Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Технології – це життєва сила. 4 страница



В другом же хадисе, также передаваемом со слов Абу Хурайры,, сообщается, что пророк,, сказал: - В пятницу на каждой из дверей мечети располагаются ангелы, которые записывают тех, кто является туда первыми, а когда имам усаживается на свое место, они сворачивают свои свитки и приходят послушать слова поминания Аллаха

Все то, что было цитировано нами выше, ясно свидетельствует о том, что ангелы обладают телесными формами, с чем согласны все мусульмане, а не являются некими идеальными силами в отличие от того, на чем настаивают люди, отклонившиеся от пути истинного.

В ЕГО ПИСАНИЯ.

(ПИСАНИЯ) Здесь имеются в виду те священные Писания, которые Всевышний ниспослал Своим посланникам по милости Своей к людям и в качестве руководства для них, чтобы благодаря им они достигли счастья в этом мире и в мире ином

Вера в эти Писания включает в себя четыре составные части: ПЕРВАЯ: вера в то, что эти Писания действительно были ниспосланы Аллахом

ВТОРАЯ: вера в те Писания, названия которых нам известны, например, в Коран, ниспосланный Мухаммаду,, в Тору, ниспосланную Мусе,, в Евангелие, ниспосланное Исе,, и в Псалмы, ниспосланные Дауду,, а также и в те, названий которых мы не знаем

ТРЕТЬЯ: подтверждение истинности сообщений, содержащихся в этих Писаниях, например, истинности сообщаемого в Коране и истинности того, что не было подменено или искажено из предыдущих Писаний

ЧЕТВЕРТАЯ: действия, соответствующие тем их установлениям, которые не были отменены, согласие с этими установлениями и признание их независимо от того, ясен нам их смысл или нет. При этом следует помнить о том, что все предыдущие Писания были отменены Великим Кораном, а Аллах Всевышний сказал: «И Мы ниспослали тебе Писание с истиной для подтверждения истинности того, что было ниспослано из Писания до него, и для наблюдения за этим». Из этого следует, что недопустимо руководствоваться в своих действиях ни одним из установлений, содержащихся в предыдущих Писаниях, за исключением тех, которые являются истинными и подтверждаются Кораном

Вера в Писания приносит много важных плодов, в том числе: 1 – Знание о том, что Аллах Всевышний заботится о Своих рабах, ибо каждому народу Он ниспослал Писание, посредством которого Он ведет людей по пути истинному

2 – Знание о мудрости Аллаха Всевышнего, проявившейся в положениях Его закона, ибо для каждого народа Он устанавливал такие законы, которые соответствовали положению этих людей, как и сказал об этом Аллах Всевышний: «Для каждого из вас Мы установили закон и путь»

3 – Такая вера побуждает людей благодарить Аллаха за Его благодеяния в том, что связано с этим.

В ЕГО ПОСЛАННИКОВ, (ПОСЛАННИКОВ) Под посланниками здесь подразумеваются те люди, которым путем откровения свыше ниспосылается религиозный закон вместе с повелением довести его до сведения людей

Первым из посланников был Нух, а последним – Мухаммад,

Аллах Всевышний сказал: «Мы ведь открыли тебе также, как открыли Мы Нуху и пророкам после него…»

В одном из хадисов о заступничестве, передаваемом со слов Анаса бин Малика,, говорится о том, что пророк,, упоминал о том, что люди придут к Адаму, чтобы он заступился за них, но он принесет им свои извинения и скажет: «Явитесь к Нуху, первому посланнику, которого Аллах направил к людям»

Что же касается Мухаммада,, то о нем Аллах Всевышний сказал так: «Мухаммад не был отцом кого-либо из ваших мужчин, а только – посланником Аллаха и печатью пророков»

И не было такого народа, к которому Аллах Всевышний не направил бы отдельного посланника или пророка, внушив ему, что он должен обновить действующий религиозный закон. Аллах Всевышний сказал: «Мы направили к каждому народу посланника: ‘Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь язычества’». Всевышний также сказал: «Нет ни одного народа, в котором не прошел бы увещеватель». Всевышний также сказал: «Поистине, Мы ниспослали Тору, в которой руководство и свет; судят по ней пророки покорившиеся тех, кто исповедует иудаизм…»

Посланники являлись людьми, сотворенными Аллахом и не обладающими никакими свойствами, присущими лишь Аллаху как Господу и Богу. О Своем пророке Мухаммаде,, являющемся господином посланников и самым великим из них пред Аллахом, Аллах Всевышний сказал так: - Скажи: «Сам я не могу ни принести себе пользу, ни повредить, если того не пожелает Аллах, а если бы я знал сокровенное, то умножил бы для себя благо, и меня не касалось бы зло. Поистине, я – только увещеватель и вестник радости для людей верующих»

Аллах Всевышний также сказал: - Скажи: «Я не могу ни повредить вам, ни вывести на прямой путь». Скажи: «Никто не защитит меня от Аллаха, и никогда не найду я помимо Него убежища!»

Посланникам было не чуждо ничто человеческое, ибо они так же болели, так же умирали и так же нуждались в еде, питье и всем прочем, как и все остальные люди. Так, например, Аллах Всевышний передал, что, характеризуя своего Господа, Ибрахим, да пребудут над ним благословения и мир, сказал: «..который меня кормит и поит, а когда я болею, Он меня исцеляет, и которые меня умертвит, а потом оживит…»

Пророк же,, сказал: «Поистине, я – человек, подобный вам, и я забываю, подобно вам, и если я забуду что-нибудь, напомните мне об этом»

Аллах Всевышний упоминал о поклонении пророков, воздавая им хвалу за это. Так, например, о Нухе,, Всевышний сказал: «…поистине, был он рабом благодарным!». Что же касается Мухаммада,, то о нем Всевышний сказал так: «Благословен тот, который ниспослал различение Своему рабу, чтобы он стал увещателем для миров…»

Вот слова Всевышнего об Ибрахиме, Исхаке и Йа’кубе, да благословит их Аллах и да приветствует: «И вспомни рабов Наших Ибрахима, и Исхака и Йа’куба, творивших благодеяния и обладающих проницательностью. Поистине, Мы очистили их чистыми – памятью об этом жилище, и они ведь у Нас среди избранных, благих»

А об Исе, сыне Марйам,, Всевышний сказал так: «Он – только раб, которому Мы даровали милость и сделали его примером для сынов Исраиля»

Вера в посланников включает в себя четыре составные части: ПЕРВАЯ: вера в то, что послания, которые они приносили с собой, действительно исходили от Аллаха Всевышнего, ибо тот, кто не верует в истинность послания хоть одного из них, не верует и во всех остальных, как сказал об этом Аллах Всевышний: «Народ Нуха счел посланников лжецами». Таким образом, Аллах указал на то, что они посчитали лжецами всех посланников, хотя в то время был всего лишь один посланник, которого они и сочли лжецом. Следуя той же логике, можно сказать, что христиане, которые сочли лжецом Мухаммада,, и не последовали за ним, сочли лжецом также и Христа, сына Марйам, и не последовали за ним, тем более, что он принес им радостную весть о Мухаммаде,, ибо то, что он сообщил им об этом означало лишь то, что он был послан к ним Аллахом, который через его посредство пожелал спасти их от заблуждений и вывести на прямой путь

ВТОРАЯ: вера в тех из них, которых мы знаем по имени, то есть в Мухаммада, Ибрахима, Мусу, Ису и Нуха, да благословит их Аллах и да приветствует, и которые относились к числу посланников, обладавших решимостью. Аллах Всевышний упоминает о них совместно в двух местах Корана

Так, например, Аллах Всевышний сказал: «Вот взяли Мы с пророков завет – и с тебя, и с Нуха, и с Ибрахима, и с Мусы и с Исы, сына Марйам…». Аллах Всевышний также сказал: «Он узаконил для вас в религии то, что завещал Нуху, что открыли Мы тебе и что завещали Мы Ибрахиму, и Мусе и Исе: ‘Придерживайтесь этой религии и не разделяйтесь в ней’»

Но мы верим и во всех тех из них, кого мы не знаем по имени, ибо Аллах Всевышний сказал: «Мы уже посылали посланников и до тебя; о некоторых из них Мы рассказали тебе, о других же не рассказывали»

ТРЕТЬЯ: подтверждение достоверных сообщений о них

ЧЕТВЕРТАЯ: действия, сообразующиеся с религиозным законом, который принес с собой тот, кого Он послал к нам из них, то есть печать пророков Мухаммад,, посланный ко всем людям. Аллах Всевышний сказал: «Но нет, клянусь Господом твоим, не уверуют они до тех пор, пока не сделают тебя судьей в возникающих между ними спорах. Потом не будут твои решения стеснять их, и они подчиняться полностью»

Вера в посланников приносит много важных плодов, в том числе: 1 – Знание о милости Аллаха Всевышнего и той заботе, которую Он проявляет по отношению к Своим рабам, ибо Он направил к ним посланников, чтобы они вывели их на путь Аллаха Всевышнего и разъяснили им, как следует поклоняться Аллаху, так как разум человека не в состоянии познать это самостоятельно

2 – Чувство благодарности по отношению к Всевышнему за эту величайшую милость

3 – Чувство любви к посланникам, да пребудут над ними благословения и мир, и восхваление их достойным образом, ибо они были посланниками Аллаха Всевышнего, поклонялись Ему, донесли до людей Его послания и давали Его рабам добрые наставления

Вместе с тем люди, упорствовавшие в своем неверии, считали посланников лжецами, утверждая, что настоящие посланники Аллах Всевышнего не могут быть людьми. И Аллах Всевышний упоминает об этом, опровергая подобные утверждения Своими словами: - А когда приходило к людям руководство, удерживало их от того, чтобы уверовать, лишь то, что они говорили: «Неужели же направил Аллах человека в качестве посланника?» Скажи: «Если бы обитали на земле ангелы, степенно ходящие, то Мы бы низвели к ним с неба посланником ангела»

Таким образом, Аллах Всевышний показал несостоятельность этого утверждения, указав на то, что поскольку посланник направляется к обитателям земли, которые являются людьми, то и он сам должен быть человеком, а если бы на земле жили ангелы, то Аллах обязательно направил бы к ним такого же ангела в качестве посланника, чтобы он был подобен им. И Аллах Всевышний передал, что люди, считавшие посланников лжецами, говорили: «Вы - только люди, такие же, как и мы, и вы желаете отвратить нас от того, чему поклонялись наши отцы. Приведите же нам явное доказательство!» Говорили им те, кто был послан к ним: «Поистине, мы – только люди, такие же, как и вы, но Аллах оказывает благодеяния тем из Своих рабов, кому пожелает, и мы не может привести вам никакого доказательства, иначе как с дозволения Аллаха».

И В ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ (ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ) То есть день воскресения, когда Аллах оживит людей для расчета и воздаяния

Он был назван так потому, что другой день после него не наступит, и обитатели рая поселятся в своих жилищах, а обитатели огня – в своих

Вера в последний день включает в себя три составные части: ПЕРВАЯ: вера в воскресение, то есть оживление умерших после того, как ангел вострубит в трубу во второй раз, и люди восстанут и направятся к своему господу босыми, нагими и необрезанными, ибо Аллах Всевышний сказал: «…как создали Мы первое творение, так и повторим его в соответствии с Нашим обещанием. Поистине, Мы сделаем!»

Воскресение является бесспорной истиной, на которую указывают Коран, сунна и общее мнение мусульман. Аллах Всевышний сказал: «Потом, поистине, после этого вы умрете, а потом, поистине, в судный день вы будете воскрешены»

Пророк же,, сказал: «В Судный день люди будут воскрешены босыми и необрезанными»

Все мусульмане убеждены в достоверности этого, что сообразуется с замыслом Аллаха, который состоит в том, что Аллах даст людям другую жизнь, и в этой жизни Он воздаст им за выполнение ими того, что Он поручил людям делать через Своих посланников. Аллах Всевышний сказал: «Неужели вы посчитали, что Мы создали вас для забавы и что вы к Нам не будете возвращены?!». Пророк же,, сказал: «Поистине, тот, кто вменил вам в обязанность Коран, обязательно вернет вас к жизни!»

ВТОРАЯ: вера в отчет и воздаяние, то есть вера в то, что раб должен будет давать отчет за свои дела и получит за них соответствующие воздаяние, на что указывают Коран, сунна и общее мнение мусульман

Аллах Всевышний сказал: «Поистине, к Нам их возвращение, а потом Нам предстоит рассчитаться с ними». Аллах Всевышний также сказал: «Совершившему нечто благое воздастся десятикратно, а совершившему нечто дурное воздастся только подобным же, и они не будут обижены». Аллах Всевышний также сказал: «И устроим Мы весы верные для дня воскресения. Не будет обижена душа ни в чем, и даже если будет это весом с пылинку, Мы принесем и его, и достаточно будет Нас для расчетов!»

В одном из хадисов, передаваемых со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщается, что пророк,, сказал: - Поистине, Аллах приблизит к Себе верующего, и покроет его Своей сенью и скажет: «Знаешь ли ты о таком-то грехе? Знаешь ли ты о таком-то грехе?» И он скажет: «Да, о Господь»-, а после того, как Он заставит его сознаться в его грехах, и он увидит, что погиб, Он скажет: «Я покрыл твои грехи в мирской жизни и Я прощаю их тебе сегодня». И Он даст ему книгу с записью его благих дел. Что же касается неверных и лицемеров, то Он обратится к ним через головы тех, кто возводил ложь на своего Господа и скажет: «Разве не лежит проклятие Аллаха на несправедливых?!»

И известно также, что пророк,, сказал: «Поистине, тому, кто задумает совершить нечто благое и совершит это, Аллах запишет от десяти до семисот и более благих дел, тому же, кто задумает совершить нечто дурное и совершит это, Аллах запишет только одно дурное дело»

Все мусульмане сходятся во мнении о том, что расчет и воздаяние являются непреложной истиной, ибо это полностью сообразуется с замыслом Аллаха Всевышнего, который ниспослал людям Писания, направил к ним посланников, вменил Своим рабам в обязанность согласие с тем, что они приносили с собой, и выполнение всего необходимого из этого и обязал их сражаться с теми, кто этому противится, сделав дозволенными для мусульман их жизнь и имущество и разрешив им захватывать жен и детей неверных. А если бы ни расчета, ни воздаяния не было, то все это действительно было бы забавой, но Мудрый Господь не имеет с подобными вещами ничего общего, на что и указал Аллах Всевышний, сказав: «Мы обязательно спросим тех, к кому были посланы, и Мы обязательно спросим посланников и Мы обязательно расскажем им со знанием, ведь не бываем Мы отсутствующими!»

ТРЕТЬЯ: вера в рай и ад, а также в то, что они станут вечным исходом для людей. При этом рай станет обителью блаженства, уготованного Аллахом Всевышним для верующих и богобоязненных, которые уверовали в то, чему Он обязал их верить, и повиновались Аллаху и Его посланнику, сохраняя верность Аллаху и следуя за Его посланником. Из видов блаженства в раю есть то, чего не видели глаза, о чем не слышали уши и чего не могло представить себе сердце человека. Аллах Всевышний сказал: «…воздаяние им у их Господа – сады Адна, гда внизу текут реки, останутся они там навечно. Аллах доволен ими и они довольны Аллахом. Это – для тех, кто боялся своего Господа». Всевышний также сказал: «И не знает душа, что скрыто для них из радующего глаз в награду за то, что они творили»

Что же касается ада, то он станет обителью мучений, уготованной Аллахом Всевышним для неверных и несправедливых, которые не уверовали в Него и ослушались Его пророков, и в этой обители их ждут такие мучения и наказания, что этого невозможно даже представить себе. Аллах Всевышний сказал: «И бойтесь огня, который уготован неверным…». Всевышний также сказал: «Поистине, Мы приготовили для несправедливых огонь, который окружит их будто шатер, а если они станут взывать о спасении, то помогут им водой, подобной расплавленному металлу, которая обожжет лица. Скверное это питье и плохое пристанище!». Всевышний также сказал: «Поистине, Аллах проклял неверных и уготовил для них пламя, в котором они останутся навечно! Не найдут они покровителя и помощника, а в тот день, когда лица их будут повергнуты в огонь, они скажут: ‘О если бы мы повиновались Аллаху и повиновались посланнику!’»

К вере в последний день присоединяется и вера во все то, что произойдет после смерти, например: А – В искушение могилы, когда после погребения покойного станут спрашивать о его Господе, о его религии и его пророке, и при этом каждому из уверовавших Аллах даст возможность ответить твердо, и он скажет: «Господь мой – Аллах, религия моя – ислам, а пророк мой – Мухаммад,». Несправедливых же Аллах введет в заблуждение, и неверный скажет: «Я не знаю»-, а лицемер или сомневающийся скажет: «Я не знаю, я только слышал, как люди говорили что-то и повторял за ними»

Б – В мучения и блаженство, которые ожидают покойных в могилах. Мучения ждут лицемеров и неверных, ибо Аллах Всевышний сказал: «Если бы увидел ты несправедливых, пребывающих в предсмертной агонии, когда ангелы протягивают руки свои: ‘Изведите ваши души, сегодня воздастся вам наказанием унизительным за то, что не истину говорили вы об Аллахе и превозносились над его знамениями!’»

А о роде фараона Всевышний сказал так: - …огонь, в который будут ввергать их утром и вечером, а в тот день, когда наступит час…: «Подвергните род фараона сильнейшему наказанию!»

В одном из хадисов, передаваемых со слов Зайда бин Сабита, сообщается, что пророк,, сказал людям: «Если вы не станете погребать друг друга, я попрошу Аллаха, чтобы Он дал вам услышать то, что происходит, когда покойного подвергают мучениям в могиле, как это слышу я»-, а потому он повернулся к ним лицом и сказал: «Молите Аллаха о защите от мучений огня»-, и они сказали: «Прибегаем к защите Аллаха от мучений огня». Потом он сказал: «Молите Аллаха о защите от мучений могилы»-, и они сказали: «Прибегаем к Аллаху от мучений могилы». Потом он сказал: «Молите Аллаха о защите от явных и тайных искушений»-, и они сказали: «Прибегаем к защите Аллаха от явных и тайных искушений». И, наконец, он сказал: «Молите Аллаха о защите от искушений Антихриста»-, и они сказали: «Прибегаем к защите Аллаха от искушений Антихриста»

Что же касается блаженства пребывания в могиле, то оно уготовано для тех, кто искренне верил, ибо Аллах Всевышний сказал: - Поистине, к тем, которые говорили: «Господь наш – Аллах»-, а потом не отступали от этого, нисходили ангелы: «Не бойтесь, и не печальтесь и радуйтесь раю, обещанному вам!»

Аллах Всевышний также сказал: «А разве не будет так, что когда она дойдет до гортани, и вы будете смотреть, то Мы окажемся ближе к этому, чем вы сами? А разве, если бы не были вы обязаны, то не вернули бы ее обратно, если вы правдивы? Тому же, кто относился к числу приближенных, - покой, аромат и сад благодати»

Аль-Бара бин Азиб,, передал, что о верующем, который даст двум ангелам ответы на их вопросы в своей могиле, пророк,, сказал так: - И тогда раздастся с небес голос: «Правду сказал раб мой, постелите же ему ложе из рая, и оденьте его в одежды из рая и откройте для него врата рая!» И его охватит покой благодать рая, и сделана будет могила его просторной, насколько хватит глаз его

Вера в последний день приносит много важных плодов, в том числе: 1 – Желание и стремление к повиновению Аллаху в надежде на награду Его в этот день

2 – Опасение ослушания и желания ослушания из страха перед наказанием этого дня

3 – Забвение верующим того, что минуло его из мирских благ, ибо забывать об этом ему помогает его надежда на обретение блаженства и награды в мире ином

Неверные отрицали воскресение после смерти, утверждая, что это невозможно, однако подобные утверждения несостоятельны, а о ложности их свидетельствуют шариат, ощущения и разум

Если обратиться к шариату, то указанием на ложность подобных утверждений служат слова Аллаха Всевышнего: - Утверждали те, кто не веровал, что они никогда не будут воскрешены. Скажи: «Да, клянусь Господом моим, вы будете воскрешены, а потом сообщено вам будет о том, что вы совершали, и это для Аллаха легко»

И в этом сходятся все ниспосланные свыше Писания

Если говорить о том, что познается посредством чувств, то Аллах уже в этом мире показал рабам Своим, что воскресение из мертвых возможно, и в суре «Корова» приводится пять примеров этого

ПРИМЕР ПЕРВЫЙ: он касается соплеменников Мусы, которые сказали ему: «О Муса, мы ни за что не поверим тебе, пока не увидим Аллаха открыто!» И после этого Аллах Всевышний сначала умертвил их, а потом воскресил, и об этом говорил Аллах Всевышний, обращаясь к израильтянам: - И вот сказали вы: «О Муса, мы ни за что не поверим тебе, пока не увидим Аллаха открыто!» И поразила вас молния, пока вы смотрели, а потом Мы воскресили вас после вашей смерти, - может быть, вы будете благодарны! ПРИМЕР ВТОРОЙ: он касается того убитого, из-за которого между израильтянами возник спор, и тогда Аллах Всевышний повелел им принести в жертву корову и ударить покойного какой-либо ее частью, чтобы он сообщил им о том, кто убил его, и Аллах Всевышний сказал об этом так: - И вот вы убили душу и вступили в спор о ней, а Аллах выводит наружу то, что вы скрывали. И Мы сказали: «Ударьте его какой-либо ее частью». Так оживляет Аллах мертвых и показывает вам Свои знамения, - может быть, вы уразумеете! ПРИМЕР ТРЕТИЙ: он касается тех тысяч людей, которые оставили свои жилища, спасаясь от смерти, и Аллах Всевышний умертвил их, а потом воскресил, и об этом Он говорит так: - Разве ты не видел тех, кто покинул свои жилища, - а было их тысячи – опасаясь смерти? И сказал им Аллах: «Умрите!»-, а потом Он оживил их. Поистине, Аллах милостив к людям, но люди в большинстве своем неблагодарны! ПРИМЕР ЧЕТВЕРТЫЙ: он связан с рассказом о том, кто проходил мимо разрушенного селения, посчитав невероятным, что Аллах Всевышний может оживить его, и тогда Аллах умертвил его самого на сто лет, а потом оживил его, и об этом Аллах Всевышний говорит так: - Или как тот, кто проходил мимо разрушенного до основания селения и сказал: «Как оживит это Аллах после его смерти?» И Аллах умертвил его на сто лет, а потом воскресил. Сказал Он: «Сколько ты пробыл?» Тот сказал: «Пробыл я день или часть дня». Сказал Он: «Нет, ты пробыл сто лет! И взгляни на свою пищу и питье – оно не испортилось. И взгляни на своего осла, чтобы сделали Мы тебя знамением для людей. И взгляни на эти кости, как Мы их поднимем, а потом облечем их мясом». А когда стало ясно, он сказал: «Я знаю, что Аллах может все»

ПРИМЕР ПЯТЫЙ: он касается рассказа о друге Аллаха Ибрахима, который попросил Аллаха показать ему, как Он оживляет мертвых. И тогда Аллах Всевышний повелел ему умертвить четырех птиц и поместить части их тела на стоявших вокруг горах, а потом позвать их, и тогда части их соединятся и устремятся к Ибрахиму. И об этом Аллах Всевышний говорит так: - И вот сказал Ибрахим: «Господь мой, покажи мне, как Ты оживляешь мертвых». Он сказал: «Разве ты не уверовал?» Он сказал: «Да, но чтобы сердце мое успокоилось». Сказал Он: «Возьми четырех птиц, собери их к себе и разорви, а потом помести на каждой горе по части и позови их: они явятся к тебе стремительно. Поистине, Аллах – Могучий, Мудрый!» Все это – примеры реальных фактов, познаваемых с помощью чувств и свидетельствующих о возможности воскрешения мертвых, а раньше мы уже упоминали о знамениях Аллаха Всевышнего, давшего Исе, сыну Марйам, способность воскрешать мертвых и выводить их из их могил по соизволению Аллаха

Что же касается разума, то он свидетельствует о возможности из мертвых двояко: Во-первых, поистине, Аллах Всевышний является Создателем небес, земли и всего того, что в них обитает, а тот, кто сотворил их в первый раз, может сделать это и снова. Аллах Всевышний сказал: «Он – тот, кто впервые производит творение, а потом повторит его, и это для Него еще легче». Всевышний также сказал: «…как создали Мы первое творение, так Мы его и повторим в соответствии с Нашим обещанием. Поистине, Мы действуем!» Повелевая же дать ответ тем, кто отрицал возможность оживления истлевших костей, Он сказал: - Скажи: «Оживит их тот, кто создал их в первый раз, и Он сведущ о всяком творении…» Во-вторых, и земля бывает мертвой, когда на ней нет ни одного зеленого растения, но после дождя она приходит в движение, и на ней появляется свежая зелень, а из этого можно сделать вывод о том, что тот, кто способен оживить землю после ее смерти, может оживить и покойных. Аллах Всевышний сказал: «К числу знамений Его относится то, что ты видишь землю сухой, а когда Мы ниспосылаем на нее воду, она приходит в движение и разбухает. Поистине, тот, кто оживил ее, конечно, оживит и мертвых. Поистине, Он все может!» Всевышний также сказал: «И низвели Мы с небес воду благословенную и произрастили ею сады, и зерна урожая и пальмы высокие, первые плоды которых располагаются друг над другом, в удел рабам и оживили ею мертвую страну. Таков же будет и исход!» Тем не менее отклонившиеся от пути истинного отрицали, что в могилах людей могут ожидать мучения или блаженство, утверждая, что подобного быть не может, так как это противоречит реальным фактам. При этом они ссылаются на то, что если могилу покойного вскрыть, то мы обнаружим, что он находится в том же положении, как и раньше, а размеры самой могилы не изменились

Однако подобные утверждения являются несостоятельными ни с точки зрения шариата, ни с точки зрения постигаемого с помощью чувств, ни с точки зрения разума

Что касается шариата, то выше мы уже цитировали соответствующие аяты Корана и хадисы, подтверждающие, что в могилах людей ожидают мучения или блаженство, что имеет отношение к вере в последний день

В одном из хадисов сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Однажды пророк,, вышедший за пределы Медины, услышал голоса двух человек, подвергавшихся мучениям в своих могилах». Далее в этом же хадисе сообщается, что пророк,, сказал: «Поистине, один из них не закрывался от собственной мочи, другой же распространял сплетни»

Что касается постигаемого с помощью чувств, то в качестве примера можно указать на то, что во сне человек может увидеть, что он находится в некоем просторном и красивом месте, пребывание в котором доставляет ему наслаждение, или же ему может присниться, что он находится в некоем тесном и безлюдном месте, пребывание в котором заставляет его страдать. Однако когда он просыпается, то видит, что находится в в своей комнате и лежит на своей постели, как и прежде. Но сон является братом смерти, и поэтому Аллах Всевышний назвал его кончиной, сказав: «Аллах приемлет души в момент их смерти и приемлет их во сне, задерживая ту, для которой Он определил смерть, и отпуская другую до названного срока»

Что касается разума, то можно указать на то, что в своих снах спящий видит то, что соответствует действительности. Так, например, он может увидеть пророка,, таким, каким он был, а увидевший его в подобном виде видит его в действительности, и вместе с тем спящий на своей постели остается далеким от того, что он видит. Однако если подобное возможно в мире этом, то почему же это невозможно в мире ином?! 1 – Недопустимо возражать доводам Корана и сунны, выдвигая подобные сомнительные аргументы, ибо если выдвигающий их хорошо поразмыслит над ними, то он поймет их несостоятельность, как сказал об этом поэт: «Сколь много порицающих слово правильное, Беда которых состоит в том, что нет у них правильного понимания!» 2 – Все то, что будет происходит в период между смертью человека и днем воскресения, относится к миру сокровенного и не может быть познано чувствами, в противном случае не было бы никакого смысла верить в скрытое и сокровенное, ибо тогда верующие в сокровенное и отрицающие сокровенное сравнялись бы между собой

3 – Что касается мучений и блаженства могилы, а также размеров могилы, то все это становится известным только самому покойному. Это можно сравнить с положением спящего, ибо если посмотреть на него со стороны, то внешне положение его не изменяется, что бы он ни увидел – нечто просторное и прекрасное или же нечто тесное и безлюдное, так как в любом случае он будет оставаться в той же комнате и на той же постели. Так, например, бывали случаи ниспослания пророку,, откровений в то время, когда он находился среди сподвижников. При этом пророк,, слышал слова откровений, а сподвижники не слышали, и может быть так, что пред ним представал ангел, который говорил ему нечто, но сподвижники не видели этого ангела и не слышали его слов

4 – Поистине, способность людей к постижению ограничена теми возможностями, которыми наделил их Аллах Всевышний, и поэтому они не могут постичь все сущее. В то же время семь небес и земля вместе с теми, кто в них обитает, а также и все остальное, прославляют Аллаха, но услышать эти прославления Аллах Всевышний лишь иногда позволяет тем, кому пожелает, оставаясь скрытым от нас. И об этом Аллах Всевышний говорит так: «Прославляют Его семь небес, и земля и те, кто в них, и нет ничего, что не прославляло бы Его, воздавая Ему хвалу, но вы не понимаете прославления их». То же самое касается шайтанов и джиннов, снующих по земле в разных направлениях. Так, например, известно, что джинны являлись к посланнику Аллаха,, и слушали его чтение, а потом возвращались к своим соплеменникам, но вместе с тем они отделены от нас, и об этом Аллах Всевышний сказал так: «О сыны Адама, не искусит вас шайтан, как извел он ваших прародителей из рая, лишив их одежды, чтобы показать им их срам. Поистине, он и племя его видят вас оттуда, откуда вы не видите их, и, поистине, сделали Мы шайтанов покровителями тех, кто не верует!» Таким образом, если постижению людей все сущее недоступно, то не следует и отрицать того, что имеет отношение к миру сокровенного и чему имеются свои подтверждения.

И ЧТОБЫ ВЕРИЛ ТЫ В ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ, КАК ХОРОШЕЕ, ТАК И ДУРНОЕ. УКАЗАНИЕМ НА ЭТИ ШЕСТЬ СТОЛПОВ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «НЕ В ТОМ БЛАГОЧЕСТИЕ, ЧТОБЫ ВЫ БОРОЩАЛИСЬ ЛИЦАМИ К ВОСТОКУ И ЗАПАДУ, БЛАГОЧЕСТИЕ ПРОЯВЛЯЕТ ТОТ, КТО УВЕРОВАЛ В АЛЛАХА, И В ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ, И В АНГЕЛОВ, И В ПИСАНИЕ И В ПРОРОКОВ». УКАЗАНИЕМ ЖЕ НА ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛУЖАТ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «ПОИСТИНЕ, ВСЯКУЮ ВЕЩЬ СОЗДАЛИ МЫ ПО ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЮ».

(ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ) Предопределением является определение Аллахом Всевышним судьбы всего сущего, основывающееся на Его изначальном знании и сообразующееся с Его мудростью





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 142 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...