы, успешно за-

полняется «бесовщиной», которая огромным потоком

обрушивается на нас с экранов телевизоров, с эстра-

ды, из газет и журналов и других средств массовой ин-

формации. Уже давно никто не занимается вопросами

массовой физической культуры и массовым спортом,

вопросами воспитания личности спортсменов.

Спортивных руководителей сегодня в большей степе-

ни интересует финансовая сторона спорта. Торговля

«мышцами» сегодня становится одним из самых доход-

ных видов бизнеса. Внутренняя нечистоплотность со-

временного спорта при внешней привлекательности

его фасадной части не даёт оснований полагать, что

спорт сегодня может рассматриваться как система вос-

питания молодёжи. Спортивное каратэ, как часть со-

временного спорта, полностью отображает в себе все

пороки общества. Поэтому очень странно бывает слы-

шать из уст некоторых представителей спортивного

каратэ слова о том, что занятия каратэ способствуют

совершенствованию личности, в том числе и духовно-

му совершенствованию. Современное каратэ не явля-

ется средством ни интеллектуального, ни духовного

воспитания. Конечно, каждый, кто занимается каратэ,

может совершенствоваться и духовно, и интеллекту-

ально, но это никак не связано с занятиями каратэ и не

вытекает из этого. Что же понимать под духовным вос-

питанием и совершенствованием? В любой религии

под духовным воспитанием понимается формирование

у человека осознанного и трепетного отношения к вере

и любви к Богу. Православное христианство, кроме

этого, говорит и о формировании у человека способ-

ности жертвовать собой, своими личными интересами

ради блага ближнего. Под духовным совершенствова-

нием понимается стремление человека к избавлению

от всех пороков и грехов, присущих человеку, таких

как гордость, тщеславие, властолюбие, жажда накоп-

ления материальных благ, блуд, зависть и подобное

прочее. Имеет ли такое стремление хоть какое-то от-

ношение к каратэ? И способен ли современный мас-

тер каратэ к подобному духовному подвигу? Если и да,

то в силу причин, не связанных с каратэ. Кроме того,

не ясно, какую духовную практику имеют в виду идео-

логи современного каратэ, когда говорят о необходи-

мости духовного совершенствования. Очевидно, что

термин «духовное совершенствование», определяю-

щий одну из сторон воспитания личности в каратэ,

здесь совсем не уместен и искусственно притягивает-

ся с целью создания внешней привлекательности. Учи-

тывая, что религиозная ориентация и боевое единобор-

ство прямо не связаны между собой, хотя и могут иметь

взаимовлияние, было бы правильно использовать тер-

мин «нравственное совершенствование», как логиче-

ское продолжение нравственного воспитания, с точки

зрения воинской морали.

Что же понимать под нравственным воспитанием с

точки зрения воинской морали? Мораль — это обоб-

щённые правила нравственности, которые определя-

ют поведение человека в обществе. Например, для пра-

вославного христианина такие нормы поведения, как

не воровать, не убивать, не лжесвидетельствовать, не

блудить и далее по Писанию, являются незыблемыми.

Очевидно, что мораль современного общества очень

далека от этого, но тем не менее она не вызывает осо-

бого осуждения ни со стороны власти, ни со стороны

общественности. Так что морали могут быть разные.

Именно поэтому воспитательный аспект в боевых еди-

ноборствах очень важен, так как от этого зависит, у кого

в руках окажется оружие. Воин — это защитник госу-

дарства, общественного устройства, граждан страны (в

идеале). К воинам можно причислить и сотрудников

правоохранительных органов, а также в определённой

степени и тех, кто профессионально занимается бое-

выми единоборствами, так как эти люди так или иначе

имеют отношение к воинскому делу (это, конечно, не

относится к современным коммерческим направлени-

ям). Что же такое воинская мораль, и как она опреде-

ляет поведение человека в обществе? Воинское сосло-

вие всегда считалось элитой общества, поэтому обще-

ство и доверяло ему собственную безопасность. В во-

инской морали принципы добродетели составляют ос-

нову правил нравственности: честность, справедли-

вость, готовность жертвовать собой, безусловное ис-

полнение воинского долга, патриотизм. Сегодня в Рос-

сии нравственным воспитанием воинов фактически

никто не занимается, и это очень опасно как для обще-

ства, так и для государства. Интересно замечание од-

ной иностранки, которая уже давно живёт в Москве:

«Москва — очень хороший город и вполне европей-

ский, но мог бы быть ещё лучше, если бы не милици-

онеры». Она имела в виду тех сотрудников милиции, с

которыми ей приходится сталкиваться на улицах го-

рода повседневно. С её точки зрения, поведение этих

людей никак не увязывается с моральным обликом

«воина-защитника». В основе воинской морали лежат

нравственные общечеловеческие принципы, и поведе-

ние людей, владеющих огнестрельным оружием или

приёмами рукопашного боя, должно соответствовать

этим принципам. Нельзя обучать боевым приёмам и

давать в руки оружие без соответствующего педагоги-

ческого воздействия, одной из составляющих которо-

го является нравственное воспитание. Нельзя доверять

защиту правопорядка безнравственным людям.

Часто задают вопрос: как согласуется нравственный

догмат «не убивай» с воинской моралью, с необходи-

мостью воина убивать при выполнении воинского дол-

га? Убийство — это большой грех, крайнее проявление

зла. Вместе с тем православные философы говорят, что

несопротивление злу в любых его проявлениях — это

тоже грех. Но не каждый человек способен защитить

себя от зла. Религия помогает человеку спастись от ду-

ховной гибели, а воины с помощью Всевышнего спа-

сают человека от посягательства врагов и физическо-

го уничтожения. Причём здесь имеются в виду не толь-

ко профессиональные военные, но и люди, которые по

духу являются «воинами-защитниками». В старые вре-

мена святые отцы благословляли воинов на ратные

подвиги во имя спасения отечества, тем самым снимая

с них тяжесть греха за убийство врага. Уничтожение

врага ради спасения отечества, собственной жизни и

жизни мирных людей не является грехом и считается

одним из основополагающих принципов воинской мо-

рали. В «Бусидо» есть правило, которое запрещает са-

мураю первому применять оружие. Это правило легло

в основу философской концепции о самурайской вы-

держке. Однако современные трактовки этой концеп-

ции не всегда бывают верными и часто говорят о том,

что самурай ни при каких обстоятельствах не должен

первым «обнажить меч». Догмат о неприменении ору-

жия первым относится к нравственной категории. Суть

его заключается в том, что воин, призванный защищать,

не должен вынашивать агрессивные замыслы и исполь-

зовать своё воинское искусство против мирных граж-

дан. Но если он находится в состоянии войны, знает

об агрессивных замыслах врага, то сообразно военной

тактике может наносить и опережающие удары.

Воинская мораль — это свод правил нравственнос-

ти, которые определяют поведение воина в обществе,

как защитника отечества и его граждан. Если с этой же

позиции рассматривать вопросы воспитания и совер-

шенствования личности в боевых единоборствах, то,

по моему мнению, следует опираться на философскую

концепцию о трёх составляющих, которая говорит о

трёх «ипостасях» человека — духовном, интеллекту-

альном и физическом как о едином целом. Под духов-

ным воспитанием здесь следует понимать воспитание

нравственное, основанное на соблюдении принципов

воинской морали. Под воспитанием интеллектуаль-

ным понимается овладение знанием тех наук, которые

прямо или косвенно касаются боевых искусств, учас-

тие в научно-изыскательской деятельности в этой об-

ласти. Под физическим воспитанием следует понимать

процесс формирования физических качеств и двига-

тельных навыков, необходимых для овладения приёма-

ми боя. Только при совокупности указанных направ-

лений в воспитательном воздействии можно говорить

о гармоничном воспитании мастера в каратэ. Следова-

тельно, и вопросы совершенствования личности в ка-

ратэ можно рассматривать только в этом контексте.

Как уже было отмечено выше, совершенствование —

это логическое продолжение воспитательного процесса.

Очень важно, чтобы педагогическая система формирова-

ния мастера в каратэ методически увязывала периоды

обучения и совершенствования в процессе многолетней

деятельности.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 201 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.066 с)...