Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Заключение: о неумеренности Россиян



Во всем мире употребляют спиртные напитки – одни больше, другие меньше. В странах, производящих вино, пьют много и с удовольствием, да и в России редкий праздник обходится без застолья. Человек с древнейших времен прибегал к алкоголю, как возбуждающему или успокаивающему средству. Чувствующие себя несчастными ищут облегчения своим страданиям – алкоголь притупляет остроту чувств, дает временное забытье. Может, оттого что и радости, и горя у нас всегда в избытке, то ли по какой другой причине укрепилось мнение, что в России пьют, как нигде в мире, – много. Однако это мнение неверно.

Русский историк, этнограф и публицист И.Г. Прыжов, суждениям которого можно доверять (он был из бедняцкой среды и имел возможность в полной мере постигнуть все негативные проявления русского народного быта), в своем солидном историческом труде «История кабаков в России в связи с историей русского народа» (СПб., 1863 г.) доказывал, что у наших предков такого порока, как пьянство, не было. Питье доставляло веселье, удовольствие – именно этот смысл вкладывал князь Владимир в часто цитируемые теперь слова: «Руси есть веселие пити, не может без того быти».

Около питья сходились люди и решали жизненные вопросы – государственные и личные. Питейный дом (корчма или кабак) становился центром общественной жизни округа. Немыслимо было и представить, чтобы кто-то у себя дома или в питейном дому упивался зельем в одиночку. На миру не только смерть красна – среди людей легче естся и пьется. Собирались вместе – и в дружеской беседе за вином формировалось то, что мы называем общественным мнением и деловой жизнью. Всякое мирское дело начиналось пиром. И шли на пирах ячные и медвяные пития, названия которых сопровождались уважительными эпитетами: брага хмельная, пиво бархатное, меды стоялые, квасы медвяные.

В фольклорных произведениях, летописях, жизнеописаниях знатных людей очень часто упоминаются чаши с хмельными напитками. Илья Муромец похваляется перед идолищем поганым в том, что он «по семи ведер пива выпивает, по семи пудов хлеба кушает». Василий Буслаев, выбирая себе молодцев в дружину, пробует их силу богатырскую: «Ставит чашу посреди двора, мерой чаша та – полтора ведра. Кто эту чашу зелена вина примет одной рукой и выпьет за один дух, тот в моей дружине хороброй»,– вот какое условие ставит он перед желающими стать его дружинниками.

Таких примеров можно привести множество. Везде вино, пиво, мед, квас являлись непременным атрибутом молодецкой силы. На чем основывалось такое поверье? В старой литературе достаточно подробно анализируется эта проблема. И.Г. Прыжов и К.С. Кропоткин (его книга «Исторический очерк производства охмеляющих напитков» вышла в 1889 году) делают практически однозначный вывод: русский народ никогда не был великим выпивохой, хмельные напитки в старину олицетворяли влагу небесную, им приписывалась сила дождя, оживляющего природу, поддерживающего жизнь, стимулирующего рост всего нового, молодого.

«Характер русских пиршеств можно почувствовать в эпитетах, которыми наделяли их при описании: честной пир, пированьице. Нигде не встретите подробностей мрачного характера: ни драк, ни убийств, ни прочих других безобразий пьяного разгула. В первобытных сказаниях вино – дар божий, в позднейших – орудие беса, созданное на пагубу людей. Последняя оценка появилась уже в эпоху возникновения Московского государства, когда вино и в самом деле могло быть бедствием, причиной разорения и несчастий». (Г.М. Карагодин.)

Подробно рассматривает вопрос о появлении пьянства на Руси и дает ему свое объяснение Д.Н. Бородин. До XII века включительно в России не было пьянства. Разрушение бытовых, нравственных и правовых основ, созданных предшествующими поколениями русичей, связано с татаро-монгольским нашествием. Народам будущей России удалось в какой-то мере сохранить свою национальную самобытность, культуру, обычаи и нравы благодаря тому, что кочевые орды не селились в суровых и негостеприимных землях. Полчища татар покинули захваченные территории русских княжеств и возвратились назад в свои азиатские степи, но следы их ужасного погрома оставались долго. Пышный расцвет юго-западной России сменился застоем, распадом всех национальных, культурных и политических основ, способствовал одичанию, криминализации и пьяному разгулу. При таких условиях южная Русь мало-помалу сходит с исторической авансцены, а ее былое могущество постепенно переходит на север страны. Крепнут Владимир, Суздаль, Новгород, Псков и позднее Москва.

Быстрый рост Москвы связывался в народных преданиях с преступлениями и кровью. Придерживались такого же мнения и многие ученые. Филолог и искусствовед Ф.И. Буслаев (1818-1897) писал: «(Москва) всегда пользовалась антинациональными средствами для своего возвышения, опиралась на хитрость, ловкость князей. Она не признавала силы и доблести, чести и справедливости, личного мужества и самопожертвования. Московские князья не брезговали никакими средствами для пополнения казны и эксплуатировали народную слабость к вину, возникшую в период татарского ига, для установления постоянных доходов. Продажа водки переходит в руки правительства, и с этих пор пьянство народное начало постоянно прогрессировать».

Подобные явления характерны не только для российской истории, хотя и возникать они могли по иным обстоятельствам и причинам. В старые времена цивилизованные страны тоже знавали, что такое запой. С XIII века пьянство распространилось по всей Европе. Тому способствовало открытие способа получения из вина чистого этилового спирта. Примерно в XV веке кустарное производство спиртных напитков начало превращаться в промышленное. Резко возросло употребление дистиллированных, крепких напитков. Появились промышленные отрасли, обеспечивающие выпуск больших количеств дешевых алкогольных напитков. Капиталистический способ производства активизировал повсеместное распространение пьянства на всех континентах.

«В Германии XVI век получил красноречивое название – пьяное столетие. Мартин Лютер (1483-1536) писал о том, что вся Германия затуманена пьянством. От потребления на севере Германии пива, а на юге – виноградного вина стон стоял по всей стране. То же следует сказать и об Англии. Не лучше складывалось положение дел в Западной Европе и в последующие столетия». (Г.М. Карагодин.)

Постепенно, с образованием и развитием цивилизованных государств, в этом и многих других регионах мира отрабатывались нормы и законодательные положения, которые не позволяли правительствам и частному капиталу обогащаться за счет эксплуатации традиционной приверженности народа к употреблению веселящих и охмеляющих напитков, естественного стремления народа к увеселительным мероприятиям. В результате гуманной, целенаправленной, рациональной алкогольной политики и пропаганды всего, наиболее целесообразного, что было накоплено в народных традициях и обычаях, был выработан моральный кодекс, осуждающий пьянство как таковое, но не винопотребление вообще. В целом это позволило в цивилизованных странах, при сравнительно большом среднедушевом потреблении алкоголя, избежать серьезных проблем.

Несколько иная ситуация сложилась в России. Мы всегда шли своим путем. Чаще всего – путем непродуманных запретов и ограничений. Но, принудительные меры всегда останутся принудительными, и люди, жаждущие алкоголя, и те, кто стремится использовать эту жажду для наживы, всегда найдут возможность удовлетворить себя.

Россия вступила в средневековье трезвой. В те времена хмельные напитки у нас варились и выкуривались в казенных учреждениях в очень небольших количествах, а люди зажиточные, имевшие на то дозволение, готовили их у себя для домашнего обихода, а не для продажи. В России в коммерческих целях начали производить спирт и водку только в конце XVI века, то есть на два столетия позже, чем начали заниматься этим делом в просвещенной Европе, не говоря уже о Китае. Пьянство, как социальное явление у нас возникло с появлением напитков крепостью выше 30-40%.

Первые питейные заведения появились в царствование Ивана Грозного. Пекся он о доходах казны. Возвратившись в столицу после взятия Казани, повелел построить на Балчуге особый дом, названный по-татарски – кабак, где дозволялось употреблять хлебное вино только опричникам. Это был самый первый кабак на Руси. С легкой руки опричников запила вся Москва. Бойкая торговля водкой со временем превратилась в великий источник доходов, особенно после значительного увеличения производства и удешевления этого зелья. Это было начало насильственного спаивания народа, которое продолжается до наших дней.

С приходом кабаков и откупной системы акцизов стало ухудшаться качество питья, что было связано с необходимостью удешевления стоимости напитков и увеличения объемов их выпуска. Каких только прозвищ не давалось в этой связи в те времена хлебному вину: «пожиже воды», «мутная жижа», «сиволдай», «французская 14 класса», «царская мадера», «чем тебя я огорчил», «подвздошная», «рот дерет, а хмель не берет»... (Г.М. Карагодин)

Но все же на Руси пировали постоянно только богатые люди, знать. Простой народ мог употреблять крепкие спиртные напитки только по престольным праздникам, на свадьбах, похоронах, то есть несколько раз в году. Неграмотные и забитые крестьяне за один раз выпивали много крепких, хмельных, плохих по качеству напитков и сильно пьянели. Отсюда появилось неправильное представление о беспробудном пьянстве на Руси, которое происходило не от какого-то прирожденного пристрастия русских к неумеренному потреблению алкоголя, не от генной предрасположенности, а исключительно от бескультурья, плохого качества напитков, тяжелейших бытовых условий, примитивнейшего уровня государственного устройства.

Сегодня большинство наших соотечественников более чем уверены, что нигде так много не пьют, как у нас в России. Они глубоко ошибаются. Несмотря на то что, действительно, потребление алкоголя на душу населения у нас возрастает, мы все же пока не достигли отметок мировых рекордов. Известно, что многие европейские страны, где условия благоприятствуют виноградарству и виноделию, потребляют на душу населения алкоголя значительно больше, чем в России. Но если ситуация всеобщей анархии, «дикого» рынка, разрушения общечеловеческих ценностей сохранится в нашей стране, то вскоре мы можем оказаться мировым лидером.

Проявления пьянства и алкоголизма являются следствием большого количества причин. Здесь и беспредел рынка, стремящегося бесконтрольной, разнузданной рекламой навязать алкогольную продукцию, и политика государства, которая не должна основываться на получении дохода за счет спаивания народа или на самоустранении в решении такой сложной проблемы, и неустроенность социально-экономической жизни основной части населения. Не последнее место в этом списке занимает качество спиртного. Национальные и личностные черты, конечно, играют определенную роль в этом вопросе, но далеко не главную.

Уже неоднократно цитировавшийся в этой работе известный борец за трезвый образ жизни Ф.Г. Углов в своей книге «Правда и ложь об алкоголе» (М., 1986 г.) писал: «Есть статистические данные фиксирующиеся с 1750 года, согласно которым среднее потребление алкоголя на душу населения в России всегда было самым низким среди крупных стран мира».

Многое говорилось у нас в просветительной литературе недалекого прошлого о причинах пьянства. Делались различные ссылки на алкогольные обычаи и традиции. Но, такие объяснения, по мнению Г.М. Карагодина, не лучше, чем попытка объяснить, что жители России надевают зимой пальто потому, что зимой холодно, а пальто – наиболее надежный и традиционный способ защитить себя от него. Вот и алкоголь, что давно уже не тайна, – тоже средство защиты, и достаточно эффективное, от неприятностей и огорчений, простейший способ снятия физической усталости, причем в условиях России зачастую единственно доступный, к тому же, освященный обычаями и традициями.

Алкоголь иногда и в самом деле, помогает выживать в наших условиях. Естественно, он не оптимальный способ преодоления социальных стрессов, однако без устранения причин этих стрессов в государственном масштабе, бороться с пьянством бесполезно.

Распространенное мнение о неумеренности россиян в винопотреблении, очевидно, основывается также и на том, что в течение последнего столетия у нас принято в основном пить крепкие и чистые водно-спиртовые жидкости, тщательно освобожденные от биологически активных веществ, как полезных, так и вредных, в неразбавленном виде, в то время как, в цивилизованных странах Запада дистиллированные крепкие напитки для уменьшения крепости и повышения безвредности разбавляют соками, водой талого льда, сиропами, употребляя в виде смешанных напитков – коктейлей. Отрицательные эффекты «чистого алкоголя» наиболее ярко проявляются именно среди российского населения.

Алкоголизация страны сегодня, к сожалению, усиливается. Этому в немалой степени способствуют изобилие охмеляющей продукции, в основной своей массе имеющей плохой вкус, малую полезность, низкое качество, а также, неустроенность нашей социально-бытовой жизни и многие другие причины, о которых речь пойдет ниже.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 146 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...