Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Если же они по доброй воле отдадут вам часть его, то вкушайте это во благо и на здоровье» (4:4)



А вот доказательства из Сунны. Ибн Аббас передаёт, что однажды жена Сабита ибн Кайса пришла к Посланнику Аллаха и сказала: «О Посланник Аллаха, я не порицаю его ни за его характер, ни за его отношение к религии, однако я не хочу придерживаться обычаев неверия в исламе!»203Посланник Аллаха «Ць спросил её: «Вернёшь ли

ты ему его сад?»204 Она сказала: «Да». Тогда Посланник Аллаха сказал: «Прими свой сад и дай ей [первый] развод!» [Аль-Бухари;

ан-Насаи; Ибн Маджа].

Учёные согласно в том, что возвращение махра в этом случае узаконено исламом — кроме Абу Бакра ибн Абдуллаха аль-Музайни,

одного из старших представителей поколения, заставшего

сподвижников (умер в 106 г. х.). Он не согласен с ними, поскольку Всевышний Аллах сказал: «...ничего не берите из этого» (4:20). То

есть мужчине не разрешается брать что-либо от женщины в обмен на

расторжение брака.

Ханбалиты считают, что сунной для мужчины является ответить согласием на просьбу жены совершить хуль'. Их мнение основано на упомянутой истории жены Сабита ибн Кайса.

Нежелательно совершать хуль' без серьёзной причины, поскольку Пророк сказал:

«Женщина, которая просит мужа совершить хуль' без серьёзной причины, не ощутит благоухания Рая» [Ат-Тирмизи].

Пророк также сказал: «Женщина, которая попросит мужа дать ей развод без серьёзной причины, не ощутит благоухания Рая»

[Абу Давуд; Ибн Маджа; ат-Тирмизи (хороший хадис)].

Хуль' совершается без вмешательства судьи 205, как говорят ханбалиты и остальные факыхи, поскольку 'Умар и 'Усман (да будет

доволен Аллах ими обоими) говорили так, а также потому, что это

обмен, и нет нужды в судье, как, например, при продаже чего-нибудь или заключении брака, а также потому, что это расторжение брачного

договора по обоюдному согласию и похоже на расторжение сделки.

203 Сабит был неприятен жене, и она не хотела продолжать жить с ним, притворяясь, так как опасалась, что это приведет ее к неверию.

204 Этот сад он дал ей в качестве махра.

205 Аль-мугни.Т. 7.С. 52.

Согласно мнению учёных, для совершения хуль' необходимо согласие обоих супругов, выражением которого служит предложение и принятие его, потому что это договор о разводе в обмен на возмещение. Без согласия мужчины брак не расторгается, а сам он не получает право на возмещение со стороны жены, поскольку мужчина даёт жене развод в обмен на возмещение, а этот обмен не может быть осуществлён без его согласия. Он должен принять её предложение сразу, если она делает ему это предложение во время их встречи, или он узнаёт о её желании от других в её отсутствие. Хуль' не осуществляется по желанию одной только женщины, без согласия мужа, потому что есть аяты, в которых говорится об узаконенности хуль' даже в том случае, когда у супругов всё хорошо.

Что касается возмещения при совершении хуль', то им может служить всё то, что может служить махром, то есть любое имущество,

пользоваться которым дозволено с точки зрения Шариата, или польза,

которая исчисляется деньгами — например, проживание в доме, засевание земли, вскармливание ребёнка грудью и уход за ним или

отказ от какого-либо права, например, права на содержание во время

'идды. Большинство учёных разрешают совершать хуль' в обмен на то, что должно появиться в будущем и чего нет в данный момент,

например, плод, который ещё находится в утробе животного.

Возмещением может служить и нечто неопределённое, например, одна из двух вещей, или нечто, свойства чего неизвестны, например,

вещь или животное, пригодность которых для использования неиз-

вестна, а также беспризорное животное или возмещение, выплата которого отложена на неизвестный срок. Этим отличается

возмещение при совершении хуль' от махра при заключении брака,

потому что хуль' уподобляют добровольному пожертвованию.

Шафииты поставили следующее условие: возмещение при совершении хуль' должно быть известным и существующим, и оно не

может быть отсутствующим и неизвестным, как и махр.

Если хуль' совершается в обмен на имущество, которым запрещено пользоваться с точки зрения Шариата (алкоголь, свинина и так далее),

то брак расторгается, однако возмещение не выплачивется — таково

мнение маликитов и ханафитов. А шафииты считают, что женщина обязана выплатить возмещение, равное по стоимости этому

запретному возмещению.

Ханафиты упоминают о трёх различиях между разводом (таляк) и хуль'206:

1. Если хуль' совершается в обмен на возмещение, не-

действительное с точки зрения Шариата (алкоголь, свинина, мертвечина и так далее), то муж ничего не получает, но брак при этом

расторгается [окончательный развод). Что же касается развода

[ таляк), даваемого в обмен на какое-либо имущество, то в случае недействительности возмещения с точки зрения Шариата брак также

расторгается, однако имеет место неокончательный развод. Это

различие объясняется тем, что хуль', по мнению ханафитов, относится к намёкам, а посредством намёков осуществляется окончательный

развод, а развод в обмен на что-то относится, наоборот, к очевидному

и ясному, и, соответственно, развод будет окончательным, только если возмещение действительно с точки зрения Шариата. В

противном случае считается, что возмещения как будто и не было, и

остаётся обыкновенный развод, то есть неокончательный.

2. При совершении хуль', по мнению имама Абу Ханифы, и мужчина, и женщина лишаются своих супружеских прав. Это, например, махр и невыплаченное во время супружества содержание, однако с мужчины не снимается обязанность содержать жену во время 'идды, потому что это право женщина получила уже после совершения хуль', и, соответственно, оно не отменяется. Что же касается развода (таляк) даваемого в обмен на какое-либо имущество, то оно не лишает супругов их законных прав, и единственное, что требуется от женщины — выплатить оговоренное возмещение.

3.Среди факыхов существуют разногласия относительно того, что представляет собой хуль': окончательный развод или расторжение брака. По мнению большинства учёных [ханафиты, маликиты, наиболее правильное мнение у шафиитов и одно из мнений имама Ахмада), хуль' — это окончательный развод, входящий в общее число разводов, которые имеет право дать мужчина своей жене. А другое мнение, передаваемое от имама Ахмада: что хуль' — это расторжение брака, и, соответственно, оно не уменьшает общее число разводов, которые может дать мужчина своей жене. Утверждённое же мнение в ханбалитском мазхабе таково: хуль' — это расторжение брака, если мужчина не подразумевал под ним развод и совершил его, произнеся формулу хуль', расторжения брака или выкупа, а не развода. Что же

206 Аль-бадаи'. Т. 3. С. 151-152; Фатхаль-Кадир. Т. 3. С. 205.

касается развода в обмен на какое-либо имущество, то среди факыхов нет разногласий относительно того, что он представляет собой окончательный развод и входит в общее число разводов, которые может дать мужчина своей жене.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 369 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...