Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В. Скотт – создатель жанра исторического романа (на примере произведений). Причины утверждения исторического жанра в эпоху романтизма



Именно с ВС связана одна важная особенность романтизма, которая выделилась в Англии - полемика с классицизмом; обращение к простому народу.

Скотт хотел показать простых людей, потому что именно они представляют собой лицо национальности, а знатных господ и дам вы встретите везде – они всюду одинаковые; народ выражается именно в простых людях.

Лейкисты тоже обратили внимание на особенности народной поэзии; Саути обратился к народным балладам, с этого начинал и ВС (коренной шотландец!).

ВС обратил внимание на те особенности, которые даёт народная фантазия.

Его привлекала средневековая готическая баллада; стремление к таинственному; выпустил книгу вместе с Льюисом («Книга страшных историй»).

Интерес к старине; среди переводов Жуковского есть баллады ВС.

Лирика лейкистов и ВС направлена против классицистов: простота и ясность в противовес тяжести пышности.

Баллада «Замок Смалгольм», а также поэмы «Дева озера», «Мармион» - героическая старина, борьба Шотландии и Англии.

Позиция - протест против классицистических установок - показывают его эссе (например, о Шекспире). Шекспир является идеалом творца, т.к. показал сложность, смешение, загадочность человеческих характеров; ВС увлечён Шекспиром, но с более критической точки зрения.

Обратившись к романам, ВС перестал писать стихи; когда его спросили, почему он это сделал, он ответил: «Потому что появился Байрон». Хотя первые опыты Байрона он, как и лейкситы, встретил отрицательно, потому что каждое произведение первого сборника было подражанием того лучшего, что было в XVIII веке + критика за несовременный вид.

ВС вошёл в историю как создатель исторического жанра.

Не путать (!!) с обращением к истории: оно было и раньше - у Шекспира, Вольтера...и тем не менее их произведения нельзя отнести к историческому жанру. Задача ВС - не просто перенесение идей своего времени на старину, а изображение логики истории, того, что каждая эпоха имеет своё лицо.

Прошла революция, наполеоновские войны, и стала понятна диалектика исторического процесса: то, что казалось светлым, стало тёмным, и наоборот.

=> можно показывать историю в движении, а не метафизически (как у просветителей); исчезают классицистические представления о неизменности.

Как разрешить конфликт столкновения старого и нового? Это стало ясно уже после 1815 года.

Вопрос о роли личности; тема вождя, выдающегося человека, становится очень важной для освещения исторического процесса.

ВС показал историю на примере борьбы.

«Айвенго»: сражение между Ричардом Львиное сердце (сакс) и норманнами; Ричард несёт исторический процесс. Как соединить старое и новое? Завоевание страны - серьёзный исторический этап. Ответ ВС: момент компромисса между двумя фактами исходного старого и прогрессивного, должен быть найден компромисс среди враждующих начал. В отличие от классицизма, решения диктует сама история. ВС впервые показал, что существует исторический прогресс.

«Уэверли, или Шестьдесят лет назад» - первый роман, 1814 год; издан анонимно (следующий роман - тоже анонимный); герой - одиночка, отличается от всех пристрастием к старине, к языческим варварским обычаям, к природе; действие при ганноверской династии, он офицер королевских войск, страстно любит сестру шотландского вождя. Противостояние: Шотландия (самобытность, прошлое) ßà Англия (прогресс).

Проявление романтизма у ВС: действительность – сложное драматичное противоборство, идеал – его решение, компромисс, который находит его герой (носитель индивидуальности).

Названия романов указывают не на внешние обстоятельства (как в XVIII веке – приключения, история, путешествие), а на имя героя, т.к. важна личность (внутренний мир!).

Люди из народа всегда на втором плане, НО без них роман невозможен. Хотя решающая роль – у Личности.

Внутреннее благородство героя – определяющая категория; главенствует субъективное начало.

ВС обращается в истории к моментам острых исторических конфликтов.

Проблема личности - в романах «Пуритане» и «Вудсток» (яркий образ Кромвеля, вождя революции и носителя прогресса).

Вопрос о том, что представляет собой эта личность, которая осуществляет прогресс; как должен быть охарактеризован этот человек. ВС не принимает фанатизм борьбе, это самое страшное для него => важна идея примирения.

Когда появляются фанатики, то они изображены гротескно (Аввакум Многогневный в «Пуританах»), это страшные фигуры.

Важна историческая справедливость (справедлива победа Англии над Шотландией, пуритан над старой верой…).

Принцип исторического романа – не воспроизведение жизни людей прошлых веков в конкретных деталях, а изображение того, как жили, думали и чувствовали люди прошлых веков, почему поступали так, а не иначе под влиянием обстоятельств и политических страстей. Описываются и великие события и мелкие эпизоды из истории нравов ушедших, в отличие от ныне господствующих.

Исключительная живая манера повествования. ВС имел предшественников в романе XVIII века, например, Филдинга и Смоллета; ВС заимствует авантюрность английских романов и наполняет новым содержанием.

Во всех романах есть женские образы, но при этом они второстепенны, не играют роли в решении проблемы (даже в одном из поздних романов «Обручённая» женская история не главная для выражения смысла).

В буржуазном веке - меркантильность подхода к природе. Новый тип романа ставит задачу показать историю как таковую, «прежде» и «теперь».

Белинский говорил, что ВС - это человек, который дал историческое направление всей европейской цивилизации. До ВС исторического направления в литературе не было.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 1120 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...