Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Романтизм как литературное направление, время его появления в разных странах, основные представители в каждой из стран



Просвещение — философия рационализма, разума. Но против этого выступил сентиментализм. Правда он не отрицал разум — он говорил, что разум надо подправить чувством, потому что нельзя игнорировать сердце. Сентиментализм — проявление отдельных сторон человеческой души. В романтизме — «трансцендентальное», чувства романтиков. У романтиков это человек — который может ничего не любить, потому что ничто не соответствует идеалу, то есть чувство даётся как мироощущение. Шеллинг вывел человеческое состояние за пределы мира. Ибо мир — это не только то что видно, но и то что не видно, а то, что можно чувствовать. А что мы чувствуем - в первую очередь противоречивость идеального и реального. Но Шеллинг говорил о единстве идеального и реального. Сюда же натурфилософия, иррациональность — особенность романтизма. Вопрос «почему» остаётся без ответа. Многое в мире нельзя объяснить и прежде всего — человека. У человека всех авторов 18 века поступки мотивированны, человек рационален. У романтика человек иррационален. Шеллинг укоренил понятие об иррациональности мира, которое по ходу 19 века начинает стираться по мере того, как общественные отношения станут более чёткими.

Наполеон как раз в ту эпоху действовавший (в конце революции) воплотил в себе двойственность личности, двойственность оценки людей. Одни считали его героическим защитником революции, другие — жестоким захватчиком; «Мятежной вольности наследник и убийца» (Пушкин «Недвижный страж дремал на царственном пороге…»). И мир внезапно осознал, что человек — это нечто действительно великое, большое. И встал тогда вопрос под влиянием мощной личности Наполеона: сильная натура — хорошо или плохо? И ответа на этот вопрос так и не нашли. Чем более она выдающаяся, тем более она неоднозначна.

Образцами для романтиков стали те, у кого есть двойственность: Шекспир (у которого никогда не было однозначного решения, о героях которого нельзя сказать положительный он или отрицательный; и в его драматичности столкновения человека с миром) и Сервантес «Дон Кихот» (с его недостижимостью идеала, Он Кихот — носитель идеала, которому места нет). Именно на Сервантеса опирается романтизм, говоря о том, что предметом искусства должно быть не только прекрасное, но и безобразное.

Итак, особенности романтизма:

- противоречие между идеалом и действительностью,

- представление об иррациональности мир и человека как самой выразительной части этого мира,

- масштабность человеческой личности.

Меняется романтизм на основе философской. Здесь вспоминаем Гегеля — о том, что всё иррационально, всё двойственно — единство противоположностей, а раз единство, значит, их вроде как бы и нет.

А исторический момент перемен в романтизме — реставрация во Франции. Возникновение священного союза — Меттерних австрийский канцлер и русский император. Цель союза — борьба с революционными проявлениями. Однако по-настоящему глубоко мыслящие люди понимали, что это борьба не с революцией, а с тем, что за нею следует. В частности, появилось ощущение, что после каждой революции появляется Наполеон. И именно для того, чтобы избежать этой угрозы и ещё одного Наполеона — Европа бы просто не пережила этого — и пришло воспитанному в атмосфере Просвещения Меттерниху и выращенному республиканцем Лагарпом Александру I стать противниками того, за что они на самом деле и сами ратовали бы в другой ситуации — противниками революции. И те, кто понимал глубину проблемы, стали понимать и то что старая идеология романтизма, построенная на бинарной оппозиции идеальное-реальное изжила себя, что всё гораздо сложнее. (В качестве примера Д.Л. приводит Пушкина «19 октября», об Александре I: «Простим ему неправые гоненья, Он взял Париж, он основал Лицей»)

Появлялись новые идеалы — идеалы буржуазные. Не те, что в 18 веке были прогрессивными — идеалы равенства, а идея собственности, идея личной корысти, идея разумного подхода к миру — и против этого будет выступать уже поздний романтизм. Это будет в Англии, в Германии, где увидит, что бороться бесполезно и уйдёт со сцены. А вот во Франции романтизм будет всё такой же — и поспособствовала этому вторая буржуазная Революция 1830 года. А в 1848 году в Германии, Франции и Австрии — третья революция. И всему этому во Франции сопутствует романтизм. Потому что это и есть «достижение идеала — разочарование». И то, что это происходит во Франции в действительности обусловливает особую жизнь французскому романтизму во времени.

США. Это страна, которая изначально сложилась как буржуазная, где идеал человека разумного и корыстного обнаружился с самого начала. Но там это было более на реальной почве до того, как американцы познакомились с европейским романтизмом. Родился американский романтизм сам, но развивался под влиянием европейского — это было тоже типологическое сходство, то есть тип человека, который соответствовал действительности и который раскрывался.

(Основные представители, серьёзно? Эм… Ну я просто выпишу из лекций и списка, ладно?)

Англия.

Вордсворт, Кольридж (эти двое — лейкисты, представители Озёрной школы), Вальтер Скотт (1771-1832), Байрон, Перси Шелли.

Германия.

Шиллер, Гёте (Веймарский романтизм); Новалис, Тик, Вакенродер, Шлейермахер (иенский романтизм), Клейст, Шамиссо, Гофман, Эйхендорф, Гейне.

Франция.

Первый этап: Жермена де Сталь, Шатобриан, Констан; второй период: Мюссе, де Виньи, Гюго, Жорж Санд; Ламартин, Сент-Бёв.

США

Ирвинг, Купер, По, Готорн, Мелвилл, Лонгфелло.

Германия – зарождение романтизма – с 90-х голов 18 века (1797-1810 “Лекции об изящной литературе и искусстве” Августа Шлегеля и 1799 роман “Люцинада” Фридриха Шлегеля) – Новалис,(1800 “Гимны к ночи”), Людвиг Тик, Клеменс Брентано (сборник народных песен “Волшебный рог мальчика” 1806-1808 вместе с Людвигом фон Арнимом), Генрих Клейст (комедия “Разбитый кувшин” 1811), Эрнст Теодор Амадей Гофман.

Англия – 1790 (поэма Блейка “Свадьба рая и ада) – Байрон (1812-1818 “Паломничество Чайльд Гарольда”, 1819-1824 “Дон Жуан”), Шелли, Вальтер Скотт (“Айвенго” 1820), Томас Мур, Вильям Вордсворт, Роберт Саути, Томас Пейн, Вильям Блейк, Джон Китс

Франция –1831 год (создание “Собора Парижской Богоматери”) - Гюго (1862 “Отверженные”), Шатобриан, Жорж Санд (для тех, кто все еще не знает – это ЖЕНЩИНА!) (“Консуэло” 1842-1843), Альфонс де Ламартин (не самый великий поэт Франции, но имя стоит запоминания), Альфред де Мюссе

Россия – Жуковский, Баратынский, Козлов, Дельвиг, Рылеев, Кюхельбекер, Одоевский, Батюшков

Америка – Вашингтон Ирвинг («Рип Ван Винкль» 1819), Эдгар По («Маска Красной смерти», «Золотой жук» 1843), Джеймс Фенимор Купер («Последний из магикан» 1826), Герман Мелвилл («Моби Дик, или Белый Кит» 1851), Натаниель Готорн («Великий карбункул»).

Романтизм как художественный метод: конфликт произведения (идеал – действительность); специфика образа героя, субъективный принцип его создания; построение сюжета (статичность действия, фрагментарность), смысл «местного колорита».

Говоря об особенностях романтизма, необходимо выделить общие черты романтических произведений:

· Наличие романтического героя.

· Особенность конфликта: конфликт предыдущего века, проявлялся в борьбе между сословиями, в которой побеждает простой человек (просветительский оптимизм) Теперь оптимизм сменяется пессимистическим тоном.

· Если в 18 веке конфликт был сословным, то тут противопоставление «человек – окружающий мир», личность освобождена от всех законов, она сама себе закон, обладает собственным взглядом, который для неё единственно правильный.

=> человек -семья

=>человек - общество

=>человек - мироздание

=>человек – Бог

Возникает противоречие между идеалом и действительностью, представление об иррациональности мира и человека как самой выразительной части этого мира.

Как результат противостояния «человек- окружающий мир» - одиночество.

· Герой всегда выразитель собственной личности, как ее понимает автор. Характер героя субъективный. Социальный характер конфликта классицизма в романтизме исчезает - идея человеческого равенства уже не открытие; существует конфликт личность - окружающий мир. То есть, происходит:

1) замена сословного конфликта личностным

2) личность рассматривается как яркая индивидуальность

Теперь открыта двойственность; она становится признаком человека; выделение красивого и безобразного в природе невозможна; это противоречивость личности. Вопрос «это положительный или отрицательный герой» не встает. Человек в единстве противоположностей, психологическая сложность

На рубеже 18-19 в. делает серьёзные шаги наука психология. Развивается учение "магнетизм" – бессознательность. В романтизме открывается внутренний мир; он всегда предмет изображения. Окружающий мир тоже появляется, но не как социальный; внутренне ему противостоит человек, он изображается через человеческое восприятие.

· От раннего романтизма (свобода и счастье) к позднему краски сгущаются: герой начинает страдать.

· Геройстатичен (главное отличие от реализма): он не меняется на протяжении времени; она была и в Просвещении, но теперь произведение выглядит иначе, чем просветительское в целом: в 18 веке - он такой, потому что он дворянин, или из третьего сословия, и т. д., а в 19 - он такой, потому что он индивидуален.

· Сюжет теперь носит фрагментарный характер: выхвачены моменты. В 18 в - тоже была фрагментарность, но там автор хотел представить ловкость, смелость, порок и т. д.. Сейчас изображаются наиболее яркие моменты внутренней жизни человека. Сюжетная линия должна теперь лишь помогать представить индивидуальность, определить эмоциональное состояние героя.

· Часто возникает либо попытка представить другую действительность; реальный мир - мир, где торжествует буржуазное начало, разумный человек, либо же обратиться к местному колориту.

· Часто обращение к другой действительности, экзотической; там герой пытается найти соответствие душевному состоянию.

· Романтик обращается часто к старине, идеализируя её как противоположность сегодняшнему. Это протест против повседневности буржуазного характера. Изображение старины приобретает и другой смысл: в это время появляется стремление к изображению исторического; интерес к истории, как и интерес к народу, появляется в ходе всех этих событий. История - это движение, постоянная смена одного другим. Чувство историзма появляется в романтическую эпоху

· Идет борьба с прошлыми направлениями, прежде всего с классицизмом. Борьба носит разный характер; лирика, драма. Писатели-романтики обращаются к доромантическим образцам.

· Каждый жанр теперь несет новую, особую нагрузку. Самый распространенный жанр – лирика, звукопись и музыкальность в ней зачастую передают истинный смысл. Проза позволяет полнее изображать обстановку, которой герой противопоставляется, поэтому она набирает силу. В драматургии ведется особая война против классицизма: связана с переменами в языке литературы, вызванными отчасти с возросшим интересом к народному творчеству. Язык становится простым и образным. В разных странах он возникает по-разному. Лексика становилась менее риторичной, менее возвышенной, более простой, легкой, образной. В какой-то момент для прозаиков встанет вопрос о том, что слово неважно, важно содержание.

· В качестве образца романтизма избрали 2-х, кто творил «неправильно», противоречил классицизму:

1) Шекспир: с его неоднозначностью, драматическим изображением человека

2) Сервантес: описал фигуру, иллюстрирующую неосуществимость идеала. Дон-Кихот – носитель идеала, которому нет места в реальной действительности. Романтизм именно на Сервантеса опирается, когда говорит о том, что предметом искусства должно быть не только прекрасное, но и безобразное.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 747 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...