Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ранний романтизм в Англии: озерная школа. Опровержение классицизма в предисловии к сборнику «Лирические баллады»



В отличие от других стран, Англия – страна капиталистическая, страна дымного города. Страна, где число крестьян-хлебопашцев было небольшим. Крестьянство терялось, его как бы не было. С крестьянством связан идеал, появившийся у англ. романтиков. Есть 3 поэта

· Вордсворт Уильям

· Сэмюэль Кольридж

· Роберт Саути

Все трое связаны общим мироощущением. Они поселяются в области Кэмберленд. Это край, где много озер. Он природно-чистый, для них переселение – демонстрация того, что они признают эту изначальную чистоту. Это озерный край, отсюда их называют озерные романтики (лейкисты). Они являются представителями «Озерной школы».

====================================================================

О Вордсворте см. вопрос 7

Сэмюэль Кольридж:

Так же, как и все, он был увлечен идеями ВФР. Он разделял (единственный из 3-х) взгляды Годвина. Отклики его на революцию были разными: у него есть ода, которая называется «Падение Бастилии». Там есть мысли о том, что Англия может последовать примеру Франции, идея победы добра подается как некий закон мироздания (добро должно восторжествовать – «Британия, тебя твой долг зовет, //Ты будешь всех свободней, край родной, // Прекрасней и мудрей всех под луной»). Затем в его творчестве начинаются самого разного рода противоречия. Иначе все выглядит в его трагедии «Падение Робеспьера» (написал совместно с Саути). Во французской революции происходило так, что каждый из ее вождей оказывался недостаточно жестоким и собственно об этом он пишет. Люди, которые будто бы выступают в защиту свободы, названы «похитителями свободы. Якобинцев он называет «новоявленные Бруты». Кто выражает правду?-это хор, но за сценой (безликий хор), он выкрикивает антиякобинские лозунги. Иными словами, это тот самый протест против насилия, который изменил отношение к ВФР.

Если говорить о его творчестве необходимо отметить «Сказание о старом мореходе» (Чавчанидзе надеется, что мы прочтем это). Речь в данном произведении идет о том, как некий старец встречает проходящих мимо трех юношей, спешащих на свадебный пир и останавливает одного из них, чтобы рассказать свою историю: как он убил альбатроса на корабле и как на корабль обрушилось страшное бедствие. Это бедствие изображено как воплощение постоянно присутствующего зла, смерти. Дело в том, что это, как бы толчок для того, чтобы сказать, что смерть рождает смерть и смерть присутствует как факт. Этот человек, который явился причиной гибели, единственный остается в живых и это и есть самое страшное наказание, которое ему пришлось пережить. Появляется призрак жизни-смерти: он жив, но собственно говоря, он уже умер. Кругом трупы, море превращается в гниющее болото, мореход оказывается в замкнутом пространстве. В нем просыпается вера и он взывает к Богу. Только тогда вдруг начинает двигаться вода, двигаться корабль. Суть его сказания, рассказа, напомнить человеку о том, что существует смерть и самое страшное – пережить ее в жизни, оставаясь живым.

· Весь романтизм пессимистичен, by the way

Еще одно мрачное произведение – поэма «Кристабель» (не окончена). Противопоставление 2-х женских образов: доброго (Кристабель) и злого (Джеральдина). Место действия - замок. Тут же страшные демонические существа, которым подчиняется фигура одной из них - Джеральдина. Фабула не закончена. Смысл: присутствие зла.

Чем особенно интересен нам Кольридж? Тем, что у него очень ярко выражен символический характер. Например, в «Кристабели» все детали символической окраски (Серебряный свет лампы и тут же серебряный свет луны, бой часов и как удары крики совы), как будто отдельная замкнутая жизнь вписана в общий страшный закон. Затем, одна эта красавица, у которой под красивой внешностью злое начало (Джерольдина – носительница зла, в отличие от Кристабель). Но зло в ней от того, что она однажды стала жертвой, брошенной на произвол судьбы. Романтизм очень четко ставит вопрос о двойственности человеческой натуры. В этом и заключается такое противопоставление просветительскому: где есть положительное и отрицательное.

Также Кольридж пишет фрагмент «Кубла Хан» (перевел Бальмонт). Некий восточный пейзаж вокруг сказочного дворца и там одинокая исключительная наука. Кубла Хан – деспот, окруженный роскошью, но томящийся, скучающий, одинокий. (У человека есть все и нет ничего, богатый внешний мир подчеркивает опустошенность внутреннего).

Именно Кольридж выступает теоретиком озерной школы. Издает сборники «Лирические баллады». Пишет ко 2му изданию предисловие, которое является такой программой английского романтизма и романтизма вообще. От Вордсворта там только одно – обращение к народу и природе как к атмосфере и предмету творчества. Предмет творчества – простой человек, который и должен быть сегодняшним героем. Что там подчеркивается? – у Вордсворта то, что носит идею смирения, по-своему подчеркивает и Кольридж.

Лейкисты выступили противниками классицизма. Именно в Англии в лирике лучше всего проявился классицизм, поэтому и возник такой протест: отказ от переустройства мира через воспитание (что такое хорошо, что такое плохо). Поэзия, она внушает человеку идею подчинения божественному началу. Эта вера и есть единственная основа существования мира и человека.

Выступая против классицизма, противопоставляют классицистам Шекспира. Ведь именно Шекспир показал сложность и противоречивость человека, неоднозначность ситуации. Шекспир становится совершенно яркой фигурой. Это рассматривается, конечно, как просто теория. Предисловие – теоретическое представление о том, что есть творчество.

+

В “Предисловии” к “Лирическим балладам» впервые в качестве программного утверждения появилось следующее определение поэзии: «Истинная поэзия представляет собой стихийное излияние сильных чувств поэта; она возникает из ярких переживаний, припоминаемых в состоянии покоя…» По Вордсворту, стихи возникают не сами по себе: важную роль в творчестве играют память и созерцание. Это утверждение поэта указывает на его своеобразную близость к медитативной поэзии и даже к поэзии «укрощения чувств», на его принадлежность к традиции, восходящей к Овидию и Петрарке.

+ Чтобы профинансировать совместную поездку в Германию, молодые поэты Кольридж и Вордсворт, жившие рядом в графстве Сомерсет и проводившие много времени в обществе друг друга, условились подготовить и анонимно издать сборник стихов, который стал бы отражением их взглядов на литературу. Название объяснялось тем, что согласно предварительной договорённости Вордсворт должен был писать «лирику» на темы из повседневной жизни, а Кольридж — «баллады» на экзотические сюжеты. По разным причинам последний не закончил запланированные поэмы «Кубла Хан» и «Кристабель». Поскольку в сборник вошли только четыре его стихотворения, «лирическая» (то есть вордсвортовская) составляющая в книге заметно преобладает над «балладной», повествовательной.

Завершает сборник написанная стихийно перед самой публикацией элегия Вордсворта «Тинтернское аббатство», со временем ставшая хрестоматийной. Она вошла в историю английской литературы как «образец чуткого и вдумчивого восприятия природы, в котором пейзаж и лирические эмоции сплетаются в неразрывное целое»[2].

Во второе, значительно расширенное издание 1800 года были включены, помимо прочего, написанные Вордсвортом в Германии стихи о загадочной Люси. На русский язык их переводили Георгий Иванов и Самуил Маршак. Если первое издание не содержало каких-либо указаний на авторство, то второе издание поступило в печать как сочинение Вордсворта

Саути.

На фоне 2-х своих друзей не очень выделяется, его живые стихотворения очень привлекали. (Его перевел и Пушкин – «Как старушка ехала на коне…». Ему близка тематика, культура фольклорной загадочности. Тем не менее, он размышляет на тему истории. Момент краха революции и сказывается на появлении размышлений об истории. Он пишет драму «Уолт Тайлер» (в 14 веке крестьянское восстание в Англии), но, надо заметить, что это позиция протеста против революции, потому что восставшее крестьянство – «зверь, сорвавшийся с цепи». Затем пишет поэму «Жанна д’Арк», где пытается выявить концепцию историю, но она больше напоминает концепцию средневековых легенд: необъяснимую, мистическую. Позже он пишет о паломничестве поэта на Ватерлоо. (Связано с падением Наполеона, появляется образ Веллингтона (грандиозный) – английского полководца.

Озерные романтики – первая реакция английского романтизма, отражающая необъяснимость происходящего, иррациональность. Почему мир таков? – загадка.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 949 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...