Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Индостан горами (с), океаном(ю) и джунглями(с-в) отрезан от материка, проникнуть на него можно только с с-з, с территории современного Афганистана. Долины рек Инда и Ганга, мягкий субтропический климат, плодородные почвы способствуют развитию земледелия, но наводнения, ураганы и засухи часто обрекают людей на голод.
Древнейшим населением Индии были племена австралоидной расы, в 7-5 тыс. до н.э. ассимилированные дравидами, создавшими первую индийскую цивилизацию (Индскую – вторая четверть 3 тыс - 17 век), основанную на производящем хозяйстве в долине Инда и Сарасвати. Самоназвание – Мелухха, вероятно. Имели широкие дипломатические и торговые контакты: Аккад, Иран, в основном. Дравиды возводили города, ступенчатая планировка которых говорит о сильном имущественном расслоении; города отличались исключительно высоким уровнем благоустройства и защищенности, в т.ч. самыми совершенными на то время системами водопровода и канализации; вели монументальное строительство, обладали письменностью, знали бронзу. Основа с/х – ирригационное земледелие. Развиваются частнособственнические отношения. Сложился анимистический культ. Развита торговля с государствами Ближнего Востока. Цивилизация дравидов пришла в упадок в 19-18 веках из-за нашествия примитивных племени и экологических изменений.
Деградировавшие дравиды были ассимилированы пришедшими с с-з Индии (современного Афганистана) племенами индоариев, чье культурное влияние оказалось решающим (свидетельство - распространение единообразной культуры серой расписной керамики, принесенной индоариями, в первой трети I тыс. до н. э. от Пенджаба до среднего течения Ганга).
Основным источником по истории этого периода являются веды, поэтому 13-6 века называют «ведийским периодом» Индии, подразделяющимся на ранневедийский (ХШ-Хвв. до н.э.) и поздневедийский (IX-VI вв. до н.э.). Самые ранние части древнейшей из вед— «Ригведы» — восходят еще к эпохе пребывания индоариев на территории Афганистана, большинство же ее гимнов составлено на территории Пенджаба. В XII в. до н.э. арии освоили Индо-Гангское междуречье и верховья Ганга и назвали его Арьявартой – Землей Ариев, а так же «Срединной Землей». К концу ранневедийского периода они населяли уже всю центральную часть Индо-Гангской равнины. Велись непрерывне войны с соседями за скот само слово гавишти (война) означает захват скота. В 7 веке начинаются междоусобные войны между наиболее влиятельными родами, о чем говорится в Махабхарате (война Пандавов Кууравами).
Поздневедийский период был временем сформирования основ древнеиндийской цивилизации и ее исторического самосознания. В эту эпоху составляются многочисленные комментарии к религиозным текстам, складывается эпос, арии расселяются по среднему и нижнему течению Ганга вплоть до Бенгальского залива, ассимилировав аборигенов. Распространилось плужное земледелие и металлургия железа. Обосабливается военная и жреческая знать, полномочия общины сокращаются, идет создание 16 крупных территориальных царств. Сложилась варновая система и представление о происхождении каждой касты из определенной части тела Пуруши: брахманы-уста, кшатрии – руки, вайшьи – бедра, шудры – ступни.
Середина I тыс. до н. э. была временем бурных перемен, начинающих новый, так называемый «буддийский» период истории Индии (V—III вв. до н. э.), т.к. именно на это время приходится жизнь Будды и быстрое распространение его учения. К числу этих перемен относится, прежде всего, широкое распространение железных орудий труда, позволившее распахать новые земли, очистив их от тропических лесов, и проводить масштабную ирригацию, особенно в считавшейся варварской долине Ганга, становящимся ведущим регионом Индии. Главной пищевой культурой здесь был рис. Взлет сельского хозяйства привел росту населения в Северной Индии и росту производительности трудаÞ выделению ремесла и торговли, что привело к масштабной урбанизации. В середине I тыс. до н. э. в Индии начали чеканить монету.
Формируется социальная группа крупных частных собственников, состоящая прежде всего из купцов, ростовщиков и верхушки ремесленных корпораций. Увеличилось количество рабов, но рабство по-прежнему носило домашний патриархальный характер — непосредственно в производстве рабы использовались мало. Увеличение богатств страны привело к росту могущества и ресурсов царей; в североиндийских царствах появляется бюрократический аппарат, служилая знать и регулярное налогообложение. На смену аристократическим дружинам и народным ополчениям приходят большие регулярные наемные армии, содержащиеся казной.
Две другие характерные черты «буддийского периода» — нарушение региональной изоляции Индии и втягивание ее северозападной части в орбиту политики великих ближне- и средневосточных держав, а также нарастающая территориальная интеграция Северной Индии: государства все чаще воюют не за достижение гегемонии над соседними царствами, как ранее, а за прямое включение их в свой состав. Войдя в состав державы Ахеменидов во второй половине VI в. до н. э, Индия стала контактировать с западными странами вплоть до Эгеиды. В 4 в.Индия вышла из состава державы Ахеменидов.
К востоку от пустыни Тар главной силой стала Магадха, добившаяся особого могущества в IV в. до н. э. при низкородной династии Нандов, объединившей под своей властью весь бассейн Ганга и смежные области. Сражения с ней испугался А.Македонский, захвативший в 327-325г. Пенджбад и долину Инда.
Но настоящим объединителем Индии Можно считать Чандрагупта из рода Маурьев, изгнавшего Македонского и объединившего Пенджаб и долину Инда под собственной властью. После он двинулся против Пандов, сверг их, создав державу, Ок. 303 успешно отвоевал у наместника Македонского Камбоджу и Гандхару. Так была создана общеиндийская держава Маурьев с центром в Магадхе.
Далее правили Биндусара (293-264 гг. до н.э.) и Ашока Милый Богам (264-231 гг. до н.э.), присоединившие Декан, покровительствовавшие буддизму с целью примерить интересы разных социальных, религиозных групп и ослабить сепаратизм. Тем не менее империя Маурьев не была централизованной, она делилась на несколько громадных провинций, управлявшихся царевичами-наместниками; Во многих областях непосредственное управление осталось за местными династами и племенными вождями. Под плотным административным контролем царя находился только регион самой Магадхи, но и там его власть не носила вполне деспотического характера, а была существенно ограничена паришадом (советом) — оплотом аристократии. Недостаток централизации привел к быстрому распаду державы Маурьев, периферийные владения которой отложились уже к концу III в. до н.э. На отпавшие от Маурьев страны Восточного Ирана, Гандхару и долину Инда распространял в 206-188 гг. до н. э. свою верховную власть Антиох III Селевкид. Маурьи, сохранившие власть в Магадхе, были в 180 г. до н. э. свергнуты и сменены здесь новой династией Шунгов (180-68гг. до н.э.).
II в. до н. э. —5/4 вв. н. э. рассматриваются как «классическая эпоха» истории Индии, держава Гуптов. В это время сложилась религиозная система индуизма, общинно-кастовый строй и раздробленность полуострова на владения множества противоборствующих мелких династий, борящихся друг с другом и создающих недолговечные державы).
Во II в. до н. э. — III в. н. э. Северная Индия оказывается ареной вторжений различных сил с северо-запада. Первой из них явилась Греко-Бактрия— эллинистическое царство, образованное в III в. до н. э. на территории, отпавшей от Селевкидов, подчинившая Гандхару, Арахосию и смежные области, но уже в 171 г. до н. э. все эти земли к югу от Гиндукуша отделяются от Бактрии под властью одной из группировок греко-бактрийской военной знати и образуют особое Греко-Индийское царство под властью Менандра (ок. 155-130 гг. до н. э.), завоевавшего земли до Аравийского моря и Среднего Ганга. В конце II в. до н. э. Греко-Индийское царство распалось на множество владений, которые за следующие сто лет были полностью уничтожены новой волной завоевателей — саками.
Индо-Сакское царство, было создано сакским вождем Мауэсомок. 70 г. до н. э. с центром в Гандхаре, к концу I в. до н. э. расширилось от Арахосии до Восточного Пенджаба и Нармады, уничтожив последние греко-индийские княжества. Затем из-за слабого контроля над наместниками-сатрапами Индо-Сакское царство существенно ослабело и частично распалось.
Отдельно от индосаков существовало особое сакское княжество в Систаие, к концу II в. до н. э. подчинившееся зерховной власти Парфии. Ок. 25. г. до н. э. оно отложилось от Парфии и во второй четверти I в. н. э. завоевало все индосакские территории. Образовавшееся государство, наиболее знаменитым царем которого был правивший из Таксилы Гондофар (ок. 50 г. п. э.), известно в науке под названием Индо-Парфянского. При его преемниках Индо-Парфянское царство погрузилось в усобицы, сделавшие его легкой добычей кушанов Бактрии под предводительством Куджулы Кадфиза I (ок. 30-79 гг.). В 70-х гг. н. э. Кадфиз захватил большую часть индо-парфянских владений вплоть до устья Инда, а Систан вернулся под верховный контроль парфян. Индо-Парфянское царство перестало существовать. Последующие кушанские правители полностью подчинили Индию, не ликвидировав самостоятельности ее частей, что являлось главной причиной их утраты. Характерной чертой существования всех основанных иноземцами государств на территории Индии в «классическую» эпоху было быстрое усвоение ими индийской культуры.
После освобождения Магадхи от влияния кушан ее в нач. IV в. смогла объединить под своей властью династия Гуптов, основавшая новую великую североиндийскую державу. Царь этой династии Самудрагупта (335-380 гг.) предпринял грандиозные завоевания, уничтожив 24 правителя Северной Индии и Декана. Его походы достигли Гималаев, верхнего Инда и крайнего юга Индии. Области Декана временно признали зависимость от Самудрагупты, но большая часть Северной Индии оказалась довольно прочно объединена вокруг Магадхи.
Сын Самудрагупта Чандрагупта II Викрамадитья (380-41.5 гг.) прославился совершенными в одиночку подвигами, присоединил западные земли, раздвинув пределы державы до Аравийского моря. Время Чандрагупты II считается «золотым веком» индийской истории. Могущество державы Гуптов было уничтожено новым вторжением с северо-запада: ираноязычные кочевники эфтолиты в конце V в. уничтожили державу Гуптов: Пенджаб перешел под их контроль, а Север Индии вновь распался на множество мелких владений, одним из которых до середины VI в. продолжала править династия Гуптов. Эти события условно считаются завершением древней истории Индии.
«Классический период» был временем экономического подъема. Существенно увеличивается объем монетной чеканки, колоссального размаха достигает внешняя торговля (Центральная Азия, Египет и античная Европа, Китаи и Великий шелковы путь, Средиземноморские государства, Юго-Восточная Азия). Однако сельское население было мало вовлечено в товарообмен с городом.
Сельская община оставалась главной ячейкой социума, но внутридеревенская специализация и дифференциация зашла довольно далеко: кроме полноправных общинников-землевладельцев, существовали разные категории зависимых и безземельных работников, статус которых передавался по наследству. Касты города и деревни, профессиональные касты размежевались с замкнулись. Распространялись различные виды государственной(общегосударственные налоги, подати в кормление наместников, храмовые поборы) и частной эксплуатации(кабальное рабства, рабы патриархального типа).
Однажды превратившись в частную собственность, земли могли быть уже перепроданы кому угодно. Однако все такие собственники не посягали на общины и их землевладение, ограничиваясь сбором ренты. Внутри самих общин шло имущественное расслоение. Таким образом, в Индии экономическое развитие к концу древности приводило к развитию отношений частной эксплуатации и появлению крупного частного землевладения.
Дата публикования: 2014-12-30; Прочитано: 335 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!