Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Написание основной части курсовых работ и дипломного сочинения



Содержание основной части текстового объекта, курсовой или дипломной работы, строится в соответствии с темой и теоретическими и организационно-процессуальными положениями введения. Так главы текстового объекта, как правило, соответствуют выдвигаемым задачам, а их заголовки отражают подцели исследования, которые также самым непосредственным образом связаны с задачами, преобразованными в цели глав и параграфов, находящихся в субординационном положении к цели всей работы и её теме. Из темы как отражения целостности исследования и общей цели должны выходить, как части из целого, подтемы – названия глав, определяемые подцелями глав и параграфов. Таким образом, названия глав и параграфов не должны повторять название курсовой работы или дипломного сочинения, но необходимо, чтобы они с ними, так или иначе, пересекались на смысловой базе цели, объекта, предмета, задач или других положений введения.

По объёмы курсовая работа находится в рамках от 25 до 30 – 45 страниц машинописного текста, дипломное сочинение от 60 до 80 и более, но в пределах разумного объёма, страниц текстового материала.

Как и текстовой объект в целом, каждая глава и параграф должны иметь своё вступление, с обозначением основных проблем, которые в них будут рассматриваться. Затем следует логически выстроенное с соблюдением содержательно-смысловой последовательности изложение материала исследования. Каждая глава и параграф заканчиваются обобщением и выводами в виде тезисов, в которых подводятся итоги данной части исследования и намечаются контуры следующей главы или параграфа. На основе этих предварительных выводов затем пишется заключительная часть всего исследования. Таким образом, формируется своеобразная логически выстроенная система текстового объекта, все элементы которого, обладая автономностью, являются неотъемлемыми частями целого. Это и есть та «золотая цепь», та композиция текстового объекта, которая, замыкаясь, приводит к началу исследования – к теме, но уже на новом уровне её понимания и осознания всех проблем с ней связанных.

Минимальное количество глав учебно-научного исследования две, соответственно им во введении должны быть сформулированы и задачи. Структурно учебно-научная курсовая или дипломная работа может состоять из трёх и более глав. При необходимости они могут делиться на параграфы, если нужды нет, то дробить главы не стоит, особенно в первых курсовых работах.

Первая глава текстового объекта – информационно-аналитическая. Она, как правило, имеет характер критического анализа научных трудов, из которых исходит данное исследование. Она часто формулируется именно по этой её функции, то есть процессуально – «Обзор литературы по теме …», что не является верным, о чём уже говорилось при разборе формулирования темы учебно-научной исследовательской работы. С научной точки зрения, цель этой главы выходит за рамки простого обзора как констатации фактов. Она должна быть направлена на выявление существующих в науке проблем и подходов к данной теме, принципов, на которых исследователи строили изучение аналогичных тем и проблем. В содержание данной главы могут отражаться методология и методы, приёмы, средства, которыми оперировали предшественники при решении тех или иных вопросов. Эта глава является мотивационной частью всего исследования и на её базе встраивается концепция следующих глав и параграфов. Поэтому более приемлемыми и точными могут оказаться названия первой главы, сформулированные следующем образом: «Основные подходы к исследованию…», «Теоретическая база исследования…», «Методологическая основа исследования…», «Основные этапы и вопросы изучения…», «Историография вопроса…», «Обобщение и классификация материалов по теме…» и так далее.

Во второй главе, продуктивно-аналитической, на основе фактов раскрывается основное содержание текстового объекта, с приведением биографических данных творца, документов, анализом произведений. В этой главе, как и в основе любой главы, должен лежать логически-последовательный принцип подачи материала, с соблюдением композиционных иерархических правил построения текста от простого к сложному, от неизвестного к известному, с соблюдением пропорциональности в изложении главного и второстепенного материала. Обоснованность доказательств, описаний, объяснений, требующихся по ходу изложения материала должны быть убедительными и логичными. Материал продуктивной части может быть распределён по двум и более главам в соответствии со спецификой его содержания и объема.

Третья глава может быть аналитическо-прогностической или содержать методические рекомендации. Размер главы не должен быть менее страницы или листа. После каждой главы возможно изложение отдельным абзацем выводов.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ, которое следует после глав и по объёму, как и введение, представляет собой не более 1/ 10 (5 – 7%) части всего текста, подводятся итоги учебно-исследовательской работы, основные положения которой были изложены во введении. Заключение, как введение и каждая глава, состоит из вводной части, соединяющей его со всем содержанием текста, описательного сегмента в тезисной форме излагающего основные результаты исследования, выводов и предложений. Здесь обобщаются полученные данные, формулируются практические и теоретические выводы, говориться о решении задач, достижения цели и подтверждение гипотезы. В содержательном аспекте рубрика «Заключение» может иметь форму резюме – краткое описание проделанной работы и содержать выводы с отражением новизны умозаключений. Также в заключение предлагаются перспективы дальнейшей исследовательской работы по обозначенной теме, даются рекомендации, высказываются идеи, которые требуют дальнейшего развития. В.С. Безрукова предлагает следующие виды заключений:

1 – резюме, обобщающего характера в виде тезисов исследования для рефератов;

2 – выводы для курсовых работ;

3 – заключение комплексного характера в виде резюме- тезисов и выводов, с новыми умозаключениями и с перспективными положениями по поводу дальнейшего исследования – для дипломной работы.

Автор справедливо замечает, что, чем меньше в работе компилятивности, чем более она носит самостоятельный творческий характер, тем более она может претендовать на полновесность комплексного заключения с весомыми выводами и перспективными положениями. [4, с. 44]

В стилистическом отношении в заключительной части учебно-научного исследования целесообразно использовать следующие обороты: исходя из темы исследования…; на основании теоретических и методологических положений…; в связи с объектом, предметом, целью исследования…; руководствуясь задачами исследовательской работы…; доказательством явилось…; при помощи следующих методов…; следуя логике научного исследования… и так далее.

Как и «введение», «заключение» является той частью текстового объекта, к которой, как правило, предъявляются особые требования, четкости, лаконичности и обоснованности. Именно по ним часто оценивается вся работа.

БИБЛИОГРАФИЯ (см. Главу 1)

ПРИЛОЖЕНИЕ – это дополнительная часть курсовой работы или дипломного сочинения, в которой содержаться материалы уточняющего, разъясняющего, подтверждающего или иллюстративного характера. данных виде документов, образцов, схем, таблиц, графиков, фотографий, иллюстраций и т.п.. Они номеруются и в основном тексте на материалы приложения делаются ссылки, если этого нет, по материал не может находиться в данной части курсовой или дипломной работы.

В заключение данного параграфа, хотелось бы отметить, что как курсовые работы, так и дипломное сочинение – это виды творческой научной деятельности, и, как любое творчество, они предусматривают некую свободу, поэтому обозначенная схема исследовательской работы может варироваться, но в рамках требований, предъявляемых к научному исследованию. В ведение возможна перестановка абзацев, при этом должна прослеживаться логика их последовательного размещения и взаимосвязи. Разработка основной части текстового объекта может иметь самые разнообразные формы рубрикации, при идентичности подходов деления и группировки излагаемого в главах материалу.

2.2. Методические рекомендации по написанию курсовых работ и дипломного сочинения по искусствоведению

За время обучения, в соответствии с учебным планом, предусмотрено написание четырёх курсовых работ формирующих и развивающих умения научной деятельности в области искусствоведения. Первая курсовая работа связана с освоением методами искусствоведческого описания и образно-стилистическим анализом произведений изобразительного или декоративно-прикладного искусства или памятника архитектуры. Вторая курсовая работа обеспечивает освоение искусствоведческого сравнительного описания и образно-стилистическим анализом произведений изобразительного или декоративно-прикладного искусства или памятника архитектуры. Третья курсовая работа направлена на формирование и развитие навыков искусствоведческого описания и анализа какого-либо явления изобразительного или декоративно-прикладного искусства или памятника архитектуры. Четвёртая курсовая работа является частью дипломного сочинения. Она или посвящается обзорно-критическому анализу литературы или может быть одной из глав будущей квалификационной работы.

Написание каждой курсовой работы предполагает формирование каких-либо умений в области научной искусствоведческой деятельности и вместе с тем углубляет и расширяет теоретические и практические знания, совершенствует умения работы с текстовыми объектами. Дипломная работа с одной стороны носит также развивающий характер, а с другой является итоговой, демонстрирующей уровень подготовки будущего специалиста к самостоятельной искусствоведческой работе. Общими принципами для курсовых работ и дипломного сочинения являются:

1. Рассмотрение произведений или явлений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, памятников архитектуры в контексте исторической эпохи и спецификой социальной среды в совокупности идеологических, политических и экономических факторов состояния общества, тех или иных характерных для времени или творчества художника ситуаций.

2. Раскрытие художественного образа произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, памятников архитектуры в неразрывной целостности содержательно-формальных и функциональных компонентов, на основе того или иного исторического стиля или направления искусства, с учетом специфики стилизации формы и стилистических приёмов, особенностей работы материалов и использования средств художественной выразительности.

3. Соблюдение правил оформления письменных работ, следование требованиям к аналитическому характеру исследования, к научности языка изложения материала и уровню грамотности, ориентирование на соблюдение рекомендованных норм объёма письменных работ.

Для успешной работы над учебно-научными текстовыми объектами необходимо освоить основные базовые понятия искусствоведческой науки, без знания и понимания которых искусствоведческое исследование не состоится.

Основные понятия искусствознания

В искусствоведении, как и в других гуманитарных науках, понятийно-терминологический аппарат не достаточно разработан и более всего подвижен, что объясняется спецификой самой искусствоведческой науки, самым непосредственным образом вытекающей их художественного творчества. Поэтому, те определения и формулировки, которые даются далее, могут приниматься как ориентировочные, или, аргументировано, оспариваться, заменяться более точными и логичными, доказательными, это право студента. При разработке понятийного аппарата использовались обширная искусствоведческая литература, энциклопедические и специальные лингвистические словари, пособия по литературоведению и музыковедению, традиционная трактовка и индивидуальный опыт автора пособия.

Искусство – вторая реальность, сознаваемая человеком на основе первой реальности – природного мира. Это специфическая форма индивидуального и общественного сознания как познания, осмысления и отражения мира в художественных образах; вид деятельности по созданию художественных образов; произведения, обладающие художественной образностью и эстетической ценностью; совершенное мастерство в какой-либо области деятельности. То есть искусство – это явление, творческий процесс, предмет, мастерство, создание человеком искусственного предметно-средового мира – второй действительность.

Художественное произведение – это совокупность материально- духовных ценностей, в основе которых лежит целостный художественный образ, представляющий собой единство содержательно-формальных компонентов, обусловленных функцией данного произведения (его назначением), отвечающей на ту или иную потребность, самого творца, отдельного человека, группы людей или общества в целом.Отличие художественного произведения от утилитарно-ремесленной вещи заключается в его эстетических качествах и оригинальных свойствах, позволяющих говорить о типичности или уникальности данного артефакта. Понятие художественного образа неразрывно связанно с художественным произведением, именно ради того или иного художественного образа создаётся художественное произведение.

Художественный образ – это совокупность впечатлений, переживаний, эмоциональных состояний человека при общении с произведениями искусства как материальными носителями замысла художника. Художественный образ, очевидно, можно определить как воспринимаемую органами чувств целостность произведения, данную в чувственно-эмоциональных ощущениях и переживаниях и сопереживания реципиента (наблюдателя, зрителя) творцу. Следует различать в художественном образе правду исторического факта и истинность художественного вымысла, которые находятся в очень непростых отношениях. Например, в картине В. Сурикова «Утро стрелецкой казни» на дальнем плане высятся виселицы с казнёнными стрельцами, но по историческому факту казнь бунтовщиков происходила не на Красной площади, а в Александровской слободе, что нисколько не умоляет той исторической проницательности и правды, с которой художник раскрыл суть процесса русской истории. Один из современных писателей как-то сказал, что, правда – это реальность, а истина – суть правды. Для понимания специфики искусства и художественного образа эти слова как нельзя лучше подходят.

К основным свойствам художественного образа относятся общие для всех искусств характеристики: обобщённость, типичность, индивидуализация, новизна, современность и другие.

С художественным образом связано в искусстве понятие художественного метода как совокупности идеологических установок, принципов, закономерностей, специфических способов, художественно-выразительных средств и стилистических приёмов преображения натурных впечатлений и знаний о действительности в художественное произведение.

Художественный образ, воплощённый в том каком либо материале, обусловлен тем или иным назначением предмета искусства, его функцией. Изучению функций в искусстве посвящены труды многих искусствоведов, литературоведов и учёных, занимающихся проблемами эстетики.

Основные функции искусства:

1. Познавательная функция. – Образовательная. Познавательно-просветительская, воспитательная, обучающая и развивающая функция и её определение возможностями искусства в специфической образной форме воспринимать и отражать окружающий мир, вести познание, обучение, воспитание и развитие общества, отдельной личности особыми художественными средствами. Потребности педагогического характера и необходимость развития личности.

2. Историческая. – Коммуникативно-информативная функция, знаковая или семиотическая, её суть: оставлять знаки, сообщать о принадлежности, передавать информацию, знания. Потребности людей во взаимодействии, связях, прогнозах. Связь со способностью человека, средствами искусства получать, хранить и передавать информацию через художественные образы.

3. Социально-регулятивная функция и её связь с социальным статусом и социальной иерархией, с делением искусства на народное (традиционное) искусство, элитарное и массовое, определяется различием потребностей классового или группового характера, культурой общества и спецификой цивилизации. Сословное, народное, возрастное искусство.

4. Ценностно-ориентационная или аксиологическая функция. Идеологическая функция. Её связь с тем, что в образной форме искусство всегда, так или иначе, даёт оценку явлению, герою и выражает отношение времени к пониманию проблем добра и зла. Мировоззренческая функция.

5. Психо-релаксативная или психотерапевтическая функция и состоянием психики общества и личности, культурой чувств, и способностью искусства положительно (или отрицательно) воздействовать на человека, общество, снимать стресс, вселять надежду, улучшать настроение, связана с потребностями гармонизации психики.

6. Творческая или эвристическая, креативная функция искусства. Способность стимулировать творческую активность в человеке.

7. Эстетическая функция её связь с философией осмысления действительности, культурой восприятия окружающего мира и произведений искусства, с переживаниями драматического или трагического характера, с катарсисом, комичными и юмористическими ситуациями, связана с потребностями в красоте, гармонии, совершенстве, идеале.

8.Прогностическая функция, праведническая, её связь с способностью искусства предугадывать будущее.

9.Гедонистическая функция и её связь с потребностью в наслаждении, с потребностями в удовольствии, комфорте, игре, занимательности.

10.Политическая функция как проводник определенных идей, связанных с той или иной политикой государства, клана, группы людей.

11.Экономическая функция искусства, заложенная в произведениях искусства как вложение капитала и материальные богатства.

12. Декоративная функция, связанная с потребностью в организации предметно-пространственной среды с украшением, то есть декорированием объектов.

Композиция – термин происходит от латинского слова сочинение, составление, связывание. КОМПОЗИЦИЯ как способ создания художественного произведения и произведение как носитель художественного образа, обладает целостностью в единстве содержания и формы, которые обуславливаются функциональным назначением произведения.

Состав композиции как целостного произведения искусства:





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 505 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...