Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Первая курсовая работа – образно-стилистический анализ произведения



Первая курсовая работа пишется на втором курсе и защищается в конце 4-го семестра. Объём первой курсовой работы не менее 25 станиц печатного текста плюс библиографический список, приложения и иллюстрации.

Учебная цель первой курсовой работы – сформировать начальные умения ведения научного исследования в области искусствознания на основе освоения методики композиционного образно-стилистического анализа одного произведения.

Задачи первой курсовой работы:

1. Формирование и развитие умений описывать и анализировать произведения изобразительного, декоративно – прикладного искусства или архитектуры, используя метод наблюдения, образно-стилистический анализ и другие методы работы с использованием разнообразных видов научной литературы;

2. Освоение формы и уяснение правил научной работы с текстом в определенной последовательности, начинается от составления плана, разработки введения, до написания основного текста, заключения, оформления библиографии и приложения.

Содержание первой курсовой работы связано, прежде всего, с комплексным изучением одного артефакта, образно-стилистическим анализом композиции и раскрытием художественного образа произведения в контексте эпохи и значимости для современности.

Наиболее типичными ошибками, характерными для первой курсовой работы является компилятивный подход к материалу и повторение реферативной формы написания текстового объекта, недостаточная структурированность текста и излишняя внешняя описательность и недостаточная взаимосвязь компонентов содержания и формы при образно стилистическом анализе, недостаточность раскрытия художественного образа произведения в историческом контексте, а также отсутствие ссылок и неверное оформление библиографического списка.

Сложности в написании первой курсовой работы часто связаны с тем, что пока пройден малый объём учебного материала и трудно сориентироваться на каком произведения следует остановиться, какую тему выбрать. К сказанному ранее, следует добавить что, при выборе темы можно исходить из следующих положений:

1 – если круг интересов не определён, то рекомендуется выяснить какие вопросы искусствоведения более всего знакомы из отечественного или зарубежного искусства, творчество какого художника более всего интересует, какое произведение из его наследия, кажется, наиболее значимы и мало изученным в искусствоведении, какие произведения этого автора находятся в музее, который доступен к посещению. Далее см. раздел 2.1.1. Выбор темы и разработка замысла исследования;

2 – если круг интересов определён, то желательно выстроить стратегию работы, начиная от дипломного сочинения и до первой курсовой работы, так как, идя от конечной цели, легче делать отбор произведений и формулировать темы курсовых работ.

При написании первой курсовой работой желательно проштудировать книги по введению в искусствознание, композиции, цветоведению, перспективе, истории искусств и другим вопросам, так или иначе связанным с темой исследования. Рекомендуется обратить внимание на книгу Кашековой И.Э. «Изобразительное искусство», которая поможет в осмысление многих вопросов изобразительного искусства и архитектуры. Это действительно фундаментальный учебник [18, c.3 – 262].

Часто студенту при работе с литературой приходиться сталкиваться с тем, что в гуманитарной области, особенно в искусствоведении, о чём уже говорилось, существует некая неопределённость и многозначность понятий, терминологии, определений, допускающих как широкий плюрализм мнений, так и свободу интерпретаций. По одному и тому же явлению или художественному произведению могут быть высказаны диаметрально противоположенные мнения. Например, если в искусствоведении до «перестроечной поры» картина Е. Чепцова «Заседание сельской ячейки», написанная в начале 1920-х годов, оценивалось положительно, как пример реалистического искусства. В этой картине, несмотря на кажущуюся незатейливость самого сюжета произведения, искусствоведы видели отражение становления социалистического государства со всеми сложностями и противоречиями. А в учебном пособии 2007 года доктора искусствоведения Г.Л. Васильевой-Шляпиной картине даётся иная характеристика. Автор пишет: «В картине Е. Чепцова «Заседание сельской ячейки» (1924) простота сюжета обернулась упрощённостью. На сцене деревенского клуба изображено рядовое собрание коммунистов, выступление угловатого неопытного оратора слушают местные активисты. Вопреки желанию автора, примитивные лица, скованные жесты участников, обилие говорящих деталей (непременный ленинский портрет на стене, суфлёрская будка, наспех сколоченная из церковного аналоя) выдают серость и убожество этого мероприятия» [8, стр.429]. Между тем, каждое из положений такой интерпретации можно оспорить, как насчёт упрощённости сюжета, так и особенно, примитивности лиц, скованности всех участников, «серости и убожества мероприятия», а особенно проблематично говорить сегодня о каком-либо желании или не желании автора. Опираясь на триаду Э. Панофского: 1- тщательное и объективное визуальное описание произведения и его анализ с позиции формы и содержания, 2 – изучение документального материала об истории создания произведения, о персонажах и эпохи, и только потом – 3 – интерпретация художественного образа произведения на основе тщательного анализа и достоверности документально-фактологического материала. В данном случае ни один из пунктов научного подхода в оценке картины Е. Чепцова не был использован.

Приведённый пример свидетельствуют, что в научной искусствоведческой деятельности придётся ориентироваться не только на мнении остепенённых авторов, но и на собственные знания, интуицию и добросовестность.

На примере портрета воеводы И.Е. Власова кисти Григория Одольского (Адольского) предлагается рассмотреть некоторые виды учебно-научной подготовительной деятельности к написанию первой курсовой работы. Сначала предлагается, идя от диплома к первой курсовой работе, ознакомится с разработанным для нескольких лет обучения перспективным планом:

· Тема дипломной работы – ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РУССКОГО ПАРАДНОГО ПОРТРЕТА В XVIII ВЕКЕ

· Тема четвертой курсовой работы: ИСТОРИОГРАФИЯ РУССКОГО ПАРАДНОГО ПОРТРЕТА XVIII ВЕКА

· Тема третьей курсовой работы: ПРОБЛЕМЫ СОДЕРЖАНИЯ И СТИЛЯ В РУССКОМ ПАРАДНОМ ПОРТРЕТЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА

· Тема второй курсовой работы: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПАРАДНЫХ «ПЕТРА III» Ф. РОКОТОВА И «ЕКАТЕРИНЫ II» ХУДОЖНИКА КРУГА Д. ЛИВИЦКОГО (НГХМ)

· Тема первой курсовой работы: СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА В «ПОРТРЕТЕ ВОЕВОДЫ И.Е. ВЛАСОВА» кисти Г. ОДОЛЬСКОГО» (НГХМ)

Такой перспективный план даёт направление всему ходу обучения исследовательской работы и способствует формированию видовой и жанровой специализации искусствоведа, в этом есть свои плюсы и минусы. Сужается широта интересов, но углубляются знания по конкретному вопросу.

Тема первой курсовой работы о «ПОРТРЕЕ ВОЕВОДЫ И.Е. ВЛАСОВА» Г. ОДОЛЬСКОГО может быть сформулирована как учебное задание, что соответствует первому элементарному уровню исследовательской деятельности или, в соответствии с ранее изложенным материалом тема может формулируется согласно выбранному уровню сложности исследования.

Соответственно для второй курсовой работы целесообразно рассмотреть три уровня сложности учебно-исследовательской деятельности и выбрать подходящую тему:

2-я курсовая 1-ый уровень сложности: Сравнительный образно-стилистический анализ парадных портретов «Петра III» Ф. Рокотова и «Екатерины II» Д. Левицкого (НГХМ)

2-я курсовая 2-ой уровень сложности: Содержание и форма в парадных портретах «Петра III» Ф. Рокотова и «Екатерины II» Д. Левицкого (НГХМ)

2-я курсовая 3-ий уровень сложности: Образно-стилистические особенности парадных портретов «Петра III» Ф. Рокотова и «Екатерины II» Д. Левицкого (НГХМ)

В соответствии с темами будут меняться формулировки научного аппарата введения, цели и задачи, хотя, как основа, учебная цель будет приоритетной в любом случае. План этапов научной деятельности по написанию курсовой работы может содержать следующие этапы:

I этап работы – ознакомительно-подготовительный знакомство с литературой и описание самого произведения;

II этап работы – разработка содержательного плана и формирование научного аппарата введения в его 1 и 2 частях;

III этап работы – реферативно-аналитическое написание историографической части исследования;

IV этап работы – основная описательно-аналитическая продуктивная часть работы с анализом произведения и определение его значимости;

V этап работы – написание заключения и выводов;

VI этап работы – составление и выверка библиографического списка, расстановка сносок в тексте; формирование состава и списка иллюстраций, оформление иллюстративного материала; составление приложения;

VII этап работы – редактирование текста, исправление ошибок, сдача текста руководителю на проверку, исправление текста после замечаний.

Для более подробного ознакомления с характером работы над первой курсовой остановимся на первом элементарном базовом уровне, предлагается рассмотрение темы: ОБРАЗНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Г. ОДОЛЬСКОГО «ПОРТРЕТ ВОЕВОДЫ И.Е. ВЛАСОВА».

Развёрнутый ход исследовательской работы по плану

I этап работы: посещение музея; визуальное знакомство с произведением; составление плана учебно-исследовательской деятельности: 1.При возможности, знакомство с музейной документацией по данному произведению – инвентарными книгами, инвентарной и научно-каталожной карточками, которые дадут первичную информацию о произведении, его атрибуции, авторских и других подписях и надписях, времени и источнике его поступления, сохранности и реставрационных работах.

Первоначальная запись о произведении носит атрибуционный характер:

Автор и годы жизни – Одольский (Адольский) Г.Н. (? – не ранее 1725 года).

Название произведения: Портрет воеводы И.Е. Власова.

Год создания: 1695 г.

Материал: Холст,

Техника масло.

Размеры по вертикали и по горизонтали:115,5 х 156,1.

Место нахождения произведения: НГХМ

Атрибуционная запись в списке произведений будет выглядеть следующим образом: Одольский (Адольский) Г.Н. (? – не ранее 1725 года). Портрет воеводы И.Е. Власова. 1695 г. Х., М.. 115,5 х 156,1. НГХМ, экспозиция.

В Подпись под иллюстрацией будет более короткой: Г.Н. Одольский (Адольский). Портрет воеводы И.Е. Власова. 1695 г.

2.Визуальное описание произведения по схеме:

Видовая принадлежность произведения – станковая живопись маслом на холсте.

Жанровая принадлежность произведения – потрет.

Жанровая разновидность портрета – парадный портрет.

Поджанровая разновидность портрета – поколенный портрет в трёх четвертном повороте вправо.

Дополнительные сведения о произведении: это горизонтальная композиция портрет седовласого пожилого мужчины в красно-коричневых одеждах воеводы XVII века, изображенного почти в центре условного интерьера на фоне тёмно коричневой стены, слева от него вверху бордового цвета драпировка и гористый пейзаж с тремя фигурами, внизу картуш с надписью, справа – красно-коричневый стол, на котором лежит булава, на ним картуш, обрамлённый орнаментальным узором, лентами и венчающийся страусиновыми перьями, внутри герба на фоне голубого неба охристо-красного цвета крепостная стена, над ней выходящая из облака рука в рыцарских латах с мечом.

Описание может быть более пространным, его следует несколько раз переписать, добиваясь системности, краткости и ясности изложения.

Поиски литературных источников, их изучение, классификация: общие труды по истории данного периода, труды по истории жизни персонажа и биографии художника, поиски сведений по истории происхождения произведения; труды по искусствоведению, касающиеся русских портретов конца XVII – начала XVIII веков, при необходимости изучение искусства стран, оказавших влияние на русский портрет: Польша, Белоруссия, Украина; научные публикации по произведению.

Конспектирование, выписки цитат, ведение картотеки с записями выходных данных книг, статей, интернет ресурсов помогут набрать необходимый материал для получения представлений о степени исследованности данного произведения и проблемах, которые могут быть решены при его образно-стилистическом анализе. В области историографии необходимо умение работать с книгой и знание литературы по истории изучаемого вопроса, умение ее классифицировать, устанавливать преемственность точек зрения, умение применять компаративистский анализ, то есть сравнительный анализ разных взглядов на один и тот же вопрос. Оформление анализа литературы в реферативную форму позволяет определить степень изученности вопроса и выбрать направление исследования. Как область исследования определяется объект, в данном случае это будет русская портретная живопись конца XVII – начала XVIII, с привлечением образцов польской, белорусской и украинской портретной живописи второй половины XVII – начала XVIII. Предмет исследования задан темой – это портрет воеводы И.Е. Власова. Г.Н. Одольского. Здесь следует обратить внимание, что объект всегда шире предмета, он включает в себя всю сферу интересующих проблем, в рамках которых представляется возможным рассмотреть предмет. Затем разрабатывается весь научный аппарат введения и пишется основной текст, в котором через анализ формы раскрывается художественно-образное содержание портрета, связанное с государственной функцией парадного портрета петровской эпохи.

В силу ограниченности объёма учебно-методического пособия, предлагается рассмотреть как образец первоначальный структурно-содержательный план по данной теме:

Введение

Обоснование выбора темы:

1. Парадный портрет – значимое явление русского искусства предшествующих эпох ныне находится в упадке.

2. Портрет Власова кисти Г. Одольского (НГХМ) интересен, но мало изучен, а между тем его типичность и оригинальность, художественно-образная содержательность феноменальны для русской предпортретной живописи петровского времени.

3. Художественная ценность портрета отмечена в трудах Овчинниковой, Коваленской, Ацаркиной, Жариковой, Смирновой, Шарун, Помыткиной, Званцева и др. Исторические сведения о Власове отражены в трудах Собко, Успенского и др.

Объект – польская, белорусская и украинская парсуна, западноевропейские и русские портреты к. XVII – н. XVIII века.

Предмет – типичные для переходного времени и оригинальные черты в портрете И.Е. Власова кисти Г. Одольского.

Цель – выявление характерных черт переходного периода в художественно-образном и стилистическом строе портрета И.Е. Власова кисти Г. Одольского и определение значимости произведения для русского искусства.

Задачи:

1. Поиски, изучение, анализирование и обобщение научных трудов по теме.

2. Осуществление образно-стилистического, сравнительного и аксиологического анализа портера и с привлечением близким к нему круга произведений петровского времени.

3. Обобщение материалов исследования и формулирование выводов с предложениями по дальнейшему изучения предпосылок формирования и развития русского парадного портрета в к. XVII – н. XVIII века.

Методы исследования:

Общие: индукция, дедукция, обобщение.

Специальные:

1.Историко-хронологическое повествование,

2. Искусствоведческое описании;

3. Образно-стилистический композиционный анализ;

4. Искусствоведческий сравнительный анализ;

1глава. История изучения вопроса.

1. Общие сведения о зарождении и развитии русского парадного портрета к.XVII – н. XVIII века.

2. Основные проблемы изучения русского парадного портрета этого периода.

3. Историография изучения портрета воеводы Власова.

2 глава. Портрет воеводы Власова как типичное и оригинальное произведение переходной эпохи.

2.1. Русская культура, историческая обстановка в России к. XVII – н. XVIII века и задачи портретной живописи новой эпохи.

2.2. И.Е. Власов как человек петровского времени.

2.3. Форма и содержательно-образные аспекты портрета Власова.

· Стремление автора к реалистическому осмыслению действительности и образа человека.

· Особенности структурно-конструктивного строя композиции.

· Роль аксессуаров, герба и пейзажа в портрете.

· Колорит и декоративно-цветовое решение портрета

· Новаторские стилистические приёмы и архаические черты в портрете.

· Портрет Власова в кругу близких к нему произведений этого времени.

· Значение и место портрета Власова кисти Одольского в истории русского искусства.

Заключение.

1. Тезисное, очень краткое изложение хода исследования

2. Резюме по вопросу этапов и трудностей в исследовании темы

3. Выводы о достижении цели исследования, подтверждение значимости произведения, перечисление результатов исследования.

4. Предложение вариантов возможных направлений дальнейшего исследования по теме формирования и развития русского парадного портрета.

При анализе произведения следует учитывать принцип системности, ибо композиция любого произведения это своеобразная система элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимозависимости, в иерархической соподчинённости КОМПОЗИЦИОННОМУ ЦЕНТРУ – ГЛАВНОМУ, сущностному элементу, ради которого и изображены дополнительные элементы, второстепенные, третьестепенные и так далее. При этом не следует забывать, что хотя именно в композиционном центре концентрируется основная идея произведения, но его художественно-образная суть раскрывается только через совокупность всего строя композиции.

Для первой курсовой работы может быть выбрано произведение любого вида и жанра изобразительного, декоративно-прикладного искусства или архитектуры. Здесь следует иметь в виду, что анализ произведений каждого вида будет иметь свою специфику и свои трудности.

Наиболее трудно анализировать архитектурные памятники, где необходимо раскрыть функциональное содержание объекта относительно его плана, то есть зонирования, рассмотреть особенности структурно построения и технологии работы конструкции, специфику характера используемых материалов, и только затем анализировать декоративное убранства памятника как часть стилевого целого. К сожаление, чаще всего студенты ограничиваются рассмотрением именно декоративного убранства фасадов архитектурных памятников, словно это не объёмные пространственно-средовые объекты, а плоскостные произведения монументального искусства.

Вызывает трудности работа с произведениями декоративно-прикладного искусства, с пейзажными материалами и натюрмортами, так как в них сюжет скрыт.

Портрет, сюжетно-тематическая картина наиболее подходит к начальному этапу учебно-научной исследовательской работы. В итоге, можно сказать, что если в первой курсовой работе будут отражены историческая среда и ситуация в которых создавалось произведение, реферативным образом рассмотрена литература, описаны биография художнике и особенности его творчества, проанализирована форма артефакта в соответствии с содержательным компонентом композиции и сделаны выводы относительно своеобразия художественного образа произведения, его месте в творчестве художника и в круге близких к нему произведений этого времени, показана значимость произведения для дальнейшего развития жанра, а также намечены перспективы дальнейшей работы над темой, а повествование логично и доказательно убедительно, то задание считается выполненным, что делает возможным переход ко второй курсовой работе.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 2647 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...