Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава III. Терапевтические трансовые техники



I. ЧЕТЫРЕХШАГОВАЯ ТЕХНИКА "СПЯЩЕЙ РУКИ".

Разработана Д. Гриндером и Р. Бэндлером для взрослых и детей - комбинация НЛП и гипноза. В дальнейшем, думаю, не стоит упоминать о шаге 1 - вхождение терапевта в рабочее состояние и шаге 2 - присоединение к клиенту - потому что для нас это стало трюизмом.

Шаг 1. Обращаемся к клиенту: "Вы знаете, что у вас есть спящая рука, которая видит сны?" Когда клиент заинтересуется

Шаг 2. "Какую телепередачу вы больше всего любите?" Пока клиент оценивает визуальную информацию, вы смотрите, в какую сторону движутся его глаза.

Шаг 3. Терапевт поднимает руку клиента С ТОЙ ЖЕ САМОЙ стороны и говорит:

"Я поднимаю Вашу руку и она опустится только тогда, когда Вы посмотрите весь фильм". Клиент смотрит свою любимую передачу.

Шаг 4. Один (или несколько) раз терапевт "останавливает передачу", сказав "А сейчас время для рекламы" и производит любые внушения или иные сообщения.

II. ШЕСТИШАГОВАЯ ТЕХНИКА ПЕРЕФОРМИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИССОЦИАЦИИ И ВИЗУАЛЬНОГО СМЕШИВАНИЯ (РЕФРЕЙМИНГ - Ш)

Разработана и опробована мной. Полученные результаты показывают, что эффективность этой техники по крайней мере не ниже, чем при рефрейминге I (он описан в I - ой части пособия). Показания - те же.

А. Вовк обратил мое внимание на технику "визуального смешивания".

Этот визуальный метод интеграций с использованием визуальных якорей Бэндлер и Гриндер применяли для работы с так называемыми "множественными личностями". Желающих помогать таким личностям отсылаю к их работе "Из лягушек в принцы".

ТЕХНИКА "ВИЗУАЛЬНОГО СМЕШИВАНИЯ" заключается в следующем.

Шаг 1. Идентификация проблемы. Предлагаем клиенту: "Обратись внутрь себя, найди часть личности, ответственную за проблему (или нежелательное поведение) и по левой руке выведи на левую ладонь". Если клиент этого не может сделать, говорите ЧТО-нибудь ЕЩЕ до тех пор, пока он это сделает. "Посмотри на эту часть: как она выглядит?" Если клиент ее не "видит", то - "А как бы она выглядела, если бы ты ее видел?" и т. п. Обычно она похожа на клиента (его возраста или моложе). Реже она может быть похожа на какого-нибудь другого человека (даже быть другого пола) или животное, или выглядеть как какой-нибудь предмет или геометрическое тело, или походить на фантастическую фигуру, или быть абстрактным образом, цветом. комментарии терапевта)бу - бу - бу(направлены на то, чтобы клиент "ПРИНЯЛ" эту часть своей личности (а еще лучше - полюбил ее).

Шаг 2. Идентификация ресурса. "Спроси его (ее), чего ему не хватает, чтобы ему было хорошо... " Когда клиент получил ответ (например, - уверенности, радости, доброты и т. п.): "Найди внутри себя эту часть личности (ресурсную) и по правой руке выведи ее на правую ладонь. Посмотри на нее". (ресурсная часть должна быть по размеру не меньше проблемной, в ином случае после шага 3 нужно будет повторить шаг 2).

Шаг 3. Слияние и интеграция. "Попроси ресурсную часть помочь проблемной (обычно согласие получается сразу), а проблемной части скажи: "сейчас я тебе помогу". После этого добейтесь, чтобы клиент соединил (слил) эти визуальные образы, сдвигая и соединяя руки. Непременно должна произойти интеграция и в кинестетической системе; только тогда изменения будут стабильными. Когда процесс интеграции завершится

Шаг 4. Экологическая проверка. I - ый этап: "Посмотри, что получилось. Тебе нравится эта часть личности?" Если нравится, - "Возьми ее внутрь себя". Если не нравится - перейти на шаг 2: "А чего ей теперь не хватает?" 2 - ой этап: " Обратитесь внутрь себя и спроси, есть ли часть личности, которая возражает (неудовлетворена) против полученного результата". Если такая часть личности есть, повторить работу с ней, начиная с шага 1.

Шаг 5. Если - нет: "Поблагодари все части личности, участвовавшие в работе и подсознание в целом".

Показания для данной техники те же, что и для описанной в части 1 семишаговой техники интеграции якорей и техники взмаха, только если там мы работаем "с картинами", то здесь - "со скульптурами" и последние не привязаны к конкретным событиям в жизни клиента. Предпочтение техники определяет НАМЕРЕНИЕ клиента, как и НАМЕРЕНИЕ терапевта. Я предпочитаю "скульптуры" и, наверное, поэтому они у меня дают более быстрый и красивый результат. Процедура для меня и клиента протекает как приятная увлекательная игра.

РЕФРЕЙМИНГ III

Шаг 1. Определить нежелательное поведение или симптом.

Шаг 2. Войти в контакт с частью, порождающую выделенное поведение. Это делается также, как в технике "визуального смешивания": клиенту предлагается обратиться внутрь себя, найти эту часть и по левой руке "ВЫВЕСТИ ЕЕ НА ЛЕВУЮ ЛАДОНЬ".

Шаг 3. Затем идет диалог с этой частью: - знакомство с ней и принятие ее и ее функции клиентом; - выяснение, что она старается делать для клиента. Если ее намерение кажется нежелательным, отступаем на шаг назад. Так делаем до тех пор, пока выясним позитивное намерение; - просим ее рассмотреть другие варианты достижения той же цели, произвести их экспертную оценку: действительно ли каждый вариант не менее эффективно приводит к той же цели (чем тот, который использует она) и отобрать не менее трех вариантов среди таких эффективных. Сообщить, что варианты будут ей предложены творческой частью.

Шаг 4. "Обратите внутрь себя, найдите творческую часть и по правой руке выведите ее на правую ладонь". Если ее нет, терапевт создает ее. Далее клиент знакомится с ней, выражает ей положительные эмоции (задача терапевта - помочь осознать их) и просит создать несколько способов удовлетворения намерения. Эти способы передавать части, ответственной за нежелательное поведение до тех пор, пока она отберет не менее трех. Попросить творческую часть сообщить эти способы сознанию. Если она не пожелает этого сделать, попросить ее сообщить, когда работа будет закончена. Часть, ответственную за нежелательное поведение, попросить сообщить сознанию, когда она выберет не менее трех способов достижения цели, которые не менее эффективны, чем тот, который она принимает. Если творческая часть не может найти такие способы спросить ее, каких ресурсов ей не хватает. После этого "отсадить" проблемную часть на стул, стол и т. п., обнаружить внутри себя ресурс, необходимый творческой части, вывести эту часть по левой руке на левую ладонь, убедиться, что это тот ресурс, который требуется и провести интеграцию ресурсной части с творческой (как об этом сказано в технике "визуального смешивания", шаг 3). Такое действие надо производить с любой частью, как только будет обнаружено, что ей недостает ресурсов. Убеждаемся, что теперь творческая часть может создавать новые варианты (прямо спрашиваем ее об этом). Если она все равно не готова, снова выясняем, какого теперь ресурса ей не хватает, достаем ресурс и проводим интеграцию. Так повторяем до тех пор, пока творческая часть будет готова к работе. После этого творческую часть "сажаем" на правую ладонь, а часть, ответственную за нежелательное поведение, - на левую ладонь. Возвращаемся к началу шага 4: просим творческую часть создать варианты и т. д..

Шаг 5. Предложите первоначально выделенной части принять новые возможности и взять на себя ответственность за их реализацию в случае необходимости. Сначала спрашиваем ее, согласна ли она, что три (или более) новых возможностей не менее эффективны, чем прежняя. Если - нет, повторяем шаг 4 сначала. Если да, просим сказать согласна ли она принять на себя ответственность за порождение этого нового поведения. Если она не хочет принимать ответственность за порождение нового поведения, спросите ее: а) "может быть ты хочешь, чтобы я, в свою очередь, сделал что - то?" Иными словами, "на каких условиях ты согласишься?" Если такое требование есть, выслушайте его и решите, согласны ли Вы на него. Если согласны, вопрос решен, если не согласны, вступайте в диалог и договаривайтесь; б) "каких ресурсов тебе не хватает для того, чтобы ты смогла взять на себя ответственность?" Узнав о необходимом ресурсе "достаньте" ресурсную часть и проведите интеграцию. Получив согласие, поблагодарите эту часть и спросите, когда она это сделает. Поблагодарите ее за согласие.

Шаг 6. Экологическая проверка. Предложите клиенту обратиться внутрь себя и спросить все части, есть ли кто-нибудь, кто возражает против принятия того решения. Если есть, вернитесь циклически назад к первому шагу и повторите всю работу с этой частью. И так нужно продолжать до тех пор пока не останется никаких возражений. После этого: "Поблагодарите каждую часть за то что она сделала сейчас для Вас". "А потом поблагодарите свое подсознание".

Таким же образом проводится контекстуальное переформирование.

В дальнейшем клиент сможет применять Рефрейминг III самостоятельно.

В С Т А В К А (СТРАНИЦ 7 - 8)

(ПО ТЕКСТУ С 25 СТРАНИЦЫ ПО 30 ВКЛЮЧИТЕЛЬНО)

ПОДУМАЙТЕ ОБ ЭТОМ ХОРОШЕНЬКО И СКАЖИТЕ, ЧТО ЭТО? ОТВЕТ: Я приобрела знания не только для помощи другим, но и для изменения себя. М. СПАРКС: ПОМНИТЕ, ПОМНИТЕ ОБ ЭТОМ ВСЕГДА. Я бы хотел изменить направление беседы. Я бы хотел, чтобы Вы отвлеклись от Вашего собственного опыта в этом упражнении. Чтобы Вы снова стали слушателем, посмотрели на терапевта. И ТЕПЕРЬ Я СКАЖУ ВАМ ЧТО - ТО! Я буду очень ясен. У меня не было никакого представления о том, какое знание Вам откроется в результате этого эксперимента. Но знал наверняка, что все - таки Вы получите какое - то знание из этого опыта. И так же я знал, что какое бы знание Вы не получили - это будет главным для Вас. А теперь скажите мне, разложите все по шагам, как я добился от Вас получения этих знаний, чтобы Вы могли применить это в своей собственной практике.

Шаг 1. Когда Вы работаете с партнером, необходимо поставить ему задачу. Эта задача, которую Вы будете давать своему партнеру, должна быть у Вас в воображении, когда Вы будете в реальной жизни. Давайте такие задачи, чтобы у людей был какой-нибудь ФИЗИЧЕСКИЙ ПРЕДМЕТ. Задача эта должна быть какой - то ЭТИЧНОЙ и эта задача должна быть в рамках закона. Я вот Вам предложил раздать пять роз людям, с которыми Вы работаете. Когда Вы пойдете на работу в следующий раз, я бы хотел, ЧТОБЫ ВЫ НАДЕЛИ ТОЛЬКО ОДИН БОТИНОК, А ДРУГОЙ ДЕРЖАЛИ В РУКЕ ВСЕ ВРЕМЯ, ПОКА ВЫ БУДЕТЕ ИДТИ НА РАБОТУ. Я хотел бы, чтобы Вы хорошенько подумали над этим вопросом. Что я хочу? Какое знание Вы получили бы от того, что у Вас будет один ботинок на ноге, а другой в руке?

Или другой пример. КОГДА ВЫ ПОЙДЕТЕ НА РАБОТУ В следующий раз, я хотел бы, чтобы Вы имели МАЛЕНЬКИЙ МОЛОТОЧЕК В РУКЕ и чтобы ВЫ НОСИЛИ ЕГО С СОБОЙ ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ. Или другая задача. В КОНЦЕ ДНЯ я хочу, чтобы Вы ВЗЯЛИ ДВЕ ЛОЖКИ, СЛОЖИЛИ БЫ ИХ В ВИДЕ КРЫШИ, ПОСМОТРЕЛИ БЫ КАК СОЛНЦЕ ЗАХОДИТ ЗА ГОРИЗОНТ, КАК СОЛНЦЕ ОПУСКАЕТСЯ НИЖЕ УРОВНЯ ЭТИХ ЛОЖЕК. Как Вы думаете, что я хотел, делая этот эксперимент? Я бы хотел услышать от Вас: какие бы Вы задачи могли поставить перед своим партнером. Например, я могу сказать пациенту: ВОЗЬМИТЕ МОЛОДОЕ ДЕРЕВО, ВЫКОПАЙТЕ ЯМУ И ПОСАДИТЕ В НЕЕ ДЕРЕВО. ПОТОМ Я ПОПРОШУ ЧЕЛОВЕКА ВЫКОПАТЬ ДЕРЕВО ОБРАТНО, ВЫКОПАТЬ ДРУГУЮ ЯМУ И СНОВА ПОСАДИТЬ ЕГО. ПОТОМ СНОВА ВЫКОПАТЬ ДЕРЕВО, ХОРОШЕНЬКО ОГЛЯДЕТЬСЯ И СНОВА НАЙТИ МЕСТО И СНОВА ПОСАДИТЬ ДЕРЕВО. Ответьте на вопрос, ЧТО Я ХОТЕЛ, ЧТОБЫ ВЫ УЗНАЛИ из этого эксперимента?

Это очень простая вещь.

Шаг 2. После выполнения поставленной перед пациентом задачи, когда он возвратиться к Вам, Вы должны спросить, как они вы полнили задание. И если они еще его не сделали, отправьте их и скажите, что пока они не выполнят задачу, пусть они не приходят к Вам. Когда они вернуться, спросите, "ЧТО ЖЕ ВЫ УЗНАЛИ ИЗ ЭТОГО ЭКСПЕРИМЕНТА?" И что бы они Вам не сказали, задавайте им встречный вопрос: "А КАК ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ ПРИМЕНИТЬ ЭТО В ВАШЕЙ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ЖИЗНИ?" ДЕЛАЙТЕ ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНОЕ ЛИЦО. Не имеет значения, что они Вам наговорили. ПОБЛАГОДАРИТЕ их за то, что ОНИ ПРИОБРЕЛИ ЭТИ ЗНАНИЯ И ПОЗДРАВЬТЕ ИХ С ТЕМ, ЧТО У НИХ ЕСТЬ ЭТИ ЗНАНИЯ. НО СКАЖИТЕ, ЧТО ЭТО НЕ ТО, ЧТО ВЫ ХОТЕЛИ БЫ, ЧТОБЫ ОНИ УЗНАЛИ. И скажите: ИДИТЕ И ПОДУМАЙТЕ ХОРОШЕНЬКО ЕЩЕ РАЗ. Потом они Вам скажут о том, что им открылось еще. Поинтересуйтесь ЕЩЕ РАЗ, КАК ОНИ ТЕПЕРЬ СОБИРАЮТСЯ ЭТИ ЗНАНИЯ ПРИМЕНЯТЬ В СВОЕЙ ЖИЗНИ и СМОТРИТЕ НА НИХ ВСЕ ВРЕМЯ СЕРЬЕЗНО. ГОВОРИТЕ ОЧЕНЬ СИЛЬНЫМ ГОЛОСОМ. СКАЖИТЕ: "ЗАПОМНИТЕ ЭТО... " И все подумают: "какой мудрый врач... "

Это пример неопределенного задания, которое М. Эриксон дает людям. Он часто использует это в своей практике. Таким же образом он говорил людям, которые приходили к нему. Он просил их подняться на гору Скво. И пока они поднимались на эту гору, к ним конечно же приходило какое - то важное знание. И каждый, кто возвращался к М. Эриксону, действительно приобретал какое - то важное знание. И М. Эриксон будет смотреть на этого человека и очень мудро будет говорить ему: "Запомните это. "... А действительно, только мудрый человек мог создать эту технику.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 243 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...