Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В современном каратэ



В нашей стране издаётся огромное количество по-

собий и наставлений по различным видам единоборств,

в том числе и по каратэ, как зарубежных авторов, так и

отечественных. Возьму на себя смелость сказать, что

большинство этих «произведений» нельзя использо-

вать в качестве учебных пособий в силу крайней упро-

щённости изложения материала.

В педагогической деятельности теория предмета и

организационно-методическое обеспечение процесса

обучения — основа основ. Однако сегодня невозмож-

но найти учебного пособия, раскрывающего суть про-

цесса обучения в каратэ и основы теории, на которой

базируется предмет. Именно в силу отсутствия науч-

но-методических основ в каратэ и сложилась благопри-

ятная почва для процветания дилетантства и деляче-

ства. В основном вся литература по всем школам и сти-

лям даёт изобразительно-описательный материал об

одних и тех же действиях и приёмах, иногда разбавляя

содержание известными притчами, мифами и легенда-

ми о знаменитых мастерах. В лучшем случае могут быть

даны схемы с указанием проекций стоп и центра тяже-

сти тела да траектории движений рук и ног. Предлага-

емая методика обучения в подобных изданиях не рас-

крывает ни средств, ни методов формирования физи-

ческих качеств и двигательных навыков. Она построе-

на по самому примитивному принципу, не требующе-

му каких-либо педагогических знаний, «делай, как я»,

который характерен для упрощённого современного

каратэ и основан на многократном повторении одного

и того же действия. А методические указания сводят-

ся к замечаниям о том, что бить надо сильнее, двигать-

ся быстрее, дышать глубже. Пояснительная часть не-

редко построена на понятиях и определениях, которые

опираются не на доказательную научную базу, а на от-

влечённые образы, характерные для притч и легенд, ко-

торыми овеяны боевые искусства Востока. Но надо

понимать, что притчи и легенды — это часть уникаль-

ной культуры Востока, литературное наследие прош-

лого, а не учебное пособие. Не редки случаи, когда ти-

тулованные мастера требуют от учеников чрезмерно-

го в достижении результатов только потому, что этого

требуют традиции, передаваемые легендами, или по-

тому, что по замыслу основателя направления подоб-

ное отражает особенность стиля. Известен случай, ког-

да один иностранный мастер на семинаре в Москве

требовал от одного из участников сесть в шпагат. При

этом он не обратил внимания ни на возраст, ни на фи-

зические кондиции этого человека. В результате про-

изошёл разрыв мышечного сухожилия на левом бедре.

Но удивителен не сам факт травмы, а то, что этот мас-

тер даже не подумал, что причина в его собственной

профессиональной необразованности. При современ-

ном уровне развития науки о физической культуре по-

добное невежество кажется странным, тем не менее оно

весьма распространено даже среди именитых мастеров.

В боевых искусствах особым уважением пользуются

«носители информации» — люди, обладающие знани-

ями о том или ином направлении. Это вполне справед-

ливо. Однако для педагогической деятельности в ка-

ратэ недостаточно только знать приёмы и уметь их по-

казывать, наряду с этим важно владеть теорией и ме-

тодикой обучения, а это уже знания иного порядка. Без

ясной и продуманной методологии любое знание о бо-

евых приёмах становится мёртвым грузом.

Отсутствие научного подхода к предмету каратэ

привело к тому, что повсеместно методы обучения ото-

бражают существующую японскую методику, постро-

енную по принципу смешанно-группового обучения,

без учёта индивидуальных анатомических и психофи-

зических особенностей занимающихся. Такая методи-

ка содержит лишь общие рекомендации по выполне-

нию приёмов и действий, при этом требования к вы-

полнению зачастую неоправданно завышены, а иног-

да просто невыполнимы для большинства. Это суще-

ственно снижает ценность данной методики, так как

она не может быть использована в практике обучения

единоборству, поскольку не предусматривает индиви-

дуального подхода. Приведу пример. Наиболее харак-

терный для каратэ приём — это прямой удар разно-

имённой рукой (гяку цки). Для его эффективного вы-

полнения необходимо уметь быстро выходить на ре-

альную дистанцию и наносить удар с высокой точно-

стью и концентрацией. В свою очередь, для этого не-

обходимо обладать хорошими скоростно-силовыми и

координационными способностями. Все стили каратэ

для формирования этого приёма предлагают метод

многократного повторения данного действия с макси-

мальной силой и скоростью, без ответа на вопрос: а как

в этом случае воспитать необходимую координацию и

максимальную силу и скорость? Большинство занима-

ющихся не смогут добиться эффективного выполне-

ния этого приёма, так как координационные и скорост-

но-силовые способности зависят от состояния цент-

ральной нервной системы, нервно-мышечных связей,

структуры мышечной ткани, а это факторы природные

и строго индивидуальные. В данном случае простым

увеличением количества повторений и напряжением

воли качества не добьешься, а существующие подхо-

ды к обучению в современном каратэ ничего иного не

предлагают. Прежде чем требовать от воспитанников

проявления физических качеств в конкретном приёме,

необходимо вывести их на определённый уровень вы-

полнения двигательных навыков и физической подго-

товленности. Но это процесс длительный и скрупулёз-

ный, требующий индивидуального подхода, что не пре-

дусмотрено методами современного каратэ.

В различных школах и стилях каратэ говорят об осо-

бенностях, характерных исключительно для того или

иного направления. Одни делают акцент на преиму-

щественной работе рук или ног, другие — на жёстких

«блоках», третьи — на быстрых перемещениях. Соот-

ветственно и подготовка строится с учётом этих «осо-

бенностей», часто в ущерб целесообразности и вопре-

ки физическим возможностям учеников. Обучение в

каратэ не должно быть направлено на формирование

только тех качеств, которые подчёркивают особеннос-

ти стиля или отвечают техническим пристрастиям ин-

структора. Суть обучения в том, чтобы воспитать на-

выки ведения реального боя, используя индивидуаль-

ные особенности учеников и законы боя. Индивиду-

альный подход и нужен для того, чтобы максимально

использовать индивидуальность воспитанника, не ло-

мая его под стилевой шаблон, и, базируясь на его ана-

томических и психофизических особенностях, сфор-

мировать технику каратэ. Именно в этом должна за-

ключаться ценность методики обучения.

В обучении базовым формам, кихон и ката, суще-

ствующая методика ориентируется на японские образ-

цы и подражание японским мастерам. Кроме того, кри-

терием оценки мастерства в каратэ является выполне-

ние ката согласно японским представлениям о красо-

те формы тела. Поэтому все последователи каратэ в Ев-

ропе и на Западе стараются подражать в этом своим

японским наставникам. В этом нет ничего удивитель-

ного, это вполне естественно, но именно в этом заклю-

чается и серьёзная методическая ошибка. Подражание

японским мастерам в выполнении форм, траекторий и

характера движений бессмысленно, так как не даёт по-

ложительного результата в росте мастерства, напротив,

сдерживает этот рост. Причина в неповторимости дви-

гательной индивидуальности каждого мастера и ана-

томических различиях, которые проявляются в разни-

це размеров и форм стоп и кистей, длине рук и ног, со-

отношении размеров плеча и предплечья, голени и бед-

ра. Представьте себе, насколько нелепо будет смотреть-

ся двухметровый сибиряк с пятидесятым размером

ноги и кулаком с двухпудовую гирю, если в стойке «не-

коаши» станет подражать японскому оригиналу. Но

самое главное, что для совершенствования мастерства

ведения боя такое абсолютное подражание вовсе не

обязательно. Здесь важно понять назначение этих

форм, принципы их применения в поединке и овладеть

навыками их использования с учётом индивидуальных

особенностей. Хочу, чтобы меня правильно поняли

российские последователи каратэ. Кихон и ката зани-

мают важное место в процессе обучения как традици-

онный метод педагогического воздействия и как кри-

терий оценки результата на определённом этапе обу-

чения, но не являются абсолютным критерием оценки

мастерства в единоборстве.

Самый распространённый подход к проведению за-

нятий в современном каратэ — это смешанно-группо-

вой метод, когда люди разные по возрасту и уровню

физической и технической подготовленности в соста-

ве группы одновременно выполняют стандартные дей-

ствия, по единым для всех требованиям. Содержание

и структура таких занятий, как правило, не меняются.

Эффективность подобного метода с точки зрения рос-

та мастерства единоборца весьма сомнительна, так как

он не учитывает ни возрастные особенности занимаю-

щихся, ни физические. Часто на таких тренировках

складывается ситуация, когда одна часть группы ещё

не может выполнить задание тренера, в силу неокреп-

шего юношеского организма, а другая уже не может, в

силу возрастных изменений. При такой организации

обучения воспитать мастера-единоборца невозможно.

Подобный метод можно использовать в группах физ-

культурно-оздоровительной направленности, на семи-

нарах и фестивалях, в процессе разучивания новых

форм, т.е. когда занятия носят информационный, оз-

накомительный характер. Групповой метод можно ис-

пользовать на начальном этапе обучения, когда фор-

мируются первоначальные навыки в соответствии с об-

щими требованиями и когда выявляются индивидуаль-

ные особенности каждого занимающегося. Но уже на

более высоком уровне подготовленности применение

группового метода будет сдерживать рост мастерства,

причём у наиболее способных учеников.

Если обратиться к истории, то можно увидеть, что в

методике обучения боевым единоборствам ничего по-

добного никогда не было. Искусство боя никогда не пе-

редавалось в массовом порядке, а всегда только инди-

видуально. Поэтому и не могло появиться группового

метода в практике обучения единоборствам. Кроме

того, использование упражнений, оформленных в виде

стандартных комплексов в качестве критерия оценки

мастерства, характерно для таких видов спорта, как

спортивная и художественная гимнастика, фигурное

катание и т.п., но не для единоборств, тем более бое-

вых. Откуда же всё это взялось в современном каратэ?

Мне кажется, что причина несоответствия истинного

смысла каратэ и его современного содержания лежит

в той модернизации, которую провели в разные вре-

мена Итосу и Фунакоси. В результате исконное бое-

вое единоборство стало развиваться совершенно в дру-

гом направлении, служить другим целям и соответ-

ственно приобрело современные формы и методы. Бес-

конечный же процесс распада единой боевой системы,

который начался в начале XX века, на многочислен-

ные стили и направления, не отличающиеся, по сути,

друг от друга, амбициозность лидеров этих стилей и

повсеместная коммерциализация каратэ, теоретиче-

ская и методическая необразованность большей части

авторов, пишущих на эту тему, не оставляют надежд

на то, что может быть создана общая для каратэ фун-

даментальная научная база. Вместе с тем у российских

специалистов самые предпочтительные шансы для со-

здания теоретических и методических основ каратэ. Я

очень уважаю японских мастеров, но именно в России

созданы фундаментальные основы науки о физической

культуре, о которой многие современные мастера ка-

ратэ не имеют даже представления.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 208 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...