Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Виды развода и мнение ислама о каждом из них



1. С точки зрения произносимой фразы: развод посредством

однозначной фразы и развод посредством намёка. К первому виду относится развод, при котором произносится однозначная формула развода. Женщина считается разведённой, как только мужчина произнесёт такую фразу, даже если при этом у него нет намерения разводиться, — например, он говорит: «Ты разведена» или: «Ты для меня запретна (харам)», по мнению ханафитов.

Намёком считается любая фраза, которая может указывать как на развод, так и на что-то другое, и которую люди обычно не используют для указания на развод. Например, мужчина говорит: «Иди к своей семье» или: «Уходи» или: «Ты отделена». Женщина считается разведённой, только если он произнёс подобную фразу с намерением дать ей развод.

Развод, который даётся отсутствующей по каким-либо причинам женщине в письменной форме, считается действительным, хотя

мужчина ничего не говорит вслух, потому что это такой же способ

выразить своё желание, как и слова. Если мужчина отправляет к женщине посланца, чтобы через него передать ей, что она разведена,

развод считается действительным. Глухонемой, а также человек,

который не может говорить по тем или иным причинам, может дать жене развод посредством понятного окружающим знака. Такой развод

считается действительным, хотя мужчина ничего не говорит вслух,

поскольку с помощью знаков он выражает своё желание развестись с женой.

Развод бывает однократным, двукратным и трёхкратным. По

четырём мазхабам и по мнению захиритов, когда мужчина говорит:

«Ты разведена трижды» или: «Ты разведена, ты разведена, ты разведена», засчитывается трёхкратный развод. А по мнению Ибн Таймиййи, сколько бы раз мужчина ни произнёс фразу, указывающую на развод, развод остаётся однократным.

2. С точки зрения соответствия Сунне и новоизобретённости: развод, соответствующий Сунне, и развод, который считается нововведением.

Развод, соответствующий Сунне — это когда мужчина даёт жене однократный развод по серьёзной причине в период чистоты, в который он ещё не вступал с ней в половую близость, и при этом женщина не беременна. Если эти условия (или одно из них) не соблюдаются, развод считается действительным, но при этом он запрещён (харам), и дающий такой развод берёт на себя грех.

Развод, который считается нововведением — это развод, нежелательный с точки зрения Шариата и противоречащий Сунне Пророка или развод, осуществляемый не так, как он должен осуществляться по Шариату, например, развод в период менструации или беременности жены. Однако, несмотря на противоречие Шариату, такой развод считается действительным, хотя и запретным, по мнению большинства учёных. Муслим, Ахмад и авторы «Сунан» пе- редают, что Ибн 'Умар дал своей жене развод, когда у неё была менструация. 'Умар сказал об этом Пророку и тот сказал: «Вели ему вернуть её, а потом дать ей развод в период чистоты или беременности».

3.С точки зрения возможности возвращения жены: развод, после которого возможно возвращение жены, и окончательный развод.

Развод, после которого возможно возвращение жены — это развод,

после которого мужчина может вернуть жену независимо от её желания без заключения нового брака, если её 'идда ещё не истекла, то есть однократный и двукратный, неокончательный развод, после которого он возвращает жену до истечения 'идды. Если же 'идда женщины после однократного или двукратного развода истекла, то развод становится окончательным, и мужчина может вернуть жену только одним способом — заключить с ней новый брак.

Что же касается окончательного развода, то он бывает двух видов: малый и большой.

Малый окончательный развод — это развод, после которого мужчина может вернуть жену путём заключения нового брака на основании нового махра. А большой окончательный развод — это развод, после которого мужчина не может вернуть жену до тех пор, пока она не выйдет замуж за другого (при этом их брак должен быть действительным) и он не вступит с ней в половую связь. Если новый муж женщины даст ей развод или умрёт, оставив её вдовой, то первый муж может заключить с ней новый брак после того, как закончится её 'идда. Так происходит в случае трёхкратного развода — после него мужчина не может вернуть жену до тех пор, пока она не выйдет замуж за другого. Окончательный развод — это развод до первой близости между супругами, развод по инициативе жены (хуль'), трёхкратный (когда мужчина даёт жене развод в третий раз), а также расторжение брака в судебном порядке по причине болезни, заключения, причиняемого вреда, пропажи супруга или конфликта. Во всех остальных случаях мужчина может вернуть жену без её согласия до окончания 'идды. В качестве примера можно привести развод после того, как между супругами уже имела место половая близость, развод без возмещения со стороны жены, однократный или двукратный развод, а также расторжение брака в судебном порядке из-за того, что мужчина не обеспечивает жену.

4. С точки зрения времени осуществления: развод, осуществляемый сразу, развод, связанный с определённым условием, и развод, связанный с определённым периодом времени в будущем.

Развод, осуществляемый сразу — это развод, при котором муж говорит жене: «Ты разведена» или: «Я даю тебе развод», после чего развод считается осуществлённым и влечёт за собой все те

последствия, которые обычно влечёт за собой развод — при условии, что мужчина имеет право давать развод, а женщина относится к числу тех, кому данный мужчина может дать развод.

Развод, связанный с определённым условием — это развод,

связанный с событием, которое должно произойти в будущем. Произнося формулу развода, мужчина добавляет своё условие, используя слова «если», «когда», «как только» и так далее. Например, мужчина говорит жене: «Если ты войдёшь в дом такого-то, ты разведена». В этом случае женщина считается разведённой сразу после того, как произойдёт указанное событие, в зависимость от которого был поставлен развод, по четырём мазхабам.

Развод, связанный с определённым периодом времени в будущем

— это когда мужчина говорит жене: «Ты разведена с завтрашнего дня» или: «Ты разведена с начала такого-то месяца» или: «Ты разведена с начала такого-то года». С наступлением указанного периода женщина считается разведённой — при условии, что мужчина имеет право давать развод, а женщина относится к числу тех, кому данный мужчина может дать развод.

Желательно, чтобы развод был дан при свидетелях — таково мнение большинства учёных. Это же касается возвращения жены. Всевышний сказал: «Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас» (65:2). Большинство учёных считают наличие свидетелей желательным, но не обязательным, поскольку Пророк ^ не приказывал делать это при том, что он приказал приглашать свидетелей при продаже чего-либо: «Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас». Ибн Хазм считал наличие свидетелей при возвращении жены обязательным, поскольку в аяте содержится веление делать это, а веление изначально указывает на обязательность.

§ 2. Возвращение жены (радж'а)

Возвращение жены — это восстановление супружества после неокончательного развода без возмещения во время 'идды жены.

Возвращение жены после развода узаконено Шариатом, поскольку Всевышний сказал: «Мужья в течение этого периода имеют право вернуть их, если захотят примирения» (2:228). Имеется в виду

'идда.

А Пророк сказал:

«Ко мне пришёл Джибрилъ и сказал: "Возврати Хафсу, ибо, поистине, она много постится и простаивает ночи в молитве, и она будет твоей женой в Раю"» [Абу Давуд. Хадис с хорошим иснадом].

Пророк сказал 'Умару по поводу его сына, который дал развод жене: «Вели ему вернуть её»201.

Учёные согласны в том, что мужчина имеет право вернуть жену после первого и второго развода во время 'идды.

Что же касается смысла этого предписания, то оно даёт

возможность мужчине, пожалевшему о данном разводе, вернуть жену

201 Ад-Даракутни. Со слов Ибн 'Умара: «Вели 'Абдуллаху вернуть ее».


и устранить причину разногласий во время 'идды, которая начинается сразу после развода. 'Идда позволяет мужчине по-новому взглянуть на свои отношения с женой, подумать о её дальнейшей судьбе, о её будущем и своём собственном.

Мужчина имеет право вернуть жену, если её 'идда ещё не закончилась, независимо от того, желает она возвращаться к нему или нет, поскольку в аяте сказано: «Мужья в течение этого периода имеют право вернуть их, если захотят примирения». Этим правом мужчину наделил Шариат, и никто не может лишить его этого права, и он сам не может отказаться от него, даже если он станет утверждать, что у него нет права вернуть жену.

Возвращение жены бывает двух видов: возвращение после неокончательного развода и возвращение после окончательного

развода.

Возвращение после неокончательного развода осуществляется посредством произнесения слов: «Я вернул тебя» (согласное мнение

учёных) или посредством действия — прикосновения к ней или полового сношения. В этом случае не требуется новый брачный дар (махр), согласие покровителя женщины и разрешение самой

женщины.

Возвращение жены после окончательного развода (малого) 202

происходит после окончания 'идды посредством заключения нового брака на основании нового махра. В этом случае требуется согласие

женщины.

Нормы Шариата, касающиеся возвращённой жены. С момента возвращения женщина снова становится женой в полном смысле этого

слова и получает право на содержание, одежду и жильё, и мужчина

имеет право давать ей развод, давать клятву не приближаться к ней, говорить, что она для него — как хребет матери его (зыхар) и давать

особые клятвы с призванием проклятия (ли'ан). Она наследует мужу, а он — ей. При разводе бывшие супруги наследуют друг другу, если 'идда ещё не закончилась.

Мужчине разрешается наслаждаться женщиной, в том числе и совершать с ней половое сношение, до возвращения её (мнение ханафитов и ханбалитов). Мужу разрешается оставаться с

разведённой женой наедине и отправляться в путешествие вместе с ней (мнение ханбалитов). Она может украшать себя для него как

202 Речь идет о том случае, когда мужчина дает жене первый или второй развод и не возвращает ее до истечения срока 'идды.

угодно, потому что она подобна остальным жёнам, только он не проводит с ней ночь. А доказательством того, что мужчине разрешено наслаждаться ею, служат Слова Всевышнего: «Мужья в течение этого периода имеют право вернуть их». Муж назван словом ба'лъ (J ju), которое означает 'супруг' и 'владелец'.

А маликиты и шафииты считают, что мужчине запрещено наслаждаться разведённой женой до возвращения, в том числе и

совершать с ней половое сношение, и даже смотреть на неё, пусть и без вожделения, потому что она отделена от него посредством развода, и потому что заключение брака делает наслаждение

женщиной дозволенным, а развод — напротив, запретным, и потому что развод — противоположность браку. Это мнение наиболее правильное, потому что в противном случае развод ничего не менял бы в положении супругов и не создавал бы никаких запретов.

§ 3. Развод по инициативе женшины (хуль')

Хуль' (фидйа, сульх, мубара) — это расторжение брака в обмен на возмещение, выплачиваемое женщиной, или в обмен на её отказ от её материальных прав — махр, обеспечение и так далее.

Хуль' разрешён, по мнению большинства учёных, поскольку люди нуждаются в нём: бывает, что женщина питает отвращение к мужу и не хочет жить с ним. Причина может быть в его характере, внешности,

поведении, религии, здоровье (например, он стар и слаб). Ислам дал ей право избавиться от ненавистного супружества, выплатив мужчине определённое возмещение, в противовес праву мужчины на развод.

Доказательством разрешённости этого вид расторжения брака служит аят:

«И если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод» (2:229). Всевышний также сказал:





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 1086 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...